Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2016 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: председатель Казаков В.Ю.;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 11.01.2016 Демьянченко Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Пригородный поселок "Ольгинский" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.07.2016 по делу N А53-12484/2016 по заявлению товарищества собственников недвижимости "Пригородный поселок "Ольгинский",
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области,
принятое в составе судьи Захарченко О.П.,
товарищество собственников недвижимости "Пригородный поселок "Ольгинский" (далее - товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным сообщения Аксайского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 15.04.2016 N 61/003/002/2016-1400 об отказе в государственной регистрации, обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление, заинтересованное лицо) зарегистрировать право собственности на сооружение (систему внешнего электроснабжения ВЛ-10 Кв, протяженность 1232 м, кадастровый номер 61:02:0600015:5835), расположенного по адресу: Аксайский район, х. Махин, 1 км на восток.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.07.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Товарищество собственников недвижимости "Пригородный поселок "Ольгинский" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что учитывая статус сооружения, как объекта вспомогательного назначения, следует вывод об отсутствии у товарищества необходимости в получении как разрешения на строительство сооружения, так и разрешения на ввод сооружения в эксплуатацию, что согласуется с пунктами 1, 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Таким образом, податель жалобы считает, что у Росреестра отсутствуют основания для дальнейшего приостановления регистрации и отказа в регистрации права собственности на сооружение. Кроме того, заявитель указывает на то, что строящиеся членами товарищества индивидуальные отдельно стоящие жилые дома, в пределах территории и на земельных участках членов товарищества, предназначенных для ИЖС уже обеспечены внутренней инфраструктурой электроснабжения, которую необходимо задействовать только путем ее непосредственного подключения к спорной системе внешнего электроснабжения ВЛ-10 кВ протяженностью 1232 м, что невозможно ввиду отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Представитель товарищества собственников недвижимости "Пригородный поселок "Ольгинский" в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, уставом товарищества собственников недвижимости "Пригородный поселок "Ольгинский" предусмотрено, что товарищество является добровольным объединением граждан - собственников недвижимого имущества (земельных участков категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом, в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законом, в пределах владения участков по адресу: 346702, Ростовская область, Аксайский район, х. Махин, пер. Солнечный N N 1-38, пер. Пригородный N N 1-32, пер. Маяковского N N 1-45, пер. Луговой N N 1-46, пер. Лесной N N 14-32, ул. Победы N N 1-13, ул. Абрикосовая N N 1-8, ул. Кленовая N N 1-8, ул. Черкесская N N 39-41.
Как следует из материалов дела, товариществом в целях электроснабжения принадлежащего товариществу и его членам имущества посредством привлечения специализированной организации выполнены работы по монтажу системы электроснабжения (ВЛ-10 Кв) протяженностью 1232 м на территории земельного участка с кадастровым номером 61:02:0600015:5800 площадью 4673 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская область, Аксайский район, на территории Ольгинского поселения, х. Махин. Государственная собственность на земельный участок не разграничена.
11.01.2016 между Администрацией Ольгинского сельского поселения Аксайского района и товариществом подписано соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка N 1-0.
В соответствии с условиями данного соглашения Администрация Ольгинского сельского поселения Аксайского района предоставляет товариществу срочное право ограниченного пользования земельным участком из земель населенных пунктов с кадастровым номером 61:02:0600015:5800 площадью 4673 кв. м, расположенным по адресу: Ростовская область, Аксайский район, на территории Ольгинского поселения, х. Махин, с разрешенным использованием: сооружения и устройства сетей инженерно-технического обеспечения, сроком на два года, с 11.01.2016 по 10.01.2018.
Сервитут по условиям соглашения устанавливается в интересах товарищества.
Установленный указанным соглашением сервитут не зарегистрирован в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.
Муниципальным унитарным предприятием Аксайского района Бюро технической инвентаризации выдан технический паспорт на линию электропередачи - система внешнего электроснабжения (ВЛ-10 Кв), расположенная по адресу: Россия, Ростовская область, Аксайский район, х. Махин, 1 км на восток.
20.02.2016 указанная система внешнего электроснабжения (ВЛ-10 Кв) поставлена на государственный кадастровый учет как вид объекта недвижимого имущества - сооружение с присвоением кадастрового номера 61:02:0600015:5835.
