Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2017 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.Л. Каминского, Д.В. Басаева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 апреля 2017 года по делу N А58-6752/2016 по исковому заявлению Акционерного общества холдинговая компания "Якутуголь" (ИНН 1434026980, ОГРН 1021401009057) от 13.12.2016 N 2.18.11-4/14125 к Муниципальному образованию "Город Нерюнгри" в лице Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри" (ИНН 1434031483, ОГРН 1061434000011) об обязании произвести перерасчет арендной платы по договорам аренды земельных участков от 19.12.2015 NN 270, 271, 272, 273, 274, 275 за период с 19.12.2015 по 31.12.2015
суд первой инстанции, судья Эверстовой Р.И.,
при участии в судебном заседании:
- от истца: не было;
- от ответчика: не было;
Истец, акционерное общество холдинговая компания "Якутуголь", обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к ответчику, муниципальному образованию "Город Нерюнгри" в лице Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри" об обязании последнего произвести перерасчет арендной платы по договорам аренды земельных участков от 19.12.2015 NN 270, 271, 272, 273, 274, 275 за период с 19.12.2015 по 31.12.2015.
Решением суда первой инстанции от 20.04.2017 требования истца удовлетворены полностью.
Суд обязал Муниципальное образование "Город Нерюнгри" в лице Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри" произвести перерасчет арендной платы по договорам аренды земельных участков от 19.12.2015 NN 270, 271, 272, 273, 274, 275 за период с 19.12.2015 по 31.12.2015 в соответствии с кадастровой стоимостью земельных участков, установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/492, в Республике Саха (Якутия) от 21.01.2016 N 215.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 28.12.2015, что подтверждается отметкой на первой странице заявления общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости недвижимости и указано в решении комиссии от 21.01.2016 N 215, следовательно, установленная кадастровая стоимость спорных земельных участков подлежит применению с 1 января 2015 года.
Данные правовые подходы высказаны Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 16.12.2015 N 45-АПГ15-16 и N 74-АПГ15-24, от 14.01.2016 N 5-АПГ15-92, от 17.02.2016 N 5-АПГ15-77.
Администрация, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель Администрации в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Из апелляционной жалобы следует, что в соответствии со ст. 22, 65 Земельного кодекса закреплено право Правительства Российской Федерации, устанавливать общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 утверждены принципы определения арендной платы при аренде земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Данное постановление не содержит требований о недопустимости установления ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью, а также на земли собственность на которые не разграничена, выше ставок установленных для земель федеральной собственности.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 30.05.2017.
Согласно пункту 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Как правильно установил суд первой инстанции, 19.12.2015 между Муниципальным образованием "город Нерюнгри" (арендодатель) и Открытым акционерным обществом холдинговая компания "Якутуголь" (арендатор) заключены договоры аренды земельного участка:
- - N 270 по условиям которого арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату и во временное пользование земельный участок, находящийся в государственной собственности из земель населенных пунктов с кадастровым номером 14:19:101008:18, общей площадью 55 053 кв. м, расположенный: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, вдоль южной границы обогатительной фабрики для эксплуатации ст. Угольная (четная горловина), на срок с 19.12.2015 по 19.12.2064 (на 49 лет), арендная плата за период с 19.12.2015 по 31.12.2015 установлена в размере 50 896,82 рубля исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 89 314 1433,49 рублей и применении ставки арендной платы - 1,6%;
- - N 271 по условиям которого арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату и во временное пользование земельный участок, находящийся в государственной собственности из земель населенных пунктов с кадастровым номером 14:19:101009:5, общей площадью 40 784 кв. м, расположенный: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, участок ж/д путей протяженностью 1,4 км от базы горно-взрывного цеха на СВВ, на срок с 19.12.2015 по 19.12.2064 (на 49 лет), арендная плата за период с 19.12.2015 по 31.12.2015 установлена в размере 37 705,05 рублей исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 66 165 106,72 рубля и применении ставки арендной платы - 1,6%;
