Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.06.2017 N 10АП-6997/2017 ПО ДЕЛУ N А41-13069/17

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2017 г. по делу N А41-13069/17


Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Иевлева П.А., Диаковской Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
- от заявителя, Конкурсного управляющего ОАО "Ачкасово" Копытова Н.М.: Калинцева Г.К. по доверенности от 21.11.16 б/н;
- от заинтересованного лица, Администрации Воскресенского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
- от 3-го лица, Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Воскресенского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 31 марта 2017 года по делу N А41-13069/17, принятое судьей Федуловой Л.В., по заявлению Конкурсного управляющего ОАО "Ачкасово" Копытова Н.М. к Администрации Воскресенского муниципального района Московской области третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 25.01.2017 N 138/030,

установил:

Открытое акционерное общество "Ачкасово" (далее - ОАО "Ачкасово", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Воскресенского муниципального района Московской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ Администрации Воскресенского муниципального района Московской области в предоставлении ОАО "Ачкасово" в собственность земельного участка, оформленного письмом от 25.01.2017 г. N 138/030 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:51231, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью 192 376 кв. м, адрес: Московская область, Воскресенский район.
- обязать Администрацию Воскресенского муниципального района Московской области в тридцатидневный срок со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда направить ОАО "Ачкасово" в лице конкурсного управляющего Копытовой Н.М. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:51231, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью 192 376 кв. м, адрес: Московская область, Воскресенский район.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31 марта 2017 года по делу N А41-13069/17 признан незаконным отказ Администрации Воскресенского муниципального района Московской области в предоставлении ОАО "Ачкасово" в собственность земельного участка, оформленного письмом от 25.01.2017 г. N 138/030 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:51231, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью 192 376 кв. м, адрес: Московская область, Воскресенский район.
Суд обязал Администрацию Воскресенского муниципального района Московской области в тридцатидневный срок со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда направить ОАО "Ачкасово" в лице конкурсного управляющего Копытовой Н.М. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:51231, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью 192 376 кв. м, адрес: Московская область, Воскресенский район.
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация Воскресенского муниципального района Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика и 3-го лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно заявлению, 05 марта 1997 г. Администрацией Воскресенского района Московской области принято Постановление N 57 "О перерегистрации землепользования и выдаче свидетельства на право бессрочного пользования землей ГПЗ "Ачкасово", установлено выдать свидетельство на право бессрочного пользования землей ГПЗ "Ачкасово" общей площадью 4409 га, в том числе пашни - 3925 га, сенокосов - 78 га, пастбищ - 221 га, прочих - 185 га для сельскохозяйственного использования.
31 марта 1997 г. Администрацией Воскресенского района выдано госплемзаводу "Ачкасово" Воскресенского района Московской области Свидетельство N 537 о предоставлении на праве бессрочного пользования земельного участка общей площадью 4409 га.
В период с 28.05.1998 года по 04.03.2003 года из земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования ГПЗ "Ачкасово" неоднократно производились изъятия земельных участков.
25 марта 2005 г. Постановлением Главы Воскресенского района Московской области N 221 утвержден проект границ и границы земельного участка общей площадью 204,37 га, установленных на местности Федеральному государственному предприятию "Племенной завод "Ачкасово" для сельскохозяйственного производства.
19 августа 2005 г. Постановлением Администрации муниципального образования "Воскресенский район" Московской области N 830 внесены изменения и дополнения в постановление главы муниципального образования "Воскресенский район "Об утверждении проекта границ и границ земельного участка, установленных на местности "ФГУП "Племенной завод "Ачкасово" в южной части землепользования Воскресенского района" от 25.03.2005 г. N 221, в соответствии с которым п. 1 изложен в следующей редакции: "преобразовать земельный участок площадью 4363 га, уточненной по результатам межевания, находящийся на праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Ачкасово", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для введения сельскохозяйственного производства, путем раздела на земельные участки с кадастровыми номерами: - 50:29:0000000:0031, площадью 4158,63 га, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования - для ведения сельскохозяйственного производства; - 50:29:0060304:0014, площадью 204,37 га, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования - для ведения сельскохозяйственного производства.
Также, согласно п. 2 Постановления Администрации муниципального образования "Воскресенский район" Московской области от 19.08.2005 г. N 830, утвержден проект границ вновь образованных земельных участков площадью указанных в п. 1.
23 апреля 2007 г. Постановлением Главы Воскресенского района Московской области N 530 внесены изменения и дополнения в постановление главы муниципального образования "Воскресенский район "Об утверждении проекта границ и границ земельного участка, установленных на местности "ФГУП "Племенной завод "Ачкасово" в южной части землепользования Воскресенского района" от 25.03.2005 г. N 221, в соответствии с которым п. 1 изложен в следующей редакции:
"преобразовать земельный участок площадью 4363 га, уточненной по результатам межевания, находящийся на праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Ачкасово", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для введения сельскохозяйственного производства, путем раздела 5 участков:
- 1-ый участок площадью 41586300 кв. м, кадастровый номер 50:29:0000000:0031;
- 2-ой участок площадью 33267 кв. м;
- 3-ий участок площадью 318525 кв. м;
- 4-ый участок площадью 1510123 кв. м;
- 5-ый участок площадью 181737 кв. м".
Согласно п. 2 Постановления Главы Воскресенского района Московской области от 23.04.2007 г. N 530, утвержден проект границ вновь образованных земельных участков N 2 - 5 общей площадью 2043652 кв. м. ОАО "Ачкасово" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на основании Постановления Администрации Воскресенского района Московской области от 05 марта 1997 г. N 57 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:51231. 25 ноября 2016 г. ОАО "Ачкасово" обратилось к Главе Воскресенского муниципального района Московской области с заявлением о выкупе (приобретении) в собственность земельного участка постоянного (бессрочного) пользования без проведения торгов.
Письмом от 25.01.2017 г. N 138/030 Администрация Воскресенского муниципального района Московской области отказала ОАО "Ачкасово" в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:51231. поскольку не представлены документы, подтверждающие, что заявитель является сельскохозяйственным предприятием и имеет право на приобретение земельного участка в собственность по цене равной трем процентам кадастровой стоимости, сославшись на протокол межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 29.12.2016 г. N 51 (п. 849).
Посчитав отказ Администрации Воскресенского муниципального района Московской области незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 198, 200 АПК РФ, правомерно исходил из нижеследующего.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (далее - уполномоченный орган) (ст. 39.2 Земельного кодекса РФ).
Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса.
Общество не относится к лицам, указанным в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса РФ (органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным; казенным предприятиям; центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий).
Пунктами 1 и 2 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ установлено, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 утвержден Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, согласно которому при обращении с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 7 пункта 2 статья 39.3 Земельного кодекса РФ, заявитель должен представить в уполномоченный орган следующие документы: документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка либо кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.
Данные документы были представлены в администрацию.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный Закон) юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Тем самым, пунктом 2 статьи 3 Вводного закона предусмотрена обязанность по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в срок до 01.07.2012.
Из данного пункта статьи 3 Вводного закона вытекает и право лица, владеющего правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на его переоформление.
При этом установленная им дата определяет срок для исполнения обязанности по переоформлению такого права и не может рассматриваться как срок, наступление которого влечет утрату права на его переоформление.
Материалами дела подтверждается, что общество владеет испрашиваемым в собственность земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования (свидетельство, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Следовательно, в соответствии с действующим законодательством, общество имеет право на переоформление в собственность земельных участков, предоставленных ему ранее на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" реализация полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области.
Принимаемые межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области решения являются предварительными.
При этом одно лишь принятие либо не принятие таких решений не должно влечь за собой каких-либо правовых последствий для заявителя в соответствии с нормами федерального законодательства (Земельного и Гражданского кодексов), в связи с чем отказ такой комиссии в согласовании предоставления обществу испрашиваемых земельных участков в порядке переоформления бессрочного (постоянного) пользования сам по себе не мог служить основанием для отказа в предоставлении обществу данных земельных участков.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, ссылка администрации в оспариваемом отказе на решение межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области является неправомерной.
Что также отклоняет аналогичные доводы указанные в апелляционной жалобе.
Кроме того, Земельный кодекс Российской Федерации обладает большей юридической силой по отношению к таким законодательным актам.
Так, согласно части 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Положениями части 3 статьи 1 Федерального закона N 101-ФЗ установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Согласно части 7 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона Московской области от 12 июня 2004 года N 75/2004-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" сельскохозяйственные организации, а также граждане, осуществляющие деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, вправе приобрести в собственность сельскохозяйственные угодья и иные земли в составе земель сельскохозяйственного назначения как полностью, так и частями по цене, равной 3 процентам кадастровой стоимости указанных земельных участков.
Для целей настоящей статьи под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50 процентов общей суммы выручки.
ОАО "Ачкасово" является сельскохозяйственной организацией, что подтверждается представленными в материалы дела документами, в том числе, налоговыми декларациями по ЕСНХ, справкой ИФНС.
В силу части первой статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Доказательств того, что общество не использует испрашиваемый земельный участок по целевому назначению - в целях сельскохозяйственного производства, заинтересованным лицом по правилам статей 65, 200 АПК РФ в суд не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно указал, что Администрацией Воскресенского муниципального района Московской области не представлено доказательств, свидетельствующих о законности принятия решения об отказе в выкупе земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:51231. В связи с чем, пришел к правомерному выводу, что требования Открытого акционерного общества "Ачкасово" подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 31.03.2017 года по делу N А41-13069/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
Н.В.МАРЧЕНКОВА

Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
П.А.ИЕВЛЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)