Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, из которого не изымался и в земли иной категории, в частности сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для дачного строительства", не переводился.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья:{ }Петрунина{ }М.В. Дело{ }N{ }44г-293/15{
Шинкарева Л.Н., Филипова И.В., Рыбачук Е.Ю.
Судья докладчик: Филипова И.В.
Президиум Московского областного суда в составе:
председательствующего Волошина В.М.,
членов президиума Виноградова В.Г., Гаценко О.Н., Мязина А.М., Овчинниковой Л.А., Соловьева С.В., Самородова А.А., Лащ С.И.,
при секретаре П.,
рассмотрев гражданское дело по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к И. об истребовании из незаконного владения земельного участка, признании недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка и снятии с кадастрового учета,
по кассационной жалобе представителя Комитета лесного хозяйства Московской области, по доверенности М., на решение Серпуховского городского суда Московской области от 25 марта 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 01 июня 2015 года,
заслушав доклад судьи Московского областного суда Кузнецовой И.А.,
объяснения представителя истца - Б., поддержавшей доводы кассационной жалобы и представителя третьего лица - администрации Серпуховского м/р Московской области - С., не согласившейся с жалобой,
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд с иском к И. об истребовании из незаконного владения земельного участка площадью 1982 кв. м, кадастровый номер..., расположенного вблизи деревни Пущино Серпуховского муниципального района Московской области (в выделе 6 квартал 9 Серпуховского сельского участкового лесничества филиала "Русский лес" ГКУ МО "Мособллес"), признании недействительной постановку земельного участка на кадастровый и снятии его с кадастрового учета.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, из которого не изымался и в земли иной категории, в частности, сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для дачного строительства, не переводился.
Ответчик И. в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика И. - К.М. исковые требования не признал.
Представитель третьего лица - администрации Серпуховского муниципального района Московской области с иском не согласился.
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 25 марта 2015 года в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 01 июня 2015 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Комитета лесного хозяйства Московской области, по доверенности М., просит отменить состоявшиеся судебные постановления.
Судьей Московского областного суда 02 ноября 2015 года указанное гражданское дело истребовано в Московский областной суд.
Определением судьи Московского областного суда Р. от 02 декабря 2015 года дело с кассационной жалобой передано для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Московского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, апелляционное определение подлежащим отмене.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 06 июня 2008 года главой Серпуховского муниципального района Московской области вынесено постановление N 1112 "О проведении торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, расположенных в районе... Под отчуждение по названному постановлению подпадал, в том числе, и участок площадью 29991 кв. м с кадастровым номером... в районе дер. Пущино.
По результатам торгов, состоявшихся 11 июля 2008 года, между администрацией Серпуховского муниципального образования и К.Е., 14 июля 2008 года заключен договор купли-продажи указанного участка.
На основании договора дарения от 27 июля 2010 года собственником данного земельного участка площадью 29991 кв. м стал И. (л.д. 113 - 114).
По решению собственника И. от 04 апреля 2011 г. данный земельный участок был преобразован: из него выделено 23 самостоятельных земельных участков, включая спорный участок с кадастровым номером... площадью 2480 кв. м.
По решению собственника И. от 06 июня 2013 года участок с кадастровым номером... площадью 2480 кв. м был разделен на два земельных участка: земельный участок с кадастровым номером... общей площадью 1982 кв. м и земельный участок с кадастровым номером... общей площадью 498 кв. м (л.д. 58).
В результате произведенного 20 декабря 2013 года по заявлению жителей дер. Пущино Серпуховского района Московской области осмотра территории лесного участка в квартале 9 Серпуховского сельского участкового лесничества филиала "Русский лес", государственным лесным инспектором Московской области установлено, что земли лесного фонда, входящие в выдел 6 названного квартала, разбиты на участки, на которых осуществлена вырубка части деревьев, а также имели место планируемые признаки последующей вырубки деревьев. По результатам осмотра лесной территории был составлен соответствующий акт.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что Комитетом лесного хозяйства Московской области не доказан факт нахождения спорного земельного участка на землях государственного лесного фонда в выделе 6 квартала 9 сельского участкового лесничества филиала "Русский лес" ГКУ Московской области "Мособллес". С таким выводом согласилась судебная коллегия.
Между тем данный вывод основан на неверном применении и толковании норм материального и норм процессуального права.
В соответствии со ст. 214 ГК РФ (п. 1, п. 5) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно ч. 1 ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с требованиями ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Данной статьей земли в Российской Федерации по целевому назначению разделены на несколько категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда, границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству.
В соответствии со статьей 4.2 (пункты 1, 2) ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.
Исходя из приведенных выше положений законодательства, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права.
При отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
Согласно имеющемуся в материалах дела свидетельству о государственной регистрации права от 09 апреля 2009 года Российская Федерация является правообладателем лесного участка с назначением: земли лесного фонда, кадастровый номер 50-50-98/014/2009-117, в который входит квартал 9 л/т выделы 1 - 27 Серпуховского сельского участкового лесничества Московской области.
В обоснование заявленных требований истец представил суду план лесных участков Серпуховского района Московской области (устройство 2005-2008 годов), таксационное описание земель лесного фонда Серпуховского района (по состоянию на 01 января 2007 года), спроектированные ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект" чертежи лесного участка Серпуховского сельского участкового лесничества квартал 9 выдел 6, подтверждающие месторасположение спорных земельных участков ответчика на землях лесного фонда по планово-картографическим материалам лесоустройства лесов.
Статьей 91 Лесного кодекса РФ, разделом 10 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 года N 516, Приказом Рослесхоза от 15 февраля 2012 года N 54 "Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра" регламентировано, что лесоустроительные планшеты, карты-схемы и таксационные описания лесотаксационных выделов являются основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменений.
Лесоустроительная документация подлежала оценке судом в соответствии с требованиями ст. 67, ч. 3 ст. 86 ГПК РФ в совокупности с иными представленными сторонами доказательствами.
Однако указанные материалы лесоустройства, представленные истцом, в нарушение требований ст. 167 ГПК РФ были отклонены судом без указания мотивов их недостоверности.
Кроме того, в основу решения судом было положено заключение экспертизы, согласно которому факт наложения земельного участка, принадлежащего И., на земли лесного фонда не установлен в связи с отсутствием сведений о местоположении границ земель лесного фонда.
Таким образом, эксперт, не установив месторасположение границ земель лесного фонда, пришел к выводу об отсутствии наложения спорного участка на земли лесного фонда, который является предположительным.
Суд, в нарушение положений ч. 2 ст. 12 ГПК РФ, не создал условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства. При наличии взаимоисключающих доказательств отказал в удовлетворении ходатайства представителя истца о назначении по делу дополнительной или повторной землеустроительной экспертизы.
Допущенные судом при рассмотрении дела и оставленные без внимания судом апелляционной инстанции существенные нарушения норм материального и процессуального права являются в силу ст. 387 ГПК РФ основанием для отмены апелляционного определения судебной коллегии и направления дела на новое апелляционное рассмотрение.
С учетом изложенного, и руководствуясь ст. 390 ГПК РФ,
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 01 июня 2015 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.12.2015 N 644 ПО ДЕЛУ N 44Г-293/2015
Требование: Об истребовании из незаконного владения земельного участка, признании недействительной постановки на кадастровый учет земельного участка и снятии с кадастрового учета.Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, из которого не изымался и в земли иной категории, в частности сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для дачного строительства", не переводился.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРЕЗИДИУМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2015 г. N 644
Судья:{ }Петрунина{ }М.В. Дело{ }N{ }44г-293/15{
Шинкарева Л.Н., Филипова И.В., Рыбачук Е.Ю.
Судья докладчик: Филипова И.В.
Президиум Московского областного суда в составе:
председательствующего Волошина В.М.,
членов президиума Виноградова В.Г., Гаценко О.Н., Мязина А.М., Овчинниковой Л.А., Соловьева С.В., Самородова А.А., Лащ С.И.,
при секретаре П.,
рассмотрев гражданское дело по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к И. об истребовании из незаконного владения земельного участка, признании недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка и снятии с кадастрового учета,
по кассационной жалобе представителя Комитета лесного хозяйства Московской области, по доверенности М., на решение Серпуховского городского суда Московской области от 25 марта 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 01 июня 2015 года,
заслушав доклад судьи Московского областного суда Кузнецовой И.А.,
объяснения представителя истца - Б., поддержавшей доводы кассационной жалобы и представителя третьего лица - администрации Серпуховского м/р Московской области - С., не согласившейся с жалобой,
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд с иском к И. об истребовании из незаконного владения земельного участка площадью 1982 кв. м, кадастровый номер..., расположенного вблизи деревни Пущино Серпуховского муниципального района Московской области (в выделе 6 квартал 9 Серпуховского сельского участкового лесничества филиала "Русский лес" ГКУ МО "Мособллес"), признании недействительной постановку земельного участка на кадастровый и снятии его с кадастрового учета.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, из которого не изымался и в земли иной категории, в частности, сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для дачного строительства, не переводился.
Ответчик И. в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика И. - К.М. исковые требования не признал.
Представитель третьего лица - администрации Серпуховского муниципального района Московской области с иском не согласился.
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 25 марта 2015 года в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 01 июня 2015 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Комитета лесного хозяйства Московской области, по доверенности М., просит отменить состоявшиеся судебные постановления.
Судьей Московского областного суда 02 ноября 2015 года указанное гражданское дело истребовано в Московский областной суд.
Определением судьи Московского областного суда Р. от 02 декабря 2015 года дело с кассационной жалобой передано для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Московского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, апелляционное определение подлежащим отмене.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 06 июня 2008 года главой Серпуховского муниципального района Московской области вынесено постановление N 1112 "О проведении торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, расположенных в районе... Под отчуждение по названному постановлению подпадал, в том числе, и участок площадью 29991 кв. м с кадастровым номером... в районе дер. Пущино.
