Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: В газете было размещено объявление органа местного самоуправления о предполагаемом предоставлении в аренду земельного участка. Воспользовавшись указанным правом, истец подал заявление о предоставлении спорного земельного участка в аренду и был единственным обратившимся, однако в ответ получил отказ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Леонтьева Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Переверзиной Е.Б.,
судей: Головиной Е.Б., Титовой М.Г.,
при секретаре: П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе К.С. на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 11 января 2017 года по гражданскому делу N по иску К.С. к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Комитету по управлению имуществом Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, об обязании принять решение о предоставлении земельного участка в аренду, заключить договор аренды земельного участка.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Переверзиной Е.Б., объяснения представителя К.С. - З., возражения представителя администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области - К.И., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
К.С. обратился в суд с иском к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Комитету по управлению имуществом Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 19 апреля 2016 года об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, об обязании принять решение о предоставлении К.С. земельного участка с кадастровым номером N площадью 1500 кв. м +/-4 кв. м по <адрес> в аренду, заключить договор аренды спорного земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что 10 июля 2013 года администрацией Елизаветинского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области издано постановление N о присвоении земельного участка площадью 1500 кв. м <адрес>. В тот же день администрацией издано постановление N об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала по <адрес>. 1 июля 2013 года между истцом и Р. заключен договор об указании услуг по выполнению землеустроительных работ в отношении указанного земельного участка, на основании указанных работ был изготовлен межевой план, земельный участок поставлен на кадастровый учет. В газете "Гатчинская правда - Официальный вестник" N от 14 декабря 2013 года было размещено объявление о том, что администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области информирует о предполагаемом предоставлении в аренду земельных участков, к числу которых относится спорный. Заинтересованные лица вправе подать заявление о предоставлении участков на имя главы администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области в течение месяца с момента опубликования информационного сообщения, также были указаны адреса, по которым было возможно подать соответствующие заявления. Воспользовавшись своим правом, истец 10 января 2014 года обратился в администрацию Елизаветинского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду, он был единственным обратившемся, однако участок ему предоставлен не был. Из письма от 19 апреля 2016 года заместителя главы администрации по экономике следует, что информационное сообщение о предоставлении испрашиваемого земельного участка опубликованное в газете "Гатчинская правда - Официальный вестник" от 14 декабря 2013 года N опровергнуто сообщением, опубликованным в газете "Гатчинская правда" от 15 марта 2014 года N, в связи с чем истцу отказано в предоставлении спорного земельного участка в аренду. Истец указал, что газета "Гатчинская правда" от 15 марта 2014 года N не содержит указанного объявления. Полагает отказ администрации в предоставлении спорного земельного участка в аренду незаконным.
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 11 января 2017 года в удовлетворении исковых требований К.С. отказано.
От К.С. поступила апелляционная жалоба, в которой содержится требование об отмене решения суда.
В обоснование жалобы указал, что факт наличия или отсутствия извещения о предоставлении спорного земельного участка на сайте torgi.gov.ru судом не проверен. В связи с чем вывод суда о том, что администрацией не соблюдена процедура обязательного публичного информирования населения о возможном предоставлении земельного участка, что ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, заинтересованных в приобретении земельного участка, не обоснован.
Публикация в газете "Гатчинская правда - Официальный вестник" от 14 декабря 2013 года N никем не оспорена.
К.С., извещенный о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем на основании ст. ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, что постановлением администрации МО Елизаветинское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области N от 10 июля 2013 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала N, по <адрес>, площадью 1 500 кв. м.
В газете "Гатчинская правда - Официальный вестник" N от 14 декабря 2013 года было размещено объявление о том, что администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области информирует о предполагаемом предоставлении в аренду земельных участков, к числу которых относится и спорный земельный участок. Заинтересованные лица вправе подать заявление о предоставлении участков на имя главы администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области в течение месяца с момента опубликования информационного сообщения. Также были указаны адреса, по которым было возможно подать соответствующие заявления.
14 декабря 2013 года объявление о предполагаемом предоставлении в аренду земельных участков, в том числе и спорного, размещено на сайте МО Елизаветинское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области.
10 января 2014 года К.С. обратился в администрацию МО Елизаветинского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду.
19 апреля 2016 года администрацией Гатчинского муниципального района Ленинградской области был дан ответ по вопросу предоставления в аренду земельного участка, в котором было указано, что в газете "Гатчинская правда Официальный вестник" от 15 марта 2014 года N администрацией опровергнуто объявление в газете "Гатчинская правда Официальный вестник" от 14 декабря 2013 года N о предполагаемом предоставлении в аренду земельных участков на территории Елизаветинского сельского поселения. На основании изложенного, истцу было отказано в предоставлении в аренду спорного земельного участка. Кроме того К.С. разъяснено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в аренду осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу положений п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 настоящего Кодекса.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка, либо принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю (п. 5 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 года N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" определен адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором подлежит размещению информация о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Таким образом, на момент обращения истца за предоставлением спорного земельного участка информация о его предоставлении подлежала размещению на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (адрес сайта: www.torgi.gov.ru). Размещение указанной информации на данном сайте являлось обязательным, однако администрация муниципального образования Елизаветинское сельское поселение сведения о спорном земельном участке на нем не разместила.
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.
Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
Аукцион проводится с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором аукциона наибольшей цены за реализуемое имущество, в связи с этим неустановленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора торгов в привлечении максимального числа участников, а также публичные интересы.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что, не опубликовав извещение о проведении аукциона на сайте www.torgi.gov.ru, администрация Елизаветинского сельского поселения объективно не обеспечила возможность подачи потенциальными участниками заявок на участие в аукционе, что привело к ограничению доступа к участию в аукционе и может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции при проведении аукциона, в связи с чем является не предусмотренным законом ограничением доступа к участию в аукционе всем желающим принять в нем участие.
При этом судебная коллегия отмечает, что требования истца, по сути, направлены на обход процедур, установленных земельным законодательством для предоставления земельных участков для целей жилищного строительства, в том числе процедуры аукциона.
Учитывая, что истец не является лицом, которое имеет право на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (п. 1 ч. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации), с учетом того, что была нарушена процедура размещения извещения о предоставлении земельного участка, судом обоснованно было отказано истцу в удовлетворении заявленных им требований.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции Комитетом по управлению имуществом Гатчинского муниципального района Ленинградской области предоставлены сведения о том, что по обращению в 2016 году К.С. о предоставлении спорного земельного участка в аренду, в соответствии с порядком предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта согласно ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации было подготовлено и опубликовано информационное извещение о планируемом предоставлении в собственность спорного земельного участка, а также информация о праве граждан, заинтересованных в предоставлении земельного участка в течение 30 дней со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже этого земельного участка. В установленный срок поступили заявления о намерении участвовать в аукционе от заинтересованных лиц.
При таком положении истец не лишен возможности участвовать в торгах по предоставлению земельного участка.
То обстоятельство, что нарушение процедуры предоставления земельного участка было допущено не истцом, а органом местного самоуправления, не свидетельствует о возможности удовлетворения заявленных требований, поскольку каких-либо изъятий из общих правил для такой ситуации закон не содержит. В связи с этим отсутствие в ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации такого основания для отказа в предоставлении земельного участка, как нарушение процедуры его предоставления, не свидетельствует об обоснованности требований истца и возможности их удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют исковые требования и обстоятельства, установленные судом первой инстанции, которые были предметом подробного изучения суда первой инстанции, направлены на оспаривание выводов суда, и не являются основанием к отмене состоявшего решения. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, установленных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 11 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.С. без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.06.2017 N 33-2643/2017
Требование: О признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: В газете было размещено объявление органа местного самоуправления о предполагаемом предоставлении в аренду земельного участка. Воспользовавшись указанным правом, истец подал заявление о предоставлении спорного земельного участка в аренду и был единственным обратившимся, однако в ответ получил отказ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июня 2017 г. N 33-2643/2017
Судья Леонтьева Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Переверзиной Е.Б.,
судей: Головиной Е.Б., Титовой М.Г.,
при секретаре: П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе К.С. на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 11 января 2017 года по гражданскому делу N по иску К.С. к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Комитету по управлению имуществом Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, об обязании принять решение о предоставлении земельного участка в аренду, заключить договор аренды земельного участка.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Переверзиной Е.Б., объяснения представителя К.С. - З., возражения представителя администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области - К.И., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
установила:
К.С. обратился в суд с иском к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Комитету по управлению имуществом Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 19 апреля 2016 года об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, об обязании принять решение о предоставлении К.С. земельного участка с кадастровым номером N площадью 1500 кв. м +/-4 кв. м по <адрес> в аренду, заключить договор аренды спорного земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что 10 июля 2013 года администрацией Елизаветинского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области издано постановление N о присвоении земельного участка площадью 1500 кв. м <адрес>. В тот же день администрацией издано постановление N об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала по <адрес>. 1 июля 2013 года между истцом и Р. заключен договор об указании услуг по выполнению землеустроительных работ в отношении указанного земельного участка, на основании указанных работ был изготовлен межевой план, земельный участок поставлен на кадастровый учет. В газете "Гатчинская правда - Официальный вестник" N от 14 декабря 2013 года было размещено объявление о том, что администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области информирует о предполагаемом предоставлении в аренду земельных участков, к числу которых относится спорный. Заинтересованные лица вправе подать заявление о предоставлении участков на имя главы администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области в течение месяца с момента опубликования информационного сообщения, также были указаны адреса, по которым было возможно подать соответствующие заявления. Воспользовавшись своим правом, истец 10 января 2014 года обратился в администрацию Елизаветинского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду, он был единственным обратившемся, однако участок ему предоставлен не был. Из письма от 19 апреля 2016 года заместителя главы администрации по экономике следует, что информационное сообщение о предоставлении испрашиваемого земельного участка опубликованное в газете "Гатчинская правда - Официальный вестник" от 14 декабря 2013 года N опровергнуто сообщением, опубликованным в газете "Гатчинская правда" от 15 марта 2014 года N, в связи с чем истцу отказано в предоставлении спорного земельного участка в аренду. Истец указал, что газета "Гатчинская правда" от 15 марта 2014 года N не содержит указанного объявления. Полагает отказ администрации в предоставлении спорного земельного участка в аренду незаконным.
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 11 января 2017 года в удовлетворении исковых требований К.С. отказано.
От К.С. поступила апелляционная жалоба, в которой содержится требование об отмене решения суда.
В обоснование жалобы указал, что факт наличия или отсутствия извещения о предоставлении спорного земельного участка на сайте torgi.gov.ru судом не проверен. В связи с чем вывод суда о том, что администрацией не соблюдена процедура обязательного публичного информирования населения о возможном предоставлении земельного участка, что ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, заинтересованных в приобретении земельного участка, не обоснован.
Публикация в газете "Гатчинская правда - Официальный вестник" от 14 декабря 2013 года N никем не оспорена.
К.С., извещенный о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем на основании ст. ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, что постановлением администрации МО Елизаветинское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области N от 10 июля 2013 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала N, по <адрес>, площадью 1 500 кв. м.
В газете "Гатчинская правда - Официальный вестник" N от 14 декабря 2013 года было размещено объявление о том, что администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области информирует о предполагаемом предоставлении в аренду земельных участков, к числу которых относится и спорный земельный участок. Заинтересованные лица вправе подать заявление о предоставлении участков на имя главы администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области в течение месяца с момента опубликования информационного сообщения. Также были указаны адреса, по которым было возможно подать соответствующие заявления.
14 декабря 2013 года объявление о предполагаемом предоставлении в аренду земельных участков, в том числе и спорного, размещено на сайте МО Елизаветинское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области.
10 января 2014 года К.С. обратился в администрацию МО Елизаветинского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду.
19 апреля 2016 года администрацией Гатчинского муниципального района Ленинградской области был дан ответ по вопросу предоставления в аренду земельного участка, в котором было указано, что в газете "Гатчинская правда Официальный вестник" от 15 марта 2014 года N администрацией опровергнуто объявление в газете "Гатчинская правда Официальный вестник" от 14 декабря 2013 года N о предполагаемом предоставлении в аренду земельных участков на территории Елизаветинского сельского поселения. На основании изложенного, истцу было отказано в предоставлении в аренду спорного земельного участка. Кроме того К.С. разъяснено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в аренду осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу положений п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 настоящего Кодекса.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка, либо принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю (п. 5 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 года N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" определен адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором подлежит размещению информация о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Таким образом, на момент обращения истца за предоставлением спорного земельного участка информация о его предоставлении подлежала размещению на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (адрес сайта: www.torgi.gov.ru). Размещение указанной информации на данном сайте являлось обязательным, однако администрация муниципального образования Елизаветинское сельское поселение сведения о спорном земельном участке на нем не разместила.
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.
Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
Аукцион проводится с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором аукциона наибольшей цены за реализуемое имущество, в связи с этим неустановленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора торгов в привлечении максимального числа участников, а также публичные интересы.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что, не опубликовав извещение о проведении аукциона на сайте www.torgi.gov.ru, администрация Елизаветинского сельского поселения объективно не обеспечила возможность подачи потенциальными участниками заявок на участие в аукционе, что привело к ограничению доступа к участию в аукционе и может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции при проведении аукциона, в связи с чем является не предусмотренным законом ограничением доступа к участию в аукционе всем желающим принять в нем участие.
При этом судебная коллегия отмечает, что требования истца, по сути, направлены на обход процедур, установленных земельным законодательством для предоставления земельных участков для целей жилищного строительства, в том числе процедуры аукциона.
Учитывая, что истец не является лицом, которое имеет право на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (п. 1 ч. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации), с учетом того, что была нарушена процедура размещения извещения о предоставлении земельного участка, судом обоснованно было отказано истцу в удовлетворении заявленных им требований.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции Комитетом по управлению имуществом Гатчинского муниципального района Ленинградской области предоставлены сведения о том, что по обращению в 2016 году К.С. о предоставлении спорного земельного участка в аренду, в соответствии с порядком предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта согласно ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации было подготовлено и опубликовано информационное извещение о планируемом предоставлении в собственность спорного земельного участка, а также информация о праве граждан, заинтересованных в предоставлении земельного участка в течение 30 дней со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже этого земельного участка. В установленный срок поступили заявления о намерении участвовать в аукционе от заинтересованных лиц.
При таком положении истец не лишен возможности участвовать в торгах по предоставлению земельного участка.
То обстоятельство, что нарушение процедуры предоставления земельного участка было допущено не истцом, а органом местного самоуправления, не свидетельствует о возможности удовлетворения заявленных требований, поскольку каких-либо изъятий из общих правил для такой ситуации закон не содержит. В связи с этим отсутствие в ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации такого основания для отказа в предоставлении земельного участка, как нарушение процедуры его предоставления, не свидетельствует об обоснованности требований истца и возможности их удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют исковые требования и обстоятельства, установленные судом первой инстанции, которые были предметом подробного изучения суда первой инстанции, направлены на оспаривание выводов суда, и не являются основанием к отмене состоявшего решения. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, установленных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 11 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.С. без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)