Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.06.2017 N 07АП-4050/2017 ПО ДЕЛУ N А27-27177/2016

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2017 г. по делу N А27-27177/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2017 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий Колупаева Л.А., судьи: Кривошеина С.В., Скачкова О.А..
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Горбачевой А.Г.
при участии:
- от заявителя: без участия (извещен);
- от заинтересованного лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
администрации Новокузнецкого муниципального района
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29 марта 2017 года
по делу N А27-27177/2016 (судья Петракова С.Е.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания", г. Кемерово (ОГРН 1064205113136, ИНН 4205109750)
к администрации Красулинского сельского поселения (ОГРН 1144252000397, ИНН
4252006329), с. Красулино, Новокузнецкий район
к администрации Новокузнецкого муниципального района (ОГРН 1024202128246, ИНН
4238004496), с. Атаманово, Новокузнецкий район
о признании незаконным решения об отказе в разрешении размещения объекта
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (далее - заявитель, ООО "КЭнК", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным отказа администрации Красулинского сельского поселения в разрешении размещения сооружения с кадастровым номером 42:09:0000000:1356 на земельном участке с кадастровым номером 42:09:2404001:43, изложенного в письме от 30.11.2016 N 5975-16/40. Об обязании администрации Новокузнецкого муниципального района (далее - Администрация, апеллянт) принять решение о разрешении размещения сооружения с кадастровым номером 42:09:0000000:1356 на земельном участке с кадастровым номером 42:09:2404001:43, по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий район, с. Жерново.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 29 марта 2017 г. заявленное требование удовлетворено, признан незаконным отказ администрации Красулинского сельского поселения в разрешении размещения объекта - сооружения с кадастровым номером 42:09:0000000:1356, на земельном участке с кадастровым номером 42:09:2404001:43, по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий район, с. Жерново, изложенный в письме от 30.11.2016 N 5975-16/40. Суд обязал администрацию Новокузнецкого муниципального района (ОГРН 1024202128246, ИНН 4238004496), с. Атаманово, Новокузнецкий район принять решение о разрешении размещения сооружения с кадастровым номером 42:09:0000000:1356 на земельном участке с кадастровым номером 42:09:2404001:43, по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий район, с. Жерново.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обосновании доводов апелляционной жалобы Администрация указывает, что спорное сооружение принадлежит истцу на праве собственности, а земельные участки, на которых расположены здания и сооружения, предоставляются собственникам этих зданий и сооружений в собственность за выкуп, либо в долгосрочную аренду на основании статей 39.3, 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
ООО "КЭнК" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Кемеровской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 31.10.2016 ООО "КЭнК" обратилось в Администрацию Красулинского сельского поселения с заявлением от 29.09.2016 N 03-07/5142 о разрешении размещения объекта, согласно которому, просило выдать разрешение о размещении объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута на земельный участок с кадастровым номером 42:09:2404001:43, площадью 259 кв. м, местоположение: Кемеровская область, р-н Новокузнецкий, с. Жерново, разрешенное использование: для размещения объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения, предполагаемый срок размещения - 3 года.
Разрешение испрашивалось для размещения линейного объекта - сооружения, кадастровый номер 42:09:0000000:1356 (ВЛ-6 кВ от концевой опоры N 1 ВЛ с п/ст "Восточная" 35/6 кВ до концевой опоры в месте перехода ВЛ на кабельную эстакаду ГПЭС до п/ст. 35/6 кВ "Восточная").
Письмом от 30.11.2016 N 5975-16/40 со ссылкой на то, что объекты уже размещены на испрашиваемом земельном участке, в выдаче разрешения на размещение объекта заявителю отказано. Предложено обратиться в суд за признанием права собственности на сооружение - линию электропередач. Кроме того, в уведомлении указано на наличие у заявителя обязанности по оплате за фактическое пользование спорным земельным участком.
Не согласившись с доводами Администрации Красулинского сельского поселения, заявитель обжаловал отказ в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из незаконности бездействия Администрации по не принятию в установленный законом срок решения о разрешении размещения объекта заявителем без предоставления земельного участка и установления сервитута либо об отказе в разрешении размещения объекта.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц - часть 4 статьи 200 АПК РФ.
В соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, объекты, определенные Правительством Российской Федерации, могут размещаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (пункт 3).
Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 2).
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300, вступившим в силу 01.03.2015, утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня к таким объектам относятся линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Согласно пункту 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Пунктом 1 статьи 4 - 5 Закона Кемеровской области от 12.07.2006 N 98-ОЗ "О градостроительной деятельности" предусмотрено, что получение разрешения на строительство, кроме случаев, установленных статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 17 статьи 51 ГрК РФ), не требуется, в том числе в случаях строительства или реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к электроустановкам напряжением до 20 киловольт включительно (по каждому отдельному объекту капитального строительства), в том числе линий электропередачи (воздушных, кабельных, кабельно-воздушных, одно-, двух- и многоцепных линий электропередачи, комбинированных линий электропередачи, компактных линий электропередачи, отпаек и ответвлений от линий электропередачи).
При таких обстоятельствах, признаются обоснованными выводы суда о соответствии объекта характеристикам, предусмотренным, в том числе законодательством Кемеровской области для объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Доказательств обратного Администрацией в нарушении статьи 65 АПК РФ не представлено.
В соответствии с Положением о порядке и условиях размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденных постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.07.2015 N 213 (далее - Положение), принятым во исполнение пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, установлен перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на размещение объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и виды которых установлено, что размещение объектов осуществляется на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение соответствующими земельными участками (далее - уполномоченный орган).
Решение о разрешении размещения объекта принимается на срок не более трех лет (пункт 3 Положения).
Для размещения объекта заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением о разрешении размещения объекта (далее - заявление). Заявление с приложенными к нему документами подлежит регистрации уполномоченным органом не позднее рабочего дня, следующего за днем его поступления в уполномоченный орган (пункты 4, 7 Положения).
Согласно пункту 8 Положения уполномоченный орган в течение 30 рабочих дней со дня регистрации заявления с приложенными к нему документами принимает решение о разрешении размещения объекта заявителем без предоставления земельного участка и установления сервитута (далее - решение о разрешении размещения объекта) или отказывает в разрешении размещения объекта.
На основании пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции, распространяющей свое действие на спорные правоотношения, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действующей в спорный период) установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Факт регистрации у общества права собственности на линейный объект - сооружение электроэнергетики, протяженностью 4100 м, с кадастровым номером 42:09:0000000:1356 (ВЛ-6 кВ от концевой опоры N 1 ВЛ с п/ст. "Восточная" 35/6 кВ до концевой опоры в месте перехода ВЛ на кабельную эстакаду ГПЭС до п/ст. 35/6 кВ "Восточная"), для рассматриваемых по делу правоотношений значения не имеет, поскольку Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, таких изъятий не содержит.
Довод апелляционной жалобы о том, что факт предоставления обществу спорного земельного участка в аренду, является основанием для отказа в выдаче разрешения на размещение линейного объекта, отклоняется апелляционной инстанцией, как необоснованный, поскольку основан на неверном толковании законодательства субъекта.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 9 Положения, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.07.2015 N 213 уполномоченный орган отказывает в разрешении размещения объекта, в том числе если земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды.
Однако судом правомерно учтено, что, что препятствием к получению "разрешения на размещение на земельном участке объекта" является факт предоставления (нахождения) испрашиваемого земельного участка у иного лица (субъекта) на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды.
Довод о неподведомственности данного спора арбитражному суду правомерно отклонен судом, как необоснованный.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должен указать на способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу по существу правильного принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта. Заявитель жалобы не указал, каким именно обстоятельствам суд первой инстанции не дал оценки, не представил новых доказательств в подтверждение своей позиции и на наличие таковых также в жалобе не ссылался.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29 марта 2017 года по делу N А27-27177/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.КОЛУПАЕВА
Судьи
С.В.КРИВОШЕИНА
О.А.СКАЧКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)