Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2017 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А.,
при участии в судебном заседании:
- от истца: представитель по доверенности от 01.04.2017 Ширинова С.А.;
- от ответчика: представитель по доверенности от 15.05.2017 Степанова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Донская региональная компания" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.02.2017 по делу N А53-24989/2016 по иску общества с ограниченной ответственностью "Донская региональная компания",
ответчик: Государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Госпиталь для ветеранов войны",
принятое в составе судьи Чебановой Л.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Донская региональная компания" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к государственному бюджетному учреждению Ростовской области "Госпиталь для ветеранов войны" (далее - ответчик, учреждение) о взыскании 11951,91 руб. платы за сброс загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.02.2017 в удовлетворении иска отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Донская региональная компания" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ответчик по своему роду деятельности не осуществляет деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, среднесуточный объем, отводимых сточных вод не составляет 200 куб. метров, следовательно, к нему не применимы правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 525 от 21.06.2013. В постановление N 525 внесены изменения постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2015 N 3, в соответствии с которыми с 05.01.2015 Правила распространяют свое действие на все категории абонентов. Податель жалобы полагает, что судом ошибочно применен указанный нормативный акт, поскольку взыскиваемая истцом задолженность образовалась в 2014 году, контрольные отборы производились 14.04.2014 и 04.09.2014, то есть до вступления в силу указанных изменений.
В отзыве на апелляционную жалобу Государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Госпиталь для ветеранов войны" просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель истца в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать. На вопрос суда пояснил, что действительно представитель филиала учреждения присутствовал при отборе проб, однако, эти образцы проб не были упакованы, опечатаны, опломбированы.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "Донская региональная компания" и государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Госпиталь для ветеранов войн" заключен договор водоснабжения и водоотведения N 446 ГФ от 31.12.2013 (объект - г. Гуково, ул. К. Маркса, 74).
В соответствии с пунктом 12 договора истец обязан осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Пунктом 14 договора установлено, что абонент обязан соблюдать установленный договором режим потребления холодной воды и режим водоотведения, производить оплату по названному договору в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с настоящим договором, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту.
Порядок осуществления контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в городскую канализацию регламентирован "Условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации города Гуково", утвержденных постановлением Администрации города Гуково от 24.03.2014 N 485 (далее - Условия приема загрязняющих веществ).
В соответствии с пунктом 9.1 Условий приема загрязняющих веществ, основной целью осуществления контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в городскую канализацию является соблюдение абонентами установленных нормативов водоотведения по качеству, контроль состава и свойств сточных вод абонентов включает:
а) отбор проб сточных вод;
б) доставку отобранных проб в аналитические лаборатории;
в) аналитические измерения состава и свойств сточных вод;
г) оформление необходимой документации.
Анализ проб сточных вод абонента осуществляет лаборатория организации ВКХ или любая другая аналитическая лаборатория (пункт 9.2.6. Условий приема загрязняющих веществ).
Истец произвел контрольные отборы отводимых абонентом в системы канализации сточных вод, что зафиксировано в актах контрольного отбора проб сточных вод абонента от 14.04.2014, 04.09.2014.
Лабораторный анализ отобранных проб установил превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в водах, о чем свидетельствуют протоколы КХА N 062, N 67-Г.
Согласно статье 16 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, указанной в решении от 25.06.2001 года N ГКПИ/00-1448, повышенная плата за превышение нормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ не является штрафной санкцией, а представляет собой дифференцированный подход к определению размер тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, а также меру экономического стимулирования абонентов на строительство своих локальных очистных сооружений и выполнение требований по охране природы и оздоровлению окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1310 от 31.12.1995 года "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" определение порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов отнесено к компетенции органов исполнительной власти Российской Федерации.
В этой связи Правительством Ростовской области утвержден порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области (постановление от 04.05.2012 N 348 (далее по тексту Порядок N 348).
Пунктом 22.3 Порядка N 348 установлено, что плата за сброс абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК, рассчитывается исходя из базовых нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные или подземные водные объекты в пределах установленных лимитов, умноженных на разницу между фактической концентрацией (далее - ФК) и ДК или ВДК загрязняющих веществ, а также на пятикратно повышающий коэффициент к нормативам платы за лимитное загрязнение окружающей среды, на коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости, на коэффициент индексации базовых нормативов платы, на коэффициент, равный 2, учитывающий дополнительные эксплуатационные затраты в системы канализации при приеме загрязняющих веществ в сточных водах с превышением норм ДК или ВДК и объемы фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения до очередного отбора проб организациями ВКХ, но не более трех месяцев.
