Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.08.2017 N 17АП-10697/2017-ГК ПО ДЕЛУ N А71-756/2017

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2017 г. N 17АП-10697/2017-ГК

Дело N А71-756/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Дюкина В.Ю., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Некрасовой А.С.,
при участии:
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29 мая 2017 года
по делу N А71-756/2017,
принятое судьей Мельниковым А.Ю.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирь" (ОГРН 1021801149721, ИНН 1831051849)
к Администрации муниципального образования "Город Ижевск" (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137), Управлению земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска (ОГРН 1061831037498, ИНН 1831114746)
о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на использование земли,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Сибирь" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Администрации муниципального образования "Город Ижевск" (далее - заинтересованное лицо 1, администрация) и Управлению земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска (далее - заинтересованное лицо 2, управление) о признании незаконным отказа Администрации города Ижевска в выдаче разрешения на использование земли площадью 89 кв. м на срок 20 лет, без ее предоставления, для размещения трансформаторной подстанции в 15 м на север от здания кафе по адресу: г. Ижевск, Як-Бодьинский тракт 7 км, 2 в Октябрьском районе г. Ижевска, изложенный в письме от 07.10.2016 N 10974/01-22ДО, об обязании Администрации города Ижевска выдать разрешение на использование земли площадью 89 кв. м на срок 20 лет, без ее предоставления, для размещения трансформаторной подстанции (для линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ), в 15 м на север от здания кафе по адресу: г. Ижевск, Як-Бодьинский тракт 7 км, 2 в Октябрьском районе г. Ижевска.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29 мая 2017 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, заинтересованное лицо, Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на ошибочное применение судом норм материального права, предоставление разрешения на использование земельного участка в пределах территории городских лесов противоречит лесному законодательству, возможность предоставление такого разрешения допускается исключительно Земельным кодексом РФ. Кроме того, заявитель указывает на отсутствие у Управления соответствующих полномочий по выдаче разрешения на использование земельного участка без его представления.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом. В силу ст. 156, 266 АПК РФ неявка лиц не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит кафе-павильон, назначение: общественное питание, площадь 383,2 кв. м, этажность: 1, инвентарный номер: 41559, литер: А, расположенное по адресу: УР, г. Ижевск, Як-Бодьинский тракт, 8 км леса первой категории, кадастровый номер 18:26:00:00:41559/А, о чем 27.07.2004 в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 18-01/26-16/2004-745 и выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 18 АА N 562120 от 29.07.2004.
Указанный объект находится на земельном участке с кадастровым номером 18:26:010062:0004 общей площадью 3844 кв. м. Земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала (Е-1), ограниченного а/д от ул. Песочной до п/л "Волна", Ижевским прудом, Як-Бодьинским трактом.
Участок предоставлен заявителю в пользование по договору аренды N 3368 от 17.02.2005, заключенному с Администрацией города Ижевска на срок до 17.04.2020.
08 сентября 2016 года общество обратилось в Администрацию города Ижевска с заявлением о выдаче разрешения на использование земли площадью 89 кв. м на срок 20 лет без ее предоставления для эксплуатации трансформаторной подстанции, расположенной в 15 м на север от здания кафе по адресу Як-Бодьинский тракт 7 км, 2 в г. Ижевске.
Письмом N 10974/01-22ДО от 07.10.2016 администрация сообщила заявителю об отказе в предоставлении разрешения на использование земельного участка площадью 89 кв. м со ссылкой на пп. 4 п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.08.2015 N 417, и указанием на том, что размещение объекта противоречит нормам Лесного кодекса РФ, запрещающим размещение каких-либо объектов в городских лесах.
Полагая, что действия администрации по отказу в выдаче разрешения на использование земли являются незаконными, заявитель обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности материалами дела нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым ненормативным правовым актом в виду его противоречия действующему законодательству.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п. 3 указанной статьи).
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. К таким объектам в силу п. 5 Перечня отнесены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Материалами дела подтверждается обращение заявителя в адрес заинтересованного лица с заявлением о предоставлении разрешения на использование земельного участка площадью 89 кв. м без ее предоставления для эксплуатации трансформаторной подстанции (л.д. 63).
Отказ в предоставлении разрешения на использование земельного участка мотивирован заинтересованным лицом пп. 4 п. 10 Положения о порядке и условиях размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
Постановлением Правительства УР от 24.08.2015 N 417 утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Указанное Положение устанавливает порядок и условия размещения на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, объектов, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации).
Как указано в п. 2 Положения, размещение объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов осуществляется на основании разрешений на размещение объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - разрешение), выдаваемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган).