Товарищество обратилось в Аксайский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением от 01.03.2016 N 61/003/002/2016-1400 о государственной регистрации права собственности на сооружение - систему внешнего электроснабжения (ВЛ-10 Кв) протяженностью 1232 м, кадастровый номер 61:02:0600015:5835, расположенную по адресу: Россия, Ростовская область, Аксайский район, х. Махин, 1 км на восток.
16.03.2016 управление осуществило приостановку государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект, о чем направило заявителю соответствующее уведомление.
Данное решение о приостановке государственной регистрации права управление мотивировало тем, что заявителем не был представлен правоустанавливающий документ на сооружение с кадастровым номером 61:02:0600015:5835.
Заявителю было предложено в срок до 15.04.2016 устранить причины, препятствующие государственной регистрации права собственности, представив в управление документы, подтверждающие наличие оснований для проведения государственной регистрации.
05.04.2016 товарищество представило в управление дополнительные документы для государственной регистрации права, что подтверждается соответствующей распиской управления в получении документов на государственную регистрацию.
В частности, товариществом были представлены протокол N 4 от 25.12.2014 общего собрания членов товарищества собственников недвижимости "Пригородный поселок "Ольгинский", договор N 025-15 от 14.08.2015, рабочий проект на систему внешнего электроснабжения, договор на оказание услуг N 12/10 от 22.10.2015, кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 61:02:0600015:5800, соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка N 1-о от 11.01.2016, технический отчет по результатам приемо-сдаточных испытаний электрооборудования от 10.02.2016, технический паспорт на сооружение от 10.02.2016, письмо Администрации Ольгинского сельского поселения от 15.03.2016 N 63.27/712, кадастровый паспорт на сооружение, письменные пояснения товарищества, а также декларация об объекте недвижимого имущества от 28.03.2016.
15.04.2016 управление приняло решение об отказе в государственной регистрации права собственности на сооружение с кадастровым номером 61:02:0600015:5835, изложенное в сообщении N 61/003/002/2016-1400 от 15.04.2016, по основаниям, предусмотренным абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
Указанный отказ в государственной регистрации права собственности управление мотивировало следующим.
В качестве правоустанавливающего документа на заявленный на государственную регистрацию объект заявителем представлена декларация об объекте недвижимого имущества от 28.03.2016. В представленной заявителем декларации искажен адрес объекта и не указана его протяженность. Правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположено сооружение, заявителем представлен не был.
Кроме того, по мнению управления, действие пунктов 2, 3 статьи 25.3 Закона о регистрации не распространяется на порядок государственной регистрации права собственности на заявленный объект, поскольку данный объект является линейным, следовательно, согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для его строительства необходимо получение разрешения на строительство, а для государственной регистрации права собственности на такой объект - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии со статьей 25 Закона о регистрации.
Разрешение на строительство сооружения и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию заявителем получены не были, на государственную регистрацию права заявителем не предоставлялись.
В связи с непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации прав в соответствии с Законом о регистрации управлением было отказано заявителю в государственной регистрации права собственности на сооружение с кадастровым номером 61:02:0600015:5835.
Не согласившись с отказом управления в государственной регистрации права собственности на вышеуказанное сооружение, товарищество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с соответствующим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Требование признать незаконным отказ управления в государственной регистрации права собственности судом квалифицируется как требование, направленное на оспаривание действий управления, выраженных в сообщении об отказе в государственной регистрации права собственности N 61/003/002/2016-1400 от 15.04.2016.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу статей 16, 17 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также документов, подтверждающих наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество.
Пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (далее - ЕГРП).
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
По общему правилу такими документами являются разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию (пункт 2 статьи 51 и статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 25.3 Закона о регистрации определены особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества.
Так, согласно пункту 1 статьи 25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание, и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном названным Федеральным законом порядке.
В силу пункта 3 данной статьи документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Согласно частям 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных указанным кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.
В силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
По смыслу указанной нормы во взаимосвязи с положениями пункта 2 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строения и сооружения вспомогательного использования отнесены к объектам капитального строительства с особым вспомогательным назначением.
Законодатель не раскрывает понятия строения или сооружения вспомогательного использования, использованного в пункте 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из содержания части 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" следует, что здания и сооружения вспомогательного использования должны быть связаны с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположены на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Согласно письму Минрегиона России от 25.06.2009 N 19669-ИП/08 "О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства", под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований". К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения. Кроме того, критерием для отнесения строений к вспомогательным, является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию (статья 135 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
По смыслу данной нормы, вещь, являющаяся принадлежностью главной вещи, не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, и ее единственное назначение - обслуживание главной вещи.
