Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.11.2017 N 18АП-12995/2017 ПО ДЕЛУ N А76-17/2017

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2017 г. N 18АП-12995/2017

Дело N А76-17/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Пирской О.Н., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Водоканалстрой-2" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.09.2017 по делу N А76-17/2017 (судья Наконечная О.Г.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- акционерного общества "Водоканалстрой-2" - Попова Юлия Рамазановна (доверенность от 01.09.2017);
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - Усольцева Ольга Сергеевна (доверенность от 30.01.2017 N 14).

- Закрытое акционерное общество "Водоканалстрой-2" (далее - заявитель, ЗАО "Водоканалстрой-2") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", выразившихся в снятии 16.12.2010 с государственного учета (аннулировании) земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0403002:47 и 74:36:0403002:49, расположенных по адресу: г. Челябинск, ул. Братская; об обязании восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельных участках: кадастровые номера 74:36:0403002:47 и 74:36:0403002:49, расположенных по адресу: г. Челябинск, ул. Братская; о признании незаконными действий ФГБУ "ФКП Росреестра", выразившихся в снятии (путем изменений статуса сведений с "учтенный" на "архивный") с государственного учета земельного участка с кадастровым номером 74:36:0403002:23, расположенного по адресу: г. Челябинск, Советский район;
- об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке, расположенном в г. Челябинске, Советский р-н, с кадастровым номером 74:36:0403002:23, путем изменений статуса сведений с "архивный" на "учтенный".
Определением суда первой инстанции от 19.06.2017 к участию в деле в качестве созаинтересованного лица на основании статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра по Челябинской области).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены Администрация города Челябинска, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.09.2017 (резолютивная часть оглашена 08.09.2017) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ЗАО "Водоканалстрой-2" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0403002:47 и 74:36:0403002:49 носили статус "временные", который подлежал изменению на "аннулированный" ввиду отсутствия государственной регистрации права собственности на них. Поскольку названные земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером 74:36:0403002:23, в отношении которого ЗАО "Водоканалстрой-2" имело право постоянного (бессрочного) пользования и не отказывалось от него, вывод об отсутствии прав на земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0403002:47 и 74:36:0403002:49 является ошибочным. Соответственно, положения пункта 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не могли служить основанием для снятия земельных участков с кадастрового учета. Прекращение существования названных объектов недвижимости нарушает права общества и создает препятствия в приобретении земельных участков в собственность.
По мнению апеллянта, изменение статуса сведений на "архивный" в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0403002:23 также не является правомерным, поскольку в отношении части образованных из него земельных участков зарегистрировано право собственности ЗАО "Водоканалстрой-2". До осуществления регистрации прав в отношении всех земельных участков образованных из исходного, земельный участок с кадастровым номером 74:36:0403002:23 не является полностью преобразованным, он сохраняется в качестве объекта гражданских прав. В силу пункта 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации такой земельный участок сохраняется в исходных границах, однако возможность предоставления в орган кадастрового учета заявления об изменении границ и площади земельного участка заявитель не имеет, по причине его снятия с кадастрового учета.
Также необоснованным, по мнению апеллянта, является вывод суда о пропуске заявителем срока подачи заявления, предусмотренного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Настоящее заявление подано в суд первой инстанции 29.12.2016, до истечения трехмесячного срока, исчисляемого с 29.09.2016 - даты получения ответа органа кадастрового учета на запрос о предоставлении сведений о земельных участках. Кроме того, факт обращения в Арбитражный суд Челябинской области и принятие заявления к рассмотрению означает фактическое восстановление пропущенного срока. Отказ в защите нарушенного права исключительно по формальным основаниям апеллянт считает недопустимым.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители заинтересованного лица (Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Челябинской области) и третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора (Администрации города Челябинска, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска) не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы. Представителем Управления Росреестра по Челябинской области заявлены возражения на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением главы администрации города
Челябинска от 12.08.1992 N 817 Строительному кооперативу "Водоканалстрой-2" (правопредшественник заявителя) предоставлен в постоянное пользование земельный участок, общей площадью 1.3197 га, расположенный по адресу - г. Челябинск, Советский р-н, для эксплуатации существующей территории (производственная база), что подтверждается Государственным актом на право постоянного пользования землей Ч N 000739-92 (т. 1 л.д. 24-27).