Допустимые концентрации загрязняющих веществ, установлены в Условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации города Гуково, утвержденных постановлением Администрации города Гуково от 24.03.2014 г. N 485.
ООО "ДОНРЕКО" произведен расчет, в соответствии с которым:
- за 2 (второй) квартал 2014 года размер платы за сверхнормативный сброс составил 7 724,40 руб.;
- за 3 (третий) квартал 2014 года размер платы за сверхнормативный сброс составил 4 227,51 руб.
В адрес абонента направлено претензионное письмо N б/н от 15.08.2016 г., с требованием оплатить имеющуюся задолженность, которое ответчиком оставлено без ответа.
Таким образом, задолженность абонента за сверхнормативный сброс по расчет истца составляет 11 951,91 рублей.
Отказывая в иске, суд обоснованно руководствовался следующим.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В целях регулирования отношений между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила N 167).
В соответствии с пунктом 61 "Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 N 167, нормативы водоотведения (сброса") по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с пунктом 65 Правил N 167 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 61 Правил N 167).
Пунктом 71 Правил N 167 установлено, что расчеты и корректировка размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации производятся с учетом изменений платежей, устанавливаемых организациям водопроводно-канализационного хозяйства за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные полномочия истцу не делегированы.
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), главой 5 которого предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в центральную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоснабжения (ЦСВ), в размере и порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены и 14.08.2013 вступили в силу Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Пунктом 36 Правил N 644 установлено право организации водопроводно-канализационного хозяйства взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Постановлением Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 утвержден "Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области" (далее - Порядок). Порядок распространяется на абонентов (кроме населения), отводящих сточные воды и загрязняющие вещества через системы канализации в окружающую природную среду, и на организации, осуществляющие эксплуатацию систем канализации населенных пунктов (пункт 3 Порядка).
Пунктом 22.3 Порядка установлено, что плата за сброс абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК, рассчитывается исходя из базовых нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные или подземные водные объекты в пределах установленных лимитов, - умноженных на разницу между фактической концентрацией (далее - ФК) и ДК или ВДК загрязняющих веществ, а также на пятикратно повышающий коэффициент к нормативам платы за лимитное загрязнение окружающей среды, на коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости, на коэффициент индексации базовых нормативов платы, на коэффициент, равный 2, учитывающий дополнительные эксплуатационные затраты в системы канализации при приеме загрязняющих веществ в сточных водах с превышением норм ДК или ВДК и объемы фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения до очередного отбора проб организациями ВКХ, но не более трех месяцев. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
Согласно пункту 61 "Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее по тексту - Правила), нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации, техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
Пунктом 64 Правил установлено, что ответчик как абонент должен обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
В соответствии с пунктом 65 Правил, контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольно-канализационных колодцах.
Порядок осуществления контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в городскую канализацию регламентирован "Условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации города Гуково", утвержденных постановлением администрации города Гуково от 24.03.2014 N 485 (далее - Условия приема).
Условиями приема установлены перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, разрешенных абонентам к сбросу в городскую канализацию (Приложение N 1 к Условиям приема).
Пунктом 9.3.8. Условий приема установлено, что по результатам работ по отбору проб на месте составляется акт отбора проб. Второй экземпляр акта остается у абонента. При несогласии абонента с содержанием акта абонент обязан подписать их с указанием своих возражений по предъявленным претензиям. При отказе абонента от подписания этих документов делается отметка "от подписи отказался".
В соответствии с п. 9.4.2. Условий приема в акте отбора проб должно быть указано:
а) наименование, код места отбора проб;
б) дата и время начала и окончания отбора проб;
в) номер (шифр) бутыли (тары);
г) перечень контролируемых показателей загрязняющих веществ в воде;
д) принятые меры по сохранности отобранных проб;
е) должность, фамилия и подпись ответственного лица организации ВКХ и абонента, участвовавших в отборе проб;
ж) название лаборатории.
Приложением N 2 к Постановлению N 525 установлена необходимая информация, которая должна содержаться в акте отбора проб сточных вод.
Также указанные спорные акты отбора проб имеют пороки, а именно не соответствуют вышеназванным требованиям Приложения N 2 Постановления Российской Федерации N 525, пункт 9.4.2. Условий приема.
