Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Владельцу склада на земельном участке отказано в предварительном согласовании предоставления участка в собственность со ссылкой на непредставление согласия соарендаторов на образование участка и несоответствие схемы расположения участка установленным законом требованиям.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Сулейменовой Т.В., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.03.2017 по делу N А60-63474/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Блок-С" (далее - общество "Блок-С") - Панкратова Н.С. (доверенность от 09.01.2017 N 01),
Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - Шустикова Ю.В. (доверенность от 27.02.2017 N 17-01-82/1785).
Общество "Блок-С" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления обществу "Блок-С" земельного участка, выраженного в письме исх. N 17-01-82/11156нз от 16.12.2016; обязании заинтересованного лица устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления обществу "Блок-С" земельного участка с кадастровым номером 66:41:0509015:1, входящего в состав единого землепользования 66:41:0000000:177, площадью 1992 кв. м и утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением суда от 28.03.2017 (судья Смагин К.Н.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2017 (судьи Жукова Т.М., Макаров Т.В., Семенов В.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель ссылается на п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей необходимость получения согласия всех землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходного земельного участка. Заявитель полагает, что ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации является специальной нормой, подлежит обязательному применению, поскольку испрашиваемый земельный участок предстоит образовать путем раздела земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:177.
По мнению Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, утверждение схемы расположения земельного участка без наличия согласия всех землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходного земельного участка может повлечь нарушение прав указанных лиц, так как при образовании нового земельного участка путем раздела существующего должны быть учтены помимо площади выделяемого в результате раздела участка, также и его конфигурация, возможность подъездов, подходов и т.д.
Кроме того, как отмечает заявитель, получение согласия на раздел земельного участка именно на стадии утверждения схемы расположения земельного участка позволит исключить необоснованные материальные и временные затраты заинтересованных лиц при формировании земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Блок-С" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу "Блок-С" на праве собственности принадлежит нежилое здание склада, включающее: основное строение (литер К), эстакада (литер к), теплый пристрой (литер К1), холодные пристрои (литер к1, к4, к5, к8) общей площадью 1598 кв. м, что подтверждается свидетельством серии 66 АВ N 928656 от 07.06.2011, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Альпинистов, д. 77.
Здание находится на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0000000:177, площадью 136772 кв. м, место расположения: г. Екатеринбург, ул. Альпинистов, д. 77, земли населенных пунктов.
Общество "Блок-С" 26.10.2016 обратилось в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка под существующее нежилое здание склада. Заявителем была подготовлена схема земельного участка, который образуется из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:177, площадью 1662 кв. м.
В письме от 16.12.2016 исх. N 17-01-82/11156нз Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, руководствуясь подп. 1 п. 1 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, отказало в предварительном согласовании предоставления в собственность обществу "Блок-С" испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на непредставление согласия соарендаторов на образование земельного участка и несоответствие схемы расположения земельного участка установленным законом требованиям.
Общество "Блок-С", полагая, что данный отказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) - незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.03.2015) если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9 - 11 данного Кодекса.
В силу подп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 указанного Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован положениями ст. 39.14, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подп. 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подп. 1 - 23 ст. 39.16 указанного Кодекса.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка приведен в п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, общество "Блок-С" является собственником объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0000000:177 и имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность.
Отказ в предварительном согласовании земельного участка Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области мотивирован несоблюдением заявителем требований п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающих наличие согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков при образовании земельных участков, и несоответствием схемы расположения земельного участка установленным законом требованиям.
Между тем, как правильно указали суды, в п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации нет такого основания для отказа уполномоченного органа в предварительном согласовании предоставления земельного участка как отсутствие согласия иных землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельного участка.
Таким образом, суды пришли к верному выводу об отсутствии законных оснований для отказа заявителю в реализации принадлежащего ему исключительного права приобретения земельного участка в собственность, в связи с чем правомерно обязали Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления заявителю земельного участка.
При этом суды указали, что если на земельном участке находится несколько объектов недвижимости, собственниками которых являются разные лица, то при реализации одним из собственников объекта недвижимости преимущественного права на выкуп земельного участка и при разделе (выделе) исходного земельного участка обращение его за схемой расположения земельного участка в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, не исключается. То обстоятельство, поставлен ли исходный земельный участок на кадастровый учет и определены ли его границы, не имеет правового значения и не влияет на необходимость формирования выкупаемого земельного участка в установленном законом порядке.
Довод Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области о том, что требования п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации должны быть учтены при предварительном согласовании предоставления обществу "Блок-С" земельного участка и утверждении схемы раздела земельного участка, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен в связи с неверным толкованием норм права. Руководствуясь положениями ст. 14, 21, 22, Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации должны быть учтены на следующем этапе раздела земельного участка, при согласовании границ разделяемого земельного участка.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.03.2017 по делу N А60-63474/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 31.08.2017 N Ф09-5169/17 ПО ДЕЛУ N А60-63474/2016
Требование: О признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязании устранить нарушение прав.Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Владельцу склада на земельном участке отказано в предварительном согласовании предоставления участка в собственность со ссылкой на непредставление согласия соарендаторов на образование участка и несоответствие схемы расположения участка установленным законом требованиям.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2017 г. N Ф09-5169/17
Дело N А60-63474/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Сулейменовой Т.В., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.03.2017 по делу N А60-63474/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Блок-С" (далее - общество "Блок-С") - Панкратова Н.С. (доверенность от 09.01.2017 N 01),
Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - Шустикова Ю.В. (доверенность от 27.02.2017 N 17-01-82/1785).