- - N 272 по условиям которого арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату и во временное пользование земельный участок, находящийся в государственной собственности из земель населенных пунктов с кадастровым номером 14:19:101008:20, общей площадью 4 316 кв. м, расположенный: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, ст. Угольная, в 160 м на СВ от автомобильного моста через р. В. Нерюнгри, на срок с 19.12.2015 по 19.12.2064 (на 49 лет), арендная плата за период с 19.12.2015 по 31.12.2015 установлена в размере 3 990,17 рублей исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 70 001 976,28 рублей и применении ставки арендной платы - 1,6%;
- - N 273, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату и во временное пользование земельный участок, находящийся в государственной собственности из земель населенных пунктов с кадастровым номером 14:19:101008:32, общей площадью 188 712 кв. м, расположенный: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, 300 м на СВ от ж/д моста через р. В. Нерюнгри, на срок с 19.12.2015 по 19.12.2064 (на 49 лет), арендная плата за период с 19.12.2015 по 31.12.2015 установлена в размере 174 465,35 рублей исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 306 153 138,96 рублей и применении ставки арендной платы - 1,6%;
- - N 274, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату и во временное пользование земельный участок, находящийся в государственной собственности из земель населенных пунктов с кадастровым номером 14:19:101008:19, общей площадью 83 829 кв. м, расположенный: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, ж/д пути протяженностью 0,88 км от трубопровода до ж/д эстакады в районе обогатительной фабрики, на срок с 19.12.2015 по 19.12.2064 (на 49 лет), арендная плата за период с 19.12.2015 по 31.12.2015 установлена в размере 77 500,40 рублей исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 135 998 301,57 рублей и применении ставки арендной платы - 1,6%;
- - N 275, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату и во временное пользование земельный участок, находящийся в государственной собственности из земель населенных пунктов с кадастровым номером 14:19:000000:31, общей площадью 121 642 кв. м, расположенный: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, участок ж/д путей протяженностью 3 км в южном направлении от ж/д моста через р. В. Нерюнгри до РМЗ, на срок с 19.12.2015 по 19.12.2064 (на 49 лет), арендная плата за период с 19.12.2015 по 31.12.2015 установлена в размере 112 459,66 рублей исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 197 345 087,60 рублей и применении ставки арендной платы - 1,6%.
Не согласившись с кадастровой стоимостью вышеуказанных земельных участков, истец 28.12.2015 обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка при Управлении Росреестра по Республике Саха (Якутия) с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами: 14:19:101008:18, 14:19:101009:5, 14:19:101008:20, 14:19:101008:32, 14:19:101008:19, 14:19:000000:31.
21.01.2016 комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости решением N 125 установила отличие рыночной стоимости объектов недвижимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной в отчете об определении кадастровой стоимости от 18.10.2013 N 103/2013-ОН и утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.11.2013 N 374 "О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)", а также утвержденной актами определения кадастровой стоимости от 13.03.2012 и 17.04.2012, и решила определить кадастровую стоимость объектов недвижимости, в том числе с кадастровыми номерами 14:19:101008:18, 14:19:101009:5, 14:19:101008:20, 14:19:101008:32, 14:19:101008:19, 14:19:000000:31 в размере рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке.
В результате пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, кадастровая стоимость спорных земельных участков составила:
- по договору N 270 - земельный участок с кадастровым N 14:19:101008:18 в размере 29 327 000 рублей вместо 89 314 133,49 рублей;
- по договору N 271 - земельный участок с кадастровым N 14:19:101009:5 в размере 22 565 000 рублей вместо 66 165 106,72 рублей;
- по договору N 272 - земельный участок с кадастровым N 14:19:101008:20 в размере 3 000 000 рублей вместо 7 001 976,28 рублей;
- по договору N 273 - земельный участок с кадастровым N 14:19:101008:32 в размере 90 333 000 рублей вместо 306 153 138,96 рублей;
- по договору N 274 - земельный участок с кадастровым N 14:19:101008:19 в размере 43 000 000 рублей вместо 135 998 301,57 рублей;
- по договору N 275 - земельный участок с кадастровым N 14:19:000000:31 в размере 61 020 000 рублей вместо 197 345 087,60 рублей.
Указанные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости, о чем свидетельствуют кадастровые справки о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 13.04.2016.
Полагая, что расчет арендной платы на 2015 год, требуемый Администрацией, в части земельных участков арендуемых и эксплуатируемых обществом не учитывает решение N 125 от 21.01.2016 комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости общество обратилось к ответчику с заявлением произвести перерасчет арендной платы за 2015 год по указанным договорам.
