Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2017 N 10АП-9828/2017 ПО ДЕЛУ N А41-12787/17

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2017 г. по делу N А41-12787/17


Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2017 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - открытого акционерного общества "Ачкасово" в лице конкурсного управляющего Копытовой Н.М. - Калинцевой Г.К. (представителя по доверенности от 24.11.2016),
от администрации Воскресенского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
от комитета лесного хозяйства Московской области - Козикова В.В. (представителя по доверенности от 22.12.2016),
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - Богомолова С.В. (представителя по доверенности от 10.07.2017),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Воскресенского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23.05.2017 по делу N А41-12787/17, принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,

установил:

открытое акционерное общество "Ачкасово" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Воскресенского муниципального района Московской области (далее - администрация) со следующими требованиями с учетом принятого судом уточнения):
- признать незаконными отказы администрации о предоставлении обществу в собственность земельных участков, оформленные письмами: от 09.06.2016 N 1555/030 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:47720, от 09.08.2016 N 1567/030 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:47741, от 09.08.2016 N 1558/030 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060221:1590, от 06.09.2016 N 1730/030 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:47736, от 09.08.2016 N 1569/030 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:47734, от 09.08.2016 N 1573/030 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:47732, от 09.08.2016 N 1572/030 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:47737, от 22.08.2016 N 1665/030 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060304:188, от 09.08.2016 N 1560/030 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:47723, от 09.08.2016 N 1556/030 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:47724, от 09.08.2016 N 1562/030 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060304:187, от 06.09.2016 N 1127/030 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:47728, от 09.08.2016 N 1576/2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:47725, от 09.08.2016 N 1565/030 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060304:45, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: "для сельскохозяйственного производства".
- обязать администрацию в тридцатидневный срок, со дня вступления решения арбитражного суда по данному делу в законную силу направить обществу в лице конкурсного управляющего Копытовой Н.М. договоры купли-продажи земельных участков:






























































категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: "для сельскохозяйственного производства", по цене равной трем процентам кадастровой стоимости.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство), комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.05.2017 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Представители комитета и управления в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей администрации, министерства.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей общества, комитета и управления, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Администрацией Воскресенского района Московской области принято постановление от 05.03.1997 N 57 "О перерегистрации землепользования и выдаче свидетельства на право бессрочного пользования землей ГПЗ "Ачкасово", которым ГПЗ "Ачкасово" выдавалось свидетельство на право бессрочного пользования землей общей площадью 4409 га, в том числе пашни - 3925 га, сенокосов - 78 га, пастбищ - 221 га, прочих - 185 га для сельскохозяйственного использования.
Администрацией Воскресенского района 31.03.1997 выдано госплемзаводу "Ачкасово" Воскресенского района Московской области свидетельство N 537 о предоставлении на праве бессрочного пользования земельного участка общей площадью 4409 га.
В период с 28.05.1998 по 04.03.2003 из земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования ГПЗ "Ачкасово" неоднократно производились изъятия земельных участков.
Постановлением Главы Воскресенского района Московской области от 25.03.2005 N 221 утвержден проект границ и границы земельного участка общей площадью 204,37 га, установленных на местности Федеральному государственному предприятию "Племенной завод "Ачкасово" для сельскохозяйственного производства.
Постановлением администрации муниципального образования "Воскресенский район" Московской области от 19.08.2005 N 830 внесены изменения и дополнения в постановление Главы муниципального образования "Воскресенский район "Об утверждении проекта границ и границ земельного участка, установленных на местности "ФГУП "Племенной завод "Ачкасово" в южной части землепользования Воскресенского района" от 25.03.2005 N 221, в соответствии с которым п. 1 изложен в следующей редакции: "преобразовать земельный участок площадью 4363 га, уточненной по результатам межевания, находящийся на праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Ачкасово", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для введения сельскохозяйственного производства, путем раздела на земельные участки с кадастровыми номерами:
- - 50:29:0000000:0031, площадью 4158,63 га, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования - для ведения сельскохозяйственного производства;
- - 50:29:0060304:0014, площадью 204,37 га, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования - для ведения сельскохозяйственного производства;
- Также согласно пункту 2 постановления администрации муниципального образования "Воскресенский район" Московской области от 19.08.2005 N 830, утвержден проект границ вновь образованных земельных участков площадью указанных в п. 1.
Постановлением Главы Воскресенского района Московской области от 23.04.2007 N 530 внесены изменения и дополнения в постановление главы муниципального образования "Воскресенский район "Об утверждении проекта границ и границ земельного участка, установленных на местности "ФГУП "Племенной завод "Ачкасово" в южной части землепользования Воскресенского района" от 25.03.2005 N 221, в соответствии с которым пункт 1 изложен в следующей редакции: "преобразовать земельный участок площадью 4363 га, уточненной по результатам межевания, находящийся на праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Ачкасово", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для введения сельскохозяйственного производства, путем раздела 5 участков: 1-ый участок площадью 41586300 кв. м, кадастровый номер 50:29:0000000:0031; 2-ой участок площадью 33267 кв. м; 3-ий участок площадью 318525 кв. м; 4-ый участок площадью 1510123 кв. м; 5-ый участок площадью 181737 кв. м". Согласно пункту 2 постановления Главы Воскресенского района Московской области от 23.04.2007 N 530, утвержден проект границ вновь образованных земельных участков N 2 - 5 общей площадью 2043652 кв. м. Постановлением Главы Воскресенского муниципального района Московской области от 18..08.2008 N 1624 в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Ачкасово", обществу предоставлены в аренду земельный участки, общей площадью 1861916 кв. м, расположенный в Московской области, в южной части Воскресенского района, категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использования - "для ведения сельскохозяйственного производства" в том числе: площадью 33 267 кв. м с кадастровым номером 50:29:0060304:57; площадью 318 525 кв. м с кадастровым номером 50:29:0060304:58; площадью 151 0124 кв. м с кадастровым номером 50:29:0060304:44.
ОАО "Ачкасово" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления Администрации Воскресенского района Московской области от 05.03.1997 N 57, в отношении следующих земельных участков:































































































































Общество 26.02.2015 обратилось к Главе Воскресенского муниципального района Московской области с заявлением о выкупе (приобретении) в собственность, в том числе спорных земельных участков.
ОАО "Ачкасово" 29.06.2016 повторно через МФЦ обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов.
Письмом от 06.09.2016 N 1730/030 администрация сообщила обществу об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:47736 ввиду того, что обществом не представлены документы подтверждающие, что общество является сельскохозяйственным предприятием и имеет право на приобретении земельного участка в собственность по цене равной трем процентам кадастровой стоимости, сославшись на протокол межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 25.08.2016 N 33.
Письмом от 09.08.2016 N 1555/030 администрация сообщила обществу об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:47720 ввиду того, что обществом не представлены документы подтверждающие, что общество является сельскохозяйственным предприятием и имеет право на приобретении земельного участка в собственность по цене равной трем процентам кадастровой стоимости, сославшись на протокол межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 28.07.2016 N 29.
Письмом от 09.08.2016 N 1567/030 администрация сообщила обществу об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:47741 в связи с тем, что обществом не представлены документы подтверждающие, что общество является сельскохозяйственным предприятием и имеет право на приобретении земельного участка в собственность по цене равной трем процентам кадастровой стоимости, сославшись на протокол межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 28.07.2016 N 29.
Письмом от 09.08.2016 N 1558/030 администрация отказала обществу в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060221:1590, в связи с тем, что заявителем не представлены документы подтверждающие, что заявитель является сельскохозяйственным предприятием и имеет право на приобретении земельного участка в собственность по цене равной трем процентам кадастровой стоимости, сославшись на протокол межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 28.07.2016 N 33.
Письмом от 09.08.2016 N 1569/030 администрация отказала обществу в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:47734, в связи с тем, что заявителем не представлены документы подтверждающие, что заявитель является сельскохозяйственным предприятием и имеет право на приобретении земельного участка в собственность по цене равной трем процентам кадастровой стоимости, сославшись на протокол межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 28.07.2016 N 29.
