Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.07.2017 N 10АП-6594/2017 ПО ДЕЛУ N А41-57978/16

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2017 г. по делу N А41-57978/16


Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Марченковой Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
- от заявителя по делу: Строгов В.А. по доверенности от 17 мая 2017 года N 23/17-МТДИ;
- от Липецкой областной общественной организации защиты прав и поддержки работников газового хозяйства "Газовик": представитель не явился, извещена надлежащим образом;
- от Министерства имущественных отношений Московской области: Шелмаков В.Д. по доверенности от 09 января 2017 года N 3;
- от администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области: Журавлев А.С. по доверенности от 30 декабря 2016 года;
- от администрации городского округа Мытищи Московской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Липецкой областной общественной организации защиты прав и поддержки работников газового хозяйства "Газовик" и администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области на решение Арбитражного суда Московской области от 09 марта 2017 года по делу N А41-57978/16, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению Главного управления дорожного хозяйства Московской области к Липецкой областной общественной организации защиты прав и поддержки работников газового хозяйства "Газовик", при участии в деле третьих лиц: Министерства имущественных отношений Московской области, администрация Хлевенского муниципального района Липецкой области, администрация городского округа Мытищи Московской области, об изъятии части земельного участка для государственных нужд,

установил:

Главное управление дорожного хозяйства Московской области (далее - управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Липецкой областной общественной организации защиты прав и поддержки работников газового хозяйства "Газовик" (далее - общество, ответчик) со следующими требованиями:
1) изъять для государственных нужд Московской области часть земельного участка, площадью 1121 кв. м, входящая в состав земельного участка общей площадью 87286 кв. м, с кадастровым номером 50:12:0070322:12, находящегося по адресу: Московская область, Мытищинский район, д. Пирогово в следующих координатах:





























































