Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 19.01.2016 N 33-839/2016

Требование: Об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок.

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками
Обстоятельства: Администрация района не реализовала полномочия по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления и ликвидации несанкционированных свалок.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 января 2016 г. N 33-839/2016


Судья: Гринь О.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего Луковицкой Т.А.
судей Овчинниковой Л.Д., Осининой Н.А.,
с участием прокурора Мазиной О.Н.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 15 сентября 2015 года по гражданскому делу по иску прокурора Фрунзенского района Санкт-Петербурга, действующего в защиту неопределенного круга лиц к администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок,
Заслушав доклад судьи Луковицкой Т.А., представителя ответчика администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга - К. (доверенность N <...> от <дата> сроком по <дата>), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры - Мазиной О.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:

Прокурор Фрунзенского района Санкт-Петербурга, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, в котором, уточнив исковые требования, просил обязать обязать ответчика в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, Фрунзенский район, <адрес> обязать ответчика в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Фрунзенского района Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства. В ходе проверки установлено, что на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, Фрунзенский район, <адрес> а также земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, Фрунзенский район, <адрес> имеются несанкционированные свалки отходов. На указанных территориях прав на недвижимое имущество не зарегистрировано. Учитывая, что в полномочия администрации района входит участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления и ликвидация несанкционированных свалок, истец полагает, что администрация района не реализовала полномочия в части ликвидации несанкционированной свалки по заявленным адресам.
Определением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 23 июня 2015 года гражданские дела по искам прокурора Фрунзенского района Санкт-Петербурга о ликвидации свалок по указанным адресам объединены в одно производство.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 15 сентября 2015 года требования прокурора удовлетворены.
На ответчика возложена обязанность в 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Фрунзенский район, <адрес>
Тем же решением на ответчика возложена обязанность в 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, Фрунзенский район, севернее <адрес>
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение отменить, ссылаясь на неправильное установление судом обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора, и нарушение норм материального права.
Представители третьих лиц Комитета по природопользованию Санкт-Петербурга, Комитета финансов Санкт-Петербурга, ВМО МО "Волковское", МО "Балканский" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, не просили об отложении рассмотрения дела. При указанных обстоятельствах в силу положений части 1 статьи 327, части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия не усматривает препятствий для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и письменных возражений на нее, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, отвал горных пород и другое).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно Положению об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденному Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года N 1078, задачами администрации являются: осуществление мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 2.3.8); реализация мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории района в соответствии с действующим законодательством (п. 2.3.9); участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, ликвидации несанкционированных свалок, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении (п. 2.4.4).
Судом установлено, что выездной комиссией РШБ была проведена проверка в ходе которой установлено наличие несанкционированных свалок на территории Санкт-Петербург, Фрунзенский район, <адрес>", а также Санкт-Петербург, Фрунзенский район, <адрес>. (л.д. 7 - 8)
Указанные адреса были включены в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок на 2014 год. Планируемая дата ликвидации свалок за счет средств бюджета администрации района - сентябрь 2014 года. (л.д. 9 - 11, т. 1)
Указанные в иске свалки отходов включены в перечень несанкционированных свалок на территории района в 2015 году. (л.д. 51, т. 1)
Из ответа администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга на запрос суда следует, что адресная программа по ликвидации свалок на 2015 - 2017 годы отсутствует. Вместе с тем, администрацией района составлен перечень выявленных несанкционированных свалок на территории района в 2015 году. (л.д. 106 - 108, т. 1)
Определяя полномочия администрации района по ликвидации несанкционированных свалок, суд руководствовался, в том числе, пунктом 6.3 Распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 15.02.2011 года N 196-Р, согласно которому администрация соответствующего района Санкт-Петербурга принимает меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории общего пользования Санкт-Петербурга, а именно организовывает проведение работ по ликвидации несанкционированных свалок.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно применил законодательство, регулирующее спорные правоотношения, исходил из того, что в материалы дела не представлено доказательств того, что работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов на момент разрешения спора по существу были организованы и проведены, в связи с чем, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку отходов на указанном земельном участке в целях защиты прав граждан.
Данный вывод суда является правильным, соответствует представленным по делу доказательствам, оценка которых произведена судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда мотивированны и подробно изложены в решении.
Доводы апелляционной жалобы ответчика, не согласного с изложенными выводами суда и судебной оценкой доказательств, при вышеизложенных обстоятельствах несостоятельны, повторяют позицию ответчика, изложенную его представителем при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
При таких обстоятельствах оснований к отмене постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
определила:

Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 15 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)