Постановлением N 525 регламентирована периодичность планового контроля, отбор проб сточных вод и анализ отобранных проб сточных вод, фиксацию результатов контроля. Истцом не доказан факт получения уведомлений ответчиком в 2014 году.
Согласно пункту 32 Правил емкости с пробами должны быть промаркированы организацией, осуществляющей водоотведение. Пробы сточных вод должны быть опломбированы одноразовыми пломбами организацией, осуществляющей водоотведение. Ответственность за соблюдение условий транспортировки проб в аккредитованные лаборатории несут организация, осуществляющая водоотведение, или абонент, осуществляющие их транспортировку.
Акт контрольного отбора проб сточных вод абонента от 14.04.2014 N 39-Г не имеет номера пломбы или указания на то что проба не опломбирована, имеет расхождение в общем объеме отобранной пробы (в таблице акта общий объем - 6,6 л., строкой выше - 6,5 л.), отсутствует информация о разделе пробы.
Протокол КХА N 062 представленный истцом также не содержит номера пломбы или отметки о ее отсутствии.
Акт контрольного отбора проб сточных вод абонента N 67-Г от 04.09.2014 не содержит показателей температуры воды и pH, которые измеряются на месте отбора проб в соответствии с ГОСТ 51592-2000.
Протокол КХА N 721 не содержит даты окончания исследования.
В актах контрольного отбора проб сточных вод абонента не указаны даты и места отбора проб в нарушение условий вышеприведенного пункта 9.4.2. Условий приема.
В соответствии с пунктом 9.3.8 Условий и пунктами 27, 28 Правил, по результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2-х экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении N 2 Правил. Один экземпляр акта отбора проб сточных вод в течение 3-х рабочих дней со дня отправки пробы в аккредитованную лабораторию, направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом.
Результаты анализа отобранных сточных вод заносятся организацией, осуществляющей водоотведение, в журнал контроля состава и свойств сточных вод абонента. В соответствии с пунктом 41 Правил, организация, осуществляющая водоотведение, в течение 3 рабочих дней со дня получения результатов анализов сточных вод направляет абоненту выписку из журнала контроля состава свойств сточных вод абонентов любым способом, позволяющим подтвердить факт получения выписки адресатом.
В материалы дела истцом не представлено ни одного доказательства того, что отобранные образцы проб отводимых абонентом в систему канализации сточных вод были опечатаны, опломбированы в установленном порядке. Из представленных протоколов также не следует, что образцы были представлены на исследование в упакованном, опечатанном, опломбированном виде.
Тот факт, что в актах контрольного отбора от 14.04.2014, 04.09.2014 указана дата отбора, место отбора, контролируемые показатели, объем маркировки, меры принятые для сохранности проб не являются доказательствами, того что указанные образцы были опломбированы в присутствии ответчика.
Учитывая, что ответчик оспаривает в том числе результаты исследований, бремя доказывания возлагается на истца. При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что истцом были отобраны образцы из двух колодцев, вместо трех. Как пояснил представитель истца, из одного колодца по результатам исследования превышений допустимых норм не выявлено.
Между тем, необходимо отметить, что в этом случае, при расчете платы за сверхнормативный сброс сточных вод отсутствуют основания для включения в расчет всего объема сточных вод. Как установлено судом апелляционной инстанции, с каждого отделения учреждения осуществляется сброс воды в соответствующий люк и сливается в итоге в централизованную канализацию. При этом в договоре между истцом и ответчиком объем водоотведения определен не по каждому колодцу отдельно, а всего с трех колодцев. Также необходимо отметить, что является верным довод ответчика о том, что в случае проведения исследования образцов воды из трех колодцев показатели были бы иные, возможно в пределах допустимых норм, что существенно влияет на размер платы. В рассматриваемом случае истец показатели с одного колодца распространил на весь объем сточных вод, при том, что с одного колодца показатели были в норме, что подтвердил представитель истца, а в другом колодце на момент проверки вовсе было сухо.
