Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 23.08.2016 N Ф09-7906/16 ПО ДЕЛУ N А76-25862/2015

Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, обязании принять решение о предоставлении участка и направить проект договора аренды.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Главе КФХ сообщено, что право аренды испрашиваемого им участка будет выставлено на торги, так как после опубликования муниципалитетом извещения о предоставлении спорного участка поступили заявки от третьих лиц, заинтересованных в его аренде.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2016 г. N Ф09-7906/16

Дело N А76-25862/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Рябовой С.Э., Беляевой Н.Г.
при ведении протокола помощником судьи Крюковым Ю.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Колядко Виктора Юрьевича (далее - Колядко В.Ю., заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.02.2016 по делу N А76-25862/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, принял участие представитель Колядко В.Ю. - Новокрещенова Т.Г. (доверенность от 29.07.2014).

Колядко В.Ю. обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации Миасского городского округа (далее - администрация, заинтересованное лицо) в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в аренду площадью 150 461 кв. м, расположенного северо-восточнее пос. Северные Печи, западнее р. Миасс, для осуществления деятельности фермерского хозяйства, выраженного в письме от 04.02.2015 N 626/1.1; возложении на администрацию в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ) обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка и направлении в адрес заявителя проекта договора аренды (с учетом принятого судом в порядке, предусмотренном положениями ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнения исковых требований).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены глава крестьянского (фермерского) хозяйства Юдин Андрей Николаевич (далее - Юдин А.Н.), общество с ограниченной ответственностью "Визард" (далее - общество "Визард").
Решением суда от 19.02.2016 (судья Мрез И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016 (судьи Богдановская Г.Н., Суспицина Л.А., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Колядко В.Ю. просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм ст. 12 Федерального закона N 74-ФЗ, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ). По мнению заявителя, при разрешении спора применению подлежали специальные нормы ст. 12 Федерального закона N 74-ФЗ, которые не предусматривают необходимость предварительного опубликования сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка, а также процедуру предоставления земельного участка на торгах. Кроме того, Колядко В.Ю. считает, что заявки общества "Визард" и Юдина А.Н. поступили за пределами тридцатидневного срока с момента первоначального обращения заявителя (01.09.2014). Вместе с тем Колядко В.Ю. считает, что названные заявки не являются конкурирующими относительно его заявления, ввиду отсутствия у общества "Визард" и Юдина А.Н. специального статуса, предусмотренного Федеральным законом N 74-ФЗ. Таким образом, Колядко В.Ю. полагает ошибочными выводы судов о необходимости предоставления спорного земельного участка на торгах.

