Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Няшина В.А.
при секретаре Б.,
с участием прокурора Кузнецовой И.А.,
представителя истца М., представителя Правительства Пермского края и Министерства по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края К., представителя Правительства Пермского края О., рассмотрев 19 июля 2016 года в открытом судебном заседании в г. Перми дело по административному исковому заявлению некоммерческой организации благотворительного фонда "Фонд социальных идей" о признании недействующим, в части, Постановления Правительства Пермского края от 01.02.2016 года N 40-П "Об утверждении порядка рассмотрения документов, обосновывающих соответствие социально-культурного или коммунально-бытового назначения, масштабного инвестиционного проекта, критериям, установленным Законом Пермского края от 09 июля 2015 года N 503-ПК "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов",
01.02.2016 года Правительством Пермского края было издано постановление N 40-П "Об утверждении порядка рассмотрения документов, обосновывающих соответствие социально-культурного или коммунально-бытового назначения, масштабного инвестиционного проекта, критериям, установленным Законом Пермского края от 09 июля 2015 года N 503-ПК "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов". Текст Постановления Правительства Пермского края был опубликован 03.02.2016 года на Портале Правительства Пермского края.
Истец некоммерческая организация благотворительный фонд "Фонд социальных идей" обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного постановления, в части содержащихся в абз. 3 пункта 3.10 слов о том, что "невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов (предварительного согласования) в соответствии с представленными заключениями" является основанием для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов.
В обоснование своих требований истец ссылался на то, что в результате принятия указанного постановления были нарушены его права, поскольку именно на основании оспариваемой части постановления было отказано в предоставлении ему земельного участка в аренду.
В судебном заседании по инициативе суда обсуждался вопрос о прекращении производства по делу в связи с тем, что оспариваемое постановление было изменено.
Представитель истца поддержала заявленные требования, возражали против прекращения производства по делу. Представители Правительства Пермского края и Министерства по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края просили о прекращении производства по делу. Участвующий в деле прокурор считает возможным прекратить производство по делу.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, суд приходит к выводу о том, что производство по делу подлежит прекращению.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 2 ст. 214 КАС РФ, суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если: 1) оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
По смыслу закона, предметом судебного обжалования могут быть только такие правовые акты нормативного характера, которые на момент рассмотрения заявленных требований являются действующими и влекущими нарушения прав и свобод административного истца. Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и нарушений охраняемых законом прав и интересов административного истца повлечь не могут.
Аналогичная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в п. 11 Постановления Пленума от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Поскольку на момент рассмотрения дела судом было принято Постановление Правительства Пермского края от 15.07.2016 года N 476-П о внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 01.02.2016 года N 40-П "Об утверждении порядка рассмотрения документов, обосновывающих соответствие социально-культурного или коммунально-бытового назначения, масштабного инвестиционного проекта, критериям, установленным Законом Пермского края от 09 июля 2015 года N 503-ПК "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов", оспариваемая норма права прекратила свое действие (была изменена с исключением указаний на то, что перечисленные в п. 3.10 обстоятельства являются основаниями для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов). Соответственно, нарушений прав и свобод административного истца она не влечет и соответствующая часть оспариваемого постановления не может быть предметом судебного обжалования. Таким образом, производство по делу следует прекратить.
Факт прекращения производства по делу не может рассматриваться в качестве обстоятельства, препятствующего административному истцу в последующем обратиться в суд с требованиями, направленными на защиту его прав, нарушенных в результате применения в отношении него оспариваемой им части данного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 208 и 214 КАС РФ, суд
Прекратить производство по делу по заявлению некоммерческой организации благотворительного фонда "Фонд социальных идей" о признании недействующим, в части, Постановления Правительства Пермского края от 01.02.2016 года N 40-П "Об утверждении порядка рассмотрения документов, обосновывающих соответствие социально-культурного или коммунально-бытового назначения, масштабного инвестиционного проекта, критериям, установленным Законом Пермского края от 09 июля 2015 года N 503-ПК "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов".
Определение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 19.07.2016 ПО ДЕЛУ N 3А-120-2016
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июля 2016 г. по делу N 3а-120-2016
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Няшина В.А.
