Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "Либра" - Гранкова М.В. доверенность от 5 июля 2016 года,
от заинтересованного лица: администрация г.о. Подольск - Чеботарева А.С. доверенность от 09 января 2017 года,
КУИ администрации г.о. Подольск - Пронина Н.С. доверенность от 09 января 2017 года,
от третьих лиц: Минимущество МО - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 12 сентября 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Подольск, Комитета имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск
на решение Арбитражного суда Московской области
от 24 апреля 2017 года,
принятое судьей Севостьяновой Н.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 05 июля 2017 года,
принятое судьями Семушкиной В.Н., Боровиковой С.В., Немчиновой М.А.,
по делу N А41-84209/2016,
по заявлению ООО "Либра"
о признании незаконным бездействия по предоставлению в аренду земельного участка с кадастровым номером 50627:0000000:131912; об обязании подготовить проект договора аренды
к Комитету имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск; Администрации городского округа Подольск,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области
установил:
ООО "Либра" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Подольск (далее - администрация) и Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск (далее - комитет) в оформлении на праве долгосрочной аренды, земельного участка с кадастровым номером ГКН 50627:0000000:131912 площадью 4 133 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства объектов социального, культурного и бытового назначения и объектов инженерной инфраструктуры. Адрес: Московская область, городской округ Подольск, городское поселение Львовский, р.п. Львовский, как ранее согласованного; об обязании администрацию принять решение о предоставлении в долгосрочную аренду, данного земельного участка, как ранее согласованного; об обязании комитета осуществить подготовку проекта договора долгосрочной аренды земельного участка в трех экземплярах и направить проекты указанных договоров для подписания ООО "Либра".
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 февраля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 июля 2017 года, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Администрации городского округа Подольск и Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск в оформлении на праве долгосрочной аренды, земельного участка с кадастровым номером ГКН 50627:0000000:131912 площадью 4 133 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства объектов социального, культурного и бытового назначения и объектов инженерной инфраструктуры. Адрес: Московская область, городской округ Подольск, городское поселение Львовский, р.п. Львовский, как ранее согласованного. Суд обязал Администрацию городского округа Подольск принять решение о предоставлении в долгосрочную аренду, спорного земельного участка, как ранее согласованного. Обязал Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск осуществляет подготовку проекта договора долгосрочной аренды земельного участка с кадастровым номером ГКН 50627:0000000:131912 площадью 4 133 кв. м, в трех экземплярах и их подписание, а также направить проект указанных договоров для подписания Обществу с ограниченной ответственностью "Либра".
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация и комитет обратились с кассационной жалобой, в которой просят об их отмене. В обоснование приводят доводы об отсутствии доказательств незаконного бездействия. По мнению заявителя жалобы, обществом не представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта общества.
В судебном заседании представители администрации и комитета доводы и требования кассационной жалобы поддерживали.
Представитель общества в судебном заседании и представленном отзыве возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Министерство имущественных отношений Московской области, извещенное о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направило. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лица, не явившегося в судебное заседание.
Арбитражный суд Московского округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, принятых арбитражными судами, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, находит судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что материалами дела подтверждается бездействие администрации. В то же время, судами не установлен орган уполномоченный на принятие решения о предоставлении земельного участка в аренду, наличие обращения в установленном законом порядке за предоставлением земельного участка, наличие правовых оснований для его предоставления. Нормы материального права, регулирующие спорные взаимоотношения судами не приняты во внимание и не применены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
На основании пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу пункта 1 статьи 30 Устава муниципального образования "Городской округ Подольск Московской области", принятого решением Совета депутатов городского округа Подольск МО от 25 декабря 2015 года N 9/1 Администрация Городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Городского округа Подольск и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Московской области.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Устава муниципального образования "Городской округ Подольск Московской области" структура Администрации Городского округа утверждается Советом депутатов по представлению Главы Городского округа.
В структуру Администрации Городского округа могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации.
Органы Администрации Городского округа создаются в качестве юридических лиц на основании решения Совета депутатов и подлежат государственной регистрации в качестве муниципальных казенных учреждений. Функции и полномочия органов Администрации Городского округа, являющихся юридическими лицами, а также организация и порядок их деятельности определяются Положениями об этих органах Администрации Городского округа, утверждаемыми Советом депутатов по представлению Главы Городского округа.
