Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.11.2017 N 10АП-16637/2017 ПО ДЕЛУ N А41-37256/17

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2017 г. по делу N А41-37256/17


Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.
судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Балкаровым А.З.,
при участии в судебном заседании:
от истца Комитета лесного хозяйства Московской области (ИНН 5024129468 ОГРН 1125024004918) - представитель не явился, извещен, надлежащим образом,
от Администрации городского округа Красногорск (ИНН 5024002077, ОГРН 1025002864710 - представитель не явился, извещен, надлежащим образом,
ООО "РС-Проджект" (ИНН 7710925540, ОГРН 1127747127925) - представитель не явился, извещен, надлежащим образом,
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ИНН 7716642273, ОГРН 1097746296977) - представитель не явился, извещен, надлежащим образом,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) - Богомолов С.В, представитель по доверенности от 10.07.2017,
Управления Росреестра по Московской области - представитель не явился, извещен, надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства МО на решение Арбитражного суда Московской области от 2 октября 2017 года по делу N А41-37256/17, принятое судьей О.А. Кузьминой,
по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области; к Администрации городского округа Красногорск, ООО "РС-Проджект"
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра"), в лице филиала по Московской области; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управление Росреестра по Московской области,
о признании договора аренды недействительным, исключении из ЕГРН границ и площади земельного участка,

установил:

- Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации городского округа Красногорск (далее - Администрация), обществу с ограниченной ответственностью "РС-Проджект" (далее - ООО "РС-Проджект") со следующими требованиями: - признать договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020218:1019 заключенный 18.09.2013 г. N 488 между ООО "Русское раздолье" и Администрацией Красногорского муниципального района, а также договор переуступки от 18.09.2013 г. заключенный между ООО "Русское раздолье" и ООО "РС-Проджект" недействительным;
- - признать договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020218:1022 заключенный 18.09.2013 г. N 489 между ООО "Русское раздолье" и Администрацией Красногорского муниципального района, а также договор переуступки от 18.09.2013 г. заключенный между ООО "Русское раздолье" и ООО "РС-Проджект" недействительным;
- - признать недействительными уникальные характеристики и исключить из ЕГРН сведения о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020218:1019, категория земель: земли населенных пунктов, по адресу: Московская область, Красногорский район, Отрадненское с.п., д. Аристово;
- - истребовать у ООО "РС-Проджект" земельный участок лесного фонда в квартале 16 Новогорского участкового лесничества Истринского лесничества ГКУ МО "Мособллес" Комитета лесного хозяйства МО площадью 135,49 кв. м;
- - признать недействительными уникальные характеристики и исключить из ЕГРН сведения о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020218:1022, категория земель: земли населенных пунктов, по адресу: Московская область, Красногорский район, Отрадненское с.п., д. Аристово;
- - истребовать у ООО "РС-Проджект" земельный участок лесного фонда в квартале 16 Новогорского участкового лесничества Истринского лесничества ГКУ МО "Мособллес" Комитета лесного хозяйства МО площадью 646,2 кв. м (л.д. 5 - 7).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ТУ ФАУГИ в Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области и Управление Росреестра по Московской области
Решением Арбитражного суда Московской области от 2 октября 2017 года по делу N А41-37256/17 исковые требования оставлены без удовлетворения (л.д. 112 - 116).
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет лесного хозяйства Московской области, обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить и принять по делу
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" поддержал доводы жалобы, просил решение суда первой инстанции - отменить.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей истца, ответчиков и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителя ФГБУ "ФКП Росреестра", исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 18.09.2013 г. между Администрацией Красногорского муниципального района Московской области и ООО "Русское раздолье" был заключен договор аренды N 488. земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020218:1019 площадью 31000 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, участок предоставлен для размещения школы со спортивным ядром, зоной рекреации. 10.10.2014 г. права и обязанности арендатора перешли к ООО "РС-Проджект" по договору уступки.
Договор аренды и договор уступки зарегистрированы в установленном порядке.
18.09.2013 г. между Администрацией Красногорского муниципального района Московской области и ООО "Русское раздолье" был заключен договор аренды N 489 земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020218:1022 площадью 8000 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, участок предоставлен для размещения объектов коммунального хозяйства.
10.10.2014 г. права и обязанности арендатора перешли к ООО "РС-Проджект" по договору уступки. Договор аренды и договор уступки зарегистрированы в установленном порядке.
Как указал Комитет лесного хозяйства Московской области, земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0020218:1019 и 50:11:0020218:1022, являющиеся предметами спорных договоров аренды, частично расположены на землях лесного фонда - в квартале 16 Новогорского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес". При этом площадь наложения составляет 781,69 кв. м.
04.04.2017 г. комитет обратился с претензией N 688/09 в которой предложил освободить территорию лесного фонда в указанной площади.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями, поскольку претензия направленная ответчикам, оставлена последними без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено доказательств в обоснование заявленных требований.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционных жалобах истцы указывают, указывают на то, что представленные доказательства подтверждают наложение спорных земельных участков на земли лесного фонда.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса РФ).
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон "О государственном кадастре недвижимости").
В силу статьи 1 Закона "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей на момент постановки спорного участка на кадастровый учет, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона "О государственном кадастре недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка.
Из части 7 статьи 38 Закона "О государственном кадастре недвижимости" следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона "О государственном кадастре недвижимости" при ведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ. В статье 22 Федерального закона N 221-ФЗ установлен перечень представляемых на кадастровый учет документов, в том числе и межевой план. Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета (статьи 26, 27 Федерального закона N 221-ФЗ).
Обосновывая свои доводы о том, что земельные участки с кадастровым номером 50:11:0020218:1019 и 50:11:0020218:1022 частично расположены на землях лесного фонда, Комитет лесного хозяйства ссылается на то, что данный факт подтверждается Актом осмотра территории лесного участка, выкопировкой из лесоустроительного планшета, а также сведениями, содержащимися в Региональной географической информационной системе Московской области (далее - РГИС МО), созданной в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23.10.2012 года N 1335/38, которая позволяет осуществить сопоставление в электронном виде границ земель лесного фонда и границ земельных участков, выявляя наложение при их наличии.
Между тем. Государственная информационная система Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" была создана в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23.10.2012 года N 1335/38. В соответствии с данным постановлением РГИС Московской области представляет собой государственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация.
При этом в постановлении указано, что Министерству государственного управления, информационных технологий и связи Московской области в срок до 15.12.2012 года провести экспертную оценку документов и программ, используемых в рамках планирования, создания и использования РГИС Московской области. Следовательно, сама программа РГИС Московской области стала внедряться только после принятия указанного постановления Правительства Московской области, а постановка спорных земельных участков на государственный кадастровый учет была осуществлена до создания и внедрения на территории Московской области данной программы. РГИС Московской области функционирует на территории Московской области в соответствии с Законом Московской области от 10.07.2009 года N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации", согласно которому государственные информационные системы Московской области создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами, организациями, органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (пункт 1 статьи 4 Закона).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами.
Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий. Следовательно, государственные информационные системы содержат информацию, которая вносится в них на основании сведений, содержащихся в определенных документах.
В данном случае информация о границах земель лесного фонда должны вноситься в РГИС Московской области на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, планах лесных участков, а также лесоустроительной документации.
Таким образом, сами по себе данные, содержащиеся в указанной информационной программе и распечатки из нее, не могут служить доказательствами того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).
Более того, постановлением Правительства Московской области от 30.01.2017 года N 49/3 признано утратившим силу постановлением Правительства Московской области от 23.10.2012 года N 1335/38 "О создании государственной информационной системы Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области". В соответствии с указанным постановлением программа РГИС вводится в действие с 01.09.2017 года.
Так, сведения о границах земельного участка с кадастровым номером N 50:11:0020218:1019 внесены в ГКН 21.08.2013 г., сведения о границах земельного участка с кадастровым номером N 50:11:0020218:1022 внесены в ГКН также 21.08.2013 г. При этом, из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН следует, что какие-либо пересечения с землями лесного фонда у участков отсутствуют.
В то же время, лесной участок, расположенный в квартале 16 Новогорского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес", на государственный кадастровый учет не поставлен.
Истцом в материалы дела не представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о пересечении границ спорного земельных участков с землями лесного фонда.
