Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.11.2017 N 15АП-14711/2017 ПО ДЕЛУ N А32-13077/2017

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 ноября 2017 г. N 15АП-14711/2017

Дело N А32-13077/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткалич М.А.,
при участии:
от третьих лиц: от министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края - Кононенко Роман Олегович по доверенности от 10.10.2017,
от государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Курорты Краснодарского края" - Панькова Юлия Михайловна по доверенности от 14.08.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Курорты Краснодарского края", департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.07.2017 по делу N А32-13077/2017 (судья Семушин А.В.),
по иску департамента имущественных отношений Краснодарского края (ОГРН 1022301228399/ИНН 2308077553),
к индивидуальному предпринимателю Николаевой Галине Александровне
при участии третьих лиц: Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Курорты Краснодарского края"
об истребовании земельного участка,

установил:

Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - истец) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Николаевой Галине Александровне об истребовании из чужого незаконного владения индивидуального предпринимателя Николаевой Галины Александровны земельный участок с кадастровым номером 23:08:0000000:196, общей площадью 3932065 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Должанский с/о, ст. Должанская, коса Долгая в границах, установленных следующими точками координат:
т.1-46°39'54,02"С 37°45'04,07"В т. 2 46°39'55,80"С 37°45'07,76"В т. 3 46°39'48,30"С 37°45'14,19"В т. 4 46°39'45,49"С 37°45'16,21"В т. 5 46°39'29,30"С 37°45'11,57"В т. 6 46°39'48,5ГС 37°45'08,63"В, Обязать индивидуального предпринимателя Николаеву Галину Александровну привести в состояние пригодное для использования земельный участок с кадастровым номером 23:08:0000000:196, общей площадью 3932065 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район. Должанский с/о, ст. Должанская, коса Долгая, в границах, установленных следующими точками координат:
т.1-46°39'54,02"С 37°45'04,07"В т. 2 46°39'55,80"С 37°45'07,76"В т. 3 46°39'48,30"С 37°45'14,19"В т. 4 46°39'45,49"С 37°45'16,21"В т. 5 46°39'29,30"С 37°45'11,57"В т. 6 46°39'48,5ГС 37°45'08,63"В, путем демонтажа некапитальных строений и сооружений, а именно: 20 шт. деревянных навесов для отдыха граждан и стоянки автотранспорта отдыхающих ориентировочной площадью 320 кв. м, урн под мусор, 3 шт., деревянных туалетов ориентировочной площадью 3 кв. м, 2 шт. раздевалок ориентировочной площадью 2 кв. м, 1 шт. душа ориентировочной площадью 4 кв. м" (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.07.2017 в иске отказано.
Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Курорты Краснодарского края"; Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратились с апелляционными жалобами на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.07.2017.
Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Курорты Краснодарского края" полагает, что мотивировочная часть решения незаконна, поскольку в соответствии с законодательством РФ не имеется оснований для применения понятия ничтожности в рамках рассмотрения предмета по делу N А32-13077/2017.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края в апелляционной жалобе указал, что ответчиком не представлено доказательств правомерности размещения на пляжной территории указанных в исковом заявлении элементов благоустройства. Вывод суда о ничтожности договора от 11.07.2016 N КД-27 необоснованны.
В судебном заседании представители поддержали апелляционные жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Краснодарскому краю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:08:0000000:196 общей площадью 3934165 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Должанский с/о, ст. Должанская, коса Долгая (далее - спорный земельный участок), о чем 21.03.2012 в Едином государственном реестре прав на невидимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 23-23-20/110/2011-141.
Согласно акту обследования государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" от 26.08.2016 N 481 спорного земельного участка установлено, что с 11.07.2016 часть спорного земельного участка площадью 34947 кв. м используется ответчиком.
На момент проверки установлено, что на части спорного земельного участка, осуществляется коммерческая деятельность, связанная с предоставлением отдыхающим гражданам платных услуг для организации автостоянок и других элементов сервиса для отдыха. Земельный участок огорожен песчаной насыпью и въезд на участок осуществляется через пропускной пункт. Капитальное строительство на земельном участке не ведется.
На используемой ответчиком части спорного земельного участка расположены принадлежащие ответчику объекты некапитального строительства, а именно: навесы для авто кемпинга, урны, туалеты, беседки.
Обследование спорного земельного участка проводилось в присутствии ответчика, что подтверждается его подписью в акте обследования.
Акт обследования не содержит записей ответчика о несогласии с указанными в нем сведениями.
Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными названной статьей, либо иными способами, предусмотренными законом.
Земельный участок является собственностью субъекта Российской Федерации - Краснодарского края.
В соответствии с положением "О департаменте имущественных отношений Краснодарского края", утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345, департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - Департамент) является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в собственности Краснодарского края.