При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что Колядко В.Ю. 02.09.2014 обратился в администрацию с заявлением N 11 о предоставлении в аренду сроком на 9 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 15,5 га, расположенного северо-восточнее пос. Северные Печи, западнее р. Миасс, для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, приложив к нему схему расположения испрашиваемого земельного участка и расположение земельного участка на схеме планировочной структуры п. Северные Печи.
Письмом от 24.09.2014 N 3287/1.7 администрация сообщила заявителю о направлении запроса в областное государственное учреждение "Миасское лесничество" о возможности формирования и предоставления испрашиваемого земельного участка.
Согласно письму Главного управления лесами Челябинской области от 06.04.2015 N 2814 земельный участок общей площадью 150 461 кв. м, расположенный северо-восточнее пос. Северные Печи, западнее р. Миасс, в состав земель лесного фонда не входит, с землями лесного фонда Миасского лесничества смежных границ не имеет.
В газете "Миасский рабочий" от 16.12.2014 N 145 опубликовано извещение, содержащее информацию о поступлении обращения и предстоящем предоставлении в аренду земельного участка, расположенного северо-восточнее пос. Северные Печи, западнее р. Миасс, площадью 15,5 га, из земель сельскохозяйственного назначения, для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства.
В связи с опубликованием указанной информации в администрацию 29.12.2014 обратилось общество "Визард" с заявлением N 19699, в котором известило орган местного самоуправления о своей заинтересованности в предоставлении названного земельного участка в аренду для сельскохозяйственного использования.
Кроме того, о своей заинтересованности в приобретении спорного земельного участка площадью 15,5 га для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства администрацию 14.01.2015 уведомил Юдин А.Н. (заявление N 232).
Письмом от 04.02.2015 N 626/1.1 администрация уведомила Колядко В.Ю. о поступлении заявлений от иных заинтересованных лиц в отношении испрашиваемого земельного участка, в связи с чем, сообщила, что предоставление земельного участка будет осуществляться по результатам торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Постановлением администрации от 09.07.2015 N 4177 в целях проведения аукциона по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории Миасского городского округа, расположенного северо-восточнее пос. Северные Печи, западнее р. Миасс, площадью 150 461 кв. м для крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 27.10.2015 N 7400/101/15-870664 на кадастровый учет 27.10.2015 поставлен земельный участок с кадастровым номером 74:34:0310001:62 площадью 150 461 кв. м с разрешенным использованием - для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Полагая, что названный отказ администрации в предоставлении земельного участка является незаконным, нарушает его права и законные интересы, Колядко В.Ю. обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В силу положении ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 указанного Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с названным Кодексом, а также Федеральным законом N 74-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Судами установлено, что предприниматель, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 9 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 15,5 га расположенного северо-восточнее пос. Северные Печи, западнее р. Миасс, для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
На основании п. 3, 4 ст. 12 Федерального закона N 74-ФЗ орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в п. 1 данной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 названной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Вместе с тем Федеральный закон N 74-ФЗ, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения лицам, заинтересованным в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства, не определяет процедуру предоставления земельного участка в случае наличия конкурирующих заявок такого же субъекта или иной сельскохозяйственной организации.
С учетом того, что указанным лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства необходимы земли сельскохозяйственного назначения, суды верно указали на то, что к правоотношениям по предоставлению таких земель подлежат применению правила, установленные п. 2 ст. 10 Федерального закона N 101-ФЗ, что соответствует положениям ст. 2 данного Закона.
В силу положений п. 2 ст. 10 Федерального закона N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявления о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Судами установлено, что после опубликования извещения о предоставлении испрашиваемого земельного участка иные лица выразили заинтересованность в приобретении права аренды на спорный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
С учетом того, что процедура предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 74-ФЗ, не завершена (не были выполнены работы в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", обеспечивающие подготовку документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке), и поступили иные, конкурирующие, заявки от других заинтересованных лиц о предоставлении спорного земельного участка, суды первой и апелляционной инстанций на основании положений п. 2 ст. 10 Федерального закона N 101-ФЗ, ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации пришли к правильному выводу о возможности предоставления испрашиваемого заявителем земельного участка только по результатам торгов.
Указанная позиция согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2014 по делу N 308-ЭС14-1222.
Довод Колядко В.Ю. о том, что представленные в дело заявки иных лиц не могут считаться конкурирующими, так как они не соответствуют требованиям закона, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, так как заявки Юдина А.Н. и общества "Визард" поданы не как заявления первичных претендентов на земельный участок в порядке ст. 12 Федерального закона N 74-ФЗ, а на основании публикации информации о планируемом предоставлении земельного участка. В силу изложенного данные заявки являются конкурирующими, так как выражают наличие притязаний данных лиц на тот же земельный участок, в отношении которого размещено публичное информирование.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных Колядко В.Ю. требований о признании незаконным отказа администрации в предоставлении земельного участка и возложении на заинтересованное лицо обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка и направлении в адрес заявителя проекта договора аренды.
Доводы предпринимателя об ошибочном применении судами положений ст. 10 Федерального закона N 101-ФЗ, ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и необходимости руководствоваться нормой ст. 12 Федерального закона N 74-ФЗ основаны на неверном толковании норм материального права, подлежат отклонению на основании вышеизложенного.
Подлежит отклонению также довод об отсутствии необходимости в публикации информационного сообщения о предоставлении земельного участка в силу положений ст. 12 Федерального закона N 74-ФЗ, поскольку подобное информирование с целью выявления заинтересованных лиц само по себе не нарушает право заявителя на предоставление земельного участка, но создает дополнительные гарантии для реализации принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления публичных земель.
То обстоятельство, что заявления Юдина А.Н. и общества "Визард" поступили значительно позднее обращения с аналогичным заявлением Колядко В.Ю., не может само по себе являться основанием для отказа в реализации конкурентной процедуры предоставления земельного участка, поскольку в силу правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на отсутствие у Юдина А.Н. специального статуса, предусмотренного Федеральным законом N 74-ФЗ не принимается. Заявление о заинтересованности в предоставлении спорного земельного участка подано Юдиным А.Н. как главой крестьянского (фермерского) хозяйства. Доказательств отсутствия данного статуса у Юдина А.Н. в материалы дела в нарушение положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
С учетом изложенного у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.02.2016 по делу N А76-25862/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Колядко Виктора Юрьевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА

Судьи
С.Э.РЯБОВА
Н.Г.БЕЛЯЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)