На основании подпункта 1.3 пункта 1 Положения о Комитете имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск, утвержденного решением Совета депутатов Городского округа Подольск от 30 ноября 2015 года N 7/16 Комитет является органом Администрации Городского округа Подольск с правами юридического лица, имеет лицевые счета, открытые в соответствии с действующим законодательством, круглую печать со своим наименованием, другие печати, штампы и бланки со своим названием, а также другие реквизиты и атрибуты, необходимые для его деятельности.
В силу подпункта 1.5 пункта 1 вышеуказанного Положения Комитет наделяется собственными полномочиями по решению вопросов координации и регулирования деятельности в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе земельными участками, а также отдельными государственными полномочиями по вопросам распоряжения земельными участками, собственность на которые не разграничена.
В соответствии с подпунктом 4.2 пункта 4 Положения Комитет обладает следующими полномочиями: управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также собственность на которые не разграничена, заключает в отношении них договоры и совершает сделки в соответствии с действующим федеральным законодательством, законодательством Московской области и муниципальными нормативными правовыми актами Городского округа Подольск.
Таким образом, на территории Городского округа Подольск полномочиями по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также собственность на которые не разграничена, заключению в отношении них договоров и совершению сделок в соответствии с действующим федеральным законодательством, законодательством Московской области и муниципальными нормативными правовыми актами Городского округа Подольск обладает Комитет имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск.
При этом Комитет имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск является самостоятельным органом местного самоуправления.
Признавая незаконным бездействие Администрации Городского округа Подольск суд в то же время не установил, в чем заключалось бездействие администрации и период бездействия при условии, что в материалах дела отсутствуют доказательства направления ООО "Либра" обращения о предоставлении земельного участка в аренду в Администрацию Городского округа Подольск.
ООО "Либра" 17 января 2017 года обратилось в Администрацию Городского округа Подольск с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:27:0000000:131912 на праве аренды.
В то время как исковое заявление о бездействии Администрации Городского округа Подольск по не рассмотрению вопроса о предоставлении земельного участка было подано в Арбитражный суд Московской области 06 декабря 2016 года, то есть на момент рассмотрения арбитражного дела. Соответственно на момент обращения в суд как таковое бездействие со стороны администрации отсутствовало.
Доводам Комитета имущественных и земельных отношений и Администрации городского округа Подольск относительно того, что до обращения в суд в их адрес не поступало заявлений о предоставлении спорного земельного участка от ООО "Либра". Подлинные доказательства, в том числе заявление от 13 сентября 2016 года, бесспорно свидетельствующие о направлении в адрес Администрации городского округа Подольск и Комитета имущественных и земельных отношений заявления о предоставлении в аренду земельного участка кадастровым номером ГКН 50627:0000000:131912 площадью 4 133 кв. м, отсутствуют. Проверка достоверности представленных копий не проводилась судами, в то же время представленная копия письма не содержит даты и исходящего номера, в подтверждение его направления представлена квитанция о направлении корреспонденции в адрес Комитета имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск (без указания адреса) от 13 сентября 2016 года, в то же время в качестве приложения значится выписка из ЕГРП, от 14 сентября 2016 года, что само по себе исключает возможность направления корреспонденции 13 сентября 2016 года.
В обоснование заявленных требований ООО "Либра" указывает, что в 2013 году общество обратилось с требованием за осуществлением выбора земельного участка площадью 4 133 кв. м для оформления его на праве долгосрочной аренды, акт.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
Судами оставлены без должной оценки те обстоятельства, земельный участок с кадастровым номером 50:27:0000000:131912 в соответствии с действующим законодательством был предоставлен на законных основаниях в постоянное (бессрочное) пользование Администрации городского поселения Львовский Подольского муниципального района Московской области на основании постановления Главы Подольского муниципального района Московской области от 06 мая 2015 года N 588 и в последующем на него было зарегистрировано право муниципальной собственности Муниципального образования "Городское поселение Львовский", о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16 ноября 2015 года сделана запись регистрации N 50-50/027-50/027/008/2015-6545/1.
В соответствии с частью 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации, в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Обращаясь в Арбитражный суд Московской области с требованиями об обязании подготовить проект договора аренды испрашиваемого земельного участка, ООО "Либра" ссылается на согласование со стороны Администрации Подольского муниципального района места размещения объекта строительства, акт выбора земельного участка и схему расположения земельного участка общей площадью 4 617 кв. м.