Из кадастровой выписки от 17.03.2008 усматривается, что 12.08.1998 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 74:36:0403002:23, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Советский р-н, площадью 13197 кв. м, принадлежащем ЗАО "Водоканалстрой-2" на основании Государственного акта на право постоянного пользования землей от 12.08.1992 Ч N 2000739-92. Категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации существующей территории (производственная база) (т. 1 л.д. 16).
10.12.2008 земельный участок с кадастровым номером 74:36:0403002:23 разделен и образованы земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0403002:46, 74:36:0403002:47. 74:36:0403002:48, 74:36:0403002:49, 74:36:0403002:50. Основанием для осуществления названного действия послужило землеустроительное дело, подготовленное по заявлению ЗАО "Водоканалстрой-2" (т. 1 л.д. 65-86, материалы реестровых дел на земельные участки).
22.07.2010 на основании договора купли-продажи земельных участков от 31.05.2010 были зарегистрированы права ЗАО "Водоканалстрой-2 на земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0403002:46, 74:36:0403002:48, 74:36:0403002:50 (т. 2 л.д. 57-58).
В связи с осуществлением государственной регистрации прав на образованные земельные участки 01.12.2011 земельный участок с кадастровым номером 74:36:0403002:23 снят с государственного кадастрового учета. Статус сведений о земельном участке - архивный.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0403002:47, 74:36:0403002:49 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области принято решение от 16.12.2010 N Ф36.21/10-694 об аннулировании из Государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках в соответствии с требованиями части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре, в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) (т. 1 л.д. 95).
Не согласившись с вышеуказанными действиями органа кадастрового учета и полагая, что последние нарушают права и законные интересы заявителя в экономической сфере, ЗАО "Водоканалстрой-2" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции установил, что действия органа кадастрового учета по аннулированию в государственном кадастре недвижимости сведений в отношении образованных из исходного земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0403002:47, 74:36:0403002:49 имеющих статус "временный", государственная регистрация прав на которые не была произведена, соответствуют статьям 24, 25 Закона о кадастре. В свою очередь, осуществление государственной регистрации права на три земельных участка, образованных из земельного участка с кадастровым номером 74:36:0403002:23, влекут изменение его статуса на "архивный". Кроме того, суд пришел к выводу о пропуске заявителем срока подачи заявления в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исчисляемого с 13 мая 2016 года (даты получения сообщения об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений), о восстановлении которого ЗАО "Водоканалстрой-2" не ходатайствовало.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно одному из принципов ведения государственного кадастра недвижимости, сведения, которые носят временный характер и внесены в государственный кадастр недвижимости, до утраты ими в установленном названным Законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ (п. 9 ст. 4 Закона о кадастре).
Статья 25 Закона о кадастре в качестве особенности осуществления кадастрового учета земельного участка предусматривает, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о нем при постановке на учет носят временный характер.
В силу ч. 4 ст. 24 указанного закона внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со ст. 22 настоящего Закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
В соответствии с пунктом 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "аннулированный", в частности в случае истечения срока действия "временного" статуса сведений государственного кадастра недвижимости и непоступления в течение указанного срока документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости или ограничениях (обременениях) прав на него.
В письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 февраля 2010 года N 14-1343-ВК "Об аннулировании сведений о земельных участках" разъяснено, что с целью реализации указанных положений Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", органу кадастрового учета рекомендуется не позднее дня, следующего за днем истечения указанного в пункте 4 статьи 24 указанного Закона срока, подготовить перечень земельных участков, сведения о которых подлежат аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости, и направить его в подразделение, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с целью получения информации о зарегистрированных правах, зарегистрированных ограничениях (обременениях) прав (о государственной регистрации аренды), существующих на момент направления запроса правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования.
После поступления от подразделения по регистрации прав информации о наличии (отсутствии) указанных выше сведений (с указанием даты и номера государственной регистрации права, ограничения (обременения) права) подразделение, осуществляющее государственный кадастровый учет, в срок, предусмотренный частью 3 статьи 15 Закона о кадастре, принимает решение, в том числе об аннулировании из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках (в отношении земельных участков, права или ограничения (обременения) прав на которые не зарегистрированы, и в отношении которых отсутствуют правопритязания и заявленные в судебном порядке права требования).
Учитывая, что государственная регистрация прав на земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0403002:47, 74:36:0403002:49, образованные при разделе земельного участка с кадастровым номером 74:36:0403002:23 не произведена, аннулирование в государственном кадастре недвижимости временных сведений о них соответствует закону, о чем судом первой инстанции сделаны правильные выводы.
Также обоснованным, после осуществления государственной регистрации права заявителя на земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0403002:46, 74:36:0403002:48, 74:36:0403002:50, является изменение статуса на "архивный" преобразуемого земельного участка с кадастровым номером 74:36:0403002:23.
В отношении преобразуемых объектов недвижимости "учтенный" либо "ранее учтенный" статус кадастровых сведений в предусмотренных законом случаях изменяется на "архивный" без заявления при государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости либо, если такими объектами недвижимости являются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности до ее разграничения, государственной регистрации аренды хотя бы на один из образованных из таких земельных участков земельный участок (пункт 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42).
Следует учесть, что возражения заявителя о необходимости восстановления в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 74:36:0403002:23 приведены без учета того, что указанное влечет решение вопроса о правах на земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0403002:46, 74:36:0403002:48, 74:36:0403002:50, который не подлежит разрешению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы о сохранении права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0403002:47, 74:36:0403002:49, государственная регистрация прав на которые не произведена также не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из того, что факт аннулирования сведений о названных земельных участках и исключение их из государственного кадастра недвижимости сам по себе не препятствует восстановлению земельных участков в прежних границах с присвоением соответствующих кадастровых номеров и последующему принятию решения об их предоставлении при наличии соответствующих оснований.
У суда апелляционной инстанции также нет оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции о том, что заявителем нарушен срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в целях обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
С данным заявлением общество обратилось в арбитражный суд первой инстанции 29.12.2016 (т. 1 л.д. 14), не заявив при этом ходатайства о восстановлении пропущенного срока для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исходя из положений статей 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сам по себе факт принятия заявления к производству арбитражного суда первой инстанции, вопреки доводам апеллянта не означает решение вопроса о восстановлении пропущенного срока.
Пропуск срока, в силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявления. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании; заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
В силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации риски неблагоприятных последствий несовершения процессуальных действий относятся на заявителя.
Утверждение ЗАО "Водоканалстрой-2" о необходимости исчисления трехмесячного срока на подачу заявления с 29.09.2016 - даты получения ответа органа кадастрового учета на запрос о предоставлении сведений о земельных участках ошибочно.
Из материалов дела следует, что заявитель обращался в орган кадастрового учета с запросами о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости в отношении земельных участков 74:36:0403002:47, 74:36:0403002:49, 74:36:0403002:23.
По результатам рассмотрения запроса от 10.05.2016 N 74-0-1-231/4036/2016-12191 в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0403002:47 было направлено уведомление от 13.05.2016 N 7400/101/16-383165 об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений, в котором содержалась информация о снятии 16.12.2010 с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 74:36:0403002:47 и присвоении земельному участку статуса "аннулированный" (т. 1 л.д. 20).
По результатам рассмотрения запроса от 10.05.2016 N 74-0-1-231/4036/2016-12192 в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0403002:49 было направлено уведомление от 13.05.2016 N 7400/101/16-383175 об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений, в котором содержалась информация о снятии 16.12.2010 с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 74:36:0403002:49 и присвоении земельному участку статуса "аннулированный" (т. 1 л.д. 21).
Содержание последующих обращений общества в ФГБУ "ФКП Росреестра" от 24.08.2016 позволяет установить информированность заявителя о снятии земельных участков с государственного кадастрового учета (т. 1 л.д. 22, 23).
Пропуск срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
В соответствии с правовым подходом, выраженным в определении Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 N 103-О, установление такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Излишне уплаченная платежным поручением N 601 от 12.10.2017 государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции подлежит возврату ЗАО "Водоканалстрой-2" из федерального бюджета на основании подпункта 3, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.09.2017 по делу N А76-17/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Водоканалстрой-2" - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Водоканалстрой-2" из федерального бюджета излишне уплаченную на основании платежного поручения от 12.10.2017 N 601 государственную пошлину за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции в сумме 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА

Судьи
О.Н.ПИРСКАЯ
Л.А.СУСПИЦИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)