Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.07.2016 N 17АП-8451/2016-ГК ПО ДЕЛУ N А50-29462/2015

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2016 г. N 17АП-8451/2016-ГК

Дело N А50-29462/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Дюкина В.Ю., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Яковлевой Ю.В.,
при участии:
- от заявителя - Садоводческого некоммерческого товарищества "КАМСКИЕ ДАЛИ": Дривко С.Я., доверенность от 22.11.2015, паспорт;
- от заинтересованного лица - Департамента земельных отношений Администрации города Перми: не явились;
- (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, Садоводческого некоммерческого товарищества "КАМСКИЕ ДАЛИ",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 27 апреля 2016 года
по делу N А50-29462/2015,
принятое судьей Лядовой Г.В.,
по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "КАМСКИЕ ДАЛИ" (ОГРН 1125906000582, ИНН 5906112440)
к Департаменту земельных отношений Администрации города Перми
о признании незаконными отказов, обязании устранить допущенные нарушения,
установил:

Садоводческое некоммерческое товарищество "КАМСКИЕ ДАЛИ" (далее - СНТ "КАМСКИЕ ДАЛИ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о:
- - признании незаконными отказов Департамента земельных отношений администрации города Перми N И-21-01-09-15897 от 11.09.2015, N И-21-01-09-15863 от 11.09.2015, N И-21-01-09-15901 от 11.09.2015 в предоставлении в безвозмездное пользование СНТ "Камские Дали" земельных участков: площадью 699 кв. м с кадастровым номером: 59:01:3810437:69, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Фрунзе; площадью 1706 кв. м с кадастровым номером: 59:01:3819186:48, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Цимлянская; площадью 6581 кв. м с кадастровым номером: 59:01:0000000:80166, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ж/р Январский;
- - возложении обязанности на Департамент земельных отношений администрации города Перми устранить допущенное решение путем принятия решения о предоставлении СНТ "Камские Дали" в безвозмездное пользования для садоводства сроком на 4 года 11 месяцев без проведения торгов земельные участки площадью 699 кв. м с кадастровым номером: 59:01:3810437:69, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Фрунзе; площадью 1706 кв. м с кадастровым номером: 59:01:3819186:48, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Цимлянская; площадью 6581 кв. м с кадастровым номером: 59:01:0000000:80166, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ж/р Январский.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27.04.2016 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель, СНТ "КАМСКИЕ ДАЛИ", обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 27.04.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что судом не дана надлежащая оценка протоколу общего собрания членов СНТ "КАМСКИЕ ДАЛИ" от 27.08.2016, в связи с чем, неверно сделан вывод о реализации членами товарищества своего права на предоставление земельных участков для садоводства в льготном порядке.
До начала судебного разбирательства от ответчика поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому последний полагает судебный акт законным и обоснованным; просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель СНТ "КАМСКИЕ ДАЛИ" на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Иные лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом. В силу ст. 156, 266 АПК РФ неявка лиц не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, СНТ "КАМСКИЕ ДАЛИ" обратилось в Департамент земельных отношений Администрации города Перми с заявлениями о предварительном согласовании предоставления следующих земельных участков: площадью 699 кв. м с кадастровым номером: 59:01:3810437:69, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Фрунзе; площадью 1 706 кв. м с кадастровым номером: 59:01:3819186:48, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Цимлянская; площадью 6 581 кв. м с кадастровым номером: 59:01:0000000:80166, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ж/р Январский, для размещения СНТ "Камские дали".
Департаментом в ответ на заявления подготовлены распоряжения N 1539 от 08.07.2015 г., N 1538 от 08.07.2015 г., N 1075 от 30.04.2015 г. о предварительном согласовании предоставления земельных участков в Орджоникидзевском районе. В распоряжениях заявителю было рекомендовано обеспечить проведение работ по образованию земельных участков в соответствии со схемами расположения земельных участков на кадастровых планах территории.
После проведения указанных выше работ заявитель обратился в Департамент с заявлениями от 13.08.2015 г. вх. N 21-01-06-16483, от 31.08.2015 г. вх. N 21-01-06-17665, от 31.08.2015 г. вх. N 21-01-06-17669, в которых просили предоставить земельные участки в безвозмездное пользование сроком на 4 года 11 месяцев для садоводства.
В ответ на заявления Департаментом подготовлены ответы от 11.09.2015 г. исх. N 21-01-09-15897, от 11.09.2015 г. исх. N 21-01-09-15863, от 11.09.2015 г. исх. N 21-01-09-15901 об отказе в удовлетворении заявления товарищества о предоставлении в безвозмездное пользование сроком на 4 года 11 месяцев земельных участков. Отказ Департамента мотивирован тем, что распоряжением начальника Департамента от 24.04.2015 N 1026 заявителю предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок площадью 2 814 кв. м, расположенный в Мотовилихинском районе, таким образом члены товарищества обеспечены земельными участками, поскольку согласно Федеральному закону от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческий, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее "Закон N 66-ФЗ") предоставление земельных участков гражданам для садоводства ведется с учетом их нуждаемости. Кроме того, в отказе Департамент указывает на ст. 14 Закона N 66-ФЗ, согласно которой, предельный размер земельного участка не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади садовых или огородных земельных участков и площади земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования. В целях определения предельного размера земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, площадь садовых или огородных земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого объединения, определяется как произведения количества членов указанного объединения и установленного предельно максимального размера таких участков.