Поскольку при проведении отборов проб истцом были допущены существенные нарушения, исключающие возможность как самого факта нарушения допустимых нормативов сброса сточных вод, так и расчета платы за сверхнормативный сброс, устранение этих недостатков невозможно, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Прочие доводы жалобы являются несущественными и не могут повлиять на законность обжалуемого судебного акта.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции между сторонами с учетом требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также относятся на истца в размере, установленном статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.02.2017 по делу N А53-24989/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Донская региональная компания", ИНН 6168055811, в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 3000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Ростовской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.05.2017 N 15АП-5829/2017 ПО ДЕЛУ N А53-24989/2016
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2017 г. N 15АП-5829/2017
Дело N А53-24989/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2017 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А.,
при участии в судебном заседании:
- от истца: представитель по доверенности от 01.04.2017 Ширинова С.А.;
- от ответчика: представитель по доверенности от 15.05.2017 Степанова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Донская региональная компания" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.02.2017 по делу N А53-24989/2016 по иску общества с ограниченной ответственностью "Донская региональная компания",
ответчик: Государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Госпиталь для ветеранов войны",
принятое в составе судьи Чебановой Л.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Донская региональная компания" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к государственному бюджетному учреждению Ростовской области "Госпиталь для ветеранов войны" (далее - ответчик, учреждение) о взыскании 11951,91 руб. платы за сброс загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.02.2017 в удовлетворении иска отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Донская региональная компания" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ответчик по своему роду деятельности не осуществляет деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, среднесуточный объем, отводимых сточных вод не составляет 200 куб. метров, следовательно, к нему не применимы правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 525 от 21.06.2013. В постановление N 525 внесены изменения постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2015 N 3, в соответствии с которыми с 05.01.2015 Правила распространяют свое действие на все категории абонентов. Податель жалобы полагает, что судом ошибочно применен указанный нормативный акт, поскольку взыскиваемая истцом задолженность образовалась в 2014 году, контрольные отборы производились 14.04.2014 и 04.09.2014, то есть до вступления в силу указанных изменений.
В отзыве на апелляционную жалобу Государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Госпиталь для ветеранов войны" просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель истца в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать. На вопрос суда пояснил, что действительно представитель филиала учреждения присутствовал при отборе проб, однако, эти образцы проб не были упакованы, опечатаны, опломбированы.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "Донская региональная компания" и государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Госпиталь для ветеранов войн" заключен договор водоснабжения и водоотведения N 446 ГФ от 31.12.2013 (объект - г. Гуково, ул. К. Маркса, 74).
В соответствии с пунктом 12 договора истец обязан осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Пунктом 14 договора установлено, что абонент обязан соблюдать установленный договором режим потребления холодной воды и режим водоотведения, производить оплату по названному договору в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с настоящим договором, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту.
Порядок осуществления контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в городскую канализацию регламентирован "Условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации города Гуково", утвержденных постановлением Администрации города Гуково от 24.03.2014 N 485 (далее - Условия приема загрязняющих веществ).
В соответствии с пунктом 9.1 Условий приема загрязняющих веществ, основной целью осуществления контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в городскую канализацию является соблюдение абонентами установленных нормативов водоотведения по качеству, контроль состава и свойств сточных вод абонентов включает:
а) отбор проб сточных вод;
б) доставку отобранных проб в аналитические лаборатории;
в) аналитические измерения состава и свойств сточных вод;
г) оформление необходимой документации.
Анализ проб сточных вод абонента осуществляет лаборатория организации ВКХ или любая другая аналитическая лаборатория (пункт 9.2.6. Условий приема загрязняющих веществ).
Истец произвел контрольные отборы отводимых абонентом в системы канализации сточных вод, что зафиксировано в актах контрольного отбора проб сточных вод абонента от 14.04.2014, 04.09.2014.
Лабораторный анализ отобранных проб установил превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в водах, о чем свидетельствуют протоколы КХА N 062, N 67-Г.
Согласно статье 16 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, указанной в решении от 25.06.2001 года N ГКПИ/00-1448, повышенная плата за превышение нормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ не является штрафной санкцией, а представляет собой дифференцированный подход к определению размер тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, а также меру экономического стимулирования абонентов на строительство своих локальных очистных сооружений и выполнение требований по охране природы и оздоровлению окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1310 от 31.12.1995 года "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" определение порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов отнесено к компетенции органов исполнительной власти Российской Федерации.
В этой связи Правительством Ростовской области утвержден порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области (постановление от 04.05.2012 N 348 (далее по тексту Порядок N 348).
Пунктом 22.3 Порядка N 348 установлено, что плата за сброс абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК, рассчитывается исходя из базовых нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные или подземные водные объекты в пределах установленных лимитов, умноженных на разницу между фактической концентрацией (далее - ФК) и ДК или ВДК загрязняющих веществ, а также на пятикратно повышающий коэффициент к нормативам платы за лимитное загрязнение окружающей среды, на коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости, на коэффициент индексации базовых нормативов платы, на коэффициент, равный 2, учитывающий дополнительные эксплуатационные затраты в системы канализации при приеме загрязняющих веществ в сточных водах с превышением норм ДК или ВДК и объемы фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения до очередного отбора проб организациями ВКХ, но не более трех месяцев.