2) установить размер возмещения, который составляет 4 786 000 руб. в том числе:
- рыночная стоимость права аренды части земельного участка площадью 1121 кв. м, входящая в состав земельного участка общей площадью 8 787 286 кв. м с кадастровым номером 50:12:0070322:12, находящегося по адресу: Московская область, Мытищинский район, д. Пирогово составляет 4 763 000 руб.,
- рыночная стоимость убытков, в связи с изъятием части земельного участка площадью 1121 кв. м, входящая в состав земельного участка общей площадью 87286 кв. м с кадастровым номером 50:12:0070322:12, находящегося по адресу: Московская область, Мытищинский район, д. Пирогово составляет 23 000 руб.
В качестве третьих лиц в деле участвуют: Министерство имущественных отношений Московской области, администрация Хлевенского муниципального района Липецкой области, администрация городского округа Мытищи Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 марта 2017 года по делу N А41-57978/16 заявление удовлетворено.
Не согласившись с данным судебным актом, Липецкая областная общественная организация защиты прав и поддержки работников газового хозяйства "Газовик" и администрация Хлевенского муниципального района Липецкой области обратились с апелляционными жалобами в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которых просили судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2017 года по настоящему делу в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена заявителя по делу - Главного управления дорожного хозяйства Московской области на Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области в порядке процессуального правопреемства.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Липецкой областной общественной организации защиты прав и поддержки работников газового хозяйства "Газовик" и администрации городского округа Мытищи Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
В судебном заседании представитель администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области поддержал позиции, изложенные в обеих апелляционных жалобах, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления - отказать.
Представитель Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области возражал против доводов апелляционных жалоб, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области также возражал против доводов апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области и Липецкой областной общественной организации защиты прав и поддержки работников газового хозяйства "Газовик".
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01 июля 2015 года Правительством Московской области принято постановление N 507/24 "Об утверждении проекта планировки территории для размещения линейного объекта капитального строительства - автомобильной дороги Осташковское шоссе - д. Ульянково в Мытищинском районе Московской области".
08 апреля 2016 года Главным управлением дорожного хозяйства Московской области издано распоряжение от 08 апреля 2016 года N 51-р, согласно которому подлежит изъятию часть земельного участка площадью 1121 кв. м, входящая в состав земельного участка общей площадью 87 286 кв. м с кадастровым номером 50:12:0070322:12, находящегося по адресу: Московская область, Мытищинский район, д. Пирогово.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29 августа 2016 года, земельный участок с кадастровым номером 50:12:0070322:12, находится в собственности администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области и в аренде у ЛООО "Газовик" на основании договора аренды от 05 мая 2012 года.
Согласно Отчету об оценке от 06 мая 2016 года N 1349/16 об определении рыночной стоимости права аренды части земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070322:12 по адресу: Мытищинский район, д. Пирогово, выкупная стоимость права аренды составила 4 196 000 руб., из них рыночная стоимость права аренды 4 173 000 руб., рыночная стоимость убытков, связанных с изъятием части участка - 23 000 руб.
Главное управление дорожного хозяйства Московской области направило в адрес Липецкой областной общественной организации защиты прав и поддержки работников газового хозяйства "Газовик" письмо с проектом соглашения об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд Московской области с приложением экспертного заключения о стоимости.
В ответе от 22 июля 2016 года N 16 общество указало, что земельный участок с кадастровым номером 50:12:0070322:12 полностью задействован под текущую деятельность арендатора (неделимый имущественный комплекс). Изъятие части участка скажется негативным образом на деятельности общества. В связи с чем общество не готово к заключению соглашения об изъятии земельного участка.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения управления в Арбитражный суд Московской области с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В соответствии с частью 2 статьи 279 ГК РФ в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:
1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Частью 3 статьи 279 ГК РФ предусмотрено, что решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
В силу части 6 статьи 279 ГК РФ сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Статьей 281 ГК РФ предусмотрено, что за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определен порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно статье 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений:
1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения);
2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;
3) органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Из положений пункта 1 статьи 56.3 ЗК РФ следует, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Согласно статье 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию (пункт 1).
В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 ЗК РФ, в решении об изъятии указывается это лицо. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются (пункт 4).
К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка (пункт 5).
Согласно статье 56.7 ЗК РФ после принятия решения подготавливается соглашение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченным органом исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии.
В соответствии со статьей 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных названной статьей (пункт 1). При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством (пункт 2).
В силу статьи 56.10 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 ЗК РФ (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 данной статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство (пункт 1).
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества (пункт 2).
Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости, направляемым правообладателю изымаемой недвижимости в соответствии с пунктом 3 указанной статьи, направляется ряд документов (пункт 4).
Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 названной статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы (пункт 9).
В пункте 10 названной статьи определено, что в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, вышеизложенная процедура, установленная гражданским и земельным законодательством для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, истцом соблюдена надлежащим образом, а именно: имеется решение об изъятии, установлена цена выкупа, ответчику направлено соглашение об изъятии с необходимыми документами, полученное ответчиком.
Определением Арбитражного суда Московской области от 15 ноября 2016 года по ходатайству ответчика было назначено проведение судебной оценочной экспертизы в целях определения рыночной стоимости права аренды части земельного участка и размера возмещения рыночной стоимости убытков в связи с изъятием части участка.
Согласно выводам заключения эксперта от 20 февраля 2017 года N 103-А41-57978/2016-ТВЭ, рыночная стоимость права аренды части земельного участка площадью 1121 кв. м, входящая в состав земельного участка общей площадью 8 787 286 кв. м с кадастровым номером 50:12:0070322:12, находящегося по адресу: Московская область, Мытищинский район, д. Пирогово составляет 4 763 000 рублей; рыночная стоимость убытков, в связи с изъятием части земельного участка площадью 1121 кв. м, входящая в состав земельного участка общей площадью 87 286 кв. м с кадастровым номером 50:12:0070322:12, находящегося по адресу: Московская область, Мытищинский район, д. Пирогово, составляет 23 000 руб. (л.д. 182 - 235).
В пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с принудительным изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа (статьи 49, 63 ЗК РФ и статья 279 ГК РФ), арбитражным судам следует иметь в виду, что принудительное изъятие земельного участка может осуществляться в соответствии с решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Как установлено апелляционным судом, распоряжение от 08 апреля 2016 года N 51-Р "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области" принято во исполнение постановления Правительства Московской области от 01 июля 2015 года N 507/24 "Об утверждении проекта планировки территории для размещения линейного объекта капитального строительства - автомобильной дороги "Осташковское шоссе - д. Ульянково" в Мытищинском муниципальном районе Московской области.
Согласно указанным документам, в целях строительства автомобильной дороги существует необходимость изъятия части земельного участка площадью 1121 кв. м, входящей в состав земельного участка общей площадью 87286 кв. м, с кадастровым номером 50:12:0070322:12, находящегося по адресу: Московская область, Мытищинский район, д. Пирогово.
Постановление Правительства Московской области от 01 июля 2015 года N 507/24 не обжаловалось в установленном порядке.
Распоряжение от 08 апреля 2016 года N 51-Р "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области" было предметом рассмотрения по делу N А41-12759/17 по заявлению о признании указанного ненормативного правового акта недействительным.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 марта 2017 года по делу N А41-12759/17, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2017 года, в удовлетворении заявления отказано.
При данных обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что процедура изъятия земельного участка (его части), предусмотренная вышеизложенными нормами, соблюдена.
Заключением эксперта от 20 февраля 2017 года N 103-А41-57978/2016-ТВЭ установлена цена выкупа части земельного участка (л.д. 182 - 235), соответствующая цене, указанной истцом в исковом заявлении согласно отчету от 06 мая 2016 года N 1349/16.
Исходя из изложенного, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о возможности изъятия испрашиваемой части площадью 1121 кв. м (в указанных координатах) земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070322:12, расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский район, д. Пирогово, с установлением размера возмещения стоимости и убытков, согласно судебной оценочной экспертизы.
Возражения администрации Хлевенского района о том, что она является собственником спорного земельного участка, и к ней должны быть заявлены соответствующие требования, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку в настоящем деле рассматривается вопрос об изъятии для государственных нужд земельного участка у его арендатора, с определением цены выкупа права аренды. Вопрос об изъятии участка у его собственника не является предметом рассмотрения по настоящему делу.
Кроме того, апелляционный суд полагает необходимым отметить, что согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики по гражданским делам, связанным с изъятием для государственных и муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015 года, статьей 56.4 ЗК РФ предусмотрена возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд не только по инициативе уполномоченных федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, но и по ходатайству организаций, перечисленных в пункте 1 указанной нормы. Перечень таких организаций утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2015 года N 442.
Пунктом 3 статьи 279 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 01 апреля 2015 года) предусматривалась обязанность органа, принявшего решение об изъятии земельного участка, не позднее чем за год до предстоящего изъятия письменно уведомить об этом собственника участка, а выкуп до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускался только с согласия собственника.
С 01 апреля 2015 года установлена обязанность уведомить правообладателя земельного участка о принятом решении об изъятии (пункт 5 статьи 279 ГК РФ, подпункт 3 пункта 10 статьи 56.6 ЗК РФ), а также направить ему проект соглашения об изъятии недвижимости с приложением кадастровых паспортов, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, а в установленных законом случаях - и отчета об оценке стоимости объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемого (пункты 2, 4 статьи 56.10 ЗК РФ).
Если правообладатель не заключит соглашение об изъятии, иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка соглашения об изъятии (пункт 2 статьи 282 ГК РФ, пункт 10 статьи 56.10 ЗК РФ).
Из материалов дела следует, что ответчиком были выполнены указанные требования.
Апелляционный суд полагает необходимым отметить, что возражениями заявителей апелляционных жалоб не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционных жалоб проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Заявителями апелляционных жалоб не приведено фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 09 марта 2017 года по делу N А41-57978/16 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ДИАКОВСКАЯ

Судьи
Н.В.МАРЧЕНКОВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)