Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.10.2017 N 08АП-11998/2017 ПО ДЕЛУ N А81-287/2017

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2017 г. N 08АП-11998/2017

Дело N А81-287/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2017 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11998/2017) Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.07.2017 по делу N А81-287/2017 (судья Кустов А.В.)
по заявлению акционерного общества "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" (ИНН 8905000428, ОГРН 1028900703963)
к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа
об оспаривании решения, изложенного в письме от 18.10.2016 N 2701-17/21404, об отказе в заключении на новый срок договора аренды лесного участка с кадастровым номером 89:05:030707:7568
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель Александров А.Г. по доверенности N Д-107 от 16.05.2016 сроком действия до 31.12.2017;
- от заинтересованного лица: представитель не явился.

установил:

Акционерное общество "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" (далее по тексту - заявитель, АО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения, изложенного в письме от 18.10.2016 N 2701-17/21404, об отказе в заключении на новый срок договора аренды лесного участка с кадастровым номером 89:05:030707:7568.
В качестве способа восстановления права просил обязать заинтересованное лицо заключить договор аренды лесного участка с кадастровым номером 89:05:030707:7568 на срок действия лицензии СЛХ 80562 ТЭ.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.07.2017 по делу N А81-287/2017 заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме, решение Департамента от 18.10.2016 N 2701-17/21404 об отказе в заключении на новый срок договора аренды признано недействительным.
Суд обязал заинтересованное лицо заключить с АО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" договор аренды лесного участка с кадастровым номером 89:05:030707:7568 на срок действия лицензии СЛХ 80562 ТЭ.
Кроме того, суд первой инстанции взыскал с Департамента в пользу заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок необходим обществу для ведения работ, связанных с пользованием недрами, что, в свою очередь, предусматривает оформление права аренды.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, настаивая на законности оспариваемого отказа, указал на то, земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен пользователю недр только в границах горного отвода. В данном случае, при сопоставлении границ формируемого земельного участка и границ участка недр, определенных лицензией, было выявлено несоответствие границ формируемого земельного участка с границами горного отвода, а именно границы формируемого земельного участка выходили за пределы границ горного отвода, соответственно основания предоставления без проведения торгов части земельного участка, выходящей за границы горного отвода у заинтересованного лица отсутствовали.
Обществом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечила, в связи с чем, суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель АО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя общества, установил следующие обстоятельства.
09.07.2009 Департаментом природно-ресурсного регулирования лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа АО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" выдана лицензия на пользование недрами серии СЛХ N 80562 вид лицензии ТЭ.
Целевое назначение и вид работ по лицензии - добыча планировочного (песчаного) грунта из карьера песка N 1 для использования в обустройстве объектов Западно-Ноябрьского нефтяного месторождения. Участок недр имеет статус горного отвода, дата окончания лицензии - до 31.12.2013.
Для целей разработки месторождения полезного ископаемого "Карьер песка N 1" приказом Департамента от 10.08.2009 N 339-3 обществу предоставлен в аренду лесной участок площадью 30,3760 га, кадастровый номер 89:05:030707:7568, сроком до 31.12.2013.
На основании данного приказа с обществом заключен договор аренды лесного участка N 281/Л-09 от 03.09.2009 сроком до 31.12.2013.
Дополнением N 3 к лицензии срок действия лицензии продлен до 31.12.2016. Дополнительным соглашением N 1 от 14.10.2013 к договору аренды срок действия последнего на прежних условиях продлен до 31.12.2016.
Дополнением N 4 к лицензии срок действия лицензии продлен до 31.12.2018, в связи с чем, возникла необходимость в дальнейшем использовании лесного участка для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Письмом от 19.09.2016 N 16/3/13580 заявитель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении лесного участка на новый срок на тех же условиях. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 18.10.2016 N 2701-17/21404 об отказе в заключении договора аренды лесного участка на новый срок.
Отказ мотивирован тем, что предоставление земель лесного фонда и использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в границах горного отвода по лицензии на пользование недрами.
Полагая, что такой отказ нарушает права и законные интересы АО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз", последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
13.07.2017 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с использованием недр, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах").
Согласно статье 6 Закона "О недрах" недра могут быть предоставлены в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 11 Закона "О недрах" лицензия на право пользования недрами является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно части 1 статьи 25.1 Закона "О недрах" земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и Законом РФ "О недрах".
Также положениями данной части статьи 25.1 Закона "О недрах" предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, в целях геологического изучения недр может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Абзацем третьим статьи 25.1 Закона "О недрах" предусмотрено, что земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.
Согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.
Как было выше сказано и не оспаривается лицами, участвующими в деле, испрашиваемый земельный участок является лесным участком.
В силу части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу пункта 11 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов возможно для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
Использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации).
Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (часть 2 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для разработки месторождений полезных ископаемых.
Договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемые для использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых заключаются без проведения аукциона (часть 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации).
Из системного толкования указанных норм права следует, что Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации и Закон "О недрах" устанавливают разрешительный режим пользования недрами, согласно которому предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, в связи с чем предоставление в аренду земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, напрямую связано с получением соответствующей лицензии, оформлением геологического отвода и (или) горного отвода и утверждением проектной документации.
Таким образом, вышеизложенные положения норм свидетельствуют о том, что действующее законодательство, наряду с оформлением специального государственного разрешения в виде лицензии на пользование недрами, предусматривает и оформление прав на земельный участок, на котором расположены соответствующие недра, путем заключения договора аренды между пользователем недр и собственником такого земельного участка, однако в более упрощенном порядке - без проведения торгов.
Как усматривается из материалов дела, АО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" является владельцем лицензии на право пользования недрами СЛХ 80562 ТЭ от 09.07.2009 с целевым назначением и видами работ - добыча планировочного (песчаного) грунта из карьера песка N 1 для использования в обустройстве объектов Западно-Ноябрьского нефтяного месторождения.
Согласно пункту 1.2. лицензионного соглашения участок недр включает в себя горный отвод - блок недр в пространственных границах площадью 24,44 га с ограничением по глубине до 6,6 м в границах, обозначенных угловыми точками, координаты которых приведены в приложении N 3.
При этом в приложении N 4 приведено обоснование выбора вариантов местоположения земельного участка, согласно которому выбран вариант использования карьера песка N 1, площадью 30,376 га, в том числе, 30,3613 га - лесные земли и 0,0147 га - нелесные земли.
Данный земельный участок и был предоставлен в аренду на основании договора аренды лесного участка N 281/Л-09 от 03.09.2009, действие которого продлено дополнительным соглашением N 1 от 14.10.2013 до 31.12.2016.
Письмом от 19.09.2016 N 16/3/13580 Арендатор обратился в Департамент с заявлением о предоставлении лесного участка на новый срок на тех же условиях. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 18.10.2016 N 2701-17/21404 об отказе в заключении договора аренды лесного участка на новый срок.
Отказ мотивирован тем, что участок лесного фонда, испрашиваемого в аренду, частично расположен вне границ лицензии на пользование недрами СЛХ 80562. Иные оснований для отказа в предоставлении земельного участка в решении отсутствуют.
В апелляционной жалобе ее податель законность оспариваемого отказа обосновывает тем, что границы испрашиваемого земельного участка не соответствуют границам горного отвода, а именно границы испрашиваемого земельного участка выходили за пределы границ горного отвода, определенных лицензией СЛХ 80562 ТЭ от 09.07.2009. Департамент полагает, что часть земельного участка, выходящая за границы горного отвода не может быть предоставлена заявителю без проведения торгов.
Однако, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В данном случае, как было указано ранее, в силу прямого указания статьи 25.1 Закона "О недрах", подпункта 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации пользователь недр при наличии лицензии имеет право на предоставления в аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
При этом, ни законодательство о недропользовании, ни земельное, ни лесное законодательство не содержит запретов на предоставление земельных участков необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, выходящих за пределы горного отвода.
Согласно статье 7 Закона "О недрах" участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Таким образом, границами горного отвода законодатель ограничил право владельца лицензии на пользование недрами, в то время, как земельный участок предоставляется в границах, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 12 Закона "О недрах" лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать указание границ участка недр, предоставляемого в пользование и границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Из указанного также следует, что предоставляемый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, земельный участок не ограничен границами горного отвода.
Как было выше сказано, в лицензии СЛХ 80562 ТЭ от 09.07.2009 прямо оговорено, что горный отвод - блок недр в пространственных границах предоставляется площадью 24,44 га, а земельный участок, согласно которому выбран вариант использования карьера песка N 1 - площадью 30,376 га.
Таким образом, заявитель просит предоставить в аренду земельный участок, полностью соответствующий выбранному и указанному в лицензии варианту.
Кроме того, как обоснованно указывает общество, ссылаясь на приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.06.2010 N 218 "Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок, и первичную переработку минерального сырья", которым предусмотрено, что проектная документация на разработку месторождений твердых полезных ископаемых должна предусматривать такие разделы как "Отвальные работы", "Карьерный транспорт", контуры горного отвода и предоставляемого для осуществления работ, связанных с пользованием недрами, земельного участка в данном случае в силу необходимости осуществления прочих работ (размещение отвалов, работа транспорта) не совпадают.
При таких обстоятельствах, учитывая, что испрашиваемый обществом земельный участок необходим для ведения работ, связанных с пользованием недрами, при этом заявитель осуществляет свою деятельность на основании лицензии на пользование недрами, а Департамент в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность оспариваемого отказа, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и удовлетворил требования заявителя.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи.
Доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент был освобожден от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.07.2017 по делу N А81-287/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР

Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)