По результатам торгов, состоявшихся 11 июля 2008 года, между администрацией Серпуховского муниципального образования и К.Е., 14 июля 2008 года заключен договор купли-продажи указанного участка.
На основании договора дарения от 27 июля 2010 года собственником данного земельного участка площадью 29991 кв. м стал И. (л.д. 113 - 114).
По решению собственника И. от 04 апреля 2011 г. данный земельный участок был преобразован: из него выделено 23 самостоятельных земельных участков, включая спорный участок с кадастровым номером... площадью 2480 кв. м.
По решению собственника И. от 06 июня 2013 года участок с кадастровым номером... площадью 2480 кв. м был разделен на два земельных участка: земельный участок с кадастровым номером... общей площадью 1982 кв. м и земельный участок с кадастровым номером... общей площадью 498 кв. м (л.д. 58).
В результате произведенного 20 декабря 2013 года по заявлению жителей дер. Пущино Серпуховского района Московской области осмотра территории лесного участка в квартале 9 Серпуховского сельского участкового лесничества филиала "Русский лес", государственным лесным инспектором Московской области установлено, что земли лесного фонда, входящие в выдел 6 названного квартала, разбиты на участки, на которых осуществлена вырубка части деревьев, а также имели место планируемые признаки последующей вырубки деревьев. По результатам осмотра лесной территории был составлен соответствующий акт.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что Комитетом лесного хозяйства Московской области не доказан факт нахождения спорного земельного участка на землях государственного лесного фонда в выделе 6 квартала 9 сельского участкового лесничества филиала "Русский лес" ГКУ Московской области "Мособллес". С таким выводом согласилась судебная коллегия.
Между тем данный вывод основан на неверном применении и толковании норм материального и норм процессуального права.
В соответствии со ст. 214 ГК РФ (п. 1, п. 5) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно ч. 1 ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с требованиями ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Данной статьей земли в Российской Федерации по целевому назначению разделены на несколько категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда, границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству.
В соответствии со статьей 4.2 (пункты 1, 2) ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.
Исходя из приведенных выше положений законодательства, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права.
При отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
Согласно имеющемуся в материалах дела свидетельству о государственной регистрации права от 09 апреля 2009 года Российская Федерация является правообладателем лесного участка с назначением: земли лесного фонда, кадастровый номер 50-50-98/014/2009-117, в который входит квартал 9 л/т выделы 1 - 27 Серпуховского сельского участкового лесничества Московской области.
В обоснование заявленных требований истец представил суду план лесных участков Серпуховского района Московской области (устройство 2005-2008 годов), таксационное описание земель лесного фонда Серпуховского района (по состоянию на 01 января 2007 года), спроектированные ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект" чертежи лесного участка Серпуховского сельского участкового лесничества квартал 9 выдел 6, подтверждающие месторасположение спорных земельных участков ответчика на землях лесного фонда по планово-картографическим материалам лесоустройства лесов.
Статьей 91 Лесного кодекса РФ, разделом 10 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 года N 516, Приказом Рослесхоза от 15 февраля 2012 года N 54 "Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра" регламентировано, что лесоустроительные планшеты, карты-схемы и таксационные описания лесотаксационных выделов являются основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменений.
Лесоустроительная документация подлежала оценке судом в соответствии с требованиями ст. 67, ч. 3 ст. 86 ГПК РФ в совокупности с иными представленными сторонами доказательствами.
Однако указанные материалы лесоустройства, представленные истцом, в нарушение требований ст. 167 ГПК РФ были отклонены судом без указания мотивов их недостоверности.
Кроме того, в основу решения судом было положено заключение экспертизы, согласно которому факт наложения земельного участка, принадлежащего И., на земли лесного фонда не установлен в связи с отсутствием сведений о местоположении границ земель лесного фонда.
Таким образом, эксперт, не установив месторасположение границ земель лесного фонда, пришел к выводу об отсутствии наложения спорного участка на земли лесного фонда, который является предположительным.
Суд, в нарушение положений ч. 2 ст. 12 ГПК РФ, не создал условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства. При наличии взаимоисключающих доказательств отказал в удовлетворении ходатайства представителя истца о назначении по делу дополнительной или повторной землеустроительной экспертизы.
Допущенные судом при рассмотрении дела и оставленные без внимания судом апелляционной инстанции существенные нарушения норм материального и процессуального права являются в силу ст. 387 ГПК РФ основанием для отмены апелляционного определения судебной коллегии и направления дела на новое апелляционное рассмотрение.
С учетом изложенного, и руководствуясь ст. 390 ГПК РФ,
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 01 июня 2015 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение.
Председательствующий
В.М.ВОЛОШИН
В.М.ВОЛОШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)