Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.06.2017 N 33-2643/2017

Требование: О признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: В газете было размещено объявление органа местного самоуправления о предполагаемом предоставлении в аренду земельного участка. Воспользовавшись указанным правом, истец подал заявление о предоставлении спорного земельного участка в аренду и был единственным обратившимся, однако в ответ получил отказ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июня 2017 г. N 33-2643/2017


Судья Леонтьева Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Переверзиной Е.Б.,
судей: Головиной Е.Б., Титовой М.Г.,
при секретаре: П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе К.С. на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 11 января 2017 года по гражданскому делу N по иску К.С. к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Комитету по управлению имуществом Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, об обязании принять решение о предоставлении земельного участка в аренду, заключить договор аренды земельного участка.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Переверзиной Е.Б., объяснения представителя К.С. - З., возражения представителя администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области - К.И., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
установила:

К.С. обратился в суд с иском к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Комитету по управлению имуществом Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 19 апреля 2016 года об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, об обязании принять решение о предоставлении К.С. земельного участка с кадастровым номером N площадью 1500 кв. м +/-4 кв. м по <адрес> в аренду, заключить договор аренды спорного земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что 10 июля 2013 года администрацией Елизаветинского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области издано постановление N о присвоении земельного участка площадью 1500 кв. м <адрес>. В тот же день администрацией издано постановление N об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала по <адрес>. 1 июля 2013 года между истцом и Р. заключен договор об указании услуг по выполнению землеустроительных работ в отношении указанного земельного участка, на основании указанных работ был изготовлен межевой план, земельный участок поставлен на кадастровый учет. В газете "Гатчинская правда - Официальный вестник" N от 14 декабря 2013 года было размещено объявление о том, что администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области информирует о предполагаемом предоставлении в аренду земельных участков, к числу которых относится спорный. Заинтересованные лица вправе подать заявление о предоставлении участков на имя главы администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области в течение месяца с момента опубликования информационного сообщения, также были указаны адреса, по которым было возможно подать соответствующие заявления. Воспользовавшись своим правом, истец 10 января 2014 года обратился в администрацию Елизаветинского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду, он был единственным обратившемся, однако участок ему предоставлен не был. Из письма от 19 апреля 2016 года заместителя главы администрации по экономике следует, что информационное сообщение о предоставлении испрашиваемого земельного участка опубликованное в газете "Гатчинская правда - Официальный вестник" от 14 декабря 2013 года N опровергнуто сообщением, опубликованным в газете "Гатчинская правда" от 15 марта 2014 года N, в связи с чем истцу отказано в предоставлении спорного земельного участка в аренду. Истец указал, что газета "Гатчинская правда" от 15 марта 2014 года N не содержит указанного объявления. Полагает отказ администрации в предоставлении спорного земельного участка в аренду незаконным.
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 11 января 2017 года в удовлетворении исковых требований К.С. отказано.
От К.С. поступила апелляционная жалоба, в которой содержится требование об отмене решения суда.
В обоснование жалобы указал, что факт наличия или отсутствия извещения о предоставлении спорного земельного участка на сайте torgi.gov.ru судом не проверен. В связи с чем вывод суда о том, что администрацией не соблюдена процедура обязательного публичного информирования населения о возможном предоставлении земельного участка, что ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, заинтересованных в приобретении земельного участка, не обоснован.
Публикация в газете "Гатчинская правда - Официальный вестник" от 14 декабря 2013 года N никем не оспорена.
К.С., извещенный о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем на основании ст. ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, что постановлением администрации МО Елизаветинское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области N от 10 июля 2013 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала N, по <адрес>, площадью 1 500 кв. м.
В газете "Гатчинская правда - Официальный вестник" N от 14 декабря 2013 года было размещено объявление о том, что администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области информирует о предполагаемом предоставлении в аренду земельных участков, к числу которых относится и спорный земельный участок. Заинтересованные лица вправе подать заявление о предоставлении участков на имя главы администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области в течение месяца с момента опубликования информационного сообщения. Также были указаны адреса, по которым было возможно подать соответствующие заявления.
14 декабря 2013 года объявление о предполагаемом предоставлении в аренду земельных участков, в том числе и спорного, размещено на сайте МО Елизаветинское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области.
10 января 2014 года К.С. обратился в администрацию МО Елизаветинского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду.
19 апреля 2016 года администрацией Гатчинского муниципального района Ленинградской области был дан ответ по вопросу предоставления в аренду земельного участка, в котором было указано, что в газете "Гатчинская правда Официальный вестник" от 15 марта 2014 года N администрацией опровергнуто объявление в газете "Гатчинская правда Официальный вестник" от 14 декабря 2013 года N о предполагаемом предоставлении в аренду земельных участков на территории Елизаветинского сельского поселения. На основании изложенного, истцу было отказано в предоставлении в аренду спорного земельного участка. Кроме того К.С. разъяснено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в аренду осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу положений п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 настоящего Кодекса.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка, либо принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю (п. 5 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 года N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" определен адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором подлежит размещению информация о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Таким образом, на момент обращения истца за предоставлением спорного земельного участка информация о его предоставлении подлежала размещению на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (адрес сайта: www.torgi.gov.ru). Размещение указанной информации на данном сайте являлось обязательным, однако администрация муниципального образования Елизаветинское сельское поселение сведения о спорном земельном участке на нем не разместила.
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.
Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
Аукцион проводится с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором аукциона наибольшей цены за реализуемое имущество, в связи с этим неустановленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора торгов в привлечении максимального числа участников, а также публичные интересы.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что, не опубликовав извещение о проведении аукциона на сайте www.torgi.gov.ru, администрация Елизаветинского сельского поселения объективно не обеспечила возможность подачи потенциальными участниками заявок на участие в аукционе, что привело к ограничению доступа к участию в аукционе и может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции при проведении аукциона, в связи с чем является не предусмотренным законом ограничением доступа к участию в аукционе всем желающим принять в нем участие.
При этом судебная коллегия отмечает, что требования истца, по сути, направлены на обход процедур, установленных земельным законодательством для предоставления земельных участков для целей жилищного строительства, в том числе процедуры аукциона.
Учитывая, что истец не является лицом, которое имеет право на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (п. 1 ч. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации), с учетом того, что была нарушена процедура размещения извещения о предоставлении земельного участка, судом обоснованно было отказано истцу в удовлетворении заявленных им требований.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции Комитетом по управлению имуществом Гатчинского муниципального района Ленинградской области предоставлены сведения о том, что по обращению в 2016 году К.С. о предоставлении спорного земельного участка в аренду, в соответствии с порядком предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта согласно ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации было подготовлено и опубликовано информационное извещение о планируемом предоставлении в собственность спорного земельного участка, а также информация о праве граждан, заинтересованных в предоставлении земельного участка в течение 30 дней со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже этого земельного участка. В установленный срок поступили заявления о намерении участвовать в аукционе от заинтересованных лиц.
При таком положении истец не лишен возможности участвовать в торгах по предоставлению земельного участка.
То обстоятельство, что нарушение процедуры предоставления земельного участка было допущено не истцом, а органом местного самоуправления, не свидетельствует о возможности удовлетворения заявленных требований, поскольку каких-либо изъятий из общих правил для такой ситуации закон не содержит. В связи с этим отсутствие в ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации такого основания для отказа в предоставлении земельного участка, как нарушение процедуры его предоставления, не свидетельствует об обоснованности требований истца и возможности их удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют исковые требования и обстоятельства, установленные судом первой инстанции, которые были предметом подробного изучения суда первой инстанции, направлены на оспаривание выводов суда, и не являются основанием к отмене состоявшего решения. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, установленных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:

решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 11 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.С. без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)