Допустимые концентрации загрязняющих веществ, установлены в Условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации города Гуково, утвержденных постановлением Администрации города Гуково от 24.03.2014 г. N 485.
ООО "ДОНРЕКО" произведен расчет, в соответствии с которым:
- за 2 (второй) квартал 2014 года размер платы за сверхнормативный сброс составил 7 724,40 руб.;
- за 3 (третий) квартал 2014 года размер платы за сверхнормативный сброс составил 4 227,51 руб.
В адрес абонента направлено претензионное письмо N б/н от 15.08.2016 г., с требованием оплатить имеющуюся задолженность, которое ответчиком оставлено без ответа.
Таким образом, задолженность абонента за сверхнормативный сброс по расчет истца составляет 11 951,91 рублей.
Отказывая в иске, суд обоснованно руководствовался следующим.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В целях регулирования отношений между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила N 167).
В соответствии с пунктом 61 "Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 N 167, нормативы водоотведения (сброса") по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с пунктом 65 Правил N 167 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 61 Правил N 167).
Пунктом 71 Правил N 167 установлено, что расчеты и корректировка размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации производятся с учетом изменений платежей, устанавливаемых организациям водопроводно-канализационного хозяйства за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные полномочия истцу не делегированы.
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), главой 5 которого предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в центральную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоснабжения (ЦСВ), в размере и порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены и 14.08.2013 вступили в силу Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Пунктом 36 Правил N 644 установлено право организации водопроводно-канализационного хозяйства взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Постановлением Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 утвержден "Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области" (далее - Порядок). Порядок распространяется на абонентов (кроме населения), отводящих сточные воды и загрязняющие вещества через системы канализации в окружающую природную среду, и на организации, осуществляющие эксплуатацию систем канализации населенных пунктов (пункт 3 Порядка).
Пунктом 22.3 Порядка установлено, что плата за сброс абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК, рассчитывается исходя из базовых нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные или подземные водные объекты в пределах установленных лимитов, - умноженных на разницу между фактической концентрацией (далее - ФК) и ДК или ВДК загрязняющих веществ, а также на пятикратно повышающий коэффициент к нормативам платы за лимитное загрязнение окружающей среды, на коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости, на коэффициент индексации базовых нормативов платы, на коэффициент, равный 2, учитывающий дополнительные эксплуатационные затраты в системы канализации при приеме загрязняющих веществ в сточных водах с превышением норм ДК или ВДК и объемы фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения до очередного отбора проб организациями ВКХ, но не более трех месяцев. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
Согласно пункту 61 "Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее по тексту - Правила), нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации, техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
Пунктом 64 Правил установлено, что ответчик как абонент должен обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
В соответствии с пунктом 65 Правил, контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольно-канализационных колодцах.
Порядок осуществления контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в городскую канализацию регламентирован "Условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации города Гуково", утвержденных постановлением администрации города Гуково от 24.03.2014 N 485 (далее - Условия приема).
Условиями приема установлены перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, разрешенных абонентам к сбросу в городскую канализацию (Приложение N 1 к Условиям приема).
Пунктом 9.3.8. Условий приема установлено, что по результатам работ по отбору проб на месте составляется акт отбора проб. Второй экземпляр акта остается у абонента. При несогласии абонента с содержанием акта абонент обязан подписать их с указанием своих возражений по предъявленным претензиям. При отказе абонента от подписания этих документов делается отметка "от подписи отказался".
В соответствии с п. 9.4.2. Условий приема в акте отбора проб должно быть указано:
а) наименование, код места отбора проб;
б) дата и время начала и окончания отбора проб;
в) номер (шифр) бутыли (тары);
г) перечень контролируемых показателей загрязняющих веществ в воде;
д) принятые меры по сохранности отобранных проб;
е) должность, фамилия и подпись ответственного лица организации ВКХ и абонента, участвовавших в отборе проб;
ж) название лаборатории.
Приложением N 2 к Постановлению N 525 установлена необходимая информация, которая должна содержаться в акте отбора проб сточных вод.
Также указанные спорные акты отбора проб имеют пороки, а именно не соответствуют вышеназванным требованиям Приложения N 2 Постановления Российской Федерации N 525, пункт 9.4.2. Условий приема.
Постановлением N 525 регламентирована периодичность планового контроля, отбор проб сточных вод и анализ отобранных проб сточных вод, фиксацию результатов контроля. Истцом не доказан факт получения уведомлений ответчиком в 2014 году.
Согласно пункту 32 Правил емкости с пробами должны быть промаркированы организацией, осуществляющей водоотведение. Пробы сточных вод должны быть опломбированы одноразовыми пломбами организацией, осуществляющей водоотведение. Ответственность за соблюдение условий транспортировки проб в аккредитованные лаборатории несут организация, осуществляющая водоотведение, или абонент, осуществляющие их транспортировку.
Акт контрольного отбора проб сточных вод абонента от 14.04.2014 N 39-Г не имеет номера пломбы или указания на то что проба не опломбирована, имеет расхождение в общем объеме отобранной пробы (в таблице акта общий объем - 6,6 л., строкой выше - 6,5 л.), отсутствует информация о разделе пробы.
Протокол КХА N 062 представленный истцом также не содержит номера пломбы или отметки о ее отсутствии.
Акт контрольного отбора проб сточных вод абонента N 67-Г от 04.09.2014 не содержит показателей температуры воды и pH, которые измеряются на месте отбора проб в соответствии с ГОСТ 51592-2000.
Протокол КХА N 721 не содержит даты окончания исследования.
В актах контрольного отбора проб сточных вод абонента не указаны даты и места отбора проб в нарушение условий вышеприведенного пункта 9.4.2. Условий приема.
В соответствии с пунктом 9.3.8 Условий и пунктами 27, 28 Правил, по результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2-х экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении N 2 Правил. Один экземпляр акта отбора проб сточных вод в течение 3-х рабочих дней со дня отправки пробы в аккредитованную лабораторию, направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом.
Результаты анализа отобранных сточных вод заносятся организацией, осуществляющей водоотведение, в журнал контроля состава и свойств сточных вод абонента. В соответствии с пунктом 41 Правил, организация, осуществляющая водоотведение, в течение 3 рабочих дней со дня получения результатов анализов сточных вод направляет абоненту выписку из журнала контроля состава свойств сточных вод абонентов любым способом, позволяющим подтвердить факт получения выписки адресатом.
В материалы дела истцом не представлено ни одного доказательства того, что отобранные образцы проб отводимых абонентом в систему канализации сточных вод были опечатаны, опломбированы в установленном порядке. Из представленных протоколов также не следует, что образцы были представлены на исследование в упакованном, опечатанном, опломбированном виде.
Тот факт, что в актах контрольного отбора от 14.04.2014, 04.09.2014 указана дата отбора, место отбора, контролируемые показатели, объем маркировки, меры принятые для сохранности проб не являются доказательствами, того что указанные образцы были опломбированы в присутствии ответчика.
Учитывая, что ответчик оспаривает в том числе результаты исследований, бремя доказывания возлагается на истца. При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что истцом были отобраны образцы из двух колодцев, вместо трех. Как пояснил представитель истца, из одного колодца по результатам исследования превышений допустимых норм не выявлено.
Между тем, необходимо отметить, что в этом случае, при расчете платы за сверхнормативный сброс сточных вод отсутствуют основания для включения в расчет всего объема сточных вод. Как установлено судом апелляционной инстанции, с каждого отделения учреждения осуществляется сброс воды в соответствующий люк и сливается в итоге в централизованную канализацию. При этом в договоре между истцом и ответчиком объем водоотведения определен не по каждому колодцу отдельно, а всего с трех колодцев. Также необходимо отметить, что является верным довод ответчика о том, что в случае проведения исследования образцов воды из трех колодцев показатели были бы иные, возможно в пределах допустимых норм, что существенно влияет на размер платы. В рассматриваемом случае истец показатели с одного колодца распространил на весь объем сточных вод, при том, что с одного колодца показатели были в норме, что подтвердил представитель истца, а в другом колодце на момент проверки вовсе было сухо.
Поскольку при проведении отборов проб истцом были допущены существенные нарушения, исключающие возможность как самого факта нарушения допустимых нормативов сброса сточных вод, так и расчета платы за сверхнормативный сброс, устранение этих недостатков невозможно, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Прочие доводы жалобы являются несущественными и не могут повлиять на законность обжалуемого судебного акта.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции между сторонами с учетом требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также относятся на истца в размере, установленном статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.02.2017 по делу N А53-24989/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Донская региональная компания", ИНН 6168055811, в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 3000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Ростовской области.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)