Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.05.2017 N 16АП-5285/2016 ПО ДЕЛУ N А63-6107/2016

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2017 г. по делу N А63-6107/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Филипповой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, дело по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сагандыкова С-М.П. (ОГРНИП 304264236300863, с. Летняя Ставка Туркменского района)
к Министерству имущественных отношений Ставропольского края (ОГРН 1022601949644, г. Ставрополь), Ставропольскому краю в лице Правительства Ставропольского края.
о признании незаконным отказа N 3537 от 25.03.2016 в предоставлении в собственность земельного участка и обязании направить проект договора купли-продажи,
с участием третьего лица: администрации Туркменского муниципального района Ставропольского края (ОГРН 1042600435393, Ставропольский край, Туркменский район, с. Летняя Ставка),
при участии в судебном заседании:
от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сагандыкова С-М.П.: представитель Сачков Р.А. (по доверенности от 24.01.2017),
от Министерства имущественных отношений Ставропольского края: представитель Черкасская Д.А. (по доверенности от 28.06.2016),
от Правительства Ставропольского края: представитель Черкасская Д.А. (по доверенности от 07.03.2017),
в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,

установил:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сагандыков С-М.П. (далее по тексту - глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее по тексту - Министерство) о признании незаконным отказа N 3537 от 25.03.2016 в предоставлении в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 40 га с кадастровым номером 26:09:090310:1, находящегося в собственности Ставропольского края, местоположение относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир: а. Шарахалсун, п. 8 с/о1, к. 5-6, участок находится примерно в 2 км от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Туркменский район, а. Шарахалсун, и обязании направить проект договора купли-продажи из расчета цены выкупа 279 728 руб.
Решением от 11.11.2016 требования удовлетворены. Суд признал незаконным как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации отказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.03.2016 N 3537 об отказе в предоставлении в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения площадью 40 га с кадастровым номером 26:09:090310:1. Суд обязал Министерство имущественных отношений Ставропольского края в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером 26:09:090310:1 в трех экземплярах, подписать их и направить (выдать) для подписания главе крестьянского (фермерского) хозяйства Сагандыкову Султану-Мурату Палатовичу.
Министерство не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит судебный акт отменить, в связи с неполным выяснением судом обстоятельств дела.
Определением от 06.02.2017 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. Одновременно, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен субъект Российской Федерации - Ставропольский край в лице Правительства Ставропольского края.
Заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требования, согласно которым просил суд:
- - признать незаконным как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации отказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.03.2016 N 3537 об отказе в предоставлении в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения площадью 40 га с кадастровым номером 26:09:090310:1;
- - возложить обязанность на Правительство Ставропольского края принять решение о предоставлении в собственность индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Сагандыкову Султану-Мурату Палатовичу арендуемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером 26:09:090310:1, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир: а. Шарахалсун, п. 8 с/о1, к. 5-6, участок находится примерно в 2 км от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Туркменский район, а. Шарахалсун;
- - обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края подготовить в трех экземплярах проект договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером 26:09:090310:1, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир: а. Шарахалсун, п. 8 с/о1, к. 5-6, участок находится примерно в 2 км от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Туркменский район, а. Шарахалсун;
- - обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края подписать проект договора купли-продажи земельного участка с ценой выкупа 279 728 руб. и направить его для подписания в адрес индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сагандыкову Султану-Мурату Палатовичу в течение тридцати дней с момента принятия Правительством Ставропольского края решения о предоставлении земельного участка.
Определением суда от 15.03.2017 уточненные требования приняты к рассмотрению судом апелляционной инстанции, Ставропольский край в лице Правительства Ставропольского края привлечен в качестве заинтересованного лица, судебное заседание назначено на 14 часов 40 минут 19.04.2017.
В своем отзыве Правительство Ставропольского края просило в удовлетворении требований отказать.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 19.04.2017, с учетом мнения сторон, объявлялся перерыв до 26.04.2017 на 14 часов 55 минут, после которого представители сторон озвучили свои правовые позиции по рассматриваемому спору.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, оценив, представленные суду доказательства, выслушав мнение представителей сторон, приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что 05.01.2000 Туркменская районная государственная администрация по договору N 4 передала КФХ "Полис" в лице Сагандыкова Султана-Мурата Палатовича в аренду земельные угодья общей площадью 40 га согласно прилагаемой экспликации земель для выращивания сельскохозяйственной продукции сроком на 5 лет.