Исходя из смысла Приказа Росрегистрации от 08.06.2007 N 113 "Об утверждении методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества" и части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основания для внесения записи в ЕГРП имеются только в том случае, когда строения и сооружения имеют вспомогательное значение по отношению к основному объекту, расположенному на земельном участке, и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности.
В соответствии с пунктом 6 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 N 765 установлен принцип единого объекта недвижимого имущества. Разделы, содержащие информацию о зданиях, сооружениях и об иных объектах недвижимого имущества, прочно связанных с земельным участком, располагаются непосредственно за разделом, содержащим информацию о данном земельном участке.
Обращаясь в суд с рассматриваемыми требованиями, товарищество ссылалось на то, что спорный объект является объектом вспомогательного использования, поэтому предоставление при обращении в регистрирующий орган декларации об объекте недвижимого имущества, составленной по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 N 447, в качестве документа, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества, является достаточным.
Суд пришел к верному выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие невозможность использования спорного объекта как самостоятельного объекта гражданского оборота вне связи с главной вещью, кроме того, не установлена непосредственно главная вещь, по отношению к которой спорный объект является принадлежностью.
Согласно представленному заявителем досудебному экспертному заключению спорный объект относится к вспомогательному сооружению, имеет вспомогательное значение и использование в связи с тем, что необходим для обеспечения функционирования индивидуальных жилых домов на земельных участках, предоставленных под индивидуальное жилищное строительство, принадлежащих членам товарищества.
Товариществом ни при обращении в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный объект, как на вспомогательное сооружение, ни в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции не было указано, по отношению конкретно к какому основному объекту недвижимого имущества на земельном участке сооружение имеет вспомогательное назначение. Кроме того, товарищество не обосновало, что все указанные им индивидуальные жилые дома находятся в собственности самого товарищества.
Согласно пункту 1 статьи 25.3 Закона о регистрации прав, основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Довод заявителя о том, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:02:0600015:5800, на котором расположен спорный объект, товариществу предоставлено право ограниченного пользования соседним участком (сервитут) на основании заключенного между товариществом и Администрацией Ольгинского сельского поселения Аксайского района соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка N 1-0 от 11.01.2016 правомерно отклонен судом первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии со статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.
В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьей и статьями 275 и 276 указанного кодекса для собственника такого земельного участка.
Согласно статье 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, указанным Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в случае размещения линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.25 Земельного кодекса Российской Федерации в случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.
По смыслу указанных норм сервитут устанавливается не в пользу конкретного лица, а в пользу определенного недвижимого имущества.
Однако из текста представленного заявителем соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка N 1-0 от 11.01.2016 не следует, в пользу какого недвижимого имущества устанавливается сервитут на земельном участке с кадастровым номером 61:02:0600015:5800.
Кроме того, заявителем не обосновал, что обратился с заявлением о регистрации линий электропередач, как единого комплекса, в том числе в составе трансформаторной подстанции, как объекта капитального строения возведенного законным способом. Также не представлено достаточных доказательств того, что каждая опора линии электропередач обладает признаками недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРП (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу указанных положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в ЕГРП лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Основными критериями для отнесения объекта к недвижимому имуществу являются прочная связь объекта с землей, невозможность перемещения спорного объекта без ущерба его назначению, наличие фундаментного основания, наличие подведенных к объекту коммуникаций и другие.
Как следует из представленного в материалы дела технического паспорта в отношении спорного объекта, система внешнего электроснабжения (ВЛ-10 Кв) состоит из воздушных ЛЭП протяженностью 1232 м, проводов марки СИП 3-3*(1*70)-20 протяженностью 1232 м, подвешенных на железобетонные опоры в количестве 32 штук. Конец регистрируемого объекта - до границы с комплексной трансформаторной подстанцией КТП 400 кВА 10/0,4 кВ.
Согласно рабочему проекту на установку КТП 400 кВА 10/0,4 кВ и систему внешнего электроснабжения закрепление опор в грунте производится в сверленные котлованы диаметром 350 мм, засыпка производится вынутым грунтов после очистки от мусора с послойной трамбовкой. Толщина уплотняемого слоя не более 20 см, трамбовка производится одновременно тремя трамбовками длиной 4 м и массой не менее 5 кг.