В соответствии со статьей 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в действующей редакции - от 29.07.2017 г.) информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Однако, ни в ГКН, ни в ЕГРП сведения о границах квартала 16 Новогорского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес" не вносились.
Вместе с тем, каких-либо материалов лесоустройства с указанием координат квартала 16 Новогорского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес" в материалах дела не имеется.
Представленная лесоустроительная документация, и выписки из таксационных описание не могут служить надлежащими доказательствами в связи со следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 69.1 ЛК РФ и п. 58 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 (зарегистрировано в Минюсте РФ 06.03.2012 N 23413) таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Согласно п. 92 Лесоустроительной инструкции каждый лесотаксационный выдел характеризуется его таксационным описанием и изображается на лесоустроительном планшете, плане лесонасаждений участкового лесничества.
В силу п. 191 Лесоустроительной инструкции таксационные описания лесотаксационных выделов должны иметь картографическое сопровождение в виде лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений.
В силу ст. 69.1 ЛК РФ и ч. VI Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 г. N 516 (далее - Лесоустроительная инструкция), под таксацией лесов понимаются работы по выявлению, учету и оценке количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
При проведении таксации не определяются границы лесничеств либо лесных участков, материалы таксации лесов основаниями для определения и изменения соответствующих границ не являются (п. 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4(2016)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).
Таким образом, Таксационное описание не является лесоустроительными документами, а относится к таксационным материалам, носящий технический характер. Следовательно, истцом не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о пересечении спорных земельных участков с землями лесного фонда.
Истец также просит признать недействительными договоры аренды N 488 от 18.09.2013 г. и N 489 от 18.09.2013 г., а также договоры переуступки по ним, предметом которых являются земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0020218:1019 и 50:11:0020218:1022.
Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Пунктом 2 статьи 166 ГК РФ установлено, что требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
В соответствии со статьей 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Статьей 168 ГК РФ установлено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Истец полагает, что поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0020218:1019 и 50:11:0020218:1022 поставлены на кадастровый учет с нарушением норм законодательства, - земельные участки не могут быть предметом договора, поскольку они имеют пересечения с землями лесного фонда, а их перевод из земель лесного фонда осуществлен не был, то договоры в отношении таких участков должны быть признаны недействительными.
Поскольку документов, свидетельствующих о пересечении спорных земельных участков с землями лесного фонда, не имеется, при рассмотрении настоящего спора надлежит руководствоваться положениями Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" ("Закон о лесной амнистии").
В частности, указанным законом внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Так, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки: - расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; - земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; - земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ), границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Права аренды на земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0020218:1019 и 50:11:0020218:1022 возникли до 01.01.2016 г., в связи с чем в силу указанных выше норм они не могут быть отнесены к землям лесного фонда.
Таким образом, в силу Закона о лесной амнистии категория земель в рассматриваемом случае определяется исходя из данных, внесенных в ЕГРН.
Из выписок из ЕГРН следует, что спорные участки отнесены к землям населенных пунктов, а не землям лесного фонда.
Судом также не установлено факта пересечения (наложения) границ участков с кадастровыми номерами 50:11:0020218:1019 и 50:11:0020218:1022 с землями лесного фонда. Иных оснований недействительности сделок истцом не представлено.
Апелляционный суд считает, что суд первой инстанции обоснованно отказал Комитету лесного хозяйства Московской области в требовании об истребовании у ООО "РС-Проджект" земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0020218:1019 и 50:11:0020218:1022 поскольку Комитет лесного хозяйства Московской области является ненадлежащим истцом по настоящему спору, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Таким образом, правомочия собственника земельного участка состоят во владении, пользовании и распоряжении земельным участком.
При этом под владением понимается юридически обеспеченная возможность волевого, фактического и непосредственного господства лица над земельным участком; пользование - это юридически обеспеченная возможность извлечения из земельного участка полезных свойств, плодов и иных доходов в процессе его эксплуатации; распоряжение - это юридически обеспеченная возможность определения судьбы земельного участка.
Статья 301 ГК РФ устанавливает, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Исходя из взаимосвязанного смысла статей 209, 301 ГК РФ истцом по виндикационному иску может быть лицо (собственник, либо лицо владеющее имуществом в силу закона или договора), из обладания которого незаконно выбыло имущество (вещь), являющееся предметом виндикационного иска, а ответчиком по виндикационному иску является незаконный владелец, фактически обладающий имуществом (вещью) на момент предъявления требования.
Исходя из содержания статей 209, 301 Гражданского кодекса РФ в суд с заявлением об истребовании имущества из чужого незаконного владения имеет право обращаться только собственник данного имущества. Принимая во внимание, что земли лесного фонда находятся в Федеральной собственности, в суд с подобным органом может обращаться соответствующий государственный орган исполнительной власти РФ наделанный соответствующими полномочиями
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Действующее законодательство Российской Федерации закрепляет право соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на осуществление деятельности данных органов лишь в пределах их компетенции, установленной Конституцией РФ, федеральным законодательством, законами субъекта Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами. Компетенция это совокупность полномочий, которыми обладает или должны обладать определенные органы и лица согласно законам, нормативным документам, уставам, положениям ("Современный экономический словарь" под ред. Райзберга Б.А., Лозовского Л.Ш., Стародубцевой Е.Б.).
Категория компетенции связана с установлением публичного статуса соответствующего органа публичной власти.
Согласно пункту 12 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 г. N 863/22, в состав полномочий истца не входит судебная защита прав собственника в отношении лесных участков, принадлежащих Российской Федерации.
Согласно пункту 14.5 указанного Положения, истец имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов только в случаях, предусмотренных законодательством. Истец не обосновал наличие у него права на обращение в арбитражный суд данным требованием.
Согласно пункту 1 статьи 82 Лесного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений имеют право владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Следовательно, участок лесного фонда, на котором, по мнению Комитета лесного хозяйства, расположены спорные земельные участки, в таком случае должен находиться в собственности субъекта Российской Федерации, а не в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: 1) разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; 2) предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда; 3) выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда; 4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; 5) ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации; 6) осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса; 7) установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах; 8) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях лесного фонда.
В рамках передаваемых полномочий отсутствует указание на то, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право обращаться в суд в защиту интересов Российской Федерации, как собственника земель лесного фонда.
В то же время в соответствии с пунктом 6.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года N 432, именно данный Федеральный орган государственной власти имеет право обращаться в суды с исками в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным. Именно ТУ ФАУГИ в Московской области является надлежащим истцом по данной категории дел.
Таким образом, решение об отказе в заявленных требованиях является обоснованным.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Доводы заявителя апелляционной жалобе не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 2 октября 2017 года по делу N А41-37256/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
С.В.БОРОВИКОВА

Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
В.Н.СЕМУШКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)