Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-4901/2017

Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, обязании заключить договор аренды участка.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он подал в администрацию заявление о предоставлении участка, что было согласовано постановлением, была утверждена схема участка, проведены кадастровые работы, участок поставлен на кадастровый учет, произведена его рыночная оценка для целей заключения договора аренды, однако уведомлением ответчик отказал в рассмотрении заявления в связи с прекращением полномочий по распоряжению участками.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июля 2017 г. по делу N 33-4901/2017


Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж.,
судей областного суда Трифоновой О.М., Устьянцевой С.А.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М. к администрации муниципального образования Беловский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, обязании заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов
по апелляционной жалобе К.
на решение Сакмарского районного суда Оренбургской области от 31 марта 2017 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Трифоновой О.М., объяснения третьего лица К., поддержавшего апелляционную жалобу, истца М., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, представителя ответчика администрации муниципального образования Беловский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области А., согласившегося с доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

М. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что 15 декабря 2016 года он подал в администрацию муниципального образования Беловский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым N, площадью *** га, расположенного по адресу: (адрес) в аренду без проведения торгов для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных. Предоставление данного земельного участка ранее было согласовано постановлением администрации муниципального образования Беловский сельсовет от 25 мая 2015 года N, была утверждена схема земельного участка, проведены кадастровые работы, земельный участок поставлен на кадастровый учет, произведена его рыночная оценка для целей заключения договора аренды. Однако, уведомлением от 12 января 2017 года ответчик отказал в рассмотрении заявления в связи с прекращением полномочий по распоряжению земельными участками. Истец просит суд признать незаконным бездействие ответчика в связи с отказом в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов по его заявлению от 15 декабря 2016 года и обязать ответчика осуществить подготовку проекта договора аренды спорного земельного участка в трех экземплярах, его подписание, направить проект договора для подписания истцу и заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов.
Истец М., его представитель О., действующий по ордеру, в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Беловский сельсовет глава А., третье лицо К. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Решением Сакмарского районного суда Оренбургской области от 31 марта 2017 года исковые требования М. удовлетворены частично. Суд постановил: признать незаконным отказ администрации муниципального образования Беловский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области М. в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов; обязать ответчика подготовить проект договора аренды земельного участка без проведения торгов площадью *** кв. метров кадастровый N, местоположение участка: (адрес) в трех экземплярах, его подписание, направить проект договора для подписания М. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
В апелляционной жалобе К. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать полностью.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель третьего лица администрации муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Истец, обращаясь в суд с настоящим иском как физическое лицо, претендует на получение земельного участка в аренду без проведения торгов для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных.
Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Положениями статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Порядок предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов определен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому гражданин обращается в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, обеспечивает выполнение кадастровых работ. В случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" проводится процедура предварительного согласования предоставления земельного участка.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно отвечать требованиям, предъявляемым статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, и к нему прилагаются, в том числе, документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (подпункт 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления (пункт 4 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса, согласно которому гражданин должен обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка. Сведения, которые должны содержаться в соответствующем заявлении заинтересованного (физического, юридического) лица, закреплены в пункте 1 названной статьи. К заявлению прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса.
Согласно частям 14 - 16 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года.
В соответствии с пунктом 22 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является случай, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо.
По результатам рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган может его возвратить, принять решение о предоставлении земельного участка и осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Вступившим в законную силу решением Сакмарского районного суда Оренбургской области от 27 апреля 2016 года в рамках рассмотрения гражданского дела по иску М. к администрации муниципального образования Беловский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов и обязании заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов, которым в удовлетворении исковых требований было отказано, установлено следующее.
24 марта 2015 года истец обратился в администрацию муниципального образования Беловский сельсовет с заявлением о предоставлении земельного участка площадью *** га, расположенного в южной части кадастрового квартала N для сенокосных угодий и пчеловодства и в данном заявлении не имелось просьбы о предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Указанное заявление также не отвечало требованиям, предъявляемым к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявление было принято главой администрации муниципального образования Беловский сельсовет с указанием на заявлении "согласовано в аренду на пять лет".
Постановлением администрации муниципального образования Беловский сельсовет от N от 25 мая 2015 года принято решение утвердить схему расположения земельного участка и сформировать земельный участок общей площадью *** кв. метров из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, местоположение участка: (адрес).