Письмом от 06.06.2016 N 1-2.18-2.18.22-3/6392 истец обратился к ответчику с заявлением произвести перерасчет арендной платы за 2015 год, исходя из установленной кадастровой стоимости земельных участков на основании решения N 215 от 21.01.2016 по спорным договорам аренды земельных участков.
Письмом от 08.07.2016 N 4003-03 ответчик указал, что кадастровая стоимость земельного участка признается равной его рыночной стоимости на дату принятия такого решения.
Письмом от 12.07.2016 N 1-2.18-2.18.22-3/7634 истец повторно обратился к ответчику с заявлением о пересмотре арендной платы за 2015 год.
Письмом от 10.08.2016 N 4638-032 ответчик указал, что в случае невозможности достижения согласия между сторонами о пересмотре существенных условий договора, т.е. уменьшение арендной платы, применяется п. 7.2 договора аренды земельного участка N 270 от 19.12.2015, N 271 от 19.12.2015, N 272 от 19.12.2015, N 273 от 19.12.2015, N 274 от 19.12.2015, N 275 от 19.12.2015, в котором предусмотрено разрешение возникших споров в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что иным способом общество не имеет возможности понудить арендодателя по договорам аренды земельных участков к законному начислению арендной платы, суд апелляционной инстанции считает, что данный способ соответствует требованиям гражданского законодательства о способах защиты гражданских прав.
Поскольку общество оспаривает в настоящем деле непосредственно форму расчета, а не действия заинтересованного лица, следовательно, заявленные обществом требования фактически являются требованиями об изменении в одностороннем порядке методики расчета арендной платы и о понуждении ответчика внести изменения в договор аренды земельного участка в части порядка определения размера арендной платы и применения к расчету конкретных положений нормативных актов, в связи с чем правильно рассмотрены судом в порядке искового производства.
В силу статьи 1 (пункт 7) Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату.
В статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации также указано, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Отношения между сторонами возникли на основании договора аренды земельного участка договоров аренды земельных участков, вследствие чего подлежат применению положения главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование.
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ, размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Таким образом, размер арендной платы является существенным условием договора аренды и достижение согласия по данному условию является одним из критериев, определяющим договор на предмет его заключенности (статья 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для изменения расчета арендной платы за 2015 год.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 10 статьи 3 Вводного закона полномочия по установлению порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статьи 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление N 582, которым утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также Правила.
Следовательно, в соответствии с указанными положениями пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса, пункта 10 статьи 3 Вводного закона было установлено разграничение компетенции по установлению порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности между Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу данного разграничения компетенции Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности. Следовательно, утвержденные Постановлением N 582 указанные Правила подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями вопросов, возникающих в судебной практике, приведенных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2015 (вопрос 7), действие Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением N 582, не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Как следует из материалов дела, требования истца обусловлены изменением кадастровой стоимости земельных участков.
Абзацем 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона об оценочной деятельности) установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что поскольку Законом об оценочной деятельности для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела 28.12.2015, общество обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка при Управлении Росреестра по Республике Саха (Якутия) с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами: 14:19:101008:18, 14:19:101009:5, 14:19:101008:20, 14:19:101008:32, 14:19:101008:19, 14:19:000000:31.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" также разъяснено, что для предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что требования истца об обязании произвести перерасчет арендной платы по договорам аренды земельных участков от 19.12.2015 NN 270, 271, 272, 273, 274, 275 за период с 19.12.2015 по 31.12.2015 в соответствии с кадастровой стоимостью земельных участков, установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/492, от 21.01.2016 N 215 являются правомерными.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суд апелляционной инстанции считает, что Администрация не представила доказательств нарушения судом первой инстанции при принятии данного решения норм материального или процессуального права, либо фактов неправильного установления фактических обстоятельств дела.