Монтаж КТП 400 кВА 10/0,4 кВ осуществляется на сплошных фундаментных блоках, на основание, выполненное из пескогравия.
При этом, согласно техническому паспорту на систему внешнего электроснабжения (ВЛ-10 кВ), кадастровому паспорту на данное сооружение, указанная котельная КТП 400 кВА 10/0,4 кВ не является составной частью спорного объекта.
Непосредственно спорный объект не имеет прочной связи с землей, не имеет фундамента, его перемещение возможно без несоразмерного ущерба его назначению.
Вывод эксперта, сделанный в представленном заявителем заключении, о том, что сооружение является недвижимостью, обоснованно оценен судом критически.
Согласно выводам эксперта перемещение какой-либо из опор объекта приведет к несоразмерному ущербу его назначения, так как проектной документацией для установки данного объекта произведен расчет расстояния между опорами, в случае переноса опор, необходимо будет выполнить новый проект и подготовить новую техническую документацию.
Между тем, суд верно указал, что указанные обстоятельства не свидетельствуют о том, что спорный объект обладает признаками недвижимости.
Тот факт, что на сооружение составлен технический паспорт и ему присвоен кадастровый номер, сам по себе не является безусловным основанием для отнесения данного объекта к недвижимости.
По смыслу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимое имущество является правовой, а не строительной категорией, поэтому технический паспорт на объект не признается правоустанавливающим документом, не служит доказательством создания такого объекта в качестве недвижимости, а содержит только описание его фактического состояния.
Отсутствие у сооружения качеств самостоятельного объекта недвижимости является самостоятельным основанием для отказа в регистрации право собственности на него.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований товариществу.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были рассмотрены судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Кроме того, документы, приложенные заявителем к апелляционной жалобе (приложение пункты 4 - 10) возвращены заявителю по основаниям части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Доказательств невозможности их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, заявителем не представлено. Кроме того, часть документов имеются в материалах дела.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции между сторонами с учетом требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.07.2016 по делу N А53-12484/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Ростовской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2016 N 15АП-12663/2016 ПО ДЕЛУ N А53-12484/2016
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2016 г. N 15АП-12663/2016
Дело N А53-12484/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2016 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: председатель Казаков В.Ю.;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 11.01.2016 Демьянченко Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Пригородный поселок "Ольгинский" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.07.2016 по делу N А53-12484/2016 по заявлению товарищества собственников недвижимости "Пригородный поселок "Ольгинский",
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области,
принятое в составе судьи Захарченко О.П.,
установил:
товарищество собственников недвижимости "Пригородный поселок "Ольгинский" (далее - товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным сообщения Аксайского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 15.04.2016 N 61/003/002/2016-1400 об отказе в государственной регистрации, обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление, заинтересованное лицо) зарегистрировать право собственности на сооружение (систему внешнего электроснабжения ВЛ-10 Кв, протяженность 1232 м, кадастровый номер 61:02:0600015:5835), расположенного по адресу: Аксайский район, х. Махин, 1 км на восток.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.07.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Товарищество собственников недвижимости "Пригородный поселок "Ольгинский" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что учитывая статус сооружения, как объекта вспомогательного назначения, следует вывод об отсутствии у товарищества необходимости в получении как разрешения на строительство сооружения, так и разрешения на ввод сооружения в эксплуатацию, что согласуется с пунктами 1, 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Таким образом, податель жалобы считает, что у Росреестра отсутствуют основания для дальнейшего приостановления регистрации и отказа в регистрации права собственности на сооружение. Кроме того, заявитель указывает на то, что строящиеся членами товарищества индивидуальные отдельно стоящие жилые дома, в пределах территории и на земельных участках членов товарищества, предназначенных для ИЖС уже обеспечены внутренней инфраструктурой электроснабжения, которую необходимо задействовать только путем ее непосредственного подключения к спорной системе внешнего электроснабжения ВЛ-10 кВ протяженностью 1232 м, что невозможно ввиду отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Представитель товарищества собственников недвижимости "Пригородный поселок "Ольгинский" в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, уставом товарищества собственников недвижимости "Пригородный поселок "Ольгинский" предусмотрено, что товарищество является добровольным объединением граждан - собственников недвижимого имущества (земельных участков категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом, в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законом, в пределах владения участков по адресу: 346702, Ростовская область, Аксайский район, х. Махин, пер. Солнечный N N 1-38, пер. Пригородный N N 1-32, пер. Маяковского N N 1-45, пер. Луговой N N 1-46, пер. Лесной N N 14-32, ул. Победы N N 1-13, ул. Абрикосовая N N 1-8, ул. Кленовая N N 1-8, ул. Черкесская N N 39-41.
