Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.10.2017 N 06АП-4863/2017 ПО ДЕЛУ N А73-3202/2017

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2017 г. N 06АП-4863/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
- от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Едрец Григория Владимировича: лично; Пантелеев П.А., представитель;
- от администрации Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края: не явились;
- от третьих лиц: Краевого государственного казенного учреждения "Краевой центр развития государственно-частного партнерства"; Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края: не явились;
- от Едрец Натальи Александровны: Пантелеев П.А., представитель по доверенности от 16.07.2014 N 27 АА 0566200;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Едрец Григория Владимировича
на решение от 10.07.2017
по делу N А73-3202/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Гавриш О.А.
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Едрец Григория Владимировича
к администрации Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края
о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство
третьи лица: Краевое государственное казенное учреждение "Краевой центр развития государственно-частного партнерства"; Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края; Едрец Наталья Александровна
установил:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства Едрец Григорий Владимирович (далее - заявитель, Едрец Г.В., глава фермерского хозяйства) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к администрации Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, выраженного в письме от 17.02.2017 N 1.20-222; в качестве восстановления нарушенного права просит обязать администрацию выдать разрешение на строительство административно-хозяйственного здания на земельном участке с кадастровым номером 27:17:0625001:1577.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Едрец Наталья Александровна, Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, Краевое государственное казенное учреждение "Краевой центр развития государственно-частного партнерства" (далее - КГКУ "Краевой центр развития ГЧП").
Решением суда от 10.07.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, глава фермерского хозяйства оспорил его в апелляционном порядке.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании апелляционного суда Едрец Г.В., а также его представитель поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, требования удовлетворить.
Представитель Едрец Н.А. в заседании апелляционного суда поддержал позицию апеллянта, просил судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить.
Иные участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании апелляционного суда не принимали, возражений на жалобу не направили, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что Едрец Г.В. обратился к Главе Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "административно-хозяйственное здание" на земельном участке с кадастровым номером 27:17:0625001:1577.
Решением, оформленным письмом от 17.02.2017 N 01.20-222 в выдаче разрешения на строительство было отказано на основании пункта 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)-градостроительный план земельного участка не предусматривает строительство административно-хозяйственных зданий в зоне автомобильных дорог и улиц.
Кроме того, до сведения заявителя доведено, что земельный участок с кадастровым номером 27:17:0625001:1577 находится в зоне отвода под строительство федеральной дороги "Обход города Хабаровска". Данная дорога учтена в Правилах землепользования и застройки Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденных Решением Совета Депутатов Корфовского городского поселения от 10.04.2014 N 7/49.
Полагая, что такое решение органа местного самоуправления является незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Едрец Г.В. обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении требований, правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации(далее - ГрК РФ) в объем полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности входит, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления.
Согласно статье 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 ГрК РФ).
Согласно части 4 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В силу части 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации; заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта; копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
В соответствии с частью 10 статьи 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.
Согласно части 11 статьи 51 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В силу части 13 статьи 51 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Из материалов дела следует, что собственником земельного участка с кадастровым номером 27:17:0625001:1577 является Едрец Н.А. (свидетельство серия 27-АВ N 890117 от 30.05.2013).
15.09.2016 между главой крестьянского (фермерского) хозяйства Едрец Г.В. (арендатор) и Едрец Н.А. (арендодатель) заключен договор аренды, согласно пункту 1 которого, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 27:17:0625001:1577 в целях осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе для занятия животноводством, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, возведения (строительства) необходимых строений, зданий, сооружений, использования в иных целях, не противоречащих действующему законодательству РФ, в отношении данного земельного участка.
Согласно кадастровой выписке земельный участок с кадастровым номером 27:17:0625001:1577 имеет разрешенное использование - под животноводство, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Постановлением Главы Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 06.12.2016 N 516 в целях устранения технической ошибки, в постановление администрации Корфовского городского поселения от 08.10.2015 N 268 "Об изменении вида разрешенного использования" внесены изменения: в пункте 1 слова "на разрешенное использование "под животноводство" заменить словами "вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование".
Вместе с тем, в реестр и градостроительный план, соответствующие изменения не вносились.
В соответствии с пунктом 2.1 градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 27:17:0625001:1577, утвержденного Постановлением администрации Корфовского городского поселения от 10.01.2017 N 3, спорный земельный участок находится за границами населенного пункта, на землях сельскохозяйственного назначения. Разрешенный вид использования - под животноводство.
