Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.12.2017 N 08АП-14322/2017 ПО ДЕЛУ N А46-9021/2017

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2017 г. N 08АП-14322/2017

Дело N А46-9021/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2017 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Веревкина А.В., Глухих А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Миковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14322/2017) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 13 октября 2017 года по делу N А46-9021/2017 (судья Пермяков В.В.), по иску индивидуального предпринимателя Шелеповой Надежды Сергеевны (ИНН 550707222652, ОГРНИП 314554317800030) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) об урегулировании разногласий при заключении договора,
при участии в судебном заседании:
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - представитель Лукьянова Н.М. по доверенности N 12122 от 24.07.2017 сроком действия на один год;
- от индивидуального предпринимателя Шелеповой Надежды Сергеевны - представитель Гогия Т.Р. по доверенности N 55АА 1564904 от 19.03.2017 сроком действия до 19.03.2020,
установил:

индивидуальный предприниматель Шелепова Надежда Сергеевна (далее - ИП Шелепова Н.С., истец) обратилась в Арбитражный суд Омской области с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска (далее - Департамент, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36050208:9954, площадью 15425 кв. м. Пункт 2.1. договора купли-продажи земельного участка принять в следующей редакции: "Расчет цены выкупа Участка (кадастровый номер 55:36:050208:9954), на котором расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий на праве собственности Покупателю













Цена Участка, подлежащая оплате Покупателем, составляет 1 845 840,34 руб. (один миллион восемьсот сорок пять тысяч восемьсот сорок рублей 34 копейки).
Цена выкупа земельного участка определена на основании постановления Правительства Омской области от 18 июля 2012 года N 142-п "О порядке определения цены земельных участков при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений и порядке оплаты таких земельных участков", кадастрового паспорта Участка" (с учетом заявления об уточнении исковых требований).
Решением Арбитражного суда Омской области от 13 октября 2017 года по делу N А46-9021/2017 исковые требования удовлетворены, спорный пункт договора купли-продажи земельного участка изложен в редакции истца.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Департамент в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов ее податель указал на неправомерность выводов суда первой инстанции о наличии у истца права на приобретение в собственность земельного участка по цене, определяемой на основании постановления Правительства Омской области от 18 июля 2012 года N 142-п "О порядке определения цены земельных участков при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений и порядке оплаты таких земельных участков" (далее - постановление Правительства Омской области от 18 июля 2012 года N 142-п), поскольку указанный нормативный акт утратил силу.
От истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просила отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
При рассмотрении дела N А46-11690/2015 установлено, что ИП Шелепова Н.С. является собственником нежилого строения - здания ЦРП, общей площадью 148,5 кв. м.
Предприниматель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:050208:9954, площадью 15 425 кв. м, для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир 5-этажный жилой дом, участок находится примерно в 699 м от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, Советский АО, ул. Андрианова, д. 32.
Департамент отказал в предоставлении указанного выше земельного участка на испрашиваемом праве.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2016 по делу N А46-11690/2015 признано незаконным решение Департамента имущественных отношений Администрации города Омска об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:050208:9954, расположенного по адресу: Омская область, г. Омск, Советский административный округ, ул. Андрианова, д. 32, выраженное в письме от 06.08.2015 исх. N ДИО/13059. Суд обязал Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска заключить с Шелеповой Надеждой Сергеевной договор о передаче в собственность указанного земельного участка.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска (продавец) направил ИП Шелеповой Н.С. (покупатель) для подписания проект договора купли-продажи земельного участка.
В договор, в частности, включено следующее условие о плате по договору:
Пункт 2.1. договора: "Расчет цены выкупа Участка (кадастровый номер 55:36:050208:9954), на котором расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий на праве собственности Покупателю