Полагая, что указанный отказ является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ст. 201 АПК РФ для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении настоящего дела совокупность условий для признания действий органов власти несоответствующими закону не установлена.
Согласно пункту 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с пунктом 2 ст. 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет.
Поскольку спорные правоотношения связаны с предоставлением земельного участка для ведения коллективного садоводства, суд первой инстанции правомерно исходил из необходимости применения норм Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ).
Предоставление земельных участков для садоводства производится в особом льготном порядке, регламентированном Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ, без проведения торгов на основании заявлений граждан, обратившихся в орган местного самоуправления по месту их жительства о предоставлении им земельного участка в указанных целях.
В силу ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится, исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулированы ст. 14 Закона N 66-ФЗ, п. 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (п. 3 ст. 14 Федерального закона N 66-ФЗ).
Пунктами 4, 5 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в указанном порядке.
Таким образом, списочное количество нуждающихся в предоставлении дачных земельных участков граждан является существенным критерием для определения площади земельного участка для его бесплатного предоставления, в том числе на праве аренды. При этом именно в зависимости от количества подлежащих образованию земельных участков определяется площадь земельных участков общего пользования, необходимая на размещения общей инфраструктуры товарищества.
На территории г. Перми фонд перераспределения земель не сформирован.
Как установлено судом первой инстанции, заявителю 24.04.2015 предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок площадью 2 814 кв. м, расположенный по ул. Лядовская в Мотовилихинском районе.
Учитывая дату создания товарищества, количественный состав его членов (три члена товарищества на момент предоставления земельного участка площадью 2 814 кв. м), арбитражный суд пришел к правильным выводам о том, что члены товарищества реализовали свое право на предоставление земельных участков для садоводства в особом льготном порядке, регламентированном Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ, без проведения торгов исходя из действующих на момент обращения норм, учитывая площадь земельного участка и количественный состав членов товарищества минимальные размеры земельного участка, установленные на территории города Перми, были соблюдены.
Доводы апеллянта о том, что судом не дана оценка протоколу общего собрания членов СНТ "КАМСКИЕ ДАЛИ" от 27.08.2016 об увеличении численности членов товарищества апелляционным судом отклонятся.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение).
Из представленного в материалы дела решения Ленинского районного суда от 25.12.2015 по делу N 2а-7894/2015 следует, что заявитель при количестве членов 3 человека так же испрашивал земельный участок площадью 19 829 кв. м, расположенный в Индустриальном районе г. Перми.
Факт того, что заявителем испрашиваются спорные земельные участки в ином районе (Орджоникидзевском), чем предоставленный (Мотовилихинский), а так же имелось заявление о предоставлении земельного участка в Индустриальном районе, свидетельствует о том, что в данном случае утрачивается основная задача объединения граждан как решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, направлена на управление общим имуществом товарищества.
В этой связи следует согласиться с выводами суда о том, что товарищество было создано с намерением получить земельные участки на территории г. Перми в целях садоводства с применением льготного порядка, без проведения торгов, и в обход установленной на то процедуры учета нуждающихся в этом граждан и соответствующей очередности, о чем свидетельствует увеличение численности членов товарищества после предоставления земельного участка площадью 2 814 кв. м, так как предоставление данного земельного участка 24.04.2015 явилось следствием достижения товариществом указанной цели.
Согласно ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Исходя из того, что на момент принятия новых членов в товарищество, товарищество уже реализовало свои потребности в получении земельных участков, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Судебные расходы на оплату государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы относятся на заявителя (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 27 апреля 2016 года по делу N А50-29462/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
М.А.ПОЛЯКОВА
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Т.В.МАКАРОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)