Между тем, судами не установлены правовые основания для предоставления спорного земельного участка в аренду ООО "Либра".
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта урегулирован статьями 30, 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя последовательные действия: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статье 32 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные уполномоченным органом схемы расположения каждого участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пунктам 2, 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что акт выбора должен содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и вывод о возможности выбора земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора для строительства конкретного объекта недвижимости или невозможности такого выбора. Оформление такого акта является обязательным.
Из пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что после оформления акта о выборе публичный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка.
Таким образом, наличие решения уполномоченного органа об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства и о предварительном согласовании места размещения объекта является обязательным.
Судами достоверно не установлено, принималось ли администрацией по обращению ООО "Либра" решение о предварительном согласовании места размещения объектов, утверждающего акт выбора земельного участка. Без установления указанных обстоятельств вывод судов о незаконности бездействия администрации нельзя признать обоснованным.
Представленные в материалы дела документы, не могут быть рассмотрены в качестве акта о выборе земельного участка, утвержденного соответствующим решением администрации о предварительном согласовании места размещения объектов в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В материалы дела ООО "Либра" представлена схема расположения земельного участка и акт выбора земельного участка N 124 на площадь 4 617 кв. м, в то же время доказательств утверждения их в установленном законом порядке не представлено.
Испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 50:27:0000000:131912 и земельный участок общей площадью 4 617 кв. м, который формировался ООО "Либра" не являются одним и тем же объектом, в связи с чем, судами не установлены правовые основания для предоставления Комитетом имущественных и земельных отношений испрашиваемого земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования, суд ссылается на обращение 25 октября 2013 года ООО "Либра" к Главе Подольского муниципального района с заявлением о рассмотрении инвестиционного проекта "Строительства торгового комплекса".
Кроме того, суд не рассмотрел вопрос о том, что в материалы дела не представлено заявление ООО "Либра" о предоставлении, формировании земельного участка общей площадью 4 133 кв. м с кадастровым номером 50:27:0000000:131912, под строительство объектов социального культурного и бытового назначения и объектов инженерной инфраструктуры.
Кроме того, в материалы дела не представлено решение о предварительном согласовании места размещения объекта, акт о выборе, схема расположения земельного участка общей площадью 4 133 кв. м с видом разрешенного использования: для строительства объектов социального культурного и бытового назначения и объектов инженерной инфраструктуры.
На основании изложенного суд обязал Ответчиков принять решение и предоставить земельный участок общей площадью 4 133 кв. м с кадастровым номером 50:27:0000000:131912. однако спорный земельный участок формировался не на основании заявления и обращения ООО "Либра".
Удовлетворяя заявленные требования, суд ссылается на Постановление Главы Подольского муниципального района от 15 декабря 2014 года N 1707 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане для строительства объектов социального, культурного и бытового назначения и объектов инженерной инфраструктуры в р.п. Львовский".
В преамбуле Постановления Главы Подольского муниципального района от 15 декабря 2014 года N 1707, указано, что земельный участок общей площадью 4 133 кв. м утверждался по обращению Администрации городского поселения Львовский и в связи с согласованием Администрации городского поселения Львовский варианта размещения объектов социального, культурного и бытового назначения и объектов инженерной инфраструктуры.
Таким образом, судами не принято во внимание, что спорный земельный участок формировался не по обращению ООО "Либра".
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные Законодательные акты Российской Федерации" до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием таких земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров аренды таких земельных участков. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 1 марта 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указано в этом решении.
В материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта ООО "Либра".
В связи с чем, подлежат оценке доводы заинтересованных лиц о невозможности предоставления спорного земельного участка без торгов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что судебные акты приняты при неполно выясненных фактических обстоятельствах дела, выводы судов, содержащиеся в решении, постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, что могло привести к принятию неправомерного судебного акта, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, они подлежат отмене.
Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуются процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
При новом рассмотрении суду в соответствии со статьей 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует с учетом указанного оценить все доводы лиц, участвующих в деле, имеющиеся в деле доказательства, установить все имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применить нормы процессуального и материального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 апреля 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 июля 2017 года по делу N А41-84209/2016 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 19.09.2017 N Ф05-12214/2017 ПО ДЕЛУ N А41-84209/2016
Требование: О признании незаконным бездействия уполномоченных органов, выразившегося в оформлении на праве долгосрочной аренды земельного участка, обязании принять соответствующее решение, осуществить подготовку проекта договора и направить проекты для подписания.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2017 г. по делу N А41-84209/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "Либра" - Гранкова М.В. доверенность от 5 июля 2016 года,
от заинтересованного лица: администрация г.о. Подольск - Чеботарева А.С. доверенность от 09 января 2017 года,
КУИ администрации г.о. Подольск - Пронина Н.С. доверенность от 09 января 2017 года,
от третьих лиц: Минимущество МО - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 12 сентября 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Подольск, Комитета имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск
на решение Арбитражного суда Московской области
от 24 апреля 2017 года,
принятое судьей Севостьяновой Н.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 05 июля 2017 года,
принятое судьями Семушкиной В.Н., Боровиковой С.В., Немчиновой М.А.,
по делу N А41-84209/2016,
по заявлению ООО "Либра"
о признании незаконным бездействия по предоставлению в аренду земельного участка с кадастровым номером 50627:0000000:131912; об обязании подготовить проект договора аренды
к Комитету имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск; Администрации городского округа Подольск,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области
установил:
ООО "Либра" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Подольск (далее - администрация) и Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск (далее - комитет) в оформлении на праве долгосрочной аренды, земельного участка с кадастровым номером ГКН 50627:0000000:131912 площадью 4 133 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства объектов социального, культурного и бытового назначения и объектов инженерной инфраструктуры. Адрес: Московская область, городской округ Подольск, городское поселение Львовский, р.п. Львовский, как ранее согласованного; об обязании администрацию принять решение о предоставлении в долгосрочную аренду, данного земельного участка, как ранее согласованного; об обязании комитета осуществить подготовку проекта договора долгосрочной аренды земельного участка в трех экземплярах и направить проекты указанных договоров для подписания ООО "Либра".
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 февраля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 июля 2017 года, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Администрации городского округа Подольск и Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск в оформлении на праве долгосрочной аренды, земельного участка с кадастровым номером ГКН 50627:0000000:131912 площадью 4 133 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства объектов социального, культурного и бытового назначения и объектов инженерной инфраструктуры. Адрес: Московская область, городской округ Подольск, городское поселение Львовский, р.п. Львовский, как ранее согласованного. Суд обязал Администрацию городского округа Подольск принять решение о предоставлении в долгосрочную аренду, спорного земельного участка, как ранее согласованного. Обязал Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск осуществляет подготовку проекта договора долгосрочной аренды земельного участка с кадастровым номером ГКН 50627:0000000:131912 площадью 4 133 кв. м, в трех экземплярах и их подписание, а также направить проект указанных договоров для подписания Обществу с ограниченной ответственностью "Либра".
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация и комитет обратились с кассационной жалобой, в которой просят об их отмене. В обоснование приводят доводы об отсутствии доказательств незаконного бездействия. По мнению заявителя жалобы, обществом не представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта общества.
В судебном заседании представители администрации и комитета доводы и требования кассационной жалобы поддерживали.
Представитель общества в судебном заседании и представленном отзыве возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Министерство имущественных отношений Московской области, извещенное о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направило. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лица, не явившегося в судебное заседание.
Арбитражный суд Московского округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, принятых арбитражными судами, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, находит судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что материалами дела подтверждается бездействие администрации. В то же время, судами не установлен орган уполномоченный на принятие решения о предоставлении земельного участка в аренду, наличие обращения в установленном законом порядке за предоставлением земельного участка, наличие правовых оснований для его предоставления. Нормы материального права, регулирующие спорные взаимоотношения судами не приняты во внимание и не применены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
На основании пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу пункта 1 статьи 30 Устава муниципального образования "Городской округ Подольск Московской области", принятого решением Совета депутатов городского округа Подольск МО от 25 декабря 2015 года N 9/1 Администрация Городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Городского округа Подольск и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Московской области.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Устава муниципального образования "Городской округ Подольск Московской области" структура Администрации Городского округа утверждается Советом депутатов по представлению Главы Городского округа.
В структуру Администрации Городского округа могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации.
Органы Администрации Городского округа создаются в качестве юридических лиц на основании решения Совета депутатов и подлежат государственной регистрации в качестве муниципальных казенных учреждений. Функции и полномочия органов Администрации Городского округа, являющихся юридическими лицами, а также организация и порядок их деятельности определяются Положениями об этих органах Администрации Городского округа, утверждаемыми Советом депутатов по представлению Главы Городского округа.