Договор надлежащим образом зарегистрирован не был, вместе с тем имеется запись в журнале регистрации договоров администрации района о наличии такого договора.
Постановлением главы Туркменской районной государственной администрации от 26.02.2002 N 67 статус главы КФХ "Полис" приведен в соответствие гражданскому законодательству, глава КФХ "Полис" Сагандыков С-М.П. приобрел статус индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
06.03.2002 между Туркменской районной государственной администрацией и главой КФХ "Полис" Сагандыковым С-М.П. подписан новый договор аренды N 3, в том числе земельного участка с кадастровым номером 26:09090310:0001, площадью 40 га из фонда перераспределения райгосадминистрации на территории СПК "Кучерлинский" сроком на 5 лет.
13.032002 земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 26:09090310:1 с указанием местоположения: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. ориентир: а. Шарахалсун, п. 8с/о1, кл. 5-6, участок находится примерно в 2 км от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Туркменский район, аул Шарахалсун.
06.03.2002 договор N 3 от 06.03.2002 зарегистрирован регистрирующим органом.
Постановлением главы Туркменской районной государственной администрации от 22.06.2004 N 60 утверждены границы земельных участков фонда перераспределения земель Туркменского района.
Согласно перечню от 15.11.2004, утвержденному Министерством имущественных отношений Ставропольского края, земельный участок с кадастровым номером 26:09090310:0001 в границах Туркменского района, СПК "Кучерлинский" вошел в список земель, право собственности, на которые возникло у Ставропольского края.
Право государственной собственности Ставропольского края на вышеназванный земельный участок зарегистрировано 01.03.2005 за номером 26-26-09/002/2005-228 (свидетельство от 01.03.2005 серии 26АА N 015531).
Распоряжением Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 19.11.2008 N 970 главе КФХ предоставлен в аренду с 06.03.2007 сроком на 10 лет земельный участок с кадастровым номером 26:09:090310:1 площадью 40 га, расположенный примерно в 2 км от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Туркменский район, а. Шарахалсун, п. 8 с/о1, кл. 5-6. На основании данного распоряжения между министерством и главой КФХ заключен договор аренды от 25.11.2008 N 18-09 вышеназванного земельного участка.
Срок аренды установлен с 06.03.2007 по 05.03.2017.
Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 06.01.2009 за номером 26-26-09/004/2008-830.
11.02.2016 глава КФХ, до истечения срока аренды земельного участка, обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка.
25.03.2016 Министерством принято решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Считая данный отказ незаконным и нарушающим права главы КФХ в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последний обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением 6 случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи (статья 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 9 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока, указанного договора аренды земельного участка.
Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Названный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов, в частности, в случае подачи заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 или подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, к этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие надлежащее использование такого земельного участка и предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ от 24.07.2002 (далее по тексту - Закон N 101-ФЗ) (пункт 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Из анализа вышеназванных норм следует, что для приобретения в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов необходимо соблюдение двух условий:
- - арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее 3 лет;
- - испрашиваемый земельный участок используется в соответствии с его целевым назначением.
По смыслу положений части 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ обязанность по подтверждению соответствия использования арендуемых земельных участков их назначению, а именно для нужд сельского хозяйства, возлагается на лицо, которое обращается в соответствующий компетентный орган публичной власти с заявлением о приватизации данных участков.
Согласно пункту 9 перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1, в случаях, предусмотренных подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, к заявлению прилагаются документы, подтверждающие использование земельного участка в соответствии с Законом N 101-ФЗ. Кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка либо кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке, выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок, выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем, запрашиваются органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, посредством межведомственного информационного взаимодействия.
Судом принято во внимание, что в качестве доказательств, подтверждающих надлежащее использование земельного участка, заявитель представил: справки Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (от 22.01.2016 N АО-01-04/155 и справки администрации Кучерлинского сельсовета от 28.01.2016 N 8.3/102, согласно которым главой КФХ при использовании земельного участка нарушение земельного законодательства не допускалось, что отражено в акте проверки от 20.01.2016 N 08-15/25/585-АЗ-10, к административной ответственности лицо не привлекалось, земельный участок используется в соответствии с правилами землепользования, вносятся минеральные и органические удобрения, используются средства защиты растений, при обработке почвы предпочтение отдается технологиям, предохраняющим почву от водной и ветровой эрозий.