Ссылка в апелляционной жалобе на нарушение судом Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 N 26 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" которым утверждены Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, Порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, субъектам малого и среднего предпринимательства, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку суд первой инстанции возложил на Администрацию произвести перерасчет арендной платы на основании данного Постановления с учетом кадастровой стоимости земельных участков, установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 21.01.2016 N 215.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истца.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "20" апреля 2017 года по делу N А58-6752/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.06.2017 N 04АП-2868/2017 ПО ДЕЛУ N А58-6752/2016
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2017 г. по делу N А58-6752/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2017 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.Л. Каминского, Д.В. Басаева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 апреля 2017 года по делу N А58-6752/2016 по исковому заявлению Акционерного общества холдинговая компания "Якутуголь" (ИНН 1434026980, ОГРН 1021401009057) от 13.12.2016 N 2.18.11-4/14125 к Муниципальному образованию "Город Нерюнгри" в лице Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри" (ИНН 1434031483, ОГРН 1061434000011) об обязании произвести перерасчет арендной платы по договорам аренды земельных участков от 19.12.2015 NN 270, 271, 272, 273, 274, 275 за период с 19.12.2015 по 31.12.2015
суд первой инстанции, судья Эверстовой Р.И.,
при участии в судебном заседании:
- от истца: не было;
- от ответчика: не было;
- установил:
Истец, акционерное общество холдинговая компания "Якутуголь", обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к ответчику, муниципальному образованию "Город Нерюнгри" в лице Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри" об обязании последнего произвести перерасчет арендной платы по договорам аренды земельных участков от 19.12.2015 NN 270, 271, 272, 273, 274, 275 за период с 19.12.2015 по 31.12.2015.
Решением суда первой инстанции от 20.04.2017 требования истца удовлетворены полностью.
Суд обязал Муниципальное образование "Город Нерюнгри" в лице Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри" произвести перерасчет арендной платы по договорам аренды земельных участков от 19.12.2015 NN 270, 271, 272, 273, 274, 275 за период с 19.12.2015 по 31.12.2015 в соответствии с кадастровой стоимостью земельных участков, установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/492, в Республике Саха (Якутия) от 21.01.2016 N 215.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 28.12.2015, что подтверждается отметкой на первой странице заявления общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости недвижимости и указано в решении комиссии от 21.01.2016 N 215, следовательно, установленная кадастровая стоимость спорных земельных участков подлежит применению с 1 января 2015 года.
Данные правовые подходы высказаны Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 16.12.2015 N 45-АПГ15-16 и N 74-АПГ15-24, от 14.01.2016 N 5-АПГ15-92, от 17.02.2016 N 5-АПГ15-77.
Администрация, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель Администрации в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Из апелляционной жалобы следует, что в соответствии со ст. 22, 65 Земельного кодекса закреплено право Правительства Российской Федерации, устанавливать общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 утверждены принципы определения арендной платы при аренде земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Данное постановление не содержит требований о недопустимости установления ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью, а также на земли собственность на которые не разграничена, выше ставок установленных для земель федеральной собственности.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 30.05.2017.
Согласно пункту 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Как правильно установил суд первой инстанции, 19.12.2015 между Муниципальным образованием "город Нерюнгри" (арендодатель) и Открытым акционерным обществом холдинговая компания "Якутуголь" (арендатор) заключены договоры аренды земельного участка:
- - N 270 по условиям которого арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату и во временное пользование земельный участок, находящийся в государственной собственности из земель населенных пунктов с кадастровым номером 14:19:101008:18, общей площадью 55 053 кв. м, расположенный: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, вдоль южной границы обогатительной фабрики для эксплуатации ст. Угольная (четная горловина), на срок с 19.12.2015 по 19.12.2064 (на 49 лет), арендная плата за период с 19.12.2015 по 31.12.2015 установлена в размере 50 896,82 рубля исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 89 314 1433,49 рублей и применении ставки арендной платы - 1,6%;
- - N 271 по условиям которого арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату и во временное пользование земельный участок, находящийся в государственной собственности из земель населенных пунктов с кадастровым номером 14:19:101009:5, общей площадью 40 784 кв. м, расположенный: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, участок ж/д путей протяженностью 1,4 км от базы горно-взрывного цеха на СВВ, на срок с 19.12.2015 по 19.12.2064 (на 49 лет), арендная плата за период с 19.12.2015 по 31.12.2015 установлена в размере 37 705,05 рублей исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 66 165 106,72 рубля и применении ставки арендной платы - 1,6%;