На основании подпункта 1.3 пункта 1 Положения о Комитете имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск, утвержденного решением Совета депутатов Городского округа Подольск от 30 ноября 2015 года N 7/16 Комитет является органом Администрации Городского округа Подольск с правами юридического лица, имеет лицевые счета, открытые в соответствии с действующим законодательством, круглую печать со своим наименованием, другие печати, штампы и бланки со своим названием, а также другие реквизиты и атрибуты, необходимые для его деятельности.
В силу подпункта 1.5 пункта 1 вышеуказанного Положения Комитет наделяется собственными полномочиями по решению вопросов координации и регулирования деятельности в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе земельными участками, а также отдельными государственными полномочиями по вопросам распоряжения земельными участками, собственность на которые не разграничена.
В соответствии с подпунктом 4.2 пункта 4 Положения Комитет обладает следующими полномочиями: управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также собственность на которые не разграничена, заключает в отношении них договоры и совершает сделки в соответствии с действующим федеральным законодательством, законодательством Московской области и муниципальными нормативными правовыми актами Городского округа Подольск.
Таким образом, на территории Городского округа Подольск полномочиями по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также собственность на которые не разграничена, заключению в отношении них договоров и совершению сделок в соответствии с действующим федеральным законодательством, законодательством Московской области и муниципальными нормативными правовыми актами Городского округа Подольск обладает Комитет имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск.
При этом Комитет имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск является самостоятельным органом местного самоуправления.
Признавая незаконным бездействие Администрации Городского округа Подольск суд в то же время не установил, в чем заключалось бездействие администрации и период бездействия при условии, что в материалах дела отсутствуют доказательства направления ООО "Либра" обращения о предоставлении земельного участка в аренду в Администрацию Городского округа Подольск.
ООО "Либра" 17 января 2017 года обратилось в Администрацию Городского округа Подольск с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:27:0000000:131912 на праве аренды.
В то время как исковое заявление о бездействии Администрации Городского округа Подольск по не рассмотрению вопроса о предоставлении земельного участка было подано в Арбитражный суд Московской области 06 декабря 2016 года, то есть на момент рассмотрения арбитражного дела. Соответственно на момент обращения в суд как таковое бездействие со стороны администрации отсутствовало.
Доводам Комитета имущественных и земельных отношений и Администрации городского округа Подольск относительно того, что до обращения в суд в их адрес не поступало заявлений о предоставлении спорного земельного участка от ООО "Либра". Подлинные доказательства, в том числе заявление от 13 сентября 2016 года, бесспорно свидетельствующие о направлении в адрес Администрации городского округа Подольск и Комитета имущественных и земельных отношений заявления о предоставлении в аренду земельного участка кадастровым номером ГКН 50627:0000000:131912 площадью 4 133 кв. м, отсутствуют. Проверка достоверности представленных копий не проводилась судами, в то же время представленная копия письма не содержит даты и исходящего номера, в подтверждение его направления представлена квитанция о направлении корреспонденции в адрес Комитета имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск (без указания адреса) от 13 сентября 2016 года, в то же время в качестве приложения значится выписка из ЕГРП, от 14 сентября 2016 года, что само по себе исключает возможность направления корреспонденции 13 сентября 2016 года.
В обоснование заявленных требований ООО "Либра" указывает, что в 2013 году общество обратилось с требованием за осуществлением выбора земельного участка площадью 4 133 кв. м для оформления его на праве долгосрочной аренды, акт.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
Судами оставлены без должной оценки те обстоятельства, земельный участок с кадастровым номером 50:27:0000000:131912 в соответствии с действующим законодательством был предоставлен на законных основаниях в постоянное (бессрочное) пользование Администрации городского поселения Львовский Подольского муниципального района Московской области на основании постановления Главы Подольского муниципального района Московской области от 06 мая 2015 года N 588 и в последующем на него было зарегистрировано право муниципальной собственности Муниципального образования "Городское поселение Львовский", о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16 ноября 2015 года сделана запись регистрации N 50-50/027-50/027/008/2015-6545/1.
В соответствии с частью 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации, в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Обращаясь в Арбитражный суд Московской области с требованиями об обязании подготовить проект договора аренды испрашиваемого земельного участка, ООО "Либра" ссылается на согласование со стороны Администрации Подольского муниципального района места размещения объекта строительства, акт выбора земельного участка и схему расположения земельного участка общей площадью 4 617 кв. м.
