Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.09.2016 N 33-12956/2016

Требование: Об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Между истцом и третьим лицом заключен государственный контракт на проведение работы по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о лесных (земельных) участках в субъектах Российской Федерации. Из заключения кадастрового инженера следует, что земельный участок принадлежит на праве собственности ответчику. Между тем какие-либо мероприятия по переводу участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не проводились.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 сентября 2016 г. N 33-12956/2016


Судья Барахтенко О.В.
Судья-докладчик Черткова С.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Чертковой С.А.,
судей Орловой Л.В. и Шевчука В.Г.,
при секретаре Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российской Федерации в лице ТУФАУГИ в Иркутской области к Д. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения
по апелляционной жалобе ТУФАУГИ в Иркутской области на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 22 июня 2016 года,

установила:

В обоснование исковых требований указано, что между Федеральным агентством лесного хозяйства и ФГУП "Рослесинфорг" заключен государственный контракт от 14 февраля 2012 года N Р-2К-12/1. По условиям данного контракта предприятие обязалось провести работы по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о лесных (земельных) участках в субъектах Российской Федерации. На сегодняшний день границы земельных участков государственного лесного фонда уточнены, сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости. Вместе с тем произошло существенное уменьшение площади ранее учтенных земельных участков лесного фонда за счет незаконного выделения земельных участков лесного фонда, при условии постановки на кадастровый учет участков с иной категорией земель.
В адрес Территориального управления поступило обращение Агентства лесного хозяйства Иркутской области о принятии мер по защите прав и законных интересов Российской Федерации по факту незаконного занятия земель государственного лесного фонда от 13 ноября 2014 года N 91-35-7357/14.
Из представленных материалов, а именно из заключения N 550 кадастрового инженера ФГУП "Рослесинфорг" "Прибайкаллеспроект", сведений по Иркутскому лесничеству Приморскому участковому лесничеству следует, что земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, площадью 1200 кв. м, адрес (месторасположение): Иркутская область, Иркутский район, <адрес изъят>, поставлен на кадастровый учет с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства (полевой земельный участок), и принадлежит на праве собственности Д., что подтверждается выпиской из ЕГРП от 27 октября 2015 года.
Площадь пересечения границ земель лесного фонда со спорным земельным участком составляет 1200 кв. м. Кадастровым инженером рассчитаны координаты поворотных точек границы пересекаемой части земельного участка иной категории.
Местоположение границ спорного земельного участка определено в соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" путем наложения координат характерных точек его границ, приведенных в кадастровой выписке о земельном участке на координаты характерных точек границ Приморского лесничества, содержащихся в цифровых лесных картах указанного лесничества, которые содержат сведения о координатах границ земель лесного фонда в системе координат.
Таким образом, указанный земельный участок образован на земельном участке государственного лесного фонда, расположенном в Иркутском лесничестве, Приморском участковом лесничестве.
Какие-либо мероприятия по переводу участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не проводились. Земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> относится к категории земель лесного фонда и соответственно, в силу прямого указания закона, принадлежит на праве собственности государству. Право собственности в настоящее время на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано за Д., у которой земельный участок находится фактически в незаконном владении.
На основании изложенного, Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом просила суд истребовать из владения Д. в пользу Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером площадью 1200 кв. м, с кадастровым номером <номер изъят>, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, Смоленское муниципальное образование, <адрес изъят>, по следующим координатам поворотных точек пересекаемой части земельного участка:



















Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 22.06.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ТУФАУГИ в Иркутской области Ш. выражает несогласие с решением суда, приводит доводы, аналогичные заявленным в обоснование иска, просит принять во внимание, что лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Заявитель жалобы обращает внимание, что в случае двойного учета одного земельного участка подтверждением отнесения такого участка к землям лесного фонда в судебном порядке служит альбом картографических материалов о пересечении земель лесного фонда с землями иных категорий, сформированный в ходе выполнения работ по землеустройству и землепользованию в рамках государственных контрактов по постановке земель лесного фонда на государственный кадастровый учет, а также заключение о картографическом размещении указанного земельного участка относительно земель лесного фонда. Таким образом, доказательства, приложенные к исковому заявлению, подтверждают факт отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, являющимся собственностью Российской Федерации.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы представитель администрации Иркутского районного муниципального образования Г. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад по делу, объяснения представителя третьего лица - администрации Смоленского муниципального образования К., возражавшего против отмены решения суда, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
При рассмотрении дела судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Смоленского Сельского Совета народных депутатов Иркутского района от 28.03.1991 утверждены границы населенного пункта с. Смоленщина. Решением Президиума Иркутского районного Совета народных депутатов от 29.10.1991 N 14-п-134 об изъятии земель у колхозов, совхозов и из государственного лесного фонда, принятым в пределах имеющихся у него полномочий, земли совхоза "Кайский" и земли Иркутского мехлесхоза переданы в ведение Смоленской сельской администрации.
Постановлениями главы Иркутского района от 02.09.2003 N 2515 "О землях, переданных в ведение Смоленского сельского округа", от 23.09.2010 N 6183 "Об отмене постановления главы района N 2515 от 02.09.2003", от 18.11.2010 N 7263 "О внесении дополнений в постановление главы района N 6183 от 23.09.2010", земли, переданные в ведение Смоленской администрации решением Президиума Иркутского районного Совета народных депутатов от 29.10.1991 N 14-п-134, переведены в земли сельскохозяйственного назначения, отнесены к фонду перераспределения. Постановлением главы Иркутского района от 21.12.2005 N 5818 в фонд перераспределения земель Иркутского района переданы земельные участки СХПК "Пригородный" площадью 806 га.
Данные обстоятельства подтверждаются сведениями Управления Росреестра по Иркутской области, предоставленными на основании материалов по установлению границ сельских населенных пунктов и передаче земель в ведение Смоленского сельского Совета народных депутатов Иркутского района Иркутской области (М 1:25000, 1995 г.).
Впоследствии на основании решения межведомственной комиссии по рассмотрению земельных вопросов и контролю за использованием земель на территории Иркутского района в результате раздела земель на территории Смоленского муниципального образования были проведены работы по межеванию земель сельскохозяйственного назначения, утверждены схемы расположения земельных участков и образованы земельные участки, в том числе земельный участок (полевой земельный участок) с кадастровым номером <номер изъят>, площадью 1 200 кв. м, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, <адрес изъят>. Данный участок поставлен на учет в государственном кадастре недвижимости 02.04.2013, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства (полевой земельный участок). Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, что подтверждается материалами кадастрового дела.
Постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от 30.10.2013 N 4818 земельный участок (полевой земельный участок) с кадастровым номером 38:06:150527:1581 из земель сельскохозяйственного назначения Смоленского муниципального образования предоставлен в собственность Д. бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства без права возведения зданий и строений.
Право собственности Д. на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30.01.2014 в установленном законом порядке и никем не оспорено.
Правоустанавливающими и кадастровыми документами на спорный земельный участок подтверждается, что его границы установлены, и участок поставлен на кадастровый учет в соответствии с требованиями земельного законодательства, что изначально этот участок имел категорию "земли сельскохозяйственного назначения". Результаты межевания и межевой план спорного земельного участка, данные государственного кадастрового учета никем не оспорены и являются действительными. Сведений о том, что в состав данного участка входили земли лесного фонда, земли, занятые лесами, в государственном кадастре не имеется.
Разрешая спор, суд, исходя из предмета и оснований заявленных требований, исследовал и оценил имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ в их совокупности, правильно руководствовался положениями статей 209, 301, 302, 303, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 7, 9, 11, 17, 28, 29, 77, 78, 83, 101 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений), статей 6, 8, 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 5, 7, 22, 38, 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и пришел к обоснованному выводу о недоказанности отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда.
Представленные в подтверждение исковых требований схема пересечения границ, план лесонасаждений, карта-схема деления территории лесничества, заключение ФГУП "Рослесинфорг" "Прибайкаллеспроект" N 550 факт наложения спорного земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> на земли лесного фонда не подтверждают, не содержат и не отражают сведений о площади и границах участков лесного фонда, соответствующих требованиям действующего земельного и лесного законодательства. Планы лесных участков, с помощью которых возможно их идентифицировать в соответствии с требованиями статей 4.2 и 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" истцом в нарушение требований части 1 статьи 56 ГПК РФ судам первой и апелляционной инстанций не представлено.
Исходя из установленных обстоятельств, суд обоснованно оставил без удовлетворения исковые требования Территориального управления Росимущества в Иркутской области.
Данные выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
По этим основаниям судебной коллегией не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности судебного решения, о неправильной оценке суда доказательствам дела.
Доводы жалобы о том, что приложенные к исковому заявлению доказательства подтверждают факт отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, являющимся собственностью Российской Федерации, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений если иное не предусмотрено федеральным законом.
В обоснование исковых требований и доводов жалобы истец ссылается на представление суду необходимых документов, по которым возможно установить пересечение границ спорного земельного участка с границами земель лесного фонда Иркутской области, Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества, а именно - на заключение ФГУП "Рослесинфорг" "Прибайкаллеспроект" N 550.
Учитывая, что в приложенном к иску заключении не указано местоположение границы земель лесного фонда, координаты границ и точки для определения координат на местности, судья в определении о подготовке настоящего дела к судебному разбирательству (л.д. 2 - 3) в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указал юридически значимые обстоятельства, подлежащие установлению судом по данной категории споров, разъяснил сторонам их процессуальные права и обязанности, правильно распределил бремя доказывания по делу, указав истцу на необходимость представления доказательств, подтверждающих наличие права собственности на истребуемый земельный участок и нахождение спорного земельного участка на землях лесного фонда.
Между тем, доказательств, с достоверностью подтверждающих заявленные требования, истцом в материалы дела не представлено, ходатайств об истребовании дополнительных доказательств по делу, а также о проведении по делу судебной землеустроительной экспертизы представителем истца не заявлено.
Приложенное к иску заключение ФГУП "Рослесинфорг" "Прибайкаллеспроект" N 550 представляет собой схему пересечения границ земель лесного фонда Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества с границами земель иных категорий и не содержит координат границ земельных участков, иных исходных данных, на основании которых можно сделать вывод о наложении спорного земельного участка на указанный в свидетельстве от 30.10.2009 38 АД 067144 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации лесной участок из категории земель лесного фонда, общей площадью 265 322,65 га по адресу: Иркутская область Иркутский район, Иркутское лесничество. В связи с этим, оценивая заключение N 550 в совокупности с материалами кадастрового дела и дела правоустанавливающих документов на принадлежащий ответчику земельный участок, суд правильно указал, что оно не является безусловным и достаточным доказательством факта наложения и не подтверждает факт нахождения истребуемого участка на территории Смоленского муниципального образования в составе земель лесного фонда Приморского участкового лесничества.
Учитывая, что право собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 265 322,65 га по адресу: Иркутская область Иркутский район, Иркутское лесничество зарегистрировано до его постановки на кадастровый учет с условным местоположением, что кадастровые работы в отношении принадлежащего истцу лесного участка проводились при наличии в ГКН сведений о земельном участке ответчика с кадастровым номером <номер изъят>, и при этом постановка на учет земельного участка истца не была приостановлена, суд правомерно, исходя из положений части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" оценил данное обстоятельство как достоверное свидетельство отсутствия пересечения границ данных земельных участков.
Оценивая представленные истцом выписку из государственного лесного кадастра и карту-схему к данной выписке, суд обоснованно не принял их во внимание, указав на отсутствие в них предусмотренной статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации и приказом Министерства природы и экологии Российской Федерации от 30.10.2013 N 464 "Об утверждении Перечня видов информации, содержащейся в государственном лесном реестре, предоставляемой в обязательном порядке, и условий ее предоставления" документированной информации о составе и границах земель лесного фонда. Надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств и иные материалы лесоустройства с картографическими материалами с указанием границ участков, подтверждающих наложение границ со спорным земельным участком, истцом в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что принадлежащий ответчику на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 38:06:150527:1581 прошел процедуру государственного кадастрового учета по результатам проведения межевых работ, зафиксированных в межевом плане и являющихся основанием для осуществления кадастрового учета, в отношении такого участка установлена его точная площадь - 1 200 кв. м, категория земель, на которых он расположен - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства и координаты точек, определяющих границы такого участка, при этом категория земель и вид разрешенного использования определены в государственном кадастре недвижимости для всей площади земельного участка, без каких-либо особых отметок о том, что какая-либо часть данного земельного участка относится к иным категориям земель, в том числе к землям лесного фонда, или отметок о том, что границы земельного участка <номер изъят> накладываются на границы иных земельных или лесных участков, вывод суда об отсутствии доказательств нахождения спорного участка в собственности Российской Федерации в составе земель лесного фонда и в незаконном владении ответчика, является правильным.
Следует отметить, что в данном случае имеется спор о границах земельных участков, который не может быть разрешен в пределах заявленных истцом требований.
В связи с изложенным аналогичные доводам иска доводы апелляционной жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области о том, что земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> относятся к землям лесного фонда, следует признать несостоятельными.
Ссылка в жалобе на несоблюдение процедуры перевода спорного земельного участка из состава земель лесного фонда в земли другой категории на законность решения суда не влияет, поскольку доказательства нахождения спорного участка в составе земель лесного фонда в материалах дела отсутствуют.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, не нашли своего подтверждения при проверке материалов дела, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, направлены на иное произвольное толкование норм материального и процессуального права, что не отнесено статьей 330 ГПК РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Иркутского районного суда Иркутской области от 22 июня 2016 года по настоящему гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.ЧЕРТКОВА

Судьи
Л.В.ОРЛОВА
В.Г.ШЕВЧУК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)