Как следует из материалов дела, товариществом в целях электроснабжения принадлежащего товариществу и его членам имущества посредством привлечения специализированной организации выполнены работы по монтажу системы электроснабжения (ВЛ-10 Кв) протяженностью 1232 м на территории земельного участка с кадастровым номером 61:02:0600015:5800 площадью 4673 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская область, Аксайский район, на территории Ольгинского поселения, х. Махин. Государственная собственность на земельный участок не разграничена.
11.01.2016 между Администрацией Ольгинского сельского поселения Аксайского района и товариществом подписано соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка N 1-0.
В соответствии с условиями данного соглашения Администрация Ольгинского сельского поселения Аксайского района предоставляет товариществу срочное право ограниченного пользования земельным участком из земель населенных пунктов с кадастровым номером 61:02:0600015:5800 площадью 4673 кв. м, расположенным по адресу: Ростовская область, Аксайский район, на территории Ольгинского поселения, х. Махин, с разрешенным использованием: сооружения и устройства сетей инженерно-технического обеспечения, сроком на два года, с 11.01.2016 по 10.01.2018.
Сервитут по условиям соглашения устанавливается в интересах товарищества.
Установленный указанным соглашением сервитут не зарегистрирован в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.
Муниципальным унитарным предприятием Аксайского района Бюро технической инвентаризации выдан технический паспорт на линию электропередачи - система внешнего электроснабжения (ВЛ-10 Кв), расположенная по адресу: Россия, Ростовская область, Аксайский район, х. Махин, 1 км на восток.
20.02.2016 указанная система внешнего электроснабжения (ВЛ-10 Кв) поставлена на государственный кадастровый учет как вид объекта недвижимого имущества - сооружение с присвоением кадастрового номера 61:02:0600015:5835.
Товарищество обратилось в Аксайский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением от 01.03.2016 N 61/003/002/2016-1400 о государственной регистрации права собственности на сооружение - систему внешнего электроснабжения (ВЛ-10 Кв) протяженностью 1232 м, кадастровый номер 61:02:0600015:5835, расположенную по адресу: Россия, Ростовская область, Аксайский район, х. Махин, 1 км на восток.
16.03.2016 управление осуществило приостановку государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект, о чем направило заявителю соответствующее уведомление.
Данное решение о приостановке государственной регистрации права управление мотивировало тем, что заявителем не был представлен правоустанавливающий документ на сооружение с кадастровым номером 61:02:0600015:5835.
Заявителю было предложено в срок до 15.04.2016 устранить причины, препятствующие государственной регистрации права собственности, представив в управление документы, подтверждающие наличие оснований для проведения государственной регистрации.
05.04.2016 товарищество представило в управление дополнительные документы для государственной регистрации права, что подтверждается соответствующей распиской управления в получении документов на государственную регистрацию.
В частности, товариществом были представлены протокол N 4 от 25.12.2014 общего собрания членов товарищества собственников недвижимости "Пригородный поселок "Ольгинский", договор N 025-15 от 14.08.2015, рабочий проект на систему внешнего электроснабжения, договор на оказание услуг N 12/10 от 22.10.2015, кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 61:02:0600015:5800, соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка N 1-о от 11.01.2016, технический отчет по результатам приемо-сдаточных испытаний электрооборудования от 10.02.2016, технический паспорт на сооружение от 10.02.2016, письмо Администрации Ольгинского сельского поселения от 15.03.2016 N 63.27/712, кадастровый паспорт на сооружение, письменные пояснения товарищества, а также декларация об объекте недвижимого имущества от 28.03.2016.
15.04.2016 управление приняло решение об отказе в государственной регистрации права собственности на сооружение с кадастровым номером 61:02:0600015:5835, изложенное в сообщении N 61/003/002/2016-1400 от 15.04.2016, по основаниям, предусмотренным абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
Указанный отказ в государственной регистрации права собственности управление мотивировало следующим.
В качестве правоустанавливающего документа на заявленный на государственную регистрацию объект заявителем представлена декларация об объекте недвижимого имущества от 28.03.2016. В представленной заявителем декларации искажен адрес объекта и не указана его протяженность. Правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположено сооружение, заявителем представлен не был.
Кроме того, по мнению управления, действие пунктов 2, 3 статьи 25.3 Закона о регистрации не распространяется на порядок государственной регистрации права собственности на заявленный объект, поскольку данный объект является линейным, следовательно, согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для его строительства необходимо получение разрешения на строительство, а для государственной регистрации права собственности на такой объект - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии со статьей 25 Закона о регистрации.
Разрешение на строительство сооружения и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию заявителем получены не были, на государственную регистрацию права заявителем не предоставлялись.
В связи с непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации прав в соответствии с Законом о регистрации управлением было отказано заявителю в государственной регистрации права собственности на сооружение с кадастровым номером 61:02:0600015:5835.
Не согласившись с отказом управления в государственной регистрации права собственности на вышеуказанное сооружение, товарищество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с соответствующим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Требование признать незаконным отказ управления в государственной регистрации права собственности судом квалифицируется как требование, направленное на оспаривание действий управления, выраженных в сообщении об отказе в государственной регистрации права собственности N 61/003/002/2016-1400 от 15.04.2016.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу статей 16, 17 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также документов, подтверждающих наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество.
Пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (далее - ЕГРП).
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
По общему правилу такими документами являются разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию (пункт 2 статьи 51 и статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 25.3 Закона о регистрации определены особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества.
Так, согласно пункту 1 статьи 25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание, и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном названным Федеральным законом порядке.
В силу пункта 3 данной статьи документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Согласно частям 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных указанным кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.
В силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
По смыслу указанной нормы во взаимосвязи с положениями пункта 2 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строения и сооружения вспомогательного использования отнесены к объектам капитального строительства с особым вспомогательным назначением.
Законодатель не раскрывает понятия строения или сооружения вспомогательного использования, использованного в пункте 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из содержания части 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" следует, что здания и сооружения вспомогательного использования должны быть связаны с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположены на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Согласно письму Минрегиона России от 25.06.2009 N 19669-ИП/08 "О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства", под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований". К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения. Кроме того, критерием для отнесения строений к вспомогательным, является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию (статья 135 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
По смыслу данной нормы, вещь, являющаяся принадлежностью главной вещи, не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, и ее единственное назначение - обслуживание главной вещи.
Исходя из смысла Приказа Росрегистрации от 08.06.2007 N 113 "Об утверждении методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества" и части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основания для внесения записи в ЕГРП имеются только в том случае, когда строения и сооружения имеют вспомогательное значение по отношению к основному объекту, расположенному на земельном участке, и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности.
В соответствии с пунктом 6 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 N 765 установлен принцип единого объекта недвижимого имущества. Разделы, содержащие информацию о зданиях, сооружениях и об иных объектах недвижимого имущества, прочно связанных с земельным участком, располагаются непосредственно за разделом, содержащим информацию о данном земельном участке.
Обращаясь в суд с рассматриваемыми требованиями, товарищество ссылалось на то, что спорный объект является объектом вспомогательного использования, поэтому предоставление при обращении в регистрирующий орган декларации об объекте недвижимого имущества, составленной по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 N 447, в качестве документа, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества, является достаточным.
Суд пришел к верному выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие невозможность использования спорного объекта как самостоятельного объекта гражданского оборота вне связи с главной вещью, кроме того, не установлена непосредственно главная вещь, по отношению к которой спорный объект является принадлежностью.
Согласно представленному заявителем досудебному экспертному заключению спорный объект относится к вспомогательному сооружению, имеет вспомогательное значение и использование в связи с тем, что необходим для обеспечения функционирования индивидуальных жилых домов на земельных участках, предоставленных под индивидуальное жилищное строительство, принадлежащих членам товарищества.
Товариществом ни при обращении в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный объект, как на вспомогательное сооружение, ни в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции не было указано, по отношению конкретно к какому основному объекту недвижимого имущества на земельном участке сооружение имеет вспомогательное назначение. Кроме того, товарищество не обосновало, что все указанные им индивидуальные жилые дома находятся в собственности самого товарищества.
Согласно пункту 1 статьи 25.3 Закона о регистрации прав, основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Довод заявителя о том, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:02:0600015:5800, на котором расположен спорный объект, товариществу предоставлено право ограниченного пользования соседним участком (сервитут) на основании заключенного между товариществом и Администрацией Ольгинского сельского поселения Аксайского района соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка N 1-0 от 11.01.2016 правомерно отклонен судом первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии со статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.
В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьей и статьями 275 и 276 указанного кодекса для собственника такого земельного участка.
Согласно статье 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, указанным Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в случае размещения линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.25 Земельного кодекса Российской Федерации в случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.
По смыслу указанных норм сервитут устанавливается не в пользу конкретного лица, а в пользу определенного недвижимого имущества.
Однако из текста представленного заявителем соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка N 1-0 от 11.01.2016 не следует, в пользу какого недвижимого имущества устанавливается сервитут на земельном участке с кадастровым номером 61:02:0600015:5800.
Кроме того, заявителем не обосновал, что обратился с заявлением о регистрации линий электропередач, как единого комплекса, в том числе в составе трансформаторной подстанции, как объекта капитального строения возведенного законным способом. Также не представлено достаточных доказательств того, что каждая опора линии электропередач обладает признаками недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРП (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу указанных положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в ЕГРП лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Основными критериями для отнесения объекта к недвижимому имуществу являются прочная связь объекта с землей, невозможность перемещения спорного объекта без ущерба его назначению, наличие фундаментного основания, наличие подведенных к объекту коммуникаций и другие.
Как следует из представленного в материалы дела технического паспорта в отношении спорного объекта, система внешнего электроснабжения (ВЛ-10 Кв) состоит из воздушных ЛЭП протяженностью 1232 м, проводов марки СИП 3-3*(1*70)-20 протяженностью 1232 м, подвешенных на железобетонные опоры в количестве 32 штук. Конец регистрируемого объекта - до границы с комплексной трансформаторной подстанцией КТП 400 кВА 10/0,4 кВ.
Согласно рабочему проекту на установку КТП 400 кВА 10/0,4 кВ и систему внешнего электроснабжения закрепление опор в грунте производится в сверленные котлованы диаметром 350 мм, засыпка производится вынутым грунтов после очистки от мусора с послойной трамбовкой. Толщина уплотняемого слоя не более 20 см, трамбовка производится одновременно тремя трамбовками длиной 4 м и массой не менее 5 кг.
Монтаж КТП 400 кВА 10/0,4 кВ осуществляется на сплошных фундаментных блоках, на основание, выполненное из пескогравия.
При этом, согласно техническому паспорту на систему внешнего электроснабжения (ВЛ-10 кВ), кадастровому паспорту на данное сооружение, указанная котельная КТП 400 кВА 10/0,4 кВ не является составной частью спорного объекта.
Непосредственно спорный объект не имеет прочной связи с землей, не имеет фундамента, его перемещение возможно без несоразмерного ущерба его назначению.
Вывод эксперта, сделанный в представленном заявителем заключении, о том, что сооружение является недвижимостью, обоснованно оценен судом критически.
Согласно выводам эксперта перемещение какой-либо из опор объекта приведет к несоразмерному ущербу его назначения, так как проектной документацией для установки данного объекта произведен расчет расстояния между опорами, в случае переноса опор, необходимо будет выполнить новый проект и подготовить новую техническую документацию.
Между тем, суд верно указал, что указанные обстоятельства не свидетельствуют о том, что спорный объект обладает признаками недвижимости.
Тот факт, что на сооружение составлен технический паспорт и ему присвоен кадастровый номер, сам по себе не является безусловным основанием для отнесения данного объекта к недвижимости.
По смыслу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимое имущество является правовой, а не строительной категорией, поэтому технический паспорт на объект не признается правоустанавливающим документом, не служит доказательством создания такого объекта в качестве недвижимости, а содержит только описание его фактического состояния.
Отсутствие у сооружения качеств самостоятельного объекта недвижимости является самостоятельным основанием для отказа в регистрации право собственности на него.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований товариществу.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были рассмотрены судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Кроме того, документы, приложенные заявителем к апелляционной жалобе (приложение пункты 4 - 10) возвращены заявителю по основаниям части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Доказательств невозможности их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, заявителем не представлено. Кроме того, часть документов имеются в материалах дела.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции между сторонами с учетом требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.07.2016 по делу N А53-12484/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Ростовской области.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
Н.Н.СМОТРОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)