Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.09.2017 N 11АП-11682/2017 ПО ДЕЛУ N А65-981/2017

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2017 г. по делу N А65-981/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от исполнительного комитета муниципального образования города Казани - до и после перерыва представитель не явился, извещен,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - до и после перерыва представителя Камалутдинова А.Р. (доверенность от 31.08.2017),
от третьих лиц: МКУ "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г. Казани" - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
потребительского кооператива С/Т "Ягодка" - до и после перерыва представитель не явился, извещен,
СНТ "Ягодка-2" - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
ООО "Казгеотехпроект" - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04-11 сентября 2017 года апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 июня 2017 года по делу N А65-981/2017 (судья Насыров А.Р.), принятое по заявлению исполнительного комитета муниципального образования города Казани (ОГРН 1051622218559, ИНН 1655065554), Республика Татарстан, г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714), Республика Татарстан, г. Казань, третьи лица: МКУ "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г. Казани", Республика Татарстан, г. Казань, потребительский кооператив С/Т "Ягодка", Республика Татарстан, г. Казань, СНТ "Ягодка-2", Республика Татарстан, г. Казань, ООО "Казгеотехпроект", Республика Татарстан, г. Казань, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании недействительными решения по делу N 06-121/2016 от 30.11.2016, предписания N 06-121/2016,

установил:

Исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее - заявитель, исполнительный комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России, антимонопольный орган) по делу N 06-121/2016 от 30.11.2016, предписания N 06-121/2016.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МКУ "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г. Казани", потребительский кооператив С/Т "Ягодка", СНТ "Ягодка-2", ООО "Казгеотехпроект", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 июня 2017 года заявление удовлетворено, решение по делу N 06-121/2016 от 30.11.2016 и предписание N 06-121/2016 Татарстанского УФАС России признаны незаконными. На Татарстанское УФАС России возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе Татарстанское УФАС России просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность оспоренных решения и предписания антимонопольного органа.
В отзыве на апелляционную жалобу СНТ "Ягодка-2" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу исполнительный комитет муниципального образования города Казани просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей исполнительного комитета муниципального образования города Казани, третьих лиц: МКУ "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г. Казани", потребительского кооператива С/Т "Ягодка", СНТ "Ягодка-2", ООО "Казгеотехпроект", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Татарстанского УФАС России поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления исполнительного комитета.
В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 04 сентября 2017 года объявлялся перерыв до 12 час. 0 мин 11 сентября 2017 года. Рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 11 сентября 2017 года.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя антимонопольного органа, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, в адрес Татарстанского УФАС России поступило обращение СНТ "Ягодка-2" (вх. N 230/ж от 11.02.2016) по вопросу предоставления в собственность земельного участка в пределах красных линий, установленных Управлением архитектуры и градостроительства исполнительного комитета г. Казани, прилегающего к земельному участку СИТ "Ягодка-2" по ул. Обнорского (автодорога улицы Обнорского, водный объект "Безымянное озеро") с кадастровым номером 16:50:000000:19565.
На основании представленных документов антимонопольным органом установлено, что 08.11.1995 глава администрации г. Казани принял постановление N 1390 "Об отводе садоводческому товариществу "Ягодка" земельного участка по ул. Обнорского Авиастроительного района".
Согласно данному постановлению садоводческому товариществу "Ягодка" предоставлен во временное пользование сроком на 10 лет земельный участок площадью 7,389 га, занимаемый коллективным садом по ул. Обнорского Авиастроительною района.
Между главой администрации г. Казани и председателем садоводческого товарищества "Ягодка" 11.03.1996 был заключен договор о временном пользовании землей N 359 от 11.03.1996, в соответствии с которым садоводческому товариществу "Ягодка" предоставлен во временное пользование сроком на 10 лет земельный участок площадью 7,389 га, занимаемый коллективным садом по ул. Обнорского Авиастроительного района.
Земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:19565 был предоставлен в собственность ПКСТ "Ягодка" в соответствии с постановлением исполнительного комитета г. Казани от 16.12.2013 N 10999 "О предоставлении потребительскому кооперативу садоводческому товариществу "Ягодка" земельного участка по ул. Обнорского" (с учетом изменений, внесенных в него постановлением исполнительного комитета г. Казани от 15.10.2014 N 5903), а также на основании пункта 5 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ).
В соответствии с данным постановлением земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:19565 предоставляется ПКСТ "Ягодка" в собственность бесплатно из земель населенных пунктов площадью 16536 кв. м, относящийся к имуществу общего пользования, по ул. Обнорского, образуемый путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:210101:2 и 16:50:210101:3 с землями неразграниченной муниципальной собственности.
В связи с принятием постановления исполнительного комитета г. Казани от 16.12.2013 N 10999 "О предоставлении потребительскому кооперативу садоводческому товариществу "Ягодка" земельного участка по ул. Обнорского" постановление главы администрации г. Казани от 08.11.1995 N 1390 "Об отводе садоводческому товариществу "Ягодка" земельного участка по ул. Обнорского Авиастроительного района" признано утратившим силу.
ПКСТ "Ягодка" 08.12.2015 получило свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:19565, площадью 16536 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ПКСТ "Ягодка" по ул. Обнорского.
По информации отдела водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне-Волжского бассейнового водного управления (территориального органа ФАВР), представление сведений из ГВР в разрезе кадастровых номеров земельных участков, в пределах которых находятся водные объекты, не представляется возможным в связи с их отсутствием (письмо вх. N 2515 от 09.03.2016). Предоставление водного объекта "Безымянное озеро", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 16:50:000000:19565, находится в полномочиях министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
Вместе с тем министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, осуществляющим полномочия по предоставлению в пользование поверхностных водных объектов, расположенных на территории Республики Татарстан, (за исключением Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ) на основании статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, в соответствии с постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 06.07.2005 N 325 "Вопросы министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан", поверхностный водный объект, расположенный по ул. Обнорского г. Казани, в пользование не предоставлялся (письмо минэкологии Республики Татарстан вх. N 2997 от 15.03.2016).
В результате сопоставления схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:19565 (приложение к акту согласования границ земельного участка) и кадастрового паспорта данного земельного участка, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что в пределах данного земельного участка располагается водный объект "Безымянное озеро". При этом предоставление данного земельного участка в собственность ПКСТ "Ягодка" не предусмотрено земельным законодательством, а также фактически исключает возможность свободного прохода по берегу, что противоречит требованиям пункта 4 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 01.03.2015, (далее - ЗК РФ) и пункта 3.2 статьи 22 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до указанной даты).
Согласно приведенным нормам права предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, возможно путем заключения договора аренды при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
По мнению антимонопольного органа, нарушение принципов публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельных участков, и ограничение свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, в результате принятия постановления исполнительного комитета г. Казани от 16.12.2013 N 10999 "О предоставлении потребительскому кооперативу садоводческому товариществу "Ягодка" земельного участка по ул. Обнорского" (с учетом изменений, внесенных в Сопоставление схемы расположения (приложение к акту согласования границ земельного участка) и кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:19565, и плана земельного участка площадью 7,389 га по ул. Обнорского Авиастроительного района (приложение N 1 к договору о временном пользовании землей N 359 от 11.03.1996) свидетельствует о том, что границы земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:19565 не входят в границы ранее предоставленного ПКСТ "Ягодка" земельного участка площадью 7,389 га по ул. Обнорского Авиастроительного района. Следовательно, основанием предоставления земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:19565 в собственность не может быть предоставление ранее во временное пользование сроком на 10 лет земельного участка площадью 7,389 га, занимаемого коллективным садом по ул. Обнорского Авиастроительного района.
Кроме того, земельный участок площадью 7,389 га, занимаемый коллективным садом по ул. Обнорского Авиастроительного района, был предоставлен ПКСТ "Ягодка" во временное пользование сроком на 10 лет в соответствии с договором о временном пользовании землей N 359 от 11.03.1996.
В пункте 1.2 договора о временном пользовании землей N 359 от 11.03.1996 установлена дата возвращения земельного участка площадью 7,389 га, занимаемого коллективным садом по ул. Обнорского Авиастроительного района - 08.11.2005.
Вместе с тем 08.11.2005 земельный участок площадью 7,389 га, занимаемый коллективным садом по ул. Обнорского Авиастроительного района, не был возвращен в муниципальную собственность.
Пользование земельным участком площадью 7,389 га, занимаемого коллективным садом по ул. Обнорского Авиастроительного района, осуществлялось после истечения срока договора N 359 от 11.03.1996 до принятия постановления исполнительного комитета г. Казани от 16.12.2013 N 10999 "О предоставлении потребительскому кооперативу садоводческому товариществу "Ягодка" земельного участка по ул. Обнорского".
Кроме этого, Татарстанское УФАС России пришло к выводу, что исполнительный комитет при принятии постановления от 16.12.2013 N 10999 "О предоставлении потребительскому кооперативу садоводческому товариществу "Ягодка" земельного участка по ул. Обнорского" не обладал соответствующими полномочиями, поскольку полномочия по предоставлению в пользование поверхностных водных объектов, расположенных на территории Республики Татарстан, на основании статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации осуществляет Минэкологии Республики Татарстан.
В связи с изложенным в целях устранения выявленных нарушений исполнительному комитету антимонопольный орган выдал предупреждение (N РХ-06/4250 от 28.03.2016) о необходимости прекращения (недопущения) действий, выразившихся в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:19565 в собственность ПКСТ "Ягодка" на основании постановления исполнительного комитета г. Казани от 16.12.2013 N 10999 "О предоставлении потребительскому кооперативу садоводческому товариществу "Ягодка" земельного участка по ул. Обнорского" (с учетом изменений, внесенных в него постановлением исполнительного комитета г. Казани от 15.10.2014 N 5903) с нарушением действующего законодательства, а именно: отменить постановление исполнительного комитета г. Казани от 16.12.2013 N 10999 "О предоставлении потребительскому кооперативу садоводческому товариществу "Ягодка" земельного участка по ул. Обнорского" (с учетом изменений, внесенных в него постановлением исполнительного комитета г. Казани от 15.10.2014 N 5903); принять меры по возврату земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:19565 в муниципальную собственность по акту приема-передачи, в том числе освободить от прав третьих лиц. Предупреждение необходимо было исполнить в срок до 11.04.2016.
В Татарстанское УФАС России 11.04.2016 от исполнительного комитета поступило письмо (вх. N 4082 от 11.04.2016), в котором сообщалось, что по предупреждению были приняты следующие меры: направлен запрос в отдел водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне-Волжского бассейнового водного управления; направлен запрос в комитет земельных и имущественных отношений исполкома г. Казани о проведении муниципального земельного контроля на территории земельного участка ПКСТ "Ягодка".
Также в вышеуказанном письме содержалось ходатайство о продлении сроков рассмотрения предупреждения.
Татарстанское УФАС России рассмотрело данное ходатайство и продлило срок исполнения предупреждения до 15.05.2016 (N РХ-06/5104 от 12.04.2016).
В Татарстанское УФАС России поступило письмо (вх. N 5231 от 11.05.2016), в котором говорилось, что администрацией Авиастроительного и Ново-Савиновского района, с целью исключения площади водного объекта из земель общего пользования ПКСТ "Ягодка", подготовлен и направлен на согласование проект постановления исполнительного комитета о внесении изменений в постановление исполнительного комитета г. Казани от 16.12,2013 N 10999 "О предоставлении потребительскому кооперативу садоводческому товариществу "Ягодка" земельного участка по ул. Обнорского", а также сообщалось, что по факту принятия постановления будет решаться вопрос о прекращении зарегистрированного права на земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:19565.
Вместе с тем документы, подтверждающие названный факт, по состоянию на 16.05.2016 в адрес Татарстанского УФАС России не поступали.
Таким образом, нарушение, указанное в предупреждении N РХ-06/4250 от 28.03.2016 исполнительным комитетом устранено не было, указанное предупреждение в установленный срок не выполнено.
Усмотрев в действиях исполнительного комитета признаки нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган возбудил дело N 06-121/2016 по признакам нарушения исполнительным комитетом муниципального образования города Казани, администрацией Авиастроительного и Ново-Савиновского районов исполнительного комитета муниципальную образования города Казани части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите прав потребителей) в части предоставления земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:19565 в собственность ГОССТ "Ягодка" на основании постановления исполнительного комитета от 16.12.2013 N 10999 "О предоставлении потребительскому кооперативу садоводческому товариществу "Ягодка" земельного участка по ул. Обнорского" (с учетом изменений, внесенных в него постановлением исполнительного комитета г. Казани от 15.10.2014 N 5903) с нарушением действующего законодательства, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании указанного решения антимонопольным органом 30.11.2016 было выдано предписание N 06-121/2016, в соответствии с которым исполнительному комитету предложено не позднее 30 дней со дня получения настоящего предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения предписания) прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите прав потребителей, а именно: отменить постановление исполнительного комитета города Казани от 16.12.2013 N 10999 "О предоставлении потребительскому кооперативу садоводческому товариществу "Ягодка" земельного участка по ул. Обнорского" (с учетом изменений, внесенных в него постановлениями исполнительного комитета г. Казани от 15.10.2014 N 5903 и от 01.08.2016 N 3012); принять меры по возврату земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:19565 в муниципальную собственность по акту приема-передачи, в том числе освободить от прав третьих лиц. Об исполнении настоящего предписания исполнительному комитету муниципального образования города Казани сообщить в антимонопольный орган в течение 5 дней со дня его исполнения.
В соответствии с позицией, изложенной в п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 (ред. от 14.10.2010) "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Целями Закона о конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона).
Для соответствующей квалификации действий (бездействия) как нарушения антимонопольного законодательства (часть 1 статьи 15 Закона о конкуренции) обязательно установление обстоятельств, подтверждающих реальные либо возможные последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и такими последствиями. Установленный частью 1 статьи 15 Закона запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Кроме того, для такой квалификации необходимо установить запрещенные законом, не соответствующие нормативным положениям и совершенные действия, которые приводят или могут привести к обозначенным последствиям для определенного товарного рынка (ввиду понятий, закрепленных в пунктах 1, 3, 4 и 7 статьи 4 Закона).
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). При этом запрет касается актов, влекущих неблагоприятные последствия не для конкретных хозяйствующих субъектов, а для конкуренции в целом.
Таким образом, в силу части 1 статьи 15 Закона о конкуренции и приведенного правила доказывания действительные либо возможные негативные последствия для конкуренции (соперничества хозяйствующих субъектов на определенном товарном рынке) имеют квалифицирующее значение и подлежат доказыванию антимонопольным органом. В связи с этим констатация тех или иных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, препятствующих осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, не может рассматриваться как необходимое и достаточное основание для признания соответствующих органов нарушившими требования части 1 статьи 15 Закона.
Выводы антимонопольного органа о нарушении исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани положений статьи 15 Закона о защите конкуренции основаны на совершении им следующих действий, связанных предоставлением земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:19565 в собственность ПКСТ "Ягодка" на основании постановления исполнительного комитета г. Казани от 16.12.2013 N 10999 "О предоставлении потребительскому кооперативу садоводческому товариществу "Ягодка" земельного участка по ул. Обнорского" (с учетом изменений, внесенных в него постановлением исполнительного комитета г. Казани от 15.10.2014 N 5903) с нарушением действующего законодательства.
Данную позицию антимонопольного органа суд первой инстанции счел ошибочной, исходя из следующего.
Как было указано судом выше, постановлением главы администрации города Казани N 1390 от 08.11.1995 садоводческому товариществу "Ягодка" был отведен во временное пользование сроком на 10 лет земельный участок площадью 7,389 га, занимаемый коллективным садом по ул. Обнорского Авиастроительного района.
Между главой администрации г. Казани и председателем садоводческого товарищества "Ягодка" 11 марта 1996 года был заключен договор о временном пользовании землей N 359 от 11.03.1996 года. По условиям договора, ПКСТ "Ягодка" ежемесячно оплачивал плату за пользование земельным участком, размер которой был установлен в размере ставок земельного налога.
В судебном заседании представитель ПКСТ "Ягодка" пояснил, что данный договор не расторгался, и по окончании срока действия договора 08 ноября 2005 года при отсутствии возражений со стороны исполнительного комитета г. Казани, как собственника земельного участка, ПКСТ "Ягодка" продолжал пользоваться земельным участком и оплачивать арендную плату.
В силу статьи 309 ГК РФ пользование имуществом должно осуществляться и оплачиваться в соответствии с принятыми на себя стороной такого соглашения обязательствами. В соответствии с ч. 2 ст. 621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
В оспариваемом решении антимонопольный орган указал, что 08.11.2005 земельный участок площадью 7,389 га, занимаемый коллективным садом по ул. Обнорского Авиастроительного района, не был возвращен в муниципальную собственность и пользование им осуществлялось до принятия постановления исполнительным комитетом г. Казани от 16.12.2013 N 10999 "О предоставлении потребительскому садоводческому товариществу "Ягодка" земельного участка по ул. Обнорского".
В соответствии со ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (ч. 2 ст. 422 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17 ноября 2011 года N 73 "Об отдельных вопросах практики применения Гражданского Кодекса Российской Федерации о договоре аренды" договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды.
Как следует из материалов дела, в 2013 году ПКСТ "Ягодка" обратилось в МКУ "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г. Казани" с заявлением и иными необходимыми документами о предоставлении в собственность бесплатно земель общего пользования в порядке ст. 28 Федерального закона N 66-ФЗ.

Согласно ст. 28 указанного закона к заявлению доны были быть приложены следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное садоводческим некоммерческим объединением; выписка из решения общего собрания членов садоводческого некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения: учредительные документы садоводческого некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.
Данные документы ПКСТ "Ягодка" были приложены к заявлению, что не оспаривается антимонопольным органом.
Материалами дела установлено, что часть земельного участка площадью 7,389 га - земли общего пользования - была предоставлена ПКСТ "Ягодка" в собственность бесплатно на основании постановления исполнительного комитета г. Казани от 16.12.2013 N 10999 "О предоставлении потребительскому кооперативу садоводческого товарищества "Ягодка" земельного участка по ул. Обнорского" (с учетом изменений, внесенных в него постановлением исполнительного комитета г. Казани от 15.10.2014 N 5903).
ПКСТ "Ягодка" 08.12.2015 получило свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью 16536 кв. м, кадастровый номер 16:50:000000:19565.
Более того, представитель ПКСТ "Ягодка" пояснил, что поскольку в постановлении исполнительного комитета г. Казани от 16.12.2013 N 10999 ошибочно в земли общего пользования ПКСТ "Ягодка" был включен водный объект "Безымянное озеро", постановлением исполнительного комитета г. Казани N 3012 от 01 августа 2016 года "О внесении изменений в постановление исполнительного комитета г. Казани от 16.12.2013 N 10999" площадь земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:19565 изменилась с 16536,0 кв. м на 12 642,0 кв. м, исключив тем самым площадь водного объекта из земель общего пользования ПКСТ "Ягодка".
Представитель ПКСТ "Ягодка" указал, что с учетом изменений площадь земельного участка, относящаяся к имуществу общего пользования ПКСТ "Ягодка" составляет 12642 кв. м. Проект постановления исполнительного комитета г. Казани об изменении площади земельного участка на 12642,0 кв. м прошел согласование в Центральном территориальном управлении министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, положительное заключение датировано 08.06.2016, зарегистрировано 10.06.2016.
В настоящее время ПКСТ "Ягодка" по договору с ООО "Казгеотехпроект" проводит кадастровые работы с целью исправления кадастровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:19565, изменению площади с 16536,0 кв. м на 12642,0 кв. м.
Данное обстоятельство установлено и отражено в оспариваемом решении антимонопольным органом. При этом в 2013 году земельные участки гражданам и садоводческому некоммерческому объединению, предоставлялись в собственность бесплатно при условии, что земельный участок, составляющий территорию садоводческого некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение.
Так, постановлением главы администрации г. Казани от 08.11.1995 N 1390 ПКСТ "Ягодка" был отведен земельный участок во временное пользование и ПКСТ "Ягодка" было образовано до 1998 года, то есть до вступления в силу указанного закона.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что постановление исполкома от 16.12.2013 N 10999 "О предоставлении потребительскому кооперативу садоводческому товариществу "Ягодка" земельного участка по ул. Обнорского" и последующее постановление исполнительного комитета г. Казани N 3012 от 01 августа 2016 года были приняты в соответствии с действующим на тот момент законодательством и являются законными.
Вместе с тем судом первой инстанции не было учтено следующее.
ПКСТ "Ягодка" во временное пользование сроком на 10 лет в соответствии с договором о временном пользовании землей N 359 от 11.03.1996 был предоставлен земельный участок площадью только площадью 7,389 га, что составило территорию товарищества, тогда как в собственность ПКСТ "Ягодка" в декабре 2013 года передан земельный участок более, чем в 2 раза, превышающий площадь ранее полученного товариществом во временное пользование земельного участка.
Статья 28 Федерального закона N 66-ФЗ, действовавшая в период спорных правоотношений, регулировала порядок предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Суд первой инстанции неправильно применил данную норму права к рассматриваемым отношениям в части предоставления земельного участка ПКСТ "Ягодка" на основании постановления исполнительного комитета от 16.12.2013 N 10999 в дополнение к ранее полученному земельному участку в соответствии с договором о временном пользовании землей N 359 от 11.03.1996.
Поскольку в данном случае постановлением исполнительного комитета от 16.12.2013 N 10999 заявителю был предоставлен земельный участок площадью 16 536 кв. м, относящийся к имуществу общего пользования (на что прямо указано в тексте постановления), подлежала применению норма, закрепленная в ч. 5 ст. 28 Федерального закона N 66-ФЗ.
Согласно ч. 5 ст. 28 Федерального закона N 66-ФЗ предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения.
Из данной нормы права следует, что в собственность должен быть передан не любой земельный участок, который пожелает садоводческое некоммерческое объединение или сочтет возможным исполнительный комитет, а земельный участок, относящийся к имуществу общего пользования, причем входящий в состав территории, предоставленной товариществу в установленном законом порядке.
Суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание, что факт нарушения исполнительным комитетом законодательства при предоставлении земельного участка большей площади (в том числе в связи с незаконным включением водного объекта), чем было предоставлено в пользование ПКСТ "Ягодка" на момент его образования по договору, в который изменений относительно площади не было внесено, имел место на момент принятия постановления исполнительного комитета от 16.12.2013 N 10999. Поэтому антимонопольный орган правомерно признал исполнительный комитет нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и выдал ему предписание.
Последующее исключение постановлением исполнительного комитета г. Казани N 3012 от 01 августа 2016 года из состава спорного земельного участка территории, занятой водным объектом, не может исключить самого факта нарушения Закона о защите конкуренции, допущенного исполнительным комитетом. Данные действия были направлены на устранение последствий данного нарушения, что указывает на признание исполнительным комитетом факта нарушения и его добровольное устранение.
Кроме того, в материалы дела не представлено доказательств государственной регистрации права собственности ПКСТ "Ягодка" на земельный участок площадью 12 642,0 кв. м, в связи с чем на момент вынесения обжалуемого решения суд первой инстанции не располагал доказательствами устранения нарушений в части исключения водного объекта из состава земельного участка, предоставленного в собственность товариществу.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предоставленный заявителю на основании постановления исполнительного комитета от 16.12.2013 N 10999 земельный участок площадью 16 536 кв. м не относился к имуществу общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и не входил в границы территории ПКСТ "Ягодка", поскольку изначально в установленном порядке (с заключением соответствующего договора) товариществу был предоставлен земельный участок только площадью 7,389 га. Произвольное увеличение предоставляемого в собственность товарищества земельного участка, в обход установленного законом порядка, недопустим, будучи сопряженным с ограничением основных принципов конкуренции в области предоставления земельных участков.
Согласно ч. 2 ст. 81 ЗК РФ, действовавшей в указанный период, порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) было предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ (ст. 29 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015).
В соответствии с абзацами вторым и четвертым пункта 1 статьи 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) органы государственной власти и органы местного самоуправления, в собственности и (или) в ведении которых находятся земельные участки, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений (при этом рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом), а также обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Данные нормы во взаимосвязи с абзацем первым пункта 1 статьи 34 ЗК РФ, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, были направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Кроме того, в силу пп. 3 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно приведенным нормам предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, возможно путем заключения договора аренды при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Нарушение принципов публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельных участков, и ограничение свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, явившееся следствием принятия постановления исполнительного комитета г. Казани от 16.12.2013 N 10999 "О предоставлении потребительскому кооперативу садоводческому товариществу "Ягодка" земельного участка по ул. Обнорского" (с учетом изменений, внесенных в него постановлением исполнительного комитета г. Казани от 15.10.2014 N 5903) безусловно нарушает законные интересы неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, антимонопольный орган вынес законные и обоснованные решение и предписание, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.
На основании п. 3 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 26 июня 2017 года следует отменить; принять новый судебный акт. В удовлетворении заявления исполнительного комитета муниципального образования города Казани отказать.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина за подачу апелляционной жалобы антимонопольным органом в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 июня 2017 года по делу N А65-981/2017 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления исполнительного комитета муниципального образования города Казани отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА

Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
Т.С.ЗАСЫПКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)