Кроме того, в материалы дела представлены: справка МЧС России от 09.08.2016 N 6-6-32/411 об отсутствии фактов выжигания стерни и т.п.; справка Ставропольстата от 15.08.2016 N 19-06/12-07 о том, что за период с 2011 по 2015 гг. посевной площади подсолнечника не значилось, как обоснование соблюдения подпункта 10 пункта 2 Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае (постановление Правительства Ставропольского края от 07.09.2010 N 299-п); справка администрации района от 10.08.2016 N 05-25/2650 об использовании земельного участка в соответствии с Законом N 101-ФЗ; акты о проведении сельскохозяйственных работ, согласно которым на спорном земельном участке осуществлялись процедуры по внесению минеральных и органических удобрений, обработке посевов против вредителей и т.п, агрохимические паспорта за 2015-2016 гг., свидетельствующие о наличии мер, предпринимаемых главой КФХ для повышения плодородности почвы, а также многочисленные грамоты за вклад главы КФХ Сагандыкова С.-М.П. в развитие сельского хозяйства в крае.
Из материалов дела также следует, что на дату обращения с заявлением испрашиваемый земельный участок находится в пользовании главы КФХ на основании договора N 18-09. Срок действия договора на момент обращения не истек.
Судом установлено, что испрашиваемый земельный участок сформирован, определен на местности с указанием границ и площади, поставлен на кадастровый учет (данный факт подтверждается кадастровым паспортом от 12.02.2016 N 26/501/16-84814), отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, и имеет вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1).
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 101-ФЗ арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинять вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению земель, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии со статьей 78 Земельного кодекса Российской Федерации и подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Земельный участок предоставлен заявителю для сельскохозяйственного производства. При этом, пунктом 6.4.3 договора N 18-09 на главу КФХ Сагандыкова С-М.П. как арендатора возложена обязанность использовать участки в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием.
По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Представленными в материалы дела документами, подтверждается надлежащее использование спорного земельного участка для целей сельскохозяйственного производства.
В дело не представлены доказательства, свидетельствующие о ненадлежащем использовании спорного земельного участка.
Наличие обстоятельств, свидетельствующих об ограничении в обороте спорного земельного участка, из материалов дела не усматривается.
При этом, Министерство выступает арендодателем по договору аренды спорного земельного участка и является органом государственной власти, поэтому предполагается, что оно со своей стороны в полном объеме реализовывало права арендодателя, закрепленные договором, в частности, право беспрепятственно проводить осмотры земельного участка на предмет соблюдения условий договора, требовать устранения нарушений, связанных с использованием участка, и расторжения договора.
Согласно подпункта 5 пункта 3 статьи 11 Закона Ставропольского края от 12.04.2010 N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", выкупная цена земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретаемых гражданами и юридическими лицами, за исключением специализированных сельскохозяйственных организаций, в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, устанавливается в размере 20% кадастровой стоимости земельных участков по истечении 15 и более лет со дня заключения договора аренды.
Из материалов дела следует, что глава КФХ обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность до истечения срока действия договора аренды от 25.11.2008. С момента заключения данного договора аренды прошло более 3 лет. На дату обращения с заявлением с момента заключения договора аренды от 05.01.2000 прошло более 15 лет, то есть заявитель с согласия собственника, с указанной даты, на законных основаниях, использует спорный земельный участок.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что поскольку заявитель с согласия собственника использует спорный земельный участок более 15 лет, то в силу подпункта 5 пункта 3 статьи 11 Закона края N 21-кз имеет право на выкуп земельного участка в размере 20% от его кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует, что на момент подачи заявления главой крестьянского (фермерского) хозяйства Сагандыкова С-М.П. о выкупе земельного участка, его кадастровая стоимость составляла 1 398 640 руб. (приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края N 1381 от 27.11.2015 "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае"). Следовательно, 20% от кадастровой стоимости земельного участка (1 398 640 руб.) составляет 279 728 руб.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению.
Согласно части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации также установлено, что уполномоченный орган рассматривает заявление о предоставлении земельного участка в срок не более чем тридцать дней со дня поступления такого заявления.
Согласно статье 2 Закона Ставропольского края от 12.04.2010 N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" (далее - Закон N 21-кз), действовавшей на дату обращения общества с заявлением о выкупе земельного участка, а также части 1 статьи 4 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" (далее - Закон N 36-кз) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Ставропольского края, осуществляется правительством края и органами исполнительной власти Ставропольского края в соответствии с их компетенцией.
К числу полномочий правительства края по управлению и распоряжению земельными участками, отнесено, в том числе принятие решения об отчуждении земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края и наделение органа исполнительной власти Ставропольского края правом совершать соответствующие сделки (подпункт 3 части 2 статьи 4 Закона N 36-кз).
В соответствии с вышеизложенным, а также в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в целях восстановления нарушенных прав заявителя, принимая во внимание, что собственником земельного участка является субъект Российской Федерации, руководствуясь подпунктом 3 части 2 статьи 4 Закона N 36-кз, суд считает необходимым возложить обязанность на Правительство Ставропольского края принять решение об отчуждении земельного участка с кадастровым номером 26:09:09:0310:1 в собственность главе КФХ Сагандыкову С-М.П.
Согласно подпункту 1 пункта 9.2 Положения о Министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 06.03.2012 N 137, Министерство организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом, имущественных объектов государственной собственности Ставропольского края, а также земельных участков, или права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края.
В соответствии с пунктом 18 Административного регламента предоставления Министерством имущественных отношений Ставропольского края государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, в аренду, в собственность без проведения торгов", утвержденного приказом министерства от 25.02.2016 N 178, указанная государственная услуга предоставляется Министерством.
Согласно подпункту 4 пункта 22 названного административного регламента результатом предоставления государственной услуги является, при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, в собственность за плату:
- - заключение договора купли-продажи земельного участка в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края;
- - отказ в предоставлении государственной услуги с направлением заявителю уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги с указанием причины отказа.
Таким образом, именно на Министерство, после принятия решения Правительством Ставропольского края об отчуждении земельного участка, должна быть возложена обязанность подготовить и направить заявителю подписанный проект договора купли-продажи, предусматривающий передачу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 26:09:09:0310:1
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы относятся на проигравшую сторону.
Учитывая допущенное судом первой инстанции нарушение процессуальной нормы права при принятии решения, принимая во внимание разъяснения данные в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" N 36 от 28.05.2009, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.11.2016 по делу N А63-6107/2016 применительно к пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.11.2016 по делу N А63-6107/2016 отменить.
Требования удовлетворить.
Признать незаконным как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации отказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.03.2016 N 3537 об отказе в предоставлении в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения площадью 40 га с кадастровым номером 26:09:090310:1.
Обязать Правительство Ставропольского края (ОГРН 1022601978607, ИНН 2634011856) принять решение о предоставлении в собственность индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Сагандыкову Султану-Мурату Палатовичу (ОГРНИП 304264236300863) арендуемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером 26:09:090310:1, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир: а. Шарахалсун, п. 8 с/о1, к. 5-6, участок находится примерно в 2 км от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Туркменский район, а. Шарахалсун.
Обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края (ОГРН 1022601949644, ИНН 2634051351) подготовить в трех экземплярах проект договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером 26:09:090310:1, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир: а. Шарахалсун, п. 8 с/о1, к. 5-6, участок находится примерно в 2 км от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Туркменский район, а. Шарахалсун; подписать проект договора купли-продажи земельного участка с ценой выкупа 279 728 руб. и направить его для подписания в адрес индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сагандыкову Султану-Мурату Палатовичу (ОГРНИП 304264236300863) в течение тридцати дней с момента принятия Правительством Ставропольского края решения о предоставлении земельного участка.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Ставропольского края (ОГРН 1022601949644, г. Ставрополь) в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сагандыкова С-М.П. (ОГРНИП 304264236300863, с. Летняя Ставка Туркменского района) 150 руб. расходов по уплате государственной пошлины по заявленным требованиям.
Взыскать со Ставропольского края, в лице Правительства Ставропольского края, за счет средств казны Ставропольского края в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сагандыкова С-М.П. (ОГРНИП 304264236300863, с. Летняя Ставка Туркменского района) 150 руб. расходов по уплате государственной пошлины по заявленным требованиям.
Возвратить Сагандыкову С-М.П. (ОГРНИП 304264236300863, с. Летняя Ставка Туркменского района) из федерального бюджета 5 700 руб. государственной пошлины, уплаченной по чеку-ордеру N 4999 от 26.05.2016 при подаче заявления в суд.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
О.В.МАРЧЕНКО

Судьи
И.Н.ЕГОРЧЕНКО
Г.В.КАЗАКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)