- - N 272 по условиям которого арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату и во временное пользование земельный участок, находящийся в государственной собственности из земель населенных пунктов с кадастровым номером 14:19:101008:20, общей площадью 4 316 кв. м, расположенный: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, ст. Угольная, в 160 м на СВ от автомобильного моста через р. В. Нерюнгри, на срок с 19.12.2015 по 19.12.2064 (на 49 лет), арендная плата за период с 19.12.2015 по 31.12.2015 установлена в размере 3 990,17 рублей исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 70 001 976,28 рублей и применении ставки арендной платы - 1,6%;
- - N 273, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату и во временное пользование земельный участок, находящийся в государственной собственности из земель населенных пунктов с кадастровым номером 14:19:101008:32, общей площадью 188 712 кв. м, расположенный: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, 300 м на СВ от ж/д моста через р. В. Нерюнгри, на срок с 19.12.2015 по 19.12.2064 (на 49 лет), арендная плата за период с 19.12.2015 по 31.12.2015 установлена в размере 174 465,35 рублей исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 306 153 138,96 рублей и применении ставки арендной платы - 1,6%;
- - N 274, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату и во временное пользование земельный участок, находящийся в государственной собственности из земель населенных пунктов с кадастровым номером 14:19:101008:19, общей площадью 83 829 кв. м, расположенный: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, ж/д пути протяженностью 0,88 км от трубопровода до ж/д эстакады в районе обогатительной фабрики, на срок с 19.12.2015 по 19.12.2064 (на 49 лет), арендная плата за период с 19.12.2015 по 31.12.2015 установлена в размере 77 500,40 рублей исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 135 998 301,57 рублей и применении ставки арендной платы - 1,6%;
- - N 275, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату и во временное пользование земельный участок, находящийся в государственной собственности из земель населенных пунктов с кадастровым номером 14:19:000000:31, общей площадью 121 642 кв. м, расположенный: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, участок ж/д путей протяженностью 3 км в южном направлении от ж/д моста через р. В. Нерюнгри до РМЗ, на срок с 19.12.2015 по 19.12.2064 (на 49 лет), арендная плата за период с 19.12.2015 по 31.12.2015 установлена в размере 112 459,66 рублей исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 197 345 087,60 рублей и применении ставки арендной платы - 1,6%.
Не согласившись с кадастровой стоимостью вышеуказанных земельных участков, истец 28.12.2015 обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка при Управлении Росреестра по Республике Саха (Якутия) с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами: 14:19:101008:18, 14:19:101009:5, 14:19:101008:20, 14:19:101008:32, 14:19:101008:19, 14:19:000000:31.
21.01.2016 комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости решением N 125 установила отличие рыночной стоимости объектов недвижимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной в отчете об определении кадастровой стоимости от 18.10.2013 N 103/2013-ОН и утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.11.2013 N 374 "О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)", а также утвержденной актами определения кадастровой стоимости от 13.03.2012 и 17.04.2012, и решила определить кадастровую стоимость объектов недвижимости, в том числе с кадастровыми номерами 14:19:101008:18, 14:19:101009:5, 14:19:101008:20, 14:19:101008:32, 14:19:101008:19, 14:19:000000:31 в размере рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке.
В результате пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, кадастровая стоимость спорных земельных участков составила:
- по договору N 270 - земельный участок с кадастровым N 14:19:101008:18 в размере 29 327 000 рублей вместо 89 314 133,49 рублей;
- по договору N 271 - земельный участок с кадастровым N 14:19:101009:5 в размере 22 565 000 рублей вместо 66 165 106,72 рублей;
- по договору N 272 - земельный участок с кадастровым N 14:19:101008:20 в размере 3 000 000 рублей вместо 7 001 976,28 рублей;
- по договору N 273 - земельный участок с кадастровым N 14:19:101008:32 в размере 90 333 000 рублей вместо 306 153 138,96 рублей;
- по договору N 274 - земельный участок с кадастровым N 14:19:101008:19 в размере 43 000 000 рублей вместо 135 998 301,57 рублей;
- по договору N 275 - земельный участок с кадастровым N 14:19:000000:31 в размере 61 020 000 рублей вместо 197 345 087,60 рублей.
Указанные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости, о чем свидетельствуют кадастровые справки о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 13.04.2016.
Полагая, что расчет арендной платы на 2015 год, требуемый Администрацией, в части земельных участков арендуемых и эксплуатируемых обществом не учитывает решение N 125 от 21.01.2016 комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости общество обратилось к ответчику с заявлением произвести перерасчет арендной платы за 2015 год по указанным договорам.
