Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 30.11.2017 N Ф04-4802/2017 ПО ДЕЛУ N А46-16981/2016

Требование: О признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, обязании провести регистрацию права собственности.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Причиной отказа регистрирующий орган указал тот факт, что документы по форме и содержанию не соответствуют законодательству, правоустанавливающий документ выдан неуполномоченным лицом, участок находится в пределах особо охраняемых природных территорий, а также относится к землям лесного фонда.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2017 г. по делу N А46-16981/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2017 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Демидовой Е.Ю.
судей Тихомирова В.В.
Шуйской С.И.,
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества "Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют" на решение от 25.04.2017 Арбитражного суда Омской области (судья Яркова С.В.) и постановление от 31.07.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричек Ю.Н., Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-16981/2016 по заявлению акционерного общества "Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют" (105118, г. Москва, пр-кт Буденного, д. 16, корп. 2, ИНН 7719409437, ОГРН 1157746315539) к управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области (644007, Омская обл., г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 56, ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524) об оспаривании ненормативного правового акта.
Другие лица, участвующие в деле: Главное управление лесного хозяйства Омской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве.
В заседании принял участие представитель акционерного общества "Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют" - Андросов Н.И. по доверенности от 22.09.2017.
Суд

установил:

акционерное общество "Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют" (далее - заявитель, общество, АО "НПЦ газотурбостроения "Салют") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Омской области) о признании недействительным решения от 01.09.2016 N 05065/ОМ-16 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:20:233002:467 площадью 102 651 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир с. Усть-Заостровка, участок находится примерно в 6,5 км от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Омская область, Омский район; и обязании Управления Росреестра по Омской области провести государственную регистрацию права собственности на испрашиваемый земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление лесного хозяйства Омской области (далее - ГУ лесного хозяйства Омской области) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве (далее - ТУ Росимущества в г. Москве).
Решением от 25.04.2017 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 31.07.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных АО "НПЦ газотурбостроения "Салют" требований отказано.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов, изложенных в решении и постановлении, в том числе о том, что спорный участок ограничен в обороте, и что ТУ Росимущества в г. Москве при издании распоряжения от 17.02.2015 N 146 превысило свои полномочия по распоряжению спорным земельным участком, включив его в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса, обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить, и принять новое решение.
Податель жалобы считает, что спорный земельный участок с категорией "земли особо охраняемых территорий и объектов" и видом разрешенного использования "для оздоровительной деятельности" в силу статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не относится к землям особо охраняемых природных территорий и не является ограниченным или изъятым из оборота, и поскольку доказательств того, что спорный земельный участок относиться к землям лесного фонда, материалы дела не содержат, подлежит приватизации.
Управление Росреестра по Омской области и ГУ лесного хозяйства Омской области в своих отзывах, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
ТУ Росимущества в г. Москве отзыв на кассационную жалобу не представило.
Определением от 16.11.2017 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа в судебном заседании объявлен перерыв до 23.11.2017.
Представитель АО "НПЦ газотурбостроения "Салют" в судебном заседании доводы кассационной жалобы поддержал.
Учитывая надлежащее извещение Управление Росреестра по Омской области, ГУ лесного хозяйства Омской области, ТУ Росимущества в г. Москве о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 АПК РФ.
При рассмотрении спора судами установлено, что АО "НПЦ газотурбостроения "Салют" 02.03.2016 обратилось в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:20:233002:467 площадью 102 651 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир с. Усть-Заостровка, участок находится примерно в 6,5 км от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Омская область, Омский район.
Вместе с заявлением на государственную регистрацию общество представило распоряжение ТУ Росимущества в г. Москве от 17.02.2015 N 146 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют" (далее - ФГУП "НПЦ газотурбостроения "Салют"), и передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "НПЦ газотурбостроения "Салют", согласно которому из государственной собственности в собственность общества передается, в том числе земельный участок с кадастровым номером 55:20:233002:467 относящийся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов - для оздоровительной деятельности, ранее находившийся у предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования.
По результатам рассмотрения заявления Управление Росреестра по Омской области приняло решение, изложенное в сообщении от 01.09.2016 N 05065/ОМ-16, об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок.
В качестве причин для отказа в решении указано, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; в течение срока приостановления государственной регистрации не были устранены причины, препятствующие ее проведению.
При этом Управление указало, что спорный земельный участок отнесен к землям ограниченным в обороте, поскольку находится в пределах особо охраняемых природных территорий, вместе с тем, сославшись на ответ ГУ лесного хозяйства по Омской области, согласно которому земельный участок отнесен к землям лесного фонда, выразило сомнение в категории земельного участка и сообщило о невозможности осуществить государственную регистрацию земельного участка.
Полагая, что указанное решение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных АО "НПЦ газотурбостроения "Салют" требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у Управления Росреестра по Омской области необходимых полномочий и правовых оснований для принятия оспариваемого решения, а также об отсутствии доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 27, 94, 98 ЗК РФ, статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации), и исходили из того, что спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых территорий, имеющих рекреационное назначение, а также к землям лесного фонда, оборот которых ограничен, а потому не подлежал включению в приватизируемый имущественный комплекс ФГУП "НПЦ газотурбостроения "Салют".
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для их отмены на основании следующего.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно кадастровой выписке от 24.11.2016 N 55/201/16-510710 спорный земельный участок с кадастровым номером 55:20:233002:467 (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 09.10.2007) площадью 102 651+/-2 803 кв. м, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для оздоровительной деятельности, имеет статус ранее учтенного, предыдущий кадастровый номер 55:20:233002:22. Сведения о природных объектах, расположенных в пределах земельного участка отсутствуют. Правообладателями указаны: Российская Федерация - собственность; ФГУП "НПЦ газотурбостроения "Салют" - постоянное (бессрочное) пользование, что также подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 10.04.2013 на основании Государственного акта на право пользование землей от 31.01.1984 А-1 N 389110 и права постоянного (бессрочного) пользования за ФГУП "НПЦ газотурбостроения "Салют" от 28.03.2014 на основании передаточного акта от 12.11.2007.
Согласно пункту 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности и иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлен приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
При этом согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли указанных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 3 статьи 27 ЗК РФ).
К перечню ограниченных в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ отнесены участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
Аналогично пунктом 8 статьи 28 Закона о приватизации установлено, что отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов.
Понятие и состав земель особо охраняемых территорий определены статьей 94 ЗК РФ.
Пунктом 1 данной статьи предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Пункт 2 устанавливает, что к землям особо охраняемых территорий относятся, в том числе и земли особо охраняемых природных территорий.
Таким образом, из положений указанных норм следует, что к ограниченным в обороте относятся именно земли особо охраняемых природных территорий и объектов как одной из групп земель особо охраняемых территорий
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 N 13763/11 земельные участки, принадлежащие к категории особо охраняемых территорий и объектов, не являются ограниченными в обороте, если не принят нормативный правовой акт об их отнесении к особо охраняемым природным территориям.
Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям, согласно Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ), осуществляется путем принятия органами государственной власти (федеральными или региональными) или органами местного самоуправления нормативного правового акта. Земельные участки, принадлежащие к категории особо охраняемых территорий и объектов, касательно которых такие акты не принимались, могут быть отнесены только к землям рекреационного назначения. Последние не являются ограниченными в обороте (статья 27 ЗК РФ) и могут быть предоставлены в частную собственность.
Согласно письму от 23.05.2016 N ИСХ-16/МПР-3784 Министерства природных ресурсов и экологии Омской области в границах земельного участка с кадастровым номером 55:20:233002:467 особо охраняемые природные территории регионального и местного значения отсутствуют.
С учетом изложенного вывод судов о том, что спорный земельный участок относится к землям рекреационного назначения, а значит, к землям особо охраняемых территорий, оборот которых ограничен, является ошибочным, поскольку противоречит положениям указанных норм.
Вместе с тем суды первой и апелляционной инстанций отказывая в удовлетворении заявленных требований, также указали, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, запрет, на отчуждение которого, установлен пунктом 8 статьи 28 Закона о приватизации.
В обоснование вывода об отнесении спорного земельного участка к землям лесного фонда, суды указали, что при проведении правовой экспертизы документов, представленных заявителем на регистрацию права собственности, был получен ответ ГУ лесного хозяйства Омской области, из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером 55:20:233002:467 относится к землям лесного фонда и расположен в лесотаксационных выделах N 17, 36, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 48, 51, 52 квартала N 45, в лесотаксационных выделах N 11, 45, 74, 75, 76, 77, 79 квартала N 47 Усть-Заостровского участкового лесничества Омского лесничества Омской области. Кадастровый номер земельного (лесного) участка 55:20:00 00 00:2135. Что подтверждается также выпиской из государственного лесного реестра в отношении земельного (лесного) участка 55:20:00 00 00:2135, согласно которой спорный земельный участок с кадастровым номером 55:20:233002:467 сформирован из лесного участка с кадастровым номером 55:20:00 00 00:2135 и схемой расположения и границ лесного участка.
При этом суды учли пояснения ГУ лесного хозяйства Омской области о том, что документы для перевода земельного участка с кадастровым номером 55:20:23 30 02:467 из категории земель лесного фонда в другую категорию, равно как и информация об издании правового акта Правительства Российской Федерации о переводе спорного участка из категории земель лесного фонда в иную категорию, не поступали.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов об отнесении земельного участка с кадастровым номером 55:20:233002:467 к землям лесного фонда, а потому являющимся ограниченным в обороте, и, как следствие правомерности решения Управления Росреестра по Омской области от 01.09.2016 N 05065/ОМ-16 об отказе в государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок преждевременными.
Право собственности Российской Федерации на лесной участок кадастровый (или условный) номер 55:20:00 00 00:2135, категория земель: земли лесного фонда - государственные защитные лесные полосы, площадью 2 406 754 кв. м зарегистрировано 07.06.2004.
Согласно части 3 статьи 6 ЛК РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. Границы лесничеств и лесных участков определяются при лесоустройстве, которое в соответствии с положениями статьи 68 ЛК РФ, наряду с другими работами включает в себя, в том числе, проектирование лесничеств, лесопарков, лесных участков, таксацию лесов.
Исходя из статьи 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со статьями 67, 68.1, 69, 92 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 ЛК РФ. При проведении таких видов лесоустройства, как проектирование лесничеств и лесопарков, лесных участков осуществляется определение местоположения, границ, площади и иных характеристик лесничеств и отдельных лесных участков.
В силу пункта 2 части 1 статьи 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя среди прочего проектирование эксплуатационных, защитных, резервных лесов и особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств и лесов.
Кадастровая выписка от 24.11.2016 N 55/201/16-510710 в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 55:20:233002:467 содержит сведения о предыдущем кадастровом номере 55:20:233002:22.
Вместе с тем, согласно сведениям, представленным в материалы дела Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области спорный земельный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером 55:20:233002:22 площадью 192 500 кв. м путем его разделения на земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:233002:467 и 55:20:233002:466. При этом согласно Государственному акту на право пользование землей от 31.01.1984 А-1 N 389110 и распоряжению Исполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов от 28.06.1983 N 322-р земельный участок с кадастровым номером 55:20:233002:22 был предоставлен Омскому моторостроительному объединению им. П.И. Баранова для строительства пионерского лагеря.
В период предоставления Омскому моторостроительному объединению им. П.И. Баранова земельного участка для строительства пионерского лагеря действовали нормы Земельного Кодекса РСФСР 1970 года и Лесного кодекса РСФСР 1978 года.
Согласно статье 4 Земельного кодекса РСФСР 1970 года вся земля в РСФСР входила в состав единого государственного земельного фонда, который в соответствии с основным целевым назначением земель включал в себя среди прочего земли государственного лесного фонда, а также земли курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения.
Согласно статье 3 Лесного кодекса РСФСР 1978 года леса состояли в исключительной собственности государства.
В статье 113 Земельного кодекса РСФСР 1970 года указано, что землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Земли государственного лесного фонда используются предприятиями, организациями и учреждениями для нужд лесного хозяйства и лесозаготовок. Для иных нужд земли государственного лесного фонда могут использоваться, если такое использование совместимо с интересами лесного хозяйства.
В силу абзаца 3 статьи 5 того же Кодекса отнесение земель к указанным категориям и перевод их из одной категории в другую производится в соответствии с перспективными планами использования единого государственного земельного фонда органами, принимающими решения о предоставлении этих земель, если иной порядок не предусмотрен законодательством Союза ССР и РСФСР.
Аналогичное понятие земель лесного фонда, а также аналогичные полномочия по переводу земель из одной категории в другую были определены Земельным кодексом РСФСР 1991 года (статьи 5 и 94 названного Кодекса).
Статьей 118 Лесного кодекса РСФСР 1978 года предусматривалось, что лесоустройство включает систему государственных мероприятий, направленных на обеспечение рационального использования, повышения продуктивности, воспроизводства, охраны и защиты лесов, а также повышения культуры ведения лесного хозяйства, в частности: определение границ территорий лесохозяйственных предприятий, внутрихозяйственную организацию территорий лесохозяйственных предприятий государственных органов лесного хозяйства, а также территорий, занятых лесами, ведение лесного хозяйства в которых возложено на иные предприятия, учреждения и организации; определение лесных ресурсов, породного и возрастного состава лесов для установления расчетной лесосеки по рубкам главного пользования и размеров других видов лесных пользований, а также способов рубок; выявление участков, на которых необходимо проведение рубок ухода, санитарных рубок, рубок, связанных с реконструкцией малоценных лесных насаждений, осушения и других лесохозяйственных мероприятий; уточнение площадей, предназначенных для восстановления лесов и лесоразведения, и определение способов воспроизводства лесов; определение категорий защитности лесов и обоснование перевода лесов в случае необходимости из одной группы в другую; осуществление топографо-геодезических, лесобиологических и других обследований и изысканий, а также иных лесоустроительных действий.
Согласно статье 37 Лесного кодекса РСФСР 1978 года допускался перевод лесных площадей в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, и соответствующие полномочия были отнесены к компетенции государственных органов в зависимости от категории лесов: в отношении лесов первой группы такое решение принималось постановлением Совета Министров РСФСР, а в отношении лесов второй и третьей группы - органами, определенными законодательством Союза ССР и РСФСР.
В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса РСФСР 1970 года полномочия по распоряжению земельными участками из земель государственного лесного фонда в случаях, предусмотренных статьей 110 Кодекса (служебные земельные наделы) были предоставлены исполнительным комитетам районных Советов народных депутатов, а из земель государственного лесного фонда общей площадью до 50 гектаров в районах с лесистостью от 50 процентов и выше и до 25 гектаров - в районах с лесистостью ниже 50 процентов - исполнительным комитетам областных, краевых Советов народных депутатов, Советам Министров автономных республик. Во всех других случаях, в том числе в части земельных участков для строительства санаторно-курортных и туристско-оздоровительных учреждений в курортных местностях и зонах отдыха в соответствии с перечнем, утверждаемым Советом Министров РСФСР, и для несельскохозяйственных нужд, для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, - земельные участки, независимо от их размеров, предоставление осуществлялось по постановлению Совета Министров РСФСР.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что земельный участок площадью 192 500 кв. м был отведен и предоставлен Омскому моторостроительному объединению им. П.И. Баранова в 1984 году (Государственный акт на право пользование землей от 31.01.1984 А-1 N 389110) для строительства пионерского лагеря (не в целях связанных с ведением лесного хозяйства) судам надлежало исследовать сведения о земельном участке с кадастровым номером 55:20:233002:22 указанному как предшествующий в кадастровой выписке по спорному земельному участку с кадастровым номером 55:20:233002:467, в том числе его категорию, относимость к землям лесного фонда, законность его перевода из земель государственного лесного фонда в соответствии с действующим на момент перевода законодательством.
Статус земельного участка в силу действующего законодательства определяется не местом его нахождения, а нормами закона, регулирующего соответствующие правоотношения. Нахождение спорного земельного участка в территориальных границах Усть-Заостровского участкового лесничества Омского лесничества Омской области не свидетельствует о безусловном отнесении участка к категории лесных участков, поскольку спорный земельный участок не был отведен Омскому моторостроительному объединению им. П.И. Баранова для нужд лесного хозяйства и лесозаготовок, а был обусловлен необходимостью строительства пионерского лагеря.
Учитывая изложенное, на основании пункта 3 части 1 статьи 287 и части 1 статьи 288 АПК РФ обжалуемые судебные акты подлежат отмене, и, поскольку для разрешения спора необходимо исследовать новые обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, дать оценку доказательствам, а суд кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ такими полномочиями не наделен, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные недостатки, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, решить вопрос о привлечении к участию в деле органов, уполномоченных от имени Российской Федерации распоряжаться земельными участками на территории Омской области, дать надлежащую правовую оценку доводам и доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, результаты оценки отразить в судебном акте и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства, распределить государственную пошлину, в том числе за рассмотрение кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 25.04.2017 Арбитражного суда Омской области и постановление от 31.07.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-16981/2016 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.Ю.ДЕМИДОВА

Судьи
В.В.ТИХОМИРОВ
С.И.ШУЙСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)