Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 04.08.2016 ПО ДЕЛУ N А26-2567/2016

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 августа 2016 г. по делу N А26-2567/2016


Резолютивная часть решения объявлена 01 августа 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 04 августа 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Васильевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания с применение средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Ивановой Л.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Онего-Транс"
к Администрации Петрозаводского городского округа
о признании недействительным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка
при участии представителей:
- заявителя, Общества с ограниченной ответственностью "Онего-Транс", - не явился;
- ответчика, Администрации Петрозаводского городского округа, - Калачевой М.В., по доверенности от 13.05.2016;
- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Онего-Транс" (далее - заявитель, Общество, ООО "Онего-Транс") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Петрозаводского городского округа (далее - ответчик, Администрация) о признании недействительным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 10:10:0010101:14 для реконструкции административного здания, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ул. Луначарского, д. 1, под административно-торговое здание, оформленное письмом от 23.11.2015 N 5.3-06-896.
По мнению заявителя, оспариваемый отказ Администрации не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Просит суд обязать Администрацию выдать Обществу градостроительный план указанного земельного участка.
В отзыве на заявление Администрация не признала заявленных требований, считает отказ законным и обоснованным, просит в удовлетворении заявления отказать. Ответчик указывает, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденными решением Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 г. N 26/38-771 (далее - Правила), земельный участок с кадастровым номером 10:10:0010101:14 расположен в рекреационной зоне прибрежных территорий (Рпт). Статьей 59 Правил определен градостроительный регламент указанной территориальной зоны, в частности, определен перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Строительство административно-торговых зданий в данной зоне не предусмотрено. Кроме того, отсутствие установленных границ земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства, также является препятствием для подготовки градостроительного плана. По мнению ответчика, Обществом также пропущен срок для обращения в суд, установленный статьей 198 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заявитель в судебное не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика требования не признал по основаниям, изложенным в заявлении, письменных пояснениях и оспариваемом письме Администрации.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Как видно из материалов дела, Постановлением Главы самоуправления города Петрозаводска от 27.12.2001 N 5172 ООО "Онего-Транс" предоставлен в аренду сроком с 11 июля 2001 года на 49 лет земельный участок площадью 335 кв. м из земель поселений для предпринимательской деятельности (эксплуатация административного здания) (л.д. 17).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 11.07.2001 Общество является собственником административного здания, назначение: нежилое, 3-этажное, общая площадь - 326,6 кв. м, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ул. Луначарского, д. 1 (л.д. 63).
05.11.2015 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 10:10:0010101:14 для реконструкции административного здания, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ул. Луначарского, д. 1, под административно-торговое здание.
Письмом от 23.11.2015 N 5.3-06-896 Администрация отказала заявителю в подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 10:10:0010101:14 со ссылкой на Правила землепользования и застройки города Петрозаводска, а также положения ст. 36 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ (л.д. 15).
Полагая, что отказ Администрации является незаконным и необоснованным, не соответствует требованиям законодательства, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд. Заявитель также указывает, что срок на обращение в суд им не пропущен, поскольку оспариваемый отказ получен Обществом только 15.01.2016 после повторного обращения в Администрацию с заявлением о выдаче градостроительного плана. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом решения и действия (бездействие) могут быть признаны недействительными (незаконными) только при наличии одновременно двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно части 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Одним из принципов законодательного регулирования градостроительной деятельности является осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункт 9 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из вышеприведенных правовых норм следует, что отношения, связанные с утверждением градостроительного плана для реконструкции административного здания под административно-торговое регламентируются не только нормами, содержащимися в Градостроительном кодексе Российской Федерации, но и иными федеральными законами, регулирующими земельные правоотношения.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2), условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).
В развитие приведенных конституционных положений Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества и принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункты 2 и 8 пункта 1 статьи 1).
В соответствии со статьей 4 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации одной из категорий земель по виду целевого назначения являются земли населенных пунктов (ранее именовались земли поселений).
Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается, в том числе, в государственном кадастре недвижимости, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Разрешенное использование земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании.
Согласно статье 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки; указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ); строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с земельными участками может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (абзац шестой пункта 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с требованиями статьи 44 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе, 1) границы земельного участка; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент).
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Статьей 11.2 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" подтверждением существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, является государственный кадастровый учет недвижимого имущества.
Пунктом 7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Как следует из материалов дела, границы спорного земельного участка не определены.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 N 26/38-771 утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (далее - Правила землепользования и застройки), которые являются нормативно-правовым актом Петрозаводского городского округа, носят обязательный характер для всех правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, и применяются, в частности при подготовке и утверждении градостроительных планов земельных участков (статья 3 Правил, пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Областью применения Правил являются все расположенные на территории Петрозаводского городского округа земельные участки и объекты капитального строительства, они являются обязательными для всех правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (статья 3 Правил).
Порядок подготовки, утверждения и выдачи градостроительных планов земельных участков регламентирован постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 14.02.2012 N 638 "Об утверждении административного регламента Администрации Петрозаводского городского округа по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков" (далее по тексту - Административный регламент).
В пункте 2.8.1 Административного регламента установлен перечень оснований для отказа в выдаче градостроительных планов земельных участков:
- - обращение ненадлежащего лица;
- - нарушение требований, предъявляемых к комплектности документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
- - отсутствие в представленных документах сведений, необходимых для подготовки градостроительного плана;
- - отсутствие данных о земельном участке, в отношении которого запрашивается градостроительный план, в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности ГИС ИНГЕО;
- - несоответствие представленным документов Правилам землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденным Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 N 26/38-771, за исключением документов на земельные участки, решения о предоставлении которых приняты до вступления в силу Правил;
- - несоответствие представленных документов требованиям, указанным в Административном регламенте.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ Администрации нельзя признать незаконным.
Довод ответчика о пропуске заявителем срока на обращение в суд является необоснованными, противоречит материалам дела и представленным доказательствам.
Расходы по государственной пошлине суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

1. В удовлетворении заявления ООО "Онего-Транс" отказать.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
Л.А.ВАСИЛЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)