Письмом от 06.06.2016 N 1-2.18-2.18.22-3/6392 истец обратился к ответчику с заявлением произвести перерасчет арендной платы за 2015 год, исходя из установленной кадастровой стоимости земельных участков на основании решения N 215 от 21.01.2016 по спорным договорам аренды земельных участков.
Письмом от 08.07.2016 N 4003-03 ответчик указал, что кадастровая стоимость земельного участка признается равной его рыночной стоимости на дату принятия такого решения.
Письмом от 12.07.2016 N 1-2.18-2.18.22-3/7634 истец повторно обратился к ответчику с заявлением о пересмотре арендной платы за 2015 год.
Письмом от 10.08.2016 N 4638-032 ответчик указал, что в случае невозможности достижения согласия между сторонами о пересмотре существенных условий договора, т.е. уменьшение арендной платы, применяется п. 7.2 договора аренды земельного участка N 270 от 19.12.2015, N 271 от 19.12.2015, N 272 от 19.12.2015, N 273 от 19.12.2015, N 274 от 19.12.2015, N 275 от 19.12.2015, в котором предусмотрено разрешение возникших споров в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что иным способом общество не имеет возможности понудить арендодателя по договорам аренды земельных участков к законному начислению арендной платы, суд апелляционной инстанции считает, что данный способ соответствует требованиям гражданского законодательства о способах защиты гражданских прав.
Поскольку общество оспаривает в настоящем деле непосредственно форму расчета, а не действия заинтересованного лица, следовательно, заявленные обществом требования фактически являются требованиями об изменении в одностороннем порядке методики расчета арендной платы и о понуждении ответчика внести изменения в договор аренды земельного участка в части порядка определения размера арендной платы и применения к расчету конкретных положений нормативных актов, в связи с чем правильно рассмотрены судом в порядке искового производства.
В силу статьи 1 (пункт 7) Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату.
В статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации также указано, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Отношения между сторонами возникли на основании договора аренды земельного участка договоров аренды земельных участков, вследствие чего подлежат применению положения главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование.
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ, размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Таким образом, размер арендной платы является существенным условием договора аренды и достижение согласия по данному условию является одним из критериев, определяющим договор на предмет его заключенности (статья 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для изменения расчета арендной платы за 2015 год.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 10 статьи 3 Вводного закона полномочия по установлению порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статьи 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление N 582, которым утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также Правила.
Следовательно, в соответствии с указанными положениями пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса, пункта 10 статьи 3 Вводного закона было установлено разграничение компетенции по установлению порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности между Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу данного разграничения компетенции Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности. Следовательно, утвержденные Постановлением N 582 указанные Правила подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями вопросов, возникающих в судебной практике, приведенных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2015 (вопрос 7), действие Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением N 582, не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Как следует из материалов дела, требования истца обусловлены изменением кадастровой стоимости земельных участков.
Абзацем 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона об оценочной деятельности) установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что поскольку Законом об оценочной деятельности для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела 28.12.2015, общество обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка при Управлении Росреестра по Республике Саха (Якутия) с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами: 14:19:101008:18, 14:19:101009:5, 14:19:101008:20, 14:19:101008:32, 14:19:101008:19, 14:19:000000:31.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" также разъяснено, что для предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что требования истца об обязании произвести перерасчет арендной платы по договорам аренды земельных участков от 19.12.2015 NN 270, 271, 272, 273, 274, 275 за период с 19.12.2015 по 31.12.2015 в соответствии с кадастровой стоимостью земельных участков, установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/492, от 21.01.2016 N 215 являются правомерными.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суд апелляционной инстанции считает, что Администрация не представила доказательств нарушения судом первой инстанции при принятии данного решения норм материального или процессуального права, либо фактов неправильного установления фактических обстоятельств дела.
Ссылка в апелляционной жалобе на нарушение судом Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 N 26 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" которым утверждены Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, Порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, субъектам малого и среднего предпринимательства, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку суд первой инстанции возложил на Администрацию произвести перерасчет арендной платы на основании данного Постановления с учетом кадастровой стоимости земельных участков, установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 21.01.2016 N 215.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истца.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "20" апреля 2017 года по делу N А58-6752/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Судьи
Д.В.БАСАЕВ
В.Л.КАМИНСКИЙ
Д.В.БАСАЕВ
В.Л.КАМИНСКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)