Согласно проекту генерального плана данную территорию планируется включить в границы населенного пункта. После утверждения новых границ населенного пункта с.Сосновка изменится вид разрешенного использования данного земельного участка.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Корфовского городского поселения земельный участок находится в зоне ИТ-2 "Зона автомобильных дорог и улиц", основной вид разрешенного использования - непрерывная система дорог и улиц для транспортного и пешеходного движения с учетом пожарных, санитарно-гигиенических требований, пункты оказания первой медицинской помощи, элементы благоустройства, малые архитектурные формы, трансформаторные подстанции, специальные санитарно-защитные зеленые насаждения.
Условно разрешенные виды использования земельного участка: открытые стоянки краткосрочного хранения автомобилей, площадки транзитного транспорта с местами хранения автобусов, грузовиков, легковых автомобилей, предприятия автосервиса и АЗС для легкового транспорта, насосные станции водоснабжения, канализационные насосные станции, объекты газообеспечения: газораспределительные пункты.
Как следует из оспариваемого отказа от 17.02.2017 в выдаче разрешения на строительство "административно-хозяйственного здания" отказано в связи с тем, что градостроительный план земельного участка не предусматривает строительство административно-хозяйственных зданий в зоне автомобильных дорог и улиц.
Между тем, изменение вида разрешенного использования земельного участка предусмотрено лишь после включения его в границы населенного пункта.
Таким образом, в настоящее время спорный земельный участок располагается за границами населенного пункта, что не оспаривается администрацией.
Согласно выкопировке из Генерального плана Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденного решением Совета депутатов Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 30.03.2017 N 44/232, земельный участок с кадастровым номером 27:17:0625001:1577 попадает в зону строительства автомобильной дороги "Обход города Хабаровска км 13-км 42".
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 13.02.2015 N 60-рп утверждена документация по планировке территории "Проект планировки и проект межевания территории для размещения линейного объекта "Автомобильная дорога "Обход г. Хабаровска км 13 - км 42" в городском округе "Город Хабаровск" и Хабаровском районе Хабаровского края".
Так, из правовой позиции КГКУ "Краевой центр развития государственно-частного партнерства", изложенной в отзыве на исковое заявление, следует, что при подготовке территории для строительства IV этапа автомобильной дороги в 2017 будет осуществляться резервирование земель для государственных нужд с последующим изъятием земельных участков, попадающих в постоянную полосу отвода автомобильной дороги.
А поскольку спорный земельный участок расположен в границах постоянной полосы отвода автомобильной дороги, то его планируется включить в состав земель, зарезервированных для государственных нужд края.
Статья 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) устанавливает случаи изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе, для размещения автомобильных дорог федерального значения.
В силу пункта 1 статьи 56.1 ЗК РФ права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд (часть 1 статьи 56.1 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3 ЗК РФ).
Между тем, доказательств принятия какого-либо решения об ограничении права пользования в отношении спорного земельного участка, в материалы дела не представлено.
Вместе с тем, как закреплено в пункте 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков.
Специальный правовой режим земель сельскохозяйственного назначения обусловлен необходимостью их целевого использования, что следует из норм пункта 2 статьи 7, пункта 1 статьи 78 ЗК РФ.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (часть 1 статьи 78 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ) сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ крестьянские (фермерские) хозяйства признаются сельскохозяйственными производителями.
В состав имущества фермерского хозяйства могут входить, в том числе земельный участок, хозяйственные и иные постройки, сооружения, а также иное имущество, необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ).
Для строительства зданий, строений, сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ).
Учитывая изложенные нормы права, на спорном земельном участке, отнесенном к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования "для сельскохозяйственного использования", могут размещаться любые производственные, а также иные объекты, в том числе здания, строения, сооружения, используемые в процессе сельскохозяйственного производства, кроме прочего, имеющие вспомогательное значение и предназначенные для организационно-управленческого, бытового и иного обеспечения необходимого режима функционирования сельскохозяйственного производства.
Вместе с тем, из представленного в материалы дела заявления Едрец Г.В. о выдаче разрешения на строительство от 12.01.2017 и приложенных к нему документов усматривается, что планируется к строительству "административно-хозяйственное здание", при этом, доказательств того, что предполагаемое под строительство здание имеет какое-либо отношение к осуществлению сельскохозяйственного производства, содержанию и разведению сельскохозяйственных животных, производству, хранению и первичной переработке сельскохозяйственной продукции заявителем в порядке статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлены, равно и как доказательств наличия осуществления им такой деятельности на спорном земельном участке.
Таким образом, суд первой инстанции, проведя всесторонний анализ обстоятельств дела, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, при вынесении решения судом не допущено, в связи с чем, у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятого по делу решения.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.07.2017 по делу N А73-3202/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)