Требования к заявлению и его оформлению содержатся в п.п. 3 и 4 Положения, в соответствии с которыми в заявлении должны быть указаны, помимо информации о заявителе, предполагаемые цели использования земель или земельных участков в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации и технические характеристики предполагаемого к размещению объекта; кадастровые номера земельных участков и их частей в случае осуществления их кадастрового учета; срок использования земель, земельных участков или их частей. К заявлению прилагаются:
1) копии документов, удостоверяющих личность заявителя;
2) копии документов, удостоверяющих личность представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если заявление подается представителем заявителя;
3) схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельных участков на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории (с использованием местной системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости) - если планируется использовать земли или части земельных участков, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 4 пункта 4 Положения;
4) проектная документация - в случаях размещения газопроводов-вводов с проектным рабочим давлением не более 0,005 Мпа, расстояние от газоиспользующего оборудования которых до сети газораспределения, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров (без устройства пунктов редуцирования газа).
В случае, если представленные заявление и приложенные к нему документы соответствуют по составу и содержанию требованиям, указанным в пунктах 3 и 4 настоящего Положения, то уполномоченным органом в течение 25 дней со дня поступления заявления принимается решение о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения (п. 8 Положения).
Перечень основания для отказа в выдаче разрешения на размещение объекта указан в п. 10 Положения и носит исчерпывающий характер.
В частности решение об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта принимается в случае, если:
1) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 настоящего Положения;
2) в заявлении указаны цели использования земель или земельных участков или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации;
3) земельные участки, на использование которых испрашивается разрешение, предоставлены физическому или юридическому лицу;
4) размещение объекта противоречит требованиям законодательства Российской Федерации;
5) заявление подано в отношении земель или земельных участков, не являющихся государственной или муниципальной собственностью.
В решении об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 10 настоящего Положения, а также в чем состоит нарушение (п. 11 Положения).
Статьей 105 Лесного кодекса Российской Федерации установлен запрет на осуществление в городских лесах видов деятельности, предусмотренных пунктами 1-5 части 3 настоящей статьи. А именно запрещаются:
1) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;
2) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
3) ведение сельского хозяйства;
4) разработка месторождений полезных ископаемых;
5) размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
Установив, что заявление Общества "Сибирь" о выдаче разрешения на размещение объекта соответствует установленным пунктами 3 и 4 Положения требованиям, линия электропередачи классом напряжения до 35 кВ не относится к объектам капитального строительства, была возведена и протянута от действующей трансформаторной подстанции до земельного участка, предназначенного для размещения кафе на основании разрешения на производство земляных работ N 2292 от 19.09.2014, выданного Администрацией г. Ижевска, что соответствует нормам п. 17 ст. 51 Градостроительный кодекс Российской Федерации, в силу которой разрешение на строительство не требуется для строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; размещение линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов в силу п. 5 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300; отсутствуют препятствующие предоставлению земельного участка обстоятельства, поименованные в пункте 5.1 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации; суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ в выдаче разрешения на использование земельного участка без его представления для размещения трансформаторной подстанции (для линии электропередач классом напряжения до 35 кВ) являются незаконным, не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению.
Вопреки позиции апеллянта, нормы права применены судом первой инстанции правильно.
В части 3 статьи 45 ЛК РФ установлено, что лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 ЛК РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (далее - Правила), в соответствии с пунктом 2 которых под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
В соответствии с пунктом 4 Правил лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 ЛК РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты. Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (линейные объекты).
В пункте 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ установлено, что строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередач признаются самостоятельными видами лесопользования.
Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов (статья 24 ЛК РФ).
Таким образом, возможность размещения объекта некапитального строительства, на который не требуется разрешение на строительство, без предоставления земельного участка предусмотрена как нормами Земельного кодекса Российской Федерации, так Лесного кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у Управления соответствующих полномочий по выдаче разрешения на использование земельного участка без его представления отклоняется, поскольку определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.06.2017 по настоящему делу в порядке ст. 179 АПК РФ устранена допущенная в резолютивной части судебного акта описка в части указания лица, чьи действия признаны не соответствующими закону и на которое возложена обязанность устранить допущенное нарушение. В связи с чем таким лицом надлежит считать Администрацию муниципального образования "город Ижевск".
При названных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29 мая 2017 года по делу N А71-756/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
М.А.ПОЛЯКОВА

Судьи
В.Ю.ДЮКИН
В.В.СЕМЕНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)