Цена Участка, подлежащая оплате Покупателем, составляет 4 922 240 рублей 90 копеек (четыре миллион девятьсот двадцать две тысячи двести сорок рублей 90 копеек).
Цена выкупа земельного участка определена на основании постановления Правительства Омской области от 05.10.2015 г. N 275-п "О порядке определения цены земельных участков, находящихся в собственности Омской области" кадастрового паспорта Участка".
ИП Шелепова Н.С. заявила о своем несогласии с редакцией указанного условия договора, предложенной продавцом, и в протоколе разногласий предложило новую редакцию.
Ссылаясь на то, что Департамент отказался от подписания договора в предложенной обществом редакции, истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Как следует из положений статьи 446 ГК РФ, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса, спорные условия договора определяются в соответствии с решением суда.
Разногласия сторон настоящего спора заключаются в варианте расчета цены выкупа спорного земельного участка (пункт 2.1 договора).
Истец считает, что имеет право на приобретение в собственность земельного по цене 1 845 840 руб. 34 коп., определенной исходя из 15% от кадастровой стоимости земельного участка, поскольку заявление о выкупе земельного участка подавалось Шелеповой Н.С. в период действия постановления Правительства Омской области от 18 июля 2012 года N 142-п.
Согласно позиции ответчика, ввиду того, что указанный выше нормативный акт утратил силу, то в рассматриваемом случае применению подлежит постановление Правительства Омской области от 05.10.2015 N 275-п "О порядке определения цены земельных участков, находящихся в собственности Омской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов" (далее - постановление Правительства Омской области от 05.10.2015 N 275-п), в соответствии с которым цену спорного земельного участка надлежит определять исходя из расчета 40% от кадастровой стоимости земельного участка; цена земельного участка составляет 4 922 240 руб. 20 коп.
Между тем, постановление Правительства Омской области от 18 июля 2012 года N 142-п действовало в период с 26.07.2012 до 06.10.2015. Данный нормативный правовой акт утратил силу в связи с изданием постановления Правительства Омской области от 05.10.2015 N 275-п, вступившего в силу после официального опубликования 06.10.2015.
Изначально (до рассмотрения судом дела N А46-11690/2015) с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность истец обратился в Департамент 08.08.2014. После вступления в законную силу постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2016 по делу N А46-11690/2015 соответствующее заявление предпринимателя получено Департаментом 13.12.2016.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20, осуществляется без проведения торгов (пункт 6 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ).
Порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.17 ЗК РФ.
Названной статьей установлено, что для предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением, содержание которого определено пунктом статьи 39.17 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам рассмотрения и проверки совершает одно из указанных в статье действий, в том числе осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю.
Из приведенных выше норм права следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления, поэтому выкупная цена земельного участка определяется по состоянию на дату подачи такого заявления.
Такой подход позволяет обеспечить гарантии определенности прав лиц, имеющих право на выкуп земельных участков, а также исключить для них негативные последствия возрастания выкупной цены земельного участка до принятия управомоченным органом решения о продаже земельного участка и направления проекта договора купли-продажи.
Иной подход означал бы возложение на сторону, действующую добросовестно и разумно, негативных последствий принятия обязанным лицом решений, не соответствующих требованиям законодательства и несовершения им действий, которые он обязан был совершить на тех условиях, которые соответствовали времени подачи заявления.
С учетом того, что именно с момента подачи заявки между сторонами возникают правоотношения по выкупу земельного участка, и с этого момента у уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления возникают соответствующие предусмотренные законом обязанности, выкупную цену земельного участка необходимо определять по состоянию на дату подачи такого заявления, то есть в порядке, установленном законодательством, которое действовало в период подачи заявления о выкупе земельного участка.
В настоящем случае в связи с тем, что вступившим законную силу судебным актом по делу N А46-11690/2015 отказ Департамента в предоставлении истцу в собственность спорного земельного участка признан неправомерным, то суд исходит из того, что расчет выкупной цены участка следует определять по состоянию на момент первоначального обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением (08.08.2014).
Поскольку на момент обращения предпринимателя с заявлением о выкупе земельного участка (08.08.2014) в качестве нормативного акта, определяющего порядок определения цены земельных участков, находящихся в собственности Омской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов действовало Постановление Правительства Омской области от 18 июля 2012 года N 142-п, то при определении цены спорного выкупаемого участка применению подлежит установленный указанным актом порядок.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что пункт 2.1. правомерно принят судом первой инстанции в редакции истца.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются по вышеизложенным основаниям.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как ответчик освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Омской области от 13 октября 2017 года по делу N А46-9021/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.И.ЕНИКЕЕВА
Судьи
А.В.ВЕРЕВКИН
А.Н.ГЛУХИХ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)