Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 25.07.2016 N Ф08-3674/2016 ПО ДЕЛУ N А32-18184/2014

Требование: О признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка и отсутствующим обременения в виде права аренды, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения.

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Управление полагало, что предоставленный обществу участок сформирован из земель, находящихся в государственной собственности. Право собственности РФ на участок зарегистрировано в ЕГРП, при его предоставлении администрацией нарушены требования земельного законодательства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2016 г. по делу N А32-18184/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мазуровой Н.С., судей Анциферова В.А. и Волкова Я.Е., при участии в судебном заседании от истца - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ОГРН 1102308008330) - Бобылевой Е.Л. (доверенность от 03.12.2015), в отсутствие представителей ответчиков: общества с ограниченной ответственностью "Таманский паромный терминал" (ОГРН 1102352001267), администрации муниципального образования Темрюкский район (ОГРН 1022304744560), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт", Федерального агентства морского и речного транспорта, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2015 (судья Назыков А.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2016 (судьи Ильина М.В., Галов В.В., Мисник Н.Н.) по делу N А32-18184/2014, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Таманский паромный терминал" (далее - общество), администрации муниципального образования Темрюкский район (далее - администрация), в котором просило:
- признать недействительным (ничтожным) договор от 11.10.2011 N 3000004638 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:0101013:62, площадью 205 600 кв. м, расположенного по адресу: Темрюкский район, порт Кавказ, пос. Коса Чушка (далее - земельный участок),
- признать отсутствующим обременение в виде права аренды общества на земельный участок,
- истребовать земельный участок у общества из чужого незаконного владения.
Определениями от 03.06.2014 и от 01.09.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра), федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт" (далее - предприятие, Росморпорт) и Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - федеральное агентство; т. 1, л.д. 1-2, т. 2, л.д. 243-244).
Определением от 21.11.2014 по ходатайству обществу по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено специалисту общества с ограниченной ответственностью "НовоморНИИпроект" Козачинскому Ю.С. (т. 3, л.д. 163-165).
19.03.2015 в суд представлено экспертное заключение (т. 3, л.д. 183, 184-198).
По ходатайству истца в судебное заседание вызван эксперт, подготовивший заключение, который ответил на дополнительные вопросы лиц, участвующих в деле, и суда, ответы эксперта на дополнительные вопросы занесены в протокол судебного заседания, состоявшегося (с учетом перерыва) 11-18 августа 2015 года (т. 3, л.д. 199-200, т. 4, л.д. 10-12).
Решением от 07.12.2015, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 28.03.2016, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы следующим. Администрация и общество 11.10.2011 заключили договор N 3000004638 аренды земельного участка площадью 205 600 кв. м, с кадастровым номером 23:30:0101013:62, расположенного на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного специального назначения (далее - земли промышленности), по адресу: Темрюкский район, порт Кавказ, пос. Коса Чушка, предоставленного для размещения объекта, необходимого для эксплуатации объектов морского водного транспорта. В отношении указанного земельного участка 14.03.2014 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Аренда земельного участка в пользу общества на основании договора аренды от 11.10.2011 N 3000004638 зарегистрирована в ЕГРП 25.11.2011, то есть ранее регистрации права собственности Российской Федерации. Перевод земельного участка в категорию земель промышленности произведен на основании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.06.2011 N 959-р. Береговая полоса является динамическим явлением, ее местоположение изменяется с течением времени; по состоянию на 2014 или 2015 год нахождение береговой полосы и ее конфигурация могут отличаться от координат береговой полосы в 2011 году, во время заключения оспариваемого договора аренды. В материалах дела отсутствуют доказательства нахождения спорного земельного участка в пределах береговой полосы Черного или Азовского моря по состоянию на 2011 год. Для удовлетворения исковых требований территориальное управление должно доказать не только нахождение земельного участка с кадастровым номером 23:30:0101013:62 в границах береговой полосы моря, но и принадлежность данного участка на праве собственности Российской Федерации на момент заключения договора. Правовую позицию территориального управления о том, что поскольку береговая полоса входит в состав водного объекта, земельный участок, включающий береговую полосу, принадлежит собственнику водного объекта - Российской Федерации, суд признал не основанной на надлежащем толковании норм материального права. Водное законодательство регулирует правоотношения по использованию, охране водных объектов (часть 2 статьи 2, часть 1 статьи 4 Водного кодекса Российской Федерации, далее - Водный кодекс) и не содержит норм об отнесении земельных участков, входящих в водоохранную зону федеральных водных объектов (часть 1 статьи 65 Водного кодекса), к собственности публично-правовых образований. Отнесение земельного участка к водоохранной зоне само по себе не означает, что у собственника водного объекта возникает право собственности на такой участок. Отношения по использованию и охране земель регулируются не водным, а земельным законодательством (пункт 1 статьи 3 Земельного кодекса). Нахождение земельного участка в границах особо охраняемых территорий не влияет на принадлежность земельного участка, не является критерием разграничения государственной собственности на землю в силу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон, Закон N 137-Ф), но устанавливает публично-правовые ограничения по использованию такого участка. В действующем водном законодательстве отсутствует указание на отнесение земель в пределах береговой полосы к водному объекту, а в земельном законодательстве - об отнесении земель в пределах береговой полосы водных объектов общего пользования - к собственности Российской Федерации. Поскольку участок с кадастровым номером 23:30:0101013:62 не отнесен действующим водным и земельным законодательством к федеральной собственности, исковые требования территориального управления, заявленные по мотиву принадлежности земельного участка к собственности Российской Федерации, удовлетворению не подлежат.


























































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)