Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.11.2017 N 15АП-14768/2017 ПО ДЕЛУ N А32-3783/2017

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2017 г. N 15АП-14768/2017

Дело N А32-3783/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ТПК "Дары Кубани" -
Беликовой Е.А. по доверенности от 15.03.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТПК Дары Кубани"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 14.08.2017 по делу N А32-3783/2017, принятое судьей Данько М.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТПК "Дары Кубани"
к департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьего лица Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края
о признании незаконным отказа,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания "Дары Кубани" (далее - ООО "ТПК "Дары Кубани", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 26.10.2016 N 52-30358/16-32-20 об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка, обязании в месячный срок с момента вступления в законную силу решения подготовить проект постановления и договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:14:0306000:43, местоположение: Краснодарский край, р-н Крыловский, СПСК "Крыловский" отд. 3 поле 4 клетка 1, площадь 806 541,00 кв. м и направлении проекта договора заявителю ООО "ТПК "Дары Кубани" с предложением о заключении договора.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края.
Решением суда от 14.08.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что обществом вместе с заявлением о приобретении земельного участка в собственность не представлено утвержденное в установленном порядке охранное обязательство либо иной охранный документ, в связи с чем проект договора купли-продажи участка не мог содержать условия по охране объекта ввиду его отсутствия, и противоречил бы закону, а акцепт общества не породил бы у заинтересованных сторон возникновение прав и обязанностей из договора в силу его ничтожности (пункт 7 статьи 48 Закона N 73-ФЗ). Также суд указал, что в отсутствие установленных надлежащим лицом границ объекта археологического наследия и их утверждения в установленном порядке, земельный участок не может быть предоставлен в частную собственность. Установление границы объекта археологического наследия в процессе рассмотрения дела не устранит пороки заявления общества в департамент, поскольку последний принимал оспариваемое решение по переданным ему документам, которые не могут быть признаны надлежащими.
Общество с ограниченной ответственностью "ТПК "Дары Кубани" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило его отменить, ссылаясь на наличие у общества предусмотренных законом полномочий на выкуп земельного участка. Ранее обществу как арендатору не сообщалось о нахождении на испрашиваемом земельном участке объектов археологического наследия. Полагает, что объект культурного наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно. Являясь собственником объекта культурного наследия, департамент должен был разработать и утвердить охранное обязательство, включив условия о нем в договор с обществом. У заявителя отсутствовала объективная возможность до подачи заявления о предоставлении в собственность спорного земельного участка предпринять действия по установлению охранного обязательства. В настоящее время охранное обязательство утверждено.
Во исполнение определения от 24.10.2017 обществом представлены объяснения по делу, которые приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель ООО "ТПК "Дары Кубани" просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам несостоявшихся торгов по продаже права аренды, на основании распоряжения главы муниципального образования Крыловский район Краснодарского края от 31.10.2007 N 958/1-р между администрацией муниципального района Крыловский район и ООО "ТПК "Дары Кубани" заключен договор аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, заключаемого по результатам торгов от 31.10.2007 N 8814000025, согласно которому обществу, в том числе предоставлен в аренду сроком на 20 лет земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:14:0306000:43, местоположение: Краснодарский край, р-н Крыловский, СПСК "Крыловский" отд. 3 поле 4 клетка 1, площадь 806 541,00 кв. м. Договор зарегистрирован 11.01.2008.
Общество 27.09.2016 обратилось в департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении данного земельного участка в собственность за плату.
Департамент письмом от 26.10.2016 N 52-30358/16-32-20 отказал в предоставлении спорного земельного участка в собственность, в связи с расположением в границах земельного участка согласно информации Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края объекта археологического наследия "Курганная группа "Бакунов 2".
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативные правовые акты, решения, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные правомочия, могут быть признаны незаконными только при наличии совокупности двух условий: несоответствия данных действий закону и нарушения ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 101-ФЗ отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, регулируются данным Законом.
По общим правилам, закрепленным в пункте 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах).
В силу пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края, регулируется Законом от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ).
Статьей 21 Закона N 532-КЗ предусмотрена возможность приобретения гражданами и юридическими лицами арендованных ими земельных участков по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего их использования, в том числе земельных участков фонда перераспределения земель.
В силу Закона N 101-ФЗ обязательными условиями, при наличии которых допускается возможность приватизации арендуемого земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов, является использование арендатором указанного земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
В силу статьи 52 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется с учетом предусмотренных статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничений оборотоспособности земельных участков.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 27 Земельного кодекса оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Одним из принципов земельного законодательства, закрепленных в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации, является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель, в том числе земель, занятых объектами культурного наследия, для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия).
В соответствии со статьей 33 Закона об объектах культурного наследия целью государственной охраны объектов культурного наследия является предотвращение их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а их защита от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя (в том числе) согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима.
Статьей 3 Закона об объектах культурного наследия под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются, в том числе городища, древние погребения, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
Территория, непосредственно занятая объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с Законом об объектах культурного наследия, признается территорией объекта культурного наследия. Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ (пункты 1, 3 статьи 3.1 Закона об объектах культурного наследия).
Согласно статье 5 Закона об объектах культурного наследия земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным Законом.
Статьями 94 (подпункт 4 пункта 2) и 99 (подпункт 1 пункта 1) Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли историко-культурного назначения, в том числе земли объектов археологического наследия, относятся к землям особо охраняемых территорий. При этом земли историко-культурного назначения используются в строгом соответствии с их целевым назначением, отнесенные к таким землям земельные участки, у их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством (пункты 2, 3 статьи 99 Земельного кодекса).
В силу пункта 2 статьи 49 Закона об объектах культурного наследия объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.
Земли историко-культурного назначения используются в строгом соответствии с их целевым назначением. Не допускаются изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия (пункты 2 - 4 статьи 99 Земельного кодекса).
Выделение в пределах границ населенных пунктов зон особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение, соответствует статье 85 Земельного кодекса. При этом земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с нормами, установленными статьями 94 - 100 Кодекса с учетом требований охраны памятников истории и культуры.
Земельные участки, занятые объектами археологического наследия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте в соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции правомерно установил, что в границах спорного земельного участка находится объект культурного наследия федерального значения (памятник археологии) "Курган "Бакунов 2".
Таким образом, на испрашиваемом обществом в собственность земельном участке расположен объект культурного (археологического) наследия, в связи с чем, спорный земельный участок является ограниченным в обороте и не подлежит приватизации.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, наличие существующего на момент обращения общества за предоставлением земельного участка законного запрета (препятствий) на приватизацию спорного земельного участка свидетельствует о том, что изложенный в письме от 2.10.2016 N 52-30358/16-32-20 отказ в предоставлении в собственность спорного земельного участка не нарушает прав хозяйства, соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, что в силу статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации препятствует признанию его незаконным.
Довод апелляционной жалобы о том, что отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований общества, поскольку объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно, судебной коллегией не принимается, поскольку земельные участки, занятые объектами археологического наследия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с пунктом 2 статьи 15, пунктами 1, 2, подпунктом 4 пункта 5 статьи 27, подпунктом 4 пункта 2 статьи 94, подпунктом 1 пункта 1 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации ограничены в обороте и не подлежат приватизации.
Иные возражения сторон судебной коллегией не принимаются, поскольку не влияют на результат рассматриваемого спора.
Согласно пояснениям представителя общества в настоящее время проводятся работы по изменению границ спорного земельного участка и выделу из него участка, на котором расположен объект культурного (археологического) наследия.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.08.2017 по делу А32-3783/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Р.Р.ИЛЮШИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)