Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.01.2016 ПО ДЕЛУ N А27-11771/2015

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2016 г. по делу N А27-11771/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2016
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т.В.
судей: Кривошеиной С.В.
Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кульковой Т.А.
при участии:
- от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "СГАЛ"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02.11.2015
по делу N А27-11771/2015 (Судья Петракова С.Е.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СГАЛ" (ОГРН 1144205007429, ИНН 4205287182), г. Кемерово к Коллегии Администрации Кемеровской области (ОГРН 1024200697377, ИНН 4200000647), г. Кемерово третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация Кемеровского муниципального района, г. Кемерово о признании незаконным действия (бездействия) по отказу в рассмотрении и возврату ходатайства о переводе земельного участка в другую категорию земель, обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "СГАЛ" (далее - заявитель, общество, ООО "СГАЛ") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением (в редакции заявления об уточнении требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)) о признании незаконными действий Коллегии Администрации Кемеровской области (далее - заинтересованное лицо, коллегия), г. Кемерово по отказу в рассмотрении и возврату ходатайства о переводе земельного участка с кадастровым номером 42:04:0207001:586, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, выраженного в письме от 23.04.2015 N 17-41/2539. Об обязании Коллегии Администрации Кемеровской области (ОГРН 1024200697377, ИНН 4200000647), г. Кемерово в течение двух месяцев с момента вступления в силу решения суда рассмотреть по существу ходатайство общества с ограниченной ответственностью "СГАЛ" о переводе земельного участка с кадастровым номером 42:04:0207001:586, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Решением суда от 02.11.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Заинтересованное лицо, в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 АПК РФ, доводы апелляционной жалобы отклонило, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу от третьего лица не поступил.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "СГАЛ" является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:04:0207001:586, площадь 31 658 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: Кемеровская область, Кемеровский район, Щегловское сельское поселение. 30.03.2015 г. ООО "СГАЛ" обратилось в Коллегию Администрации Кемеровской области с ходатайством о переводе данного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В обоснование ходатайства о переводе заявитель сослался на предполагаемое строительство базы отдыха, в составе которой планируется построить одноэтажное здание, площадью 150 кв. м для размещения кафе на 20 мест, 3 одноэтажных дома для размещения бани, сауны, 3 одноэтажных гостевых дома, одноэтажное здание для размещения пункта охраны, администрации, обслуживающего персонала, электрическую подстанцию мощностью свыше 200 кВт, декоративный бассейн и малые архитектурные формы, гостевую автостоянку на 10 машино/мест. К заявлению приложены в том числе, кадастровый паспорт земельного участка 42:04:0207001:586, согласие правообладателя земельного участка - ООО "СГАЛ" на перевод земельного участка в иную категорию.
По результатам рассмотрения ходатайства, Коллегией Администрации Кемеровской области письмом от 23.04.2015 за N 17-41/2539 в адрес ООО "СГАЛ", со ссылкой на статью 4 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (Закон о переводе земель), и на несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельного участка (для размещения базы отдыха в качестве придорожного сервиса), документам территориального планирования Кемеровского муниципального района, направлен отказ в переводе земельного в иную категорию, возвращено ходатайство и приложенные к нему документы.
Ответ от имени Коллегии Администрации Кемеровской области подписан заместителем Губернатора Кемеровской области.
Полагая, что ответ, подписан неуполномоченным лицом, поэтому не является правовым актом, который в силу требований Закона о переводе земель должен быть принят по результатам рассмотрения ходатайства ООО "СГАЛ", и указывая на то, что факт возврата ходатайства, свидетельствует об оставлении последнего без рассмотрения, заявитель пришел к выводу о том, что ходатайство по существу не рассмотрено, решение по нему уполномоченным органом не принято.
Данные обстоятельства, послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующих норм права и материалов дела.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу подпунктов 1, 2, 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации; в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации). Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлены статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Согласно частям 1 и 3 названной статьи для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается в исполнительный орган государственной власти ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, в котором указываются кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок. К ходатайству в числе других документов прилагается согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую (пункт 5 части 4 статьи 2 Закона о переводе земель). Без согласия правообладателей земельных участков исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления вправе ходатайствовать о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (часть 5 статьи 2 Закона о переводе земель). Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации (пункт 1 части 2 Закона). Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы: выписка из государственного кадастра недвижимости или кадастровый паспорт такого земельного участка; выписка из единого государственного реестра юридических лиц; выписка из ЕГРП о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую (часть 4 статьи 2 Закона о переводе земель). При этом сведения из регистрирующих органов запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления самостоятельно.
Согласно части 2 статьи 3 Закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если:
1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;
2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.
Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения (часть 3 статьи 3 Закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ). По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (часть 4 статьи 3 Закона о переводе земель).
Основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую изложены в статье 4 Закона о переводе земель. Перевод земель не допускается в случае установления ограничения перевода земель либо запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
По убеждению суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции верно проанализировано содержание ответа изложенного в письме Коллегии Администрации Кемеровской области от 23.04.2015 за N 17-41/2539. Данный ответ является результатам рассмотрения ходатайства о переводе земельного участка с кадастровым номером 42:04:0207001:586, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, иного специального назначения, по существу.
Доводы апеллянта о том, что из содержания ответа, не ясно является ли это актом об отказе в рассмотрении ходатайства или актом об отказе в удовлетворении ходатайства о переводе земель из одной категории в другую, подлежат отклонению, поскольку в ответе однозначно указано, что коллегия отказывает в переводе земельного участка в иную категорию.
Материалы дела свидетельствуют о том, что в нарушение статьи 3 Закона о переводе земель ходатайство и документы возвращены заявителю. Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, данное обстоятельство, не аннулирует факта разрешения ходатайства по существу. Ссылки апеллянта в данной части признаются несостоятельными.
Довод апеллянта том, что ходатайство не рассмотрено, поскольку ответ подписан не уполномоченным лицом, приводился в суде первой инстанции, был оценен и исследован в совокупности с материалами дела и обоснованно отклонен.
Согласно статье 9 Устава Кемеровской области высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области является Коллегия Администрации Кемеровской области. В силу норм статьи 9 Закона Кемеровской области "О коллегии Кемеровской области" от 09.03.2005 N 43-ОЗ (в редакции действующей в период рассматриваемых по делу правоотношений) Коллегия Администрации Кемеровской области наделена полномочиями издания постановлений, распоряжений и обеспечения их исполнения. Акты, имеющие нормативный правовой характер, издаются в форме постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области. Акты, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Коллегии Администрации Кемеровской области. Коллегия Администрации Кемеровской области вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие нормативного правового характера. Требований к форме изложения иных актов, не имеющих нормативного правового характера, законодательством Кемеровской области не установлено. Коллегия Администрации Кемеровской области в силу положения статьи 3 Закона Кемеровской области N 49-ОЗ от 26.06.2002 "О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере земельных отношений" (в редакции действующей в период рассматриваемых по делу правоотношений) наделена полномочиями, в том числе по управлению и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Кемеровской области, а также осуществляет отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности Кемеровской области, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности. Таким образом, Коллегия Администрации Кемеровской области, в силу закона является органом уполномоченным на принятие решения (правового акта) о переводе, отказе в переводе из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности.
Довод апеллянта о том, что заместитель Губернатора Кемеровской области не вправе подписывать распорядительные документы, правовые акты, порождающие правовые последствия для заинтересованных лиц, также был надлежаще оценен судом первой инстанции и правомерно отклонен, поскольку не основан на нормах действующего законодательства Кемеровской области. Согласно пунктам 2.9, 3.7 Положения о заместителе Губернатора Кемеровской области (по природным ресурсам и экологии), утвержденного распоряжением Губернатора Кемеровской области от 07.07.2008 N 62-гк, заместитель Губернатора Кемеровской области (по природным ресурсам и экологии) в рамках возложенных на него полномочий, в том числе рассматривает обращения граждан, организаций и принимает по ним решения в пределах своей компетенции, подписывает документы по вопросам, относящимся к его компетенции.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, а лишь выражают несогласие с оценкой судом фактических обстоятельств, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта. Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено. При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02.11.2015 по делу N А27-11771/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
Т.В.ПАВЛЮК

Судьи
С.В.КРИВОШЕИНА
Л.Е.ХОДЫРЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)