16 июня 2015 года на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым N, категория: земли сельхозназначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственной деятельности, адрес: (адрес), площадь *** кв. метров.
10 июля 2015 года истцом произведена рыночная оценка земельного участка для целей заключения договора аренды.
08 сентября 2015 года администрация муниципального образования Беловский сельсовет Сакмарского района опубликовала в газете "***" объявление об информировании населения о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду из земель сельхозназначения для сельскохозяйственного производства с кадастровым N сроком на пять лет.
07 октября 2015 года К. обратился к главе администрации муниципального образования Беловский сельсовет с заявлением о предоставлении ему в аренду для ведения подсобного хозяйства земельного участка с кадастровым N, площадью *** кв. метров с местоположением: (адрес), сроком на пять лет.
16 октября 2015 года сообщением N администрация муниципального образования Беловский сельсовет известила М. о том, что земельный участок с кадастровым N не может быть предоставлен ему в аренду, так как на публикацию в газете "***" поступило возражение о предоставлении его в аренду. Право аренды будет выставлено на аукцион.
Также судом по ранее рассмотренному делу установлено, что после того как М. обеспечил проведение кадастровых работ и постановку на кадастровый учет земельного участка, с заявлением о предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации он к ответчику не обращался.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что 15 декабря 2016 года, то есть, после вступления в законную силу решения Сакмарского районного суда Оренбургской области от 27 апреля 2016 года, М. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым N, площадью *** га для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в аренду без проведения торгов сроком на один год.
17 декабря 2016 года ответчик запросил у М. дополнительно документы, подтверждающие наличие поголовья сельскохозяйственных животных. Документы во исполнение указанного запроса были представлены истцом 09 января 2017 года.
12 января 2017 года администрацией муниципального образования Беловский сельсовет дан М. ответ о невозможности рассмотрения его заявления от 15 декабря 2016 года о предоставлении земельного участка в аренду, поскольку полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращены с 01 января 2017 года на основании статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Также разъяснено право на обращение с заявлением в администрацию муниципального образования Сакмарский район.
Согласно статье 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 года) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", с 01 января 2017 года предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно статье 4 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которого до дня вступления в силу настоящего Федерального закона принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, осуществляется органом местного самоуправления, который принял указанное решение или который обеспечил размещение указанного извещения.
Признавая незаконным отказ администрации муниципального образования Беловский сельсовет М. в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов и возлагая на ответчика обязанность по подготовке проекта договора аренды земельного участка с кадастровым N без проведения торгов, его подписанию и направлению М., суд первой инстанции исходил из того, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка М. было принято администрацией муниципального образования Беловский сельсовет 25 мая 2015 года до дня вступления в силу Федерального закона от 03 июля 2016 года N 334-ФЗ, а поскольку двухгодичный срок действия решения о предварительном согласовании не истек, то принятие решения о предоставлении земельного участка относится к компетенции администрации муниципального образования Беловский сельсовет.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается, поскольку они не соответствуют материальному закону, подлежащему применению, и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельный участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное пользование).
Исходя из анализа приведенной нормы закона, в соответствии со вторым и третьим этапом предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без торгов в отдельных случаях имеется необходимость в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Под предварительным согласованием предоставления земельного участка следует понимать вынесение уполномоченным органом власти решения по промежуточному одобрению предоставления без проведения торгов земельного участка с конкретными характеристиками (адресные ориентиры, кадастровый номер, вид разрешенного использования, площадь, категорию земель) в случае, если земельный участок предстоит образовать либо границы существующего земельного участка подлежат уточнению.
Кроме того, из содержания пункта 22 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть указано лицо, которому такое предоставление предварительно согласовано.
Для получения такого решения заинтересованным лицам надлежит обращаться в уполномоченный орган с заявлениями (с указанием перечисленных в пункте 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации сведений), рассмотрение которых осуществляется последним в порядке их поступления.
В силу пункта 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в этом, после чего направляет принятое решение заявителю.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа, исчерпывающий перечень которых указан в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данные положения закона применительно к спорным правоотношениям судом первой инстанции были истолкованы неверно, что привело к неправильному разрешению заявленных требований.
