Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Дзюбы Д.И., Окуловой Н.О.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "ТОПАЗ" - Тужилова Н.В. доверенность от 25 июля 2017 года,
от заинтересованного лица: Федеральное дорожное агентство - Тыченко В.А. доверенность от 27 декабря 2016 года N 01-33/43067, Борукаев Ч.В. доверенность от 27 декабря 2016 года N 01-33/43061,
от третьих лиц: ГК "Российские автомобильные дороги" - Белоусова И.В. доверенность от 01 февраля 2017 года N Д-17140024,
Администрация г.о. Домодедово МО - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 10 августа 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ТОПАЗ"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 23 января 2017 года,
принятое судьей Дранко Л.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 21 апреля 2017 года,
принятое судьями Каменецким Д.В., Бекетовой И.В., Цымбаренко И.Б.,
по заявлению ООО "ТОПАЗ"
о признании недействительными распоряжений Федерального дорожного агентства
третьи лица: ГК "Российские автомобильные дороги", Администрация г.о. Домодедово МО
установил:
ООО "ТОПАЗ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными:
- - Распоряжения Федерального дорожного агентства (далее - Росавтодор) от 17 июня 2014 года N 1172-р "Об утверждении документации по планировке территории объекта "Строительство Центральной Кольцевой автомобильной дороги (с последующей эксплуатацией на платной основе), Московская область, пусковой комплекс N 1" в части утверждения на "Чертеже межевания территории" образованного земельного участка под номером 7, площадью 810 кв. м, сформированного в границах земельного участка с кадастровым номером 50:28:0110156:132, расположенного по адресу: Московская область, Домодедовский район, в северной части квартала;
- - Распоряжения Федерального дорожного агентства от 30 сентября 2015 года N 1815-р "Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта "Строительство ЦКАД N 1" в части изъятия для нужд Российской Федерации части земельного участка с кадастровым номером 50:28:0110156:132, расположенного по адресу: Московская область, Домодедовский район, в северной части квартала, площадь земельного участка, подлежащего изъятию, 810 кв. м.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 января 2017 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2017 года, в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "ТОПАЗ" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит об их отмене. В обоснование приводит доводы о нарушении порядка опубликования оспариваемых распоряжений, отсутствии схемы расположения изымаемого земельного участка и вклинивания изымаемого земельного участка.
В судебном заседании представитель общества доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
Представители Росавтодора (представлен отзыв), ГК "Российские автомобильные дороги" возражали по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Администрация г.о. Домодедово МО, извещенная о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направила. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лица, не явившегося в судебное заседание.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, ООО "ТОПАЗ" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:28:0110156:132, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: под размещение пионерского лагеря и подъездную автодорогу, площадью 110900 кв. м по адресу: Московская обл., Домодедовский район, в северной части квартала, что подтверждено Свидетельством о государственной регистрации права от 20 октября 2009 года N 298577.
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 17 июня 2014 года N 1172-р утверждена документация по планировке территории объекта "Строительство Центральной Кольцевой автомобильной дороги с последующей эксплуатацией на платной основе".
Распоряжение Федерального дорожного агентства от 30 сентября 2015 года N 1815-р "Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта "Строительство ЦКАД N 1" содержит решение об изъятии в установленном порядке для нужд Российской Федерации части земельного участка с кадастровым номером 50:28:0110156:132, расположенного по адресу: Московская область, Домодедовский район, в северной части квартала, площадь земельного участка, подлежащего изъятию, 810 кв. м.
Полагая распоряжения от 17 июня 2014 года и от 30 сентября 2015 года в соответствующей части не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги", пришли к выводу о соответствии оспариваемых приказов закону.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии с частью 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
В силу статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Главой 7.1 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений: 1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения); 2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (статья 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, Государственная компания осуществляет следующие полномочия: обращение в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с ходатайством об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании (далее - соглашение).