Общество "Блок-С" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления обществу "Блок-С" земельного участка, выраженного в письме исх. N 17-01-82/11156нз от 16.12.2016; обязании заинтересованного лица устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления обществу "Блок-С" земельного участка с кадастровым номером 66:41:0509015:1, входящего в состав единого землепользования 66:41:0000000:177, площадью 1992 кв. м и утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением суда от 28.03.2017 (судья Смагин К.Н.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2017 (судьи Жукова Т.М., Макаров Т.В., Семенов В.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель ссылается на п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей необходимость получения согласия всех землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходного земельного участка. Заявитель полагает, что ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации является специальной нормой, подлежит обязательному применению, поскольку испрашиваемый земельный участок предстоит образовать путем раздела земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:177.
По мнению Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, утверждение схемы расположения земельного участка без наличия согласия всех землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходного земельного участка может повлечь нарушение прав указанных лиц, так как при образовании нового земельного участка путем раздела существующего должны быть учтены помимо площади выделяемого в результате раздела участка, также и его конфигурация, возможность подъездов, подходов и т.д.
Кроме того, как отмечает заявитель, получение согласия на раздел земельного участка именно на стадии утверждения схемы расположения земельного участка позволит исключить необоснованные материальные и временные затраты заинтересованных лиц при формировании земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Блок-С" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу "Блок-С" на праве собственности принадлежит нежилое здание склада, включающее: основное строение (литер К), эстакада (литер к), теплый пристрой (литер К1), холодные пристрои (литер к1, к4, к5, к8) общей площадью 1598 кв. м, что подтверждается свидетельством серии 66 АВ N 928656 от 07.06.2011, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Альпинистов, д. 77.
Здание находится на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0000000:177, площадью 136772 кв. м, место расположения: г. Екатеринбург, ул. Альпинистов, д. 77, земли населенных пунктов.
Общество "Блок-С" 26.10.2016 обратилось в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка под существующее нежилое здание склада. Заявителем была подготовлена схема земельного участка, который образуется из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:177, площадью 1662 кв. м.
В письме от 16.12.2016 исх. N 17-01-82/11156нз Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, руководствуясь подп. 1 п. 1 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, отказало в предварительном согласовании предоставления в собственность обществу "Блок-С" испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на непредставление согласия соарендаторов на образование земельного участка и несоответствие схемы расположения земельного участка установленным законом требованиям.
Общество "Блок-С", полагая, что данный отказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) - незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.03.2015) если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9 - 11 данного Кодекса.
В силу подп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 указанного Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован положениями ст. 39.14, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подп. 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подп. 1 - 23 ст. 39.16 указанного Кодекса.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка приведен в п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, общество "Блок-С" является собственником объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0000000:177 и имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность.
Отказ в предварительном согласовании земельного участка Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области мотивирован несоблюдением заявителем требований п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающих наличие согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков при образовании земельных участков, и несоответствием схемы расположения земельного участка установленным законом требованиям.
Между тем, как правильно указали суды, в п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации нет такого основания для отказа уполномоченного органа в предварительном согласовании предоставления земельного участка как отсутствие согласия иных землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельного участка.
Таким образом, суды пришли к верному выводу об отсутствии законных оснований для отказа заявителю в реализации принадлежащего ему исключительного права приобретения земельного участка в собственность, в связи с чем правомерно обязали Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления заявителю земельного участка.
При этом суды указали, что если на земельном участке находится несколько объектов недвижимости, собственниками которых являются разные лица, то при реализации одним из собственников объекта недвижимости преимущественного права на выкуп земельного участка и при разделе (выделе) исходного земельного участка обращение его за схемой расположения земельного участка в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, не исключается. То обстоятельство, поставлен ли исходный земельный участок на кадастровый учет и определены ли его границы, не имеет правового значения и не влияет на необходимость формирования выкупаемого земельного участка в установленном законом порядке.
Довод Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области о том, что требования п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации должны быть учтены при предварительном согласовании предоставления обществу "Блок-С" земельного участка и утверждении схемы раздела земельного участка, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен в связи с неверным толкованием норм права. Руководствуясь положениями ст. 14, 21, 22, Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации должны быть учтены на следующем этапе раздела земельного участка, при согласовании границ разделяемого земельного участка.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.03.2017 по делу N А60-63474/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.С.ПОЛУЯКТОВ
Судьи
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
Е.А.ПЛАТОНОВА
А.С.ПОЛУЯКТОВ
Судьи
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
Е.А.ПЛАТОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)