Между тем, судами не установлены правовые основания для предоставления спорного земельного участка в аренду ООО "Либра".
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта урегулирован статьями 30, 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя последовательные действия: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статье 32 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные уполномоченным органом схемы расположения каждого участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пунктам 2, 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что акт выбора должен содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и вывод о возможности выбора земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора для строительства конкретного объекта недвижимости или невозможности такого выбора. Оформление такого акта является обязательным.
Из пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что после оформления акта о выборе публичный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка.
Таким образом, наличие решения уполномоченного органа об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства и о предварительном согласовании места размещения объекта является обязательным.
Судами достоверно не установлено, принималось ли администрацией по обращению ООО "Либра" решение о предварительном согласовании места размещения объектов, утверждающего акт выбора земельного участка. Без установления указанных обстоятельств вывод судов о незаконности бездействия администрации нельзя признать обоснованным.
Представленные в материалы дела документы, не могут быть рассмотрены в качестве акта о выборе земельного участка, утвержденного соответствующим решением администрации о предварительном согласовании места размещения объектов в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В материалы дела ООО "Либра" представлена схема расположения земельного участка и акт выбора земельного участка N 124 на площадь 4 617 кв. м, в то же время доказательств утверждения их в установленном законом порядке не представлено.
Испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 50:27:0000000:131912 и земельный участок общей площадью 4 617 кв. м, который формировался ООО "Либра" не являются одним и тем же объектом, в связи с чем, судами не установлены правовые основания для предоставления Комитетом имущественных и земельных отношений испрашиваемого земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования, суд ссылается на обращение 25 октября 2013 года ООО "Либра" к Главе Подольского муниципального района с заявлением о рассмотрении инвестиционного проекта "Строительства торгового комплекса".
Кроме того, суд не рассмотрел вопрос о том, что в материалы дела не представлено заявление ООО "Либра" о предоставлении, формировании земельного участка общей площадью 4 133 кв. м с кадастровым номером 50:27:0000000:131912, под строительство объектов социального культурного и бытового назначения и объектов инженерной инфраструктуры.
Кроме того, в материалы дела не представлено решение о предварительном согласовании места размещения объекта, акт о выборе, схема расположения земельного участка общей площадью 4 133 кв. м с видом разрешенного использования: для строительства объектов социального культурного и бытового назначения и объектов инженерной инфраструктуры.
На основании изложенного суд обязал Ответчиков принять решение и предоставить земельный участок общей площадью 4 133 кв. м с кадастровым номером 50:27:0000000:131912. однако спорный земельный участок формировался не на основании заявления и обращения ООО "Либра".
Удовлетворяя заявленные требования, суд ссылается на Постановление Главы Подольского муниципального района от 15 декабря 2014 года N 1707 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане для строительства объектов социального, культурного и бытового назначения и объектов инженерной инфраструктуры в р.п. Львовский".
В преамбуле Постановления Главы Подольского муниципального района от 15 декабря 2014 года N 1707, указано, что земельный участок общей площадью 4 133 кв. м утверждался по обращению Администрации городского поселения Львовский и в связи с согласованием Администрации городского поселения Львовский варианта размещения объектов социального, культурного и бытового назначения и объектов инженерной инфраструктуры.
Таким образом, судами не принято во внимание, что спорный земельный участок формировался не по обращению ООО "Либра".
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные Законодательные акты Российской Федерации" до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием таких земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров аренды таких земельных участков. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 1 марта 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указано в этом решении.
В материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта ООО "Либра".
В связи с чем, подлежат оценке доводы заинтересованных лиц о невозможности предоставления спорного земельного участка без торгов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что судебные акты приняты при неполно выясненных фактических обстоятельствах дела, выводы судов, содержащиеся в решении, постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, что могло привести к принятию неправомерного судебного акта, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, они подлежат отмене.
Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуются процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
При новом рассмотрении суду в соответствии со статьей 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует с учетом указанного оценить все доводы лиц, участвующих в деле, имеющиеся в деле доказательства, установить все имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применить нормы процессуального и материального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 апреля 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 июля 2017 года по делу N А41-84209/2016 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий
Судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
Судья
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
Судья
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
Судья
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
Судья
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)