Доказательства того, что истец обращался к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка без проведения торгов, которое соответствовало бы требованиям, установленным для таких заявлений статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и являлось бы основанием для проведения процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлены. Таких обстоятельств не установлено и решением Сакмарского районного суда Оренбургской области от 27 апреля 2016 года, вступившим в законную силу.
Помимо того обстоятельства, что поданное М. 24 марта 2015 года заявление, в котором он не просил предоставить ему земельный участок без проведения торгов, нельзя расценивать как заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку оно не отвечает требованиям статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций по ранее рассмотренному делу также установили, что данное заявление основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов не являлось, поскольку истец в нем указал цель предоставления участка - для сенокосных угодий и пчеловодства, что в силу части 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации является одним из оснований для организации аукциона на право заключения договора аренды.
По смыслу закона, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса при наличии соответствующего заявления.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что решение, которым администрация муниципального образования Беловский сельсовет предварительно согласовала предоставление М. без проведения торгов земельного участка с кадастровым N в установленном законом порядке не принималось.
При этом постановление администрации от 25 мая 2015 года N, которым принято решение утвердить схему расположения земельного участка и сформировать его из земель сельскохозяйственного назначения, не является по своему существу решением о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка М. без проведения торгов, поскольку это не следует из содержания документа и на момент его принятия не имелось заявлений истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка для целей, указанных в подпункте 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылка истца на то, что вступившим в законную силу решением суда от 27 апреля 2016 года установлен факт принятия администрацией решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка несостоятельна, поскольку из указанного судебного акта не следует, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка было оформлено властным органом надлежащим образом с соблюдением требований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации.
Кроме того, в заявлении от 24 марта 2015 года М. было указано, что земельный участок необходим для сенокосных угодий и пчеловодства, тогда как в этом случае в соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с гражданином заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, какие-либо решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка не выносятся.
Подготовка заинтересованным в предоставлении земельного участка гражданином схемы расположения земельного участка, в случае, если земельный участок предстоит образовать, утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка, обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка являются также необходимыми этапами подготовки и организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, то обстоятельство, что М. подготовил схему расположения земельного участка и обеспечил выполнение кадастровых работ само по себе основанием для принятия уполномоченным органом решения о предоставлении ему земельного участка без проведения торгов не являлось.
С заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым N без проведения торгов по подпункту 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных М. обратился 15 декабря 2016 года, когда в администрации муниципального образования Беловский сельсовет имелось также заявление К. от 26 января 2016 года о предоставлении данного земельного участка в аренду для таких же целей.
После 01 января 2017 года у ответчика в силу закона отсутствовали полномочия принимать решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка М. по его заявлению от 15 декабря 2016 года, а также о предоставлении земельного участка, поскольку до указанной даты истцу в установленном законом порядке предоставление спорного земельного участка данным органом местного самоуправления не согласовывалось.
На основании статьи 4 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" на орган местного самоуправления, принявший решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, могла быть возложена обязанность по принятию решения о предоставлении земельного участка гражданину в том случае, если решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка принято в рамках рассмотрения заявления такого гражданина, поданного в порядке статьи 39.15 Земельного кодекса. Однако такие обстоятельства в ходе рассмотрения дела не установлены.
Иные основания приобретения права аренды спорного земельного участка без проведения торгов истец в заявлениях, поданных ответчику, не указывал. Запись о создании КФХ М. внесена в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (дата).
Поскольку истец не обращался к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, схема расположения земельного участка была утверждена ответчиком в рамках заявления М. от 24 марта 2015 года, предполагающего заключение договора аренды земельного участка на торгах, ответчик предварительно не согласовывал предоставление истцу спорного земельного участка без проведения торгов в установленном законом порядке, постольку оснований для возложения на ответчика обязанности по подготовке проекта договора аренды земельного участка с кадастровым N без проведения торгов, его подписанию и направлению проекта договора для подписания М. у суда первой инстанции не имелось, как и не имелось оснований для признания незаконным отказа ответчика в предоставлении М. земельного участка в аренду без проведения торгов, а потому решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе истцу в удовлетворении исковых требований полностью.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сакмарского районного суда Оренбургской области от 31 марта 2017 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований М. к администрации муниципального образования Беловский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, обязании заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов - отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)