Согласно абзацу 1 пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N 928 автомобильные дороги общего пользования федерального значения, включенные в перечень, закрепляются на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства, за исключением автомобильных дорог, переданных в установленном порядке в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги".
В соответствии с частью 18 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок подготовки документации по планировке территории (ДПТ), подготовка которой осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, устанавливается ГрК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Положения "О порядке подготовки документации по планировке территории, осуществляемой по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти" (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 77) утвержденная Правительством Российской Федерации ДПТ направляется в установленном порядке главе поселения, городского округа, в отношении территорий которых осуществлялась ее подготовка, в течение 7 дней со дня ее утверждения.
Глава местной администрации обеспечивает опубликование утвержденной документации по планировке территории в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию об этой документации на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет (при наличии официального сайта муниципального образования).
Как установлено судами, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 2146-р Государственная компания "Российские автомобильные дороги" осуществляет реализацию проекта "Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (с последующей эксплуатацией на платной основе), Московская область, пусковой комплекс N 1" (Автомобильная дорога А-113).
Автомобильная дорога А-113 является автомобильной дорогой федерального значения и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 июля 2011 года N 1178-р включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, подлежащих передаче в доверительное управление Государственной компании.
Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" в материалы дела представлено письмо от 27 августа 2014 года N 9047-03, которое является доказательством того, что в установленном порядке ДПТ направлена Руководителю администрации МО "Городской округ Домодедово" Московской области.
Информация о реализации проекта строительства опубликована в 12 номере (часть 2) за 2014 год "Информационного Вестника Совета депутатов и администрации городского округа Домодедово", а также на сайте администрации городского округа Домодедово www.domod.ru. Пункт 58 содержит информацию о планируемом изъятии части земельного участка с кадастровым номером 50:28:0110156:132.
В соответствии с частью 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации оспариваемое Распоряжение от 30 сентября 2015 года N 1815-р было размещено ФГБУ "Информавтодор" на официальном сайте Федерального дорожного агентства в информационно-коммуникационной сети Интернет.
Распоряжением от 17 июня 2014 года N 1172-р в порядке, установленном статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приказом Минтранса России от 06 июля 2012 года N 199 "Об утверждении Порядка подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения", а также на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 26 октября 2012 года N 774-р "О подготовке документации по планировке территории объекта "Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (с последующей эксплуатацией на платной основе), Московская область" утверждена документация по планировке территории объекта "Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (с последующей эксплуатацией на платной основе), Московская область, пусковой комплекс N 1". Указанная документация по планировке территории была согласована с Администрацией городского округа Домодедово Московской области, что подтверждается письмом от 14 января 2014 года N 3-17/5414.
Документация по планировке территории объекта строительства разработана на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 года N 384-р "Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения", которая после утверждения была направлена в Администрацию муниципального образования "Городской округ Домодедово" Московской области (от 27 июня 2014 года N 9047), что подтверждается штампом входящей корреспонденции администрации на копии сопроводительного письма от 04 августа 2014 года N 3-17/3511.
Доводы о вклинивании изымаемого земельного участка отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку в силу части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и как следствие, не распространяются требования к образуемым и измененным земельным участкам.
Кроме того, пропуск установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов и отсутствие причин к его восстановлению является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении такого заявления.
Как установлено судами, с требованиями об оспаривании распоряжений общество обратилось в суд 10 апреля 2016 года - то есть с пропуском срока, учитывая даты их официального опубликования, с ходатайством о восстановлении срока для оспаривания общество не обращалось.
Пропуск данного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворенных заявленных требований.
На основании изложенного, вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, является обоснованным.
Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23 января 2017 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2017 года по делу N А40-181224/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 16.08.2017 N Ф05-11156/2017 ПО ДЕЛУ N А40-181224/2016
Требование: О признании недействительными распоряжений об утверждении документации по планировке территории объекта в части утверждения земельного участка, об изъятии для нужд РФ земельных участков в целях обеспечения реализации проекта в части изъятия земельного участка.Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 2017 г. по делу N А40-181224/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Дзюбы Д.И., Окуловой Н.О.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "ТОПАЗ" - Тужилова Н.В. доверенность от 25 июля 2017 года,
от заинтересованного лица: Федеральное дорожное агентство - Тыченко В.А. доверенность от 27 декабря 2016 года N 01-33/43067, Борукаев Ч.В. доверенность от 27 декабря 2016 года N 01-33/43061,
от третьих лиц: ГК "Российские автомобильные дороги" - Белоусова И.В. доверенность от 01 февраля 2017 года N Д-17140024,
Администрация г.о. Домодедово МО - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 10 августа 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ТОПАЗ"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 23 января 2017 года,
принятое судьей Дранко Л.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 21 апреля 2017 года,
принятое судьями Каменецким Д.В., Бекетовой И.В., Цымбаренко И.Б.,
по заявлению ООО "ТОПАЗ"
о признании недействительными распоряжений Федерального дорожного агентства
третьи лица: ГК "Российские автомобильные дороги", Администрация г.о. Домодедово МО
установил:
ООО "ТОПАЗ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными:
- - Распоряжения Федерального дорожного агентства (далее - Росавтодор) от 17 июня 2014 года N 1172-р "Об утверждении документации по планировке территории объекта "Строительство Центральной Кольцевой автомобильной дороги (с последующей эксплуатацией на платной основе), Московская область, пусковой комплекс N 1" в части утверждения на "Чертеже межевания территории" образованного земельного участка под номером 7, площадью 810 кв. м, сформированного в границах земельного участка с кадастровым номером 50:28:0110156:132, расположенного по адресу: Московская область, Домодедовский район, в северной части квартала;
- - Распоряжения Федерального дорожного агентства от 30 сентября 2015 года N 1815-р "Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта "Строительство ЦКАД N 1" в части изъятия для нужд Российской Федерации части земельного участка с кадастровым номером 50:28:0110156:132, расположенного по адресу: Московская область, Домодедовский район, в северной части квартала, площадь земельного участка, подлежащего изъятию, 810 кв. м.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 января 2017 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2017 года, в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "ТОПАЗ" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит об их отмене. В обоснование приводит доводы о нарушении порядка опубликования оспариваемых распоряжений, отсутствии схемы расположения изымаемого земельного участка и вклинивания изымаемого земельного участка.
В судебном заседании представитель общества доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
Представители Росавтодора (представлен отзыв), ГК "Российские автомобильные дороги" возражали по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Администрация г.о. Домодедово МО, извещенная о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направила. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лица, не явившегося в судебное заседание.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, ООО "ТОПАЗ" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:28:0110156:132, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: под размещение пионерского лагеря и подъездную автодорогу, площадью 110900 кв. м по адресу: Московская обл., Домодедовский район, в северной части квартала, что подтверждено Свидетельством о государственной регистрации права от 20 октября 2009 года N 298577.
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 17 июня 2014 года N 1172-р утверждена документация по планировке территории объекта "Строительство Центральной Кольцевой автомобильной дороги с последующей эксплуатацией на платной основе".
Распоряжение Федерального дорожного агентства от 30 сентября 2015 года N 1815-р "Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта "Строительство ЦКАД N 1" содержит решение об изъятии в установленном порядке для нужд Российской Федерации части земельного участка с кадастровым номером 50:28:0110156:132, расположенного по адресу: Московская область, Домодедовский район, в северной части квартала, площадь земельного участка, подлежащего изъятию, 810 кв. м.
Полагая распоряжения от 17 июня 2014 года и от 30 сентября 2015 года в соответствующей части не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги", пришли к выводу о соответствии оспариваемых приказов закону.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии с частью 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
В силу статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Главой 7.1 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений: 1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения); 2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (статья 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, Государственная компания осуществляет следующие полномочия: обращение в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с ходатайством об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании (далее - соглашение).
