Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.07.2017 N 15АП-8943/2017 ПО ДЕЛУ N А32-708/2017

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2017 г. N 15АП-8943/2017

Дело N А32-708/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Ефимовой О.Ю., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
при участии:
- от заявителя: Плетинь Л.В. - председатель СПК "Новый путь" - выписка из протокола N 3 от 15.07.2013, паспорт; Степанов М.Н. - представитель по доверенности от 07.05.2015, паспорт;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.04.2017 по делу N А32-708/2017, принятое судьей Семушиным А.В.,
по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз) "Новый путь"
к заинтересованному лицу Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьего лица: Администрации муниципального образования Брюховецкий район
о признании незаконным решения
установил:

сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) "Новый путь" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Краснодарского края об отказе в передаче в собственность за плату сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхоз) "Новый путь" земельного участка площадью 7,9 га, с кадастровым номером N 23:04:08 01 000:007 в границах плана землепользования СПК, "Новый путь" в бригаде 3 поле 2 с видом целевого использования - для сельскохозяйственного производства, выраженное в ответе от 21.11.2016 N 52-33993/16-32-20, как противоречащие положениям подп. 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 10 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", об обязании Департамента имущественных отношений Краснодарского края в течение 10 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда подготовить и направить сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхоз) "Новый путь" проект договора купли-продажи земельного участка, площадью 7,9 га, с кадастровым номером N 23:04:08 01 000:007 в границах плана землепользования СПК "Новый путь" в бригаде 3 поле 12 с видом целевого использования - для сельскохозяйственного производства, с установлением выкупной цены земельного участка в размере 20 (двадцати) процентов его кадастровой стоимости (236 982,56 рублей).
Заявленные требования мотивированы тем, что у департамента отсутствовали основания для отказа в выкупе земельного участка. Заявителем были представлены все необходимые для получения государственной услуги документы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования Брюховецкий район.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.04.2017 требования общества удовлетворены в части. Суд признал незаконным решение Департамента имущественных отношений Краснодарского края об отказе в передаче в собственность за плату сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхоз) "Новый путь" земельного участка площадью 7,9 га, с кадастровым номером N 23:04:08 01 000:007 в границах плана землепользования СПК, "Новый путь" в бригаде 3 поле 2 с видом целевого использования - для сельскохозяйственного производства, выраженное в ответе от 21.11.2016 N 52-33993/16-32-20, как противоречащие положениям п/п 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 10 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". В порядке устранения допущенного нарушения суд обязал департамент принять решение о предоставлении сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхоз) "Новый путь" в собственность за плату земельного участка, площадью 7,9 га, с кадастровым номером N 23:04:08 01 000:007 в границах плана землепользования СПК "Новый путь" в бригаде 3 поле 12 с видом целевого использования - для сельскохозяйственного производства, подготовить и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка в месячный срок с момента вступления в законную силу решения. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Решение мотивировано тем, что право бессрочного пользования спорным земельным участком возникло у кооператива 14.02.1980, заявитель добросовестно использует земельный участок согласно его целевому назначению. Вместе с тем, в рамках настоящего спора не может быть установлена выкупная стоимость имущества. Вопрос о выкупной цене может быть разрешен в рамках преддоговорного спора.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение отменить в части удовлетворения заявления, в указанной части отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована следующим. Договор аренды от 12.09.2003 N 0400000756 является ничтожной сделкой. Кроме того, действие договора окончено, в договоре имеется условие о его прекращении по истечении срока аренды.
В отзыве на апелляционную жалобу кооператив просит оставить решение суда первой инстанции без изменения. Указывает, что договор аренды является действующим, не расторгнут. Обременение арендой зарегистрировано.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация просит оставить решение суда первой инстанции без изменения. Указывает, что кооператив осуществляет пользование земельным участком на законных основаниях.
В судебном заседании представитель кооператива дал суду пояснения об обстоятельствах и материалах дела, просил оставить решение без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителя кооператива, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между сельскохозяйственным производственным кооперативом (колхоз) "Новый путь" и администрацией муниципального образования Брюховецкий район 01.09.1997 N 490 заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения площадью 42,3 га, срок действия до 01.09.2002.
