Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.01.2016 ПО ДЕЛУ N 33-1226/2016

Требование: Об оспаривании бездействия администрации по непредоставлению на праве аренды земельного участка, возложении обязанности.

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истцу отказано в предоставлении земельного участка в аренду в связи с тем, что отсутствует утвержденная документация по планировке территории.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 января 2016 г. по делу N 33-1226/2016


Судья: Шиканова З.В.

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Соколовой Н.М., Чиченевой Н.А.,
при секретаре С.А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 января 2016 г. административное дело по апелляционной жалобе администрации Воскресенского муниципального района Московской области на решение Воскресенского городского суда Московской области от 27 октября 2015 г. по административному исковому заявлению С.А.Л. <данные изъяты> об оспаривании бездействия администрации Воскресенского муниципального района Московской области, о возложении обязанности,
заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения представителя С.А.Л. - И.,

установила:

С.А.Л. обратился в суд с административным иском, в котором с учетом последующих уточнений просил признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> по непредоставлению ему на праве аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, примыкающий к участку N <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства, обязать администрацию в установленный законом срок принять постановление о предоставлении ему в аренду этого земельного участка и заключить договор аренды земельного участка.
Административный истец ссылался на то, что он в 2010 году и в 2014 году направлял в администрацию Воскресенского муниципального района Московской области заявления о предоставлении ему в аренду испрашиваемого земельного участка в соответствии с ситуационным планом в порядке статей 30 и 301 Земельного кодекса Российской Федерации, которые были рассмотрены и согласованы. 8 октября 2010 г. межведомственная комиссия по предоставлению земельных участков в Воскресенском районе приняла положительное решение по вопросу предоставления ему этого земельного участка. Земельный участок поставлен на кадастровый учет. Однако до настоящего времени администрация под различными предлогами отказывается предоставить земельный участок, указывая на то, что на испрашиваемый в аренду земельный участок отсутствует утвержденная документация по планировке территории.
Решением Воскресенского городского суда Московской области от 27 октября 2015 г. заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация Воскресенского муниципального района Московской области просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что судом неправильно применены нормы материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с действовавшей до 1 марта 2015 г. статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, исходил из того, что С.А.Л. выполнены все требования, предусмотренные положениями Земельного кодекса Российской Федерации, необходимые для принятия администрацией Воскресенского муниципального района Московской области положительного решения о предоставлении ему в аренду испрашиваемого земельного участка. 7 сентября 2010 г. в газете <данные изъяты> было опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства. 15 апреля 2011 г. администрация Воскресенского муниципального района Московской области приняла постановление N <данные изъяты> об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Земельный участок поставлен на кадастровый учет.
Ссылку представителя административного ответчика о том, что спорный земельный участок расположен в водоохранной зоне реки Москвы, суд отклонил, как не подтвержденную документально (заключение "Мособлводхоз" и проект планировки территории отсутствуют).
С такими выводами суда согласиться нельзя.
Как усматривается из имеющихся в материалах дела доказательств, администрацией Воскресенского муниципального района Московской области 21 ноября 2014 г. дан мотивированный ответ по вопросу предоставления С.А.Л. в аренду испрашиваемого земельного участка. В суде апелляционной инстанции представитель административного истца - И. пояснил, что указанный ответ в судебном порядке не оспаривался.
Судом при разрешении административного иска также не учтено, что с 1 января 2015 г. в соответствии с положениями статьи 2 закона Московской области от 24 июля 2014 г. N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.
Таким органом в силу подпункта 2 пункта 3 постановления Московской области от 26 декабря 2014 г. N <данные изъяты> является министерство имущественных отношений Московской области.
Следовательно, администрация Воскресенского муниципального района Московской области с 1 января 2015 г. не вправе самостоятельно решить вопрос о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, без согласования с министерством имущественных отношений Московской области.
Суд, удовлетворяя заявление, в своем решении сослался на пункт 4 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случае, если до дня вступления в силу данного Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 301 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Федерального закона) опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 301 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Между тем, суду применительно к обстоятельствам настоящего дела следовало бы выяснить, было ли в установленном порядке после обращения С.А.Л. в орган местного самоуправления и до 1 марта 2015 г. надлежащим образом опубликована информация о намерении предоставить испрашиваемый земельный участок в аренду в периодическом печатном издании муниципального образования и размещено сообщение о приеме заявлений на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет".
Действующим законодательством установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, равного доступа всех заинтересованных лиц к их приобретению. Для этого органам местного самоуправления необходимо, в том числе, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и условиях, и заблаговременную публикацию такой информации.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что администрацией бездействия не допущено, ответ по вопросу предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка дан в надлежащей письменной форме, с соблюдением полномочий органа местного самоуправления. Основания для удовлетворения заявления и возложения на администрацию Воскресенского муниципального района Московской области обязанности принять постановление о предоставлении С.А.Л. в аренду испрашиваемого земельного участка и заключить договор аренды земельного участка у суда первой инстанции отсутствовали. Решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Воскресенского городского суда Московской области от 27 октября 2015 г. отменить, постановить по административному делу новое решение, которым в удовлетворении заявления С.А.Л. <данные изъяты> о возложении на администрацию Воскресенского муниципального района Московской области обязанности в установленный законом срок принять постановление о предоставлении С.А.Л. <данные изъяты> на праве аренды земельного участка и заключить договор аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> для индивидуального жилищного строительства и о признании незаконным бездействия отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)