Согласно абзацу 1 пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N 928 автомобильные дороги общего пользования федерального значения, включенные в перечень, закрепляются на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства, за исключением автомобильных дорог, переданных в установленном порядке в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги".
В соответствии с частью 18 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок подготовки документации по планировке территории (ДПТ), подготовка которой осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, устанавливается ГрК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Положения "О порядке подготовки документации по планировке территории, осуществляемой по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти" (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 77) утвержденная Правительством Российской Федерации ДПТ направляется в установленном порядке главе поселения, городского округа, в отношении территорий которых осуществлялась ее подготовка, в течение 7 дней со дня ее утверждения.
Глава местной администрации обеспечивает опубликование утвержденной документации по планировке территории в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию об этой документации на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет (при наличии официального сайта муниципального образования).
Как установлено судами, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 2146-р Государственная компания "Российские автомобильные дороги" осуществляет реализацию проекта "Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (с последующей эксплуатацией на платной основе), Московская область, пусковой комплекс N 1" (Автомобильная дорога А-113).
Автомобильная дорога А-113 является автомобильной дорогой федерального значения и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 июля 2011 года N 1178-р включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, подлежащих передаче в доверительное управление Государственной компании.
Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" в материалы дела представлено письмо от 27 августа 2014 года N 9047-03, которое является доказательством того, что в установленном порядке ДПТ направлена Руководителю администрации МО "Городской округ Домодедово" Московской области.
Информация о реализации проекта строительства опубликована в 12 номере (часть 2) за 2014 год "Информационного Вестника Совета депутатов и администрации городского округа Домодедово", а также на сайте администрации городского округа Домодедово www.domod.ru. Пункт 58 содержит информацию о планируемом изъятии части земельного участка с кадастровым номером 50:28:0110156:132.
В соответствии с частью 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации оспариваемое Распоряжение от 30 сентября 2015 года N 1815-р было размещено ФГБУ "Информавтодор" на официальном сайте Федерального дорожного агентства в информационно-коммуникационной сети Интернет.
Распоряжением от 17 июня 2014 года N 1172-р в порядке, установленном статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приказом Минтранса России от 06 июля 2012 года N 199 "Об утверждении Порядка подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения", а также на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 26 октября 2012 года N 774-р "О подготовке документации по планировке территории объекта "Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (с последующей эксплуатацией на платной основе), Московская область" утверждена документация по планировке территории объекта "Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (с последующей эксплуатацией на платной основе), Московская область, пусковой комплекс N 1". Указанная документация по планировке территории была согласована с Администрацией городского округа Домодедово Московской области, что подтверждается письмом от 14 января 2014 года N 3-17/5414.
Документация по планировке территории объекта строительства разработана на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 года N 384-р "Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения", которая после утверждения была направлена в Администрацию муниципального образования "Городской округ Домодедово" Московской области (от 27 июня 2014 года N 9047), что подтверждается штампом входящей корреспонденции администрации на копии сопроводительного письма от 04 августа 2014 года N 3-17/3511.
Доводы о вклинивании изымаемого земельного участка отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку в силу части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и как следствие, не распространяются требования к образуемым и измененным земельным участкам.
Кроме того, пропуск установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов и отсутствие причин к его восстановлению является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении такого заявления.
Как установлено судами, с требованиями об оспаривании распоряжений общество обратилось в суд 10 апреля 2016 года - то есть с пропуском срока, учитывая даты их официального опубликования, с ходатайством о восстановлении срока для оспаривания общество не обращалось.
Пропуск данного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворенных заявленных требований.
На основании изложенного, вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, является обоснованным.
Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23 января 2017 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2017 года по делу N А40-181224/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
Судья
Д.И.ДЗЮБА
Судья
Н.О.ОКУЛОВА
Судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
Судья
Д.И.ДЗЮБА
Судья
Н.О.ОКУЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)