По истечении срока действия договора аренды заявитель обратился в администрацию Брюховецкого района в связи с чем был заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 12.09.2003 N 0400000756, земельный участок площадью 7,9 га, из них пашни 7,9 га с кадастровым номером 23:04:08 01 000:007 в границах плана землепользования СПК "Новый путь" в бригаде 3 поле 2 с видом целевого использования - для сельскохозяйственного производства.
Договор был зарегистрирован в установленном законом порядке 20.11.2006, номер регистрации 23-23-45/018/2006-216.
В соответствии с п. 1.4 договора указанный земельный участок фактически передан заявителю с 01.01.2003, без каких-либо иных документов по передаче имущества.
В соответствии с п. 6.1 - 6.2 настоящий договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его государственной регистрации и действует в течение 10 лет до 15.09.2013.
24.10.2016 исх. N 377 заявитель обратился в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением (вх. от 25.10.2016) о предоставлении в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 790 000 кв. м, кадастровый номер 23:04:08 01 000:007, местоположение: Брюховецкий район, в границах плана землепользования СПК "Новый путь" участок 1004 примыкает к южной стороне с. Новое село, расположенного в границах участка, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства в порядке определенном приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 3.06.2015 N 649 "Об утверждении административного регламента предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, находящихся в государственной собственности Краснодарского края".
Письмом от 21.11.2016 N 52-33993/16-32-20 департамент отказал в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность земельного участка по причине того, что договор аренды земельного участка от 12.09.2003 N 0400000756 имеет признаки ничтожной сделки; срок действия договора истек.
Полагая, что решение департамента об отказе в предоставлении земельного участка в собственность противоречит действующему законодательству и нарушает его права, кооператив обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как верно указал суд первой инстанции, на основании пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 1 названного Закона им регулируются отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах).
В силу пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в редакции Закона N 336-ФЗ, действующей с 15.07.2016, действовавшей на дату обращения кооператива с заявлением в департамент), гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
В подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 336-ФЗ, действующей с 15.07.2016, действовавшей на дату обращения кооператива с заявлением в департамент) также закреплено, что продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края, регулируется Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ).
Статья 21 названного Закона допускает приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу из фонда перераспределения земель по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Земельные участки в указанном случае, а также в случае, предусмотренном подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, приобретаются по цене, определенной в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
Таким образом, отношения, связанные с предоставлением земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Земельным кодексом, Законом N 101-ФЗ и соответствующими законами субъектов Российской Федерации.
Кооператив указывает, что у департамента отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании испрашиваемых земельных участков. Со своей стороны кооператив надлежащее использование земельного участка подтвердил, предоставив соответствующие документы в суд.
В материалы дела представлен акт осмотра от 18.10.2016 N 338, которым зафиксировано использование испрашиваемого земельного участка по назначению.
Следовательно, заявитель добросовестно использует земельный участок согласно его целевому назначению.
Кроме того, согласно представленному в материалы дела государственному акту на право пользования землей А-I N 248284 право бессрочного пользования спорным земельным участком возникло у общества 14.02.1980.
В рамках проверки легитимации заявителя департаментом указано на отсутствие у кооператива права требовать предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов по заявленному основанию.
Вместе с тем, сведения об обременении земельного участка арендой на основании договора от 12.09.2003 N 0400000756 внесены в реестр, а поскольку заявитель продолжал пользоваться земельным участком после истечения срока действия договора, и арендодатель не заявил соответствующих возражений, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок в силу п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Соответственно, и на момент обращения с заявлением о выкупе земельного участка кооператив обладал статусом арендатора.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о наличии предусмотренных действующим законодательством условий для предоставления спорного земельного участка заявителю.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.04.2017 по делу N А32-708/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
Р.Р.ИЛЮШИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)