Следовательно, истец обладает полномочиями для предъявления настоящего иска.
В соответствии со ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
Из п. 2 ст. 62 ЗК РФ следует, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, а именно сносу незаконно возведенных сооружений, и освобождению земельного участка.
Согласно п. 2 и 3 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении законодательства.
В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 32 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя ст. 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Иск об истребовании имущества, предъявленный к лицу, в незаконном владении которого это имущество находилось, но у которого оно к моменту рассмотрения дела в суде отсутствует, не может быть удовлетворен.
Виндикационный иск характеризуют четыре признака: наличие у истца права собственности на истребуемую вещь или иного права на обладание вещью; утрата фактического владения вещью; возможность выделить вещь с помощью индивидуальных признаков из однородных вещей; нахождение вещи в чужом незаконном владении ответчика.
В данном случае истец является титульным собственником спорного земельного участка, владение истца земельным участком не прерывалось, нарушения прав собственника связано только с размещением на земельном участке элементов благоустройства и теневых навесов, что непосредственно сопряжено с платным доступом к спорным элементам.
Частью 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации допускается возможность размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 вышеуказанной статьи), перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации.
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300. Данное постановление к вышеуказанной категории объектов относит в том числе следующие виды объектов:
- - элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики);
- - нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для размещения которых не требуется разрешения на строительство;
- - лодочные станции, для размещения которых не требуется разрешения на строительство;
- - объекты, предназначенные для обеспечения безопасности людей на водных объектах, сооружения водно-спасательных станций и постов в береговой и прибрежной защитных полосах водных объектов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 6 июля 2015 года N 627, в случае если размещение объекта планируется на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, уполномоченными органами на принятие решения о заключении (отказе в заключении) договора на размещение объекта, являются органы исполнительной власти Краснодарского края, указанные в пунктах 10 - 15.5 вышеуказанного порядка.
В силу пунктов 5, 15 вышеуказанного порядка, решение о заключении договора на размещение объектов принимается министерством курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, в случае размещения следующих объектов:
1) элементов благоустройства пляжных территорий;
2) нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневых навесов, аэрариев, соляриев, кабинок для переодевания, душевых кабинок, временных павильонов и киосков, туалетов, питьевых фонтанчиков и другого оборудования, в том числе для санитарной очистки территории, пунктов проката инвентаря, медицинских пунктов первой помощи, площадок или полян для пикников, танцевальных, спортивных и детских игровых площадок и городков), для размещения которых не требуется разрешения на строительство;
3) лодочных станций, для размещения которых не требуется разрешения на строительство;
4) объектов, предназначенных для обеспечения безопасности людей на водных объектах, сооружений водно-спасательных станций и постов в береговой и прибрежной защитных полосах водных объектов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство;
5) пунктов проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, велопарковок.
На основании вышеуказанного Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приказом министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края от 17 декабря 2015 года N 232 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Размещение объектов благоустройства на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, в целях организации пляжных территорий без предоставления земельных участков и установления сервитутов" утвержден регламент, предметом которого выступает заключение договора на размещение элементов благоустройства пляжных территорий на землях, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Указанный регламент содержит помимо перечня документов, предоставляемых заявителем, утвержденную форму договора на размещение элементов благоустройства пляжных территорий. Формой договора предусмотрено условие (пункт 8.3), в соответствии с которым в случае, когда Пользователь произвел за счет собственных средств неотделимые улучшения (объекты благоустройства пляжной территории) Участка, такие улучшения переходят в собственность Краснодарского края. Стоимость неотделимых улучшений (объектов благоустройства пляжной территории) возмещению не подлежит. Неотделимыми улучшениями являются улучшения, отделение которых невозможно без нанесения ущерба данным улучшениям, участку (объекты благоустройства пляжной территории, в том числе, проходы, аэрарии, теневые навесы и т.д.) и/или имеющими капитальный характер. Передача данных улучшений оформляется актом приема-передачи неотделимых улучшений (объектов благоустройства пляжной территории).
ГБУ КК "Курорты Краснодарского края" (далее - Учреждение) обратилось в установленном порядке в адрес министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края за предоставлением указанной выше услуги. Результатом оказалось заключение договоров на размещение элементов благоустройства пляжных территорий на земельном участке, находящемся в государственной собственности Краснодарского края, с кадастровым номером 23:08:0000000:196, в том числе и договор на размещение элементов благоустройства пляжных территорий от 14 июня 2016 года N 180/2365.
В соответствии с условиями договора от 14 июня 2016 года N 180/2365, заключенного между Учреждением и министерством курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, Учреждению предоставлено право использования земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, расположенного в границах, установленных точками в системе GPS:
Т.1 46°40'03,31" С 37°44'56,69" В Т.2 46°40'04,70"С37°45'00,28"В Т.З 46° 39'48,30" С 37° 45'14Д9" В Т.4 46°39'29,67"С37.045'26,95"В Т.5 46°39'29,30"С37°45'21,62"В Т.6 46°39'48,51"С37°45'08,63"В для размещения элементов благоустройства пляжной территории водного объекта Азовское море.
Договором от 11 июля 2016 года N КД-27, заключенным между Учреждением и ответчиком, Учреждением уступлены в пользу ответчика свои права и обязанности по договору от 14 июня 2016 года N 180/2365.
В соответствии с пунктом 7.1. договора от 14 июня 2016 года N 180/2365, его срок действия составляет: с момента подписания до 14 ноября 2016 года. Срок действия указанного договора может быть продлен сторонами по обоюдному соглашению, о чем составляется соответствующее дополнительное соглашение.
Дополнительные соглашения, предусматривающие изменение срока действия договора от 14 июня 2016 года N 180/2365, между Учреждением и министерством курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, не заключались. Ввиду изложенного, договор от 14 июня 2016 года N 180/2365 прекратил свое действие с 15 ноября 2016 года.
В соответствии с пунктом 7.1. договора от 11 июля 2016 года N КД-27, его срок действия составляет: со дня подписания до окончания срока действия договора от 14 июня 2016 года N 180/2365.
Ввиду изложенного, договор от 11 июля 2016 года N КД-27, заключенный между Учреждением и ответчиком, также прекратил свое действие с 15 ноября 2016 года.
Пунктом 2 раздела 1 договора от 11 июля 2016 года N КД-27 установлено, что право на размещение элементов благоустройства пляжных территорий на участке не предполагает собой предоставления права на осуществление коммерческой деятельности.
Одним из основных критериев предоставления земельного участка для благоустройства является схематичное изображение размещения объектов благоустройства пляжной территории, подготовленное в произвольной форме с учетом требований, установленных ГОСТ Р 55698-2013 "Туристские услуги. Услуги пляжей Общие требования", согласованное с органами архитектуры и градостроительства городских округов или городских и сельских поселений.
В материалы дела учреждением представлена информации о том, какая документация и для каких элементов благоустройства была предоставления при получении права на их размещение.
Однако в договоре цессии отсутствует указание о том, что ответчик обязан разместить элементы благоустройства согласно утвержденной схеме.
Какие-либо приложения к договору цессии, свидетельствующие о передаче схемы, также отсутствуют.
Как следует из акта осмотра, представленного истцом, на пляжной территории размещались некапитальные строения - навесы для машин, как устройство автокемпинга.
В материалы дела представлен акт осмотра от 11.07.2017 N 379, проведенный с участием представителей ГКУ КК "Кубаньземконтроль", ответчика и третьих лиц.
Согласно указанному акту осмотра земельный участок не используется Николаевой Г.А.
Также в акте указано, что на земельном участке имеются некапитальные сооружения - деревянные беседки, туалеты, раздевалки, душ.
Однако землепользователь не установлен.
При таких обстоятельствах требования, предъявленные к Николаевой Г.А., не подлежат удовлетворению.
Следует отметить, что право на размещение элементов благоустройства на спорном земельном участке предоставлялось учреждению на основании договора от 14.06.2016 N 180/2365. Условия договора и его правовая природа не позволяют лицу получившее право на размещение элементов благоустройства передавать это право третьим лицам.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами апелляционной жалобы о необходимости исключения из мотивировочной части выводов о ничтожности соглашений. Сделки в установленном законом порядке не оспорены. Основания для их признания недействительными судом апелляционной инстанции не установлены. Суд первой инстанции не указывает, каким именно нормам закона противоречит договор цессии.
Статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяя пределы осуществления гражданских прав, устанавливает, что их осуществление не допускается исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления может отказать лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично.
Доказательств наличия намерения причинить истцу вред, противоправной цели или недобросовестности при осуществлении прав заявителем жалобы в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Согласно абзацу 2 пункта 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Поскольку вывод суда первой инстанции, отраженный в резолютивной части решения, соответствует обстоятельствам дела, которые оценены судом апелляционной инстанции в порядке части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правовых оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.07.2017 по делу N А32-13077/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.ИЛЬИНА

Судьи
И.Н.ГЛАЗУНОВА
Н.Н.МИСНИК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)