Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.08.2017 N 10АП-10242/2017 ПО ДЕЛУ N А41-20274/17

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2017 г. по делу N А41-20274/17


Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Инмии А.Р.,
при участии в заседании:
- от Комитета лесного хозяйства Московской области - Иотова Е.В., представитель по доверенности от 24.04.2017;
- от ТУ Росимущества в Московской области - Ремизов В.М., представитель по доверенности от 17.05.2017;
- от Администрации г.о. Котельники МО - не явились, извещены надлежащим образом;
- от ООО "СтройПрогресСервис" - Иноземцева Е.В., представитель по доверенности от 29.12.2016; Погожева С.В., представитель по доверенности от 29.12.2016;
- от Управления Росреестра по Московской области - не явились, извещены надлежащим образом;
- от Муниципального спортивно-оздоровительного автономного учреждения г.о. Котельники Московской области "Спорткомплекс Котельники" - Кудинова А.В., представитель по доверенности от 22.04.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 30.05.2017, принятое судьей Федуловой Л.В. по делу N А41-20274/17
по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
к Администрации городского округа Котельники Московской области Обществу с ограниченной ответственностью "СТРОЙПРОГРЕССЕРВИС"
об истребовании из незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050101:184,
с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Муниципального спортивно-оздоровительного автономного учреждения городского округа Котельники Московской области "Спорткомплекс Котельники",

установил:

Комитет лесного хозяйства Московской области и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области обратились в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации городского округа Котельники Московской области и Обществу с ограниченной ответственностью "СТРОЙПРОГРЕССЕРВИС" со следующими требованиями:
- - истребовать из незаконного владения ответчиков земельный участок с кадастровым номером 50:22:0050101:184 площадью 8 600 кв. м, относящийся к кварталу 20 выделу 7 участкового лесничества Кузьминки (по материалам предыдущего лесоустройства лесной участок числится квартал 20 выдел 3 участкового лесничества Кузьминки);
- - считать решение суда обязательным для исполнения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в части внесения изменений в сведения ЕГРН о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050101:184, расположенного по адресу: Московская область, г. Котельники, 12 км МКАД, уч. 2 (т. 1, л.д. 3 - 5).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Муниципальное спортивно-оздоровительное автономное учреждение городского округа Котельники Московской области "Спорткомплекс Котельники".
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.05.2017 в удовлетворении исковых требований отказано (т. 2, л.д. 91 - 93).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области подали апелляционные жалобы, в которых просят его отменить и удовлетворить исковые требования.
Ответчики представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании представители истцов поддержали доводы заявленных апелляционных жалоб.
Представитель ООО "СтройПрогресСервис" возражала против удовлетворения апелляционных жалоб истцов.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. ст. 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Муниципальное спортивно-оздоровительное автономное учреждение городского округа Котельники Московской области "Спорткомплекс Котельники", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, при патрулировании территории лесного фонда государственным лесным инспектором Московской области Теряевой Н.П. установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0050101:184 проведена вырубка древесно-кустарниковой растительности.
При сопоставлении публичной кадастровой карты с материалами лесоустройства 2015 года выявлен факт наложения границ земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050101:184 на земли лесного фонда квартал 20 выдел 7 участкового лесничества Кузьминки (по материалам предыдущего лесоустройства лесной участок числился как кв. 20 выд. 3 участкового лесничества Кузьминки), площадь наложения составляет 8 600 кв. м (т., л.д. 10 - 12).
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 50:22:0050101:184, категория земель - земли населенных пунктов, площадью 8 600 кв. м, местоположение: Московская область, г. Котельники, 12 км МКАД, уч. 2, был предоставлен на праве аренды Обществу с ограниченной ответственностью "СтройПрогресСервис" на основании договора аренды от 25.12.2008 N 360.
Посчитав, что Администрация городского округа Котельники Московской области незаконно предоставила обществу в аренду указанный земельный участок, относящийся к землям лесного фонда и являющийся собственностью Российской Федерации, истцы обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности истцами факта наложения земель лесного фонда и границ земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050101:184.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с указанным выводом суда первой инстанции.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса РФ).
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон "О государственном кадастре недвижимости").
В силу статьи 1 Закона "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей на момент постановки спорного участка на кадастровый учет, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона "О государственном кадастре недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка.
Из части 7 статьи 38 Закона "О государственном кадастре недвижимости" следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ.
Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона "О государственном кадастре недвижимости" при ведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.
В статье 22 Федерального закона N 221-ФЗ установлен перечень представляемых на кадастровый учет документов, в том числе и межевой план.
Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета (статьи 26, 27 Федерального закона N 221-ФЗ).
В качестве доказательства наложения земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050101:184 на земли лесного фонда истцами в материалы дела представлены справка о пересечении границ земельного участка с землями лесного фонда, подготовленная с использованием системы РГИС Московской области (т. 1, л.д. 13 - 14), а также выкопировка из лесоустроительного планшета N 1 (т. 1, л.д. 23).
Между тем государственная информационная система Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" (РГИС Московской области) была создана на основании постановления Правительства Московской области от 23.10.2012. В соответствии с указанным постановлением РГИС Московской области представляет собой государственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация.
При этом в постановлении Правительства Московской области от 23.10.2012 указано, что Министерству государственного управления, информационных технологий и связи Московской области в срок до 15.12.2012 провести экспертную оценку документов и программ, используемых в рамках планирования, создания и использования РГИС Московской области.
Таким образом, сама программа РГИС Московской области стала внедряться только после принятия указанного постановления Правительства Московской области от 23.10.2012, а сведения в нее в части описания границ лесного фонда стали вноситься в 2013 - 2014 гг. на основании сведений, предоставляемых Комитетом лесного хозяйства Московской области.
В то время как сведения о земельных участках, из которых был образован спорный земельный участок, были внесены в государственный кадастр недвижимости в 2003 году, то есть задолго до введения РГИС Московской области.
Более того, РГИС Московской области функционирует на территории Московской области в соответствии с Законом Московской области от 10.07.2009 N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации", согласно которому государственные информационные системы Московской области создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами, организациями, органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
Следовательно, государственные информационные системы содержат информацию, которая вносится в них на основании сведений, содержащихся в определенных документах.
В данном случае информация о границах земель лесного фонда должна вноситься в РГИС Московской области на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, планах лесных участков, а также лесоустроительной документации.
Таким образом, сами по себе данные, содержащиеся в указанной информационной программе и распечатки из нее, не являются надлежащими доказательствами того, что спорный земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).
Истцами в материалы дела не представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о пересечении границ спорного земельного участка с землями лесного фонда.
Арбитражному апелляционному суду такие доказательства также не представлены.
Из материалов дела следует, что судом первой инстанции сторонам было предложено рассмотреть вопрос о возможности назначения по настоящему делу судебной экспертизы по вопросу о наложении земель лесного фонда и границ земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050101:184.
Однако истцы и ответчики ходатайство о проведении судебной экспертизы не заявили.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах, оценив в совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о недоказанности истцами факта наложения земель лесного фонда и границ земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050101:184.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отказе в иске является правильным.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах истцов, отклонены арбитражным апелляционным судом, поскольку они противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 50:22:0050101:184 сформирован на землях населенных пунктов в соответствии с действующим законодательством, истцы не представили доказательств наложения указанного земельного участка на земли лесного фонда.
Из приобщенной к материалам дела кадастровой выписки на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0050101:184 следует, что спорный участок имеет смежные границы с лесным земельным участком с кадастровым номером 50:22:0000000:96788 (т. 1, л.д. 18 - 20).
Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости (т. 1. л.д. 78-80), участок лесного фонда с КН 50:22:0000000:96788, имеет адрес: Московская область. Люберецкий муниципальный район, Подольское лесничество, Кузьминки участковое лесничество, квартал 15 выделы 1 - 5, 5а, 6 - 11; квартал 19, выделы 1, 3 - 6, 6а, 7, 10 - 18; квартал 20, выделы 1 - 6, 6а, 7, 7а, 76, 8 - 15; квартал 26, выделы 3 - 13, квартал 27, выделы 1, 2, 2а, 3 - 14, 14а, 15 - 19, 19а, 20 - 23; квартал 31, выделы 1 - 11, 11а, 12, площадь участка составляет 2 111 200 кв. метров.
Участок поставлен на кадастровый учет 25.12.2012.
Истцы ссылаются на то обстоятельство, что земельный участок ответчика имеет наложение на выдел 7 квартала 20 Подольского лесничества. Кузьминского участкового лесничества.
В то же время, согласно выписке из ЕГРН в отношении лесного земельного участка с КН 50:22:0000000:96788 (т. 1, л.д. 78 - 80) указанные истцом выделы находятся в пределах границ лесного земельного участка.
Следовательно, истец подразумевает наложение границ земельного участка принадлежащего ответчику с кадастровым номером 50:22:0050101:184 на границы земельного участка лесного фонда с КН 50:22:0000000:96788.
К материалам дела (т. 1, л.д. 108 - 154) приобщено кадастровое дело в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050101:184.
В кадастровом деле имеется решение от 17.06.2008 отдела по Люберецкому району Управления Роснедвижимости по Московской области (т. 1, л.д. 125), из которого следует, что основания для приостановки или отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050101:184 не выявлены, в связи с чем, орган кадастрового учета принимает решение о проведении кадастрового учета земельного участка.
Смежный с указанным, земельный участок из земель лесного фонда с кадастровым номером 50:22:0000000:96788, как указано в выписке из ЕГРН (т. 1, л.д. 78), поставлен на кадастровый учет 25.12.2012.
Сведения о границах лесного участка внесены в кадастр 11.10.2015 кадастровым инженером Корнеевым Ю.П. (т. 1, л.д. 82).
Таким образом, орган кадастрового учета, при постановке на кадастровый учет рассмотрел представленные Комитетом лесного хозяйства Московской области материалы землеустройства и лесоустройства и принял решение о проведении кадастрового учета лесного участка, не выявив при этом пересечения границ с земельным участком с кадастровым номером 50:22:0050101:184 в пределах выдела 7 квартала 20 Подольского лесничества, Кузьминского участкового лесничества.


































































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)