при секретаре Б.,
с участием прокурора Кузнецовой И.А.,
представителя истца М., представителя Правительства Пермского края и Министерства по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края К., представителя Правительства Пермского края О., рассмотрев 19 июля 2016 года в открытом судебном заседании в г. Перми дело по административному исковому заявлению некоммерческой организации благотворительного фонда "Фонд социальных идей" о признании недействующим, в части, Постановления Правительства Пермского края от 01.02.2016 года N 40-П "Об утверждении порядка рассмотрения документов, обосновывающих соответствие социально-культурного или коммунально-бытового назначения, масштабного инвестиционного проекта, критериям, установленным Законом Пермского края от 09 июля 2015 года N 503-ПК "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов",
установил:
01.02.2016 года Правительством Пермского края было издано постановление N 40-П "Об утверждении порядка рассмотрения документов, обосновывающих соответствие социально-культурного или коммунально-бытового назначения, масштабного инвестиционного проекта, критериям, установленным Законом Пермского края от 09 июля 2015 года N 503-ПК "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов". Текст Постановления Правительства Пермского края был опубликован 03.02.2016 года на Портале Правительства Пермского края.
Истец некоммерческая организация благотворительный фонд "Фонд социальных идей" обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного постановления, в части содержащихся в абз. 3 пункта 3.10 слов о том, что "невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов (предварительного согласования) в соответствии с представленными заключениями" является основанием для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов.
В обоснование своих требований истец ссылался на то, что в результате принятия указанного постановления были нарушены его права, поскольку именно на основании оспариваемой части постановления было отказано в предоставлении ему земельного участка в аренду.
В судебном заседании по инициативе суда обсуждался вопрос о прекращении производства по делу в связи с тем, что оспариваемое постановление было изменено.
Представитель истца поддержала заявленные требования, возражали против прекращения производства по делу. Представители Правительства Пермского края и Министерства по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края просили о прекращении производства по делу. Участвующий в деле прокурор считает возможным прекратить производство по делу.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, суд приходит к выводу о том, что производство по делу подлежит прекращению.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 2 ст. 214 КАС РФ, суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если: 1) оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
По смыслу закона, предметом судебного обжалования могут быть только такие правовые акты нормативного характера, которые на момент рассмотрения заявленных требований являются действующими и влекущими нарушения прав и свобод административного истца. Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и нарушений охраняемых законом прав и интересов административного истца повлечь не могут.
Аналогичная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в п. 11 Постановления Пленума от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Поскольку на момент рассмотрения дела судом было принято Постановление Правительства Пермского края от 15.07.2016 года N 476-П о внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 01.02.2016 года N 40-П "Об утверждении порядка рассмотрения документов, обосновывающих соответствие социально-культурного или коммунально-бытового назначения, масштабного инвестиционного проекта, критериям, установленным Законом Пермского края от 09 июля 2015 года N 503-ПК "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов", оспариваемая норма права прекратила свое действие (была изменена с исключением указаний на то, что перечисленные в п. 3.10 обстоятельства являются основаниями для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов). Соответственно, нарушений прав и свобод административного истца она не влечет и соответствующая часть оспариваемого постановления не может быть предметом судебного обжалования. Таким образом, производство по делу следует прекратить.
Факт прекращения производства по делу не может рассматриваться в качестве обстоятельства, препятствующего административному истцу в последующем обратиться в суд с требованиями, направленными на защиту его прав, нарушенных в результате применения в отношении него оспариваемой им части данного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 208 и 214 КАС РФ, суд
определил:
Прекратить производство по делу по заявлению некоммерческой организации благотворительного фонда "Фонд социальных идей" о признании недействующим, в части, Постановления Правительства Пермского края от 01.02.2016 года N 40-П "Об утверждении порядка рассмотрения документов, обосновывающих соответствие социально-культурного или коммунально-бытового назначения, масштабного инвестиционного проекта, критериям, установленным Законом Пермского края от 09 июля 2015 года N 503-ПК "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов".
Определение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.
Председательствующий
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)