Письмом от 09.08.2016 N 1573/030 администрация отказала обществу в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:47732, в связи с тем, что заявителем не представлены документы подтверждающие, что заявитель является сельскохозяйственным предприятием и имеет право на приобретении земельного участка в собственность по цене равной трем процентам кадастровой стоимости, сославшись на протокол межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 28.07.2016 N 29.
Письмом от 09.08.2016 N 1572/030 администрация отказала обществу в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:47737, в связи с тем, что заявителем не представлены документы подтверждающие, что заявитель является сельскохозяйственным предприятием и имеет право на приобретении земельного участка в собственность по цене равной трем процентам кадастровой стоимости, сославшись на протокол межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 28.07.2016 N 29.
Письмом от 09.08.2016 N 1562/030 администрация отказала обществу в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060304:187, в связи с тем, что заявителем не представлены документы подтверждающие, что заявитель является сельскохозяйственным предприятием и имеет право на приобретении земельного участка в собственность по цене равной трем процентам кадастровой стоимости, сославшись на протокол межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 28.07.2016 N 29.
Письмом от 09.08.2016 N 1556/030 администрация отказала обществу в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:47724, в связи с тем, что заявителем не представлены документы подтверждающие, что заявитель является сельскохозяйственным предприятием и имеет право на приобретении земельного участка в собственность по цене равной трем процентам кадастровой стоимости, сославшись на протокол межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 28.07.2016 N 29.
Письмом от 09.08.2016 N 1560/030 администрация отказала обществу в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:47723, в связи с тем, что заявителем не представлены документы подтверждающие, что заявитель является сельскохозяйственным предприятием и имеет право на приобретении земельного участка в собственность по цене равной трем процентам кадастровой стоимости, сославшись на протокол межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 28.07.2016 N 29.
Письмом от 22.08.2016 N 1665/030 администрация отказала обществу в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060304:188, в связи с тем, что заявителем не представлены документы подтверждающие, что заявитель является сельскохозяйственным предприятием и имеет право на приобретении земельного участка в собственность по цене равной трем процентам кадастровой стоимости, сославшись на протокол межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 11.08.2016 N 31.
Письмом от 06.09.2016 N 1127/030 администрация отказала обществу в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:47728, в связи с тем, что заявителем не представлены документы подтверждающие, что заявитель является сельскохозяйственным предприятием и имеет право на приобретении земельного участка в собственность по цене равной трем процентам кадастровой стоимости, сославшись на протокол межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 25.08.2016 N 33.
Письмом от 09.08.2016 N 1565/030 администрация отказала обществу в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060304:45, в связи с тем, что заявителем не представлены документы подтверждающие, что заявитель является сельскохозяйственным предприятием и имеет право на приобретении земельного участка в собственность по цене равной трем процентам кадастровой стоимости, сославшись на протокол межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 28.07.2016 N 29.
Письмом от 09.08.2016 N 1576/030 администрация отказала обществу в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:47725, в связи с тем, что заявителем не представлены документы подтверждающие, что заявитель является сельскохозяйственным предприятием и имеет право на приобретении земельного участка в собственность по цене равной трем процентам кадастровой стоимости, сославшись на протокол межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 28.07.2016 N 29.
Не согласившись с администрацией, общество оспорило эти отказы в судебном порядке.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (далее - уполномоченный орган) (статья 39.2 Земельного кодекса).
Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса.
Общество не относится к лицам, указанным в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса (органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным; казенным предприятиям; центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий).
Пунктами 1 и 2 статьи 39.17 Земельного кодекса установлено, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 утвержден Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, согласно которому при обращении с заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 7 пункта 2 статья 39.3 Земельного кодекса заявитель должен представить в уполномоченный орган следующие документы: документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка либо кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.
Данные документы были представлены в администрацию.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный Закон) юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Тем самым, пунктом 2 статьи 3 Вводного закона предусмотрена обязанность по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в срок до 01.07.2012.
Из данного пункта статьи 3 Вводного закона вытекает и право лица, владеющего правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на его переоформление.
При этом установленная им дата определяет срок для исполнения обязанности по переоформлению такого права и не может рассматриваться как срок, наступление которого влечет утрату права на его переоформление.
Более того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 7.34, устанавливающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность.
Данная статья КоАП РФ подлежит применению с 01.01.2013.
Из этого следует, что после 01.07.2012 указанные лица по прежнему вправе требовать переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (в противном случае введение с 01.01.2013 административной ответственности за не переоформление этого права не имело бы смысла, поскольку привлечение к административной ответственности за неисполнение обязанности, которую нельзя по закону исполнить, не допустимо).
Аналогичный вывод подтверждается и сложившейся судебной практикой, в том числе постановлением Арбитражного суда Московского округа от 02.10.2014 года по делу N А41-1999/14, а также Определением Верховного Суда Российской Федерации от 06.05.2015 N 305-КГ14-7532.
Материалами дела подтверждается, что общество владеет испрашиваемыми в собственность земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования (свидетельства, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Следовательно, в соответствии с действующим законодательством общество имеет право на переоформление в собственность земельных участков, предоставленных ему ранее на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" реализация полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области.
Принимаемые межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области решения являются предварительными.
При этом одно лишь принятие либо не принятие таких решений не должно влечь за собой каких-либо правовых последствий для заявителя в соответствии с нормами федерального законодательства (Земельного и Гражданского кодексов), в связи с чем отказ такой комиссии в согласовании предоставления обществу испрашиваемых земельных участков в порядке переоформления бессрочного (постоянного) пользования сам по себе не мог служить основанием для отказа в предоставлении обществу данных земельных участков (сходные выводы содержаться в постановлениях Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 и Арбитражного суда Московского округа от 21.12.2015 по делу N А41-27802/2015, постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 по делу N А41-38134/15, от 03.02.2016 по делу N А41-65898/15 и др.).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно не принял доводы администрации, что ее отказы в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков приняты на основании решения межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области.
Более того, решения комиссии, реализующей публично-властные полномочия, не должны быть произвольными и противоречащими закону.
Закон Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" не дает права министерству, межведомственной комиссии, администрации нарушать земельное законодательство, а призван лишь обеспечить внутреннее взаимодействие между органами исполнительной власти Московской области и органами местного самоуправления Московской области по вопросам предоставления заинтересованным лицам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, ссылка администрации в оспариваемых отказах на решение межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области является неправомерной.
Возражая против удовлетворения заявленных требования комитет ссылается на то, что границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:29:0000000:47720, 50:29:0000000:47741, 50:29:0060221:1590, 50:29:0000000:47736, 50:29:0000000:47734, 50:29:0000000:47732, 50:29:0000000:47737, 50:29:0060304:188, 50:29:0000000:47723, 50:29:0000000:47724, 50:29:0060304:187, 50:29:0000000:47728, 50:29:0000000:47725, 50:29:0060304:45 накладываются на границы земель лесного фонда, что, по мнению комитета, подтверждается схемами наложений и координатами наложений (т. 1 л.д. 78-112), справкой о пересечении границ земельных участков с землями лесного фонда (т. 4 л.д. 127-153), выписками из государственного лесного реестра о лесных кварталах и лесотаксационных выделах (т. 4 л.д. 154-166), Планом лесных участков Воскресенского района Московской области (т. 5 л.д. 10-36), таксационным описанием Воскресенского района Московской области (т. 5 л.д. 37-50), проектом организации и ведения лесного хозяйства Виноградовского лесхоза Московской области (т. 5 л.д. 51-98), а также Планшетами лесоустройства 2000 г. (т. 5 л.д. 99-103).
Согласно положениям статьи 70 Земельного кодекса государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о кадастре каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 7 Закона о кадастре).
Исходя из содержания части 3 статьи 25 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка), при этом, если в соответствии со статьей 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Изменение уникальных характеристик объекта недвижимости подлежит кадастровому учету и может быть осуществлено органом кадастрового учета по заявлению собственника объекта недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иных лиц (часть 1 статьи 16, статья 20 Закона о кадастре).
Из части 7 статьи 38 Закона о кадастре следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о кадастре при ведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.
В статье 22 Закона о кадастре установлен перечень представляемых на кадастровый учет документов, в том числе и межевой план.
Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета (статьи 26, 27 Закона о кадастре).
Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами: 50:29:0000000:47720, 50:29:0000000:47741, 50:29:0060221:1590, 50:29:0000000:47736, 50:29:0000000:47734, 50:29:0000000:47732, 50:29:0000000:47737, 50:29:0060304:188, 50:29:0000000:47723, 50:29:0000000:47724, 50:29:0060304:187, 50:29:0000000:47728, 50:29:0000000:47725, были внесены в государственный кадастр недвижимости 29.01.2013, а в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060304:45-06.08.2007, что подтверждается кадастровыми паспортами, выданными на эти земельные участки.
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:29:0000000:47720, 50:29:0000000:47741, 50:29:0060221:1590, 50:29:0000000:47736, 50:29:0000000:47734, 50:29:0000000:47732, 50:29:0000000:47737, 50:29:0060304:188, 50:29:0000000:47723, 50:29:0000000:47724, 50:29:0060304:187, 50:29:0000000:47728, 50:29:0000000:47725 были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:31, сведения о котором внесены в ГКН на основании постановления администрации Воскресенского района Московской области от 05.03.1997 N 57 "О перерегистрации землепользования и выдаче свидетельства на право бессрочного пользования землей ГПЗ "Ачкасово" и свидетельства от 31.03.1997 N 537 о предоставлении на праве бессрочного пользования земельного участка общей площадью 4409 га.
Между тем лесные участки, расположенные в кварталах 21, 40, 41, 19, 44, 18 Виноградовского лесничества Виноградовского участкового лесничества и в кварталах 41, 20, 65, 70, 35, 19, 31, 32, 33, 34, 19, 42, 43 Виноградовского лесничества Воскресенского участкового лесничества на государственный кадастровый учет не поставлены.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4 данного Закона в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Обосновывая свои доводы о том, что земельные участки расположены на землях лесного фонда, комитет в судебном заседании апелляционного суда ссылается на то, что данный факт подтверждается сведениями, содержащимися в Региональной географической информационной системе Московской области (далее - РГИС МО), созданной в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23.10.2012 N 1335/38, которая позволяет осуществить сопоставление в электронном виде границ земель лесного фонда и границ земельных участков, выявляя наложение при их наличии, а также выписками из государственного лесного реестра и копией планшета лесоустройства 2000 годов N 7, 14, 8, 13, 16, составленного в результате проведения работ по лесоустройству.
Судом первой инстанции правомерно отклонены данные доводы комитета по следующим основаниям.
Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами: 50:29:0000000:47720, 50:29:0000000:47741, 50:29:0060221:1590, 50:29:0000000:47736, 50:29:0000000:47734, 50:29:0000000:47732, 50:29:0000000:47737, 50:29:0060304:188, 50:29:0000000:47723, 50:29:0000000:47724, 50:29:0060304:187, 50:29:0000000:47728, 50:29:0000000:47725, были внесены в государственный кадастр недвижимости 29.01.2013, а в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060304:45-06.08.2007, что подтверждается кадастровыми паспортами в отношении указанных земельных участков.
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:29:0000000:47720, 50:29:0000000:47741, 50:29:0060221:1590, 50:29:0000000:47736, 50:29:0000000:47734, 50:29:0000000:47732, 50:29:0000000:47737, 50:29:0060304:188, 50:29:0000000:47723, 50:29:0000000:47724, 50:29:0060304:187, 50:29:0000000:47728, 50:29:0000000:47725 были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:31, сведения о котором внесены в ГКН на основании Постановления Администрации Воскресенского района Московской области от 05.03.1997 N 57 "О перерегистрации землепользования и выдаче свидетельства на право бессрочного пользования землей ГПЗ "Ачкасово" и Свидетельства от 31.03.1997 N 537 о предоставлении на праве бессрочного пользования земельного участка общей площадью 4409 га.
Земельный участок с кадастровым номером 50:29:0000000:31 был поставлен на государственный кадастровый учет 29.06.2005, а земельный участок с кадастровым номером 50:29:0060304:45-06.08.2007, границы земельных участков были установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, что подтверждается копией кадастрового дела, представленного в материалы дела.
Государственная информационная система Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" была создана в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23.10.2012 а.
В соответствии с данным постановлением РГИС Московской области представляет собой государственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация.
При этом в постановлении указано, что Министерству государственного управления, информационных технологий и связи Московской области в срок до 15.12.2012 провести экспертную оценку документов и программ, используемых в рамках планирования, создания и использования РГИС Московской области.
Следовательно, сама программа РГИС Московской области стала внедряться только после принятия указанного постановления Правительства Московской области, а постановка земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:31 и 50:29:0060304:45 на государственный кадастровый учет была осуществлена 29.06.2005 года и 06.08.2007 соответственно, то есть до создания и внедрения на территории Московской области данной программы. Тем более сведения в данную программу вносились на основании данных предоставляемых Комитетом лесного хозяйства Московской области.
Также подлежат отклонению доводы комитета о том, что подтверждением наложения земельного участка на земли лесного фонда являются также планшеты лесоустройства 2000 годов N 7, 14, 8, 13, 16, выписки из государственного лесного реестра о лесных кварталах и лесотаксационных выделах, планами лесных участков, таксационным описанием, поскольку указанные документы не содержат координат лесных участков и их наличие не свидетельствует о пересечении земельных участков ответчика с землями лесного фонда без проведения по делу судебной экспертизы.
Определением от 20.03.2017 суд первой инстанции в целях установления пересечения земельных участков, принадлежащих на праве собственности обществу, предлагал сторонам рассмотреть вопрос о проведении по делу судебной экспертизы.
Вместе с тем ходатайств о проведении судебной экспертизы не поступало, более того, представители лиц, участвующих деле, заявили о том, что в рамках настоящего дела ходатайства о проведении по делу судебной экспертизы ими подаваться не будут.
В суде апелляционной инстанции представители комитета и управления также заявили, что о проведении судебной экспертизы, ходатайствовать не будут.
В соответствии с пунктом 36 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В силу положений части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанных положений администрация и третьи лица не представили надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что земельные участки накладывается на земли лесного фонда, а, следовательно, не подтвердили обстоятельства, на которых основывается оспариваемые отказы.
Судом не могут быть приняты во внимание доводы комитета о том, что в данном случае имеется спор о праве и в рамках настоящего дела указанный спор не подлежит разрешению по следующим обстоятельствам.
Действительно, в соответствии с пунктом 56 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в порядке производства по делам, возникающих из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Спор о праве на недвижимое имущество может быть разрешен только путем предъявления исковых требований в порядке гражданского судопроизводства.
Между тем в рамках настоящего спора общество просит признать незаконным отказ администрации в предоставлении в собственность земельных участков, который основывается на том, что имеется пересечение с землями лесного фонда.
Исходя из смысла положений действующего законодательства отказ органа государственной власти либо органа местного самоуправления в принятии того либо иного решения не должен носить формальный характер, данный отказ должен соответствовать действующему законодательству и подтверждаться документально.
Администрацией и иными лицами, участвующим в деле не представлено доказательств того, что спорные земельные участки налагаются на земли лесного фонда, а, следовательно, не представлено доказательств о том, что между сторонами существует спор о праве.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Положениями части 3 статьи 1 Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Согласно части 7 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Вводным законом. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона Московской области от 12.06.2004 N 75/2004-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" сельскохозяйственные организации, а также граждане, осуществляющие деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, вправе приобрести в собственность сельскохозяйственные угодья и иные земли в составе земель сельскохозяйственного назначения как полностью, так и частями по цене, равной 3 процентам кадастровой стоимости указанных земельных участков. Для целей настоящей статьи под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50 процентов общей суммы выручки.
Как правильно установлено судом первой инстанции, общество является сельскохозяйственной организацией, что подтверждается представленными в материалы дела документами, в том числе, налоговыми декларациями по ЕСНХ, справкой ИФНС.
В силу части первой статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Доказательств того, что общество не использует испрашиваемые земельные участки по их целевому назначению - в целях сельскохозяйственного производства по правилам статей 65, 200 АПК РФ в суд не представлено.
Тем самым, не представлено доказательств, свидетельствующих о законности принятия решения об отказе в выкупе земельных участков с кадастровыми номерами: 50:29:0000000:47720, 50:29:0000000:47741, 50:29:0060221:1590, 50:29:0000000:47736, 50:29:0000000:47734, 50:29:0000000:47732, 50:29:0000000:47737, 50:29:0060304:188, 50:29:0000000:47723, 50:29:0000000:47724, 50:29:0060304:187, 50:29:0000000:47728, 50:29:0000000:47725, 50:29:0060304:45.
Доводы администрации о том, что общество в настоящее время находится на стадии банкротства и ему не могут быть предоставлены в собственность испрашиваемые земельные участки, отклоняются, поскольку не соответствуют действующему законодательству.
Из доводов участвующих в деле лиц, материалов дела оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 23.05.2017 по делу N А41-12787/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО

Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
П.А.ИЕВЛЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)