Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.05.2017 N 18АП-4167/2017 ПО ДЕЛУ N А47-9169/2016

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 мая 2017 г. N 18АП-4167/2017

Дело N А47-9169/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 мая 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Хоронеко М.Н.,
судей Ершовой С.Д., Забутыриной Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой В.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гадулханова Гаяза Файзулхановича на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.03.2017 по делу N А47-9169/2016 (судья Юдин В.В.).

Гадулханов Гаяз Файзулханович, с. Матвеевка Оренбургской области обратился в Арбитражный суд Оренбургской области к Хамидуллиной Фариде Кавсаровне, с. Матвеевка Оренбургской области, Агапову Альберту Насрутдиновичу, с. Матвеевка Оренбургской области,. Агзамовой Сакине Закиевне, с. Матвеевка Оренбургской области, Сайранову Роберту Ринатовичу, с. Матвеевка Оренбургской области, Шафиеву Рашиту Абдрахимовичу, с. Матвеевка Оренбургской области, Шигапову Ринату Зинатовичу, с. Матвеевка Оренбургской области, Толчеву Александру Васильевичу, с. Матвеевка Оренбургской области, Ермаковой Танзиле Муртазаевне, с. Матвеевка Оренбургской области, Ермаковой Гульнаре Гераисовне, с. Матвеевка Оренбургской области, Баймуратовой Альфие Тимерлановне, с. Матвеевка Оренбургской области, Гумировой Ильзии Ринисовне, с. Матвеевка Оренбургской области, Даниеву Ахату Гаязовичу, с. Матвеевка Оренбургской области, Идрисовой Галии Маскатовне, с. Матвеевка Оренбургской области, Камаевой Гилии Равильевне, с. Матвеевка Оренбургской области, Мугинову Ильдару Халитовичу, с. Матвеевка Оренбургской области, Мухутдинову Раяну Закиевичу, с. Матвеевка Оренбургской области, Свиридову Григорию Павловичу, с. Матвеевка Оренбургской области, Сайранову Талгату Менхановичу, с. Матвеевка Оренбургской области, Стройкину Николаю Васильевичу, с. Матвеевка Оренбургской области, Ухалову Юрию Ивановичу, с. Матвеевка Оренбургской области, Хусаинову Рашиту Ахметгалиевичу, с. Матвеевка Оренбургской области, Хамматовой Наркасе Мустафовне, с. Матвеевка Оренбургской области, Яруллиной Гульсум Гакифовне, с. Матвеевка Оренбургской области, Масаеву Махмуту Масгутовичу, с. Матвеевка Оренбургской области, Егорову Владимиру Геннадьевичу, с. Матвеевка Оренбургской области, Бадрунову Малику Сагитовичу, с. Матвеевка Оренбургской области с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: общества с ограниченной ответственностью МПМК "Матвеевская" (с. Матвеевка Оренбургской области); Беликова Владимира Николаевича (с. Матвеевка Матвеевского района Оренбургской области), Гадулханова Рафаэля Гаязовича (с. Матвеевка Матвеевского района Оренбургской области) об обязании обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности.
Решением от 03.03.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Гадулханов Гаяз Файзулханович обратился в суд с апелляционной жалобой.
По мнