Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.08.2017 N 15АП-10616/2017 ПО ДЕЛУ N А32-20891/2016

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2017 г. N 15АП-10616/2017

Дело N А32-20891/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
при участии:
- от заявителя: Грицай Н.Д. - представитель по доверенности от 09.06.2016, паспорт;
- от заинтересованных лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2017 по делу N А32-20891/2016, принятое судьей Боровиком А.М.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Никифорова Евгения Александровича (ИНН 231100206185, ОГРНИП 305231133200035)
к заинтересованным лицам: Администрации муниципального образования город Краснодар; Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании незаконными действий, о признании незаконным отказа, о признании недействительным постановления, об обязании,
установил:

индивидуальный предприниматель Никифоров Евгений Александрович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий Администрации муниципального образования город Краснодар по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:43:0136054:4798 незаконными, признании отказ администрации муниципального образования г. Краснодар в предоставлении Никифорову Евгению Александровичу в собственность за плату на основании договора купли-продажи земельного участка площадью 91 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0136054:4798, расположенного в г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Сочинская, 21, строение N 3, незаконным, признать недействительным постановление администрации муниципального образования г. Краснодар N 6098 от 06.12.2016 "Об отмене отдельных муниципальных правовых актов". В порядке устранения допущенного нарушения просит обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю восстановить в государственном кадастре недвижимости земельный участок с КН 23:43:0136054:4798 в прежних границах в 10-дневный срок с момента вступления в силу решения суда, а также обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар в месячный срок со дня вступления в законную силу решения предоставить Никифорову Евгению Александровичу в собственность за плату на основании договора купли-продажи земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:43:0136054:4798 площадью 91 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Сочинская, 21, строение N 3 в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, с видом разрешенного использования: объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению не более 350 кв. м: объекты розничной торговли, по цене 480809,52 рублей, рассчитанной в соответствии с действующим законодательством РФ на дату подачи заявления - 26.11.2015.
Заявленные требования мотивированы тем, что нежилое строение, принадлежащее предпринимателю, представляет собой отдельное здание или самостоятельный инвентарный объект, фактически встроенное между другими рядом стоящими строениями. Выводы администрации о том, что объект расположен на неделимом земельном участке, опровергается представленными в дело документами о предоставлении земельных участков, сформированных для соседних объектов.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2017 требования предпринимателя удовлетворены. Суд признал незаконными действия администрации муниципального образования г. Краснодар, направленные на снятие с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:43:0136054:4798. Признал незаконным отказ администрации муниципального образования г. Краснодар в предоставлении Никифорову Евгению Александровичу в собственность за плату на основании договора купли-продажи земельного участка площадью 91 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0136054:4798, расположенного в г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Сочинская, 21, строение N 3. Признал недействительным постановление администрации муниципального образования г. Краснодар N 6098 от 06.12.2016 "Об отмене отдельных муниципальных правовых актов".
В порядке устранения допущенного нарушения суд обязал Управление Росреестра по Краснодарскому краю восстановить в государственном кадастре недвижимости земельный участок с кадастровым номером 23:43:0136054:4798 в прежних границах в 10-дневный срок с момента вступления в силу решения суда. Обязал администрацию муниципального образования г. Краснодар в месячный срок со дня вступления в законную силу решения предоставить Никифорову Евгению Александровичу в собственность за плату на основании договора купли-продажи земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:43:0136054:4798 площадью 91 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Сочинская, 21, строение N 3 в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, с видом разрешенного использования: объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению не более 350 кв. м: объекты розничной торговли, по цене 480809,52 рублей, рассчитанной в соответствии с действующим законодательством РФ на дату подачи заявления - 26.11.2015.
Решение мотивировано тем, что при обращении в уполномоченный орган ИП Никифоровым Е.А. были соблюдены все требования действующего законодательства, подтверждающие его право на получение испрашиваемого земельного участка.
Администрация муниципального образования город Краснодар обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы указывает следующее. Суд вышел за пределы иска. Отсутствует заключение уполномоченного органа о том, что испрашиваемый земельный участок соответствует градостроительным нормам. Поскольку схема расположения земельного участка площадью 91 кв. м на кадастровом плане территории меньше установленных норм, администрация в порядке самоконтроля обладала полномочиями по отмене ранее принятого ненормативного правового акта.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель представил хронологию оформления права на земельный участок, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель предпринимателя дал суду пояснения об обстоятельствах и материалах дела, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя предпринимателя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИП Никифорову Е.А. принадлежит на праве собственности нежилое помещение N 1,2 здания 1-го этажа литер А, нежилое помещение N 1 здания литер под/А общей площадью 93.9 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, а также выпиской из ЕГРП о зарегистрированных правах.
26.11.2015 ИП Никифоров Е.А. обратился в администрацию муниципального образования г. Краснодар с заявлением о предоставлении в собственность за плату на основании договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:43:0136054:4798 площадью 91 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Сочинская, 21, строение N 3 в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, с видом разрешенного использования: объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению не более 350 кв. м: объекты розничной торговли.
В ответ на указанное обращение 18.03.2016 года от администрации муниципального образования г. Краснодар был получен ответ N 7648.26 об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
В письме от 18.03.2016 администрация муниципального образования г. Краснодар указывает, что по результатам рассмотрения обращения Никифорова Е.А. был подготовлен проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:43:0136054:4798 площадью 91 кв. м, но он не прошел согласование в структурных подразделениях администрации МО г. Краснодар. Проект не был согласован правовым управлением администрации муниципального образования г. Краснодар.
Таким образом, указано, что основанием для отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка Никифорову Е.А. послужило утверждение правового управления администрации муниципального образования г. Краснодар о том, что одноэтажное капитальное строение с подвалом литер А, под/А, принадлежащее Никифорову Е.А. на праве собственности, расположено на едином земельном участке и является составной частью объекта капитального строительства - торгового комплекса, земельный участок, расположенный под торговым комплексом, обладает всеми признаками неделимости.
Администрация также считает, что при рассмотрении обращения Никифорова Е.А. необходимо руководствоваться п. 2 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушения требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок) или помещения в указанном здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности, либо на таком земельном участке расположено несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общедолевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Не согласившись с позицией администрации муниципального образования город Краснодар, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
При рассмотрении дела апелляционная коллегия учитывает следующее.
В силу п. 2 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
В соответствии с п. 6 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
В соответствии с п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 13 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу п. 14 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
В соответствии с п. 13 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Кодексом.
Согласно п. 15 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
В соответствии с п. 20 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.
Из материалов дела видно, что по заявлению Никифорова Е.А. от 29.06.2015 администрацией принято постановление от 11.09.2015 N 6396 о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Статьей 39.3. Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов.
Согласно п. 6 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса.
Статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Как установлено судом, Никифорову Е.А. принадлежит на праве собственности нежилое помещение N 1,2 здания 1-го этажа литер А, нежилое помещение N 1 здания литер под/А общей площадью 93.9 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, а также выпиской из ЕГРП о зарегистрированных правах.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанное здание литер А, под/А является самостоятельным объектом недвижимости с кадастровым номером 23:43:0136054:4218. Суд учел представленные в материалы дела кадастровый паспорт на нежилое здание, а также акт строительно-технической экспертизы от 28.03.2016.
В апелляционной жалобе администрация, не опровергая указанный вывод суда, настаивает на том, что сформированный согласно схеме земельный участок (площадью 91 кв. м) не отвечает критерию минимального размера, и размер земельного участка не определен как необходимый для эксплуатации объекта недвижимости.
Вместе с тем, указанный довод администрация надлежащим образом не обосновала. Размер земельного участка определен путем согласования с уполномоченными органами при издании схемы.
Администрация указывает, что земельный участок, на котором расположен объект, принадлежащий предпринимателю, является неделимым. Между тем, указанный довод опровергается состоявшимся формированием земельных участков в целях выкупа собственниками соседних строений.
Из материалов дела видно, что порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (статья 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации), соблюден администрацией до этапа предварительного согласования предоставления земельного участка.
С заявлением о предварительном согласовании земельного участка в порядке 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации Никифоров Е.А. обратился в администрацию 29.06.2015, приложив к заявлению схему испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.
Статьей 39.15 ЗК РФ установлено, что в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившие заявления и по результатам проверки документов принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предварительном согласовании.
В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.17 настоящего Кодекса.
Лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования земельного участка или уточнения его границ.
11.09.2015 администрацией муниципального образования г. Краснодар было издано постановление N 6396 "О предварительном согласовании гражданину Никифорову Е.А. предоставления земельного участка в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодар".
Так как в указанном постановлении была допущена ошибка в графе "вид разрешенного использования земельного участка", то администрация муниципального образования г. Краснодар постановлением N 6960 от 14.10.2015 внесла необходимые изменения в текст постановления.
Получив 14.10.2015 постановление администрации МО г. Краснодар, Никифоров Е.А. осуществил постановку земельного участка на государственный кадастровый учет.
По результатам кадастрового учета была выдана кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером 23:43:0136054:4798.
Таким образом, на стадии предварительного согласования предоставления земельного участка администрация муниципального образования г. Краснодар утвердила схему формирования земельного участка и согласовала его последующее предоставление в собственность Никифорову Е.А.
С учетом изложенного, под капитальными зданиями, расположенными в торговом ряду, сформированы самостоятельные земельные участки с площадью, необходимой для эксплуатации каждого отдельного здания.
При изложенных обстоятельствах суд правомерно признал незаконными действия администрации по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:43:0136054:4798, а также отказ в предоставлении Никифорову Е.А. в собственность за плату на основании договора купли-продажи земельного участка площадью 91 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0136054:4798.
Поскольку администрация не доказала наличия законных оснований для отмены ранее принятого постановления суд правомерно признал недействительным постановление администрации муниципального образования г. Краснодар N 6098 от 06.12.2016 "Об отмене отдельных муниципальных правовых актов".
Действия суда по определению выкупной стоимости в рамках дела о признании незаконными действий администрации соответствуют правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.2017 N 306-ЭС16-19865. Доводы апелляционной жалобы на этот счет апелляционная коллегия отклоняет.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования ИП Никифорова Е.А.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2017 по делу N А32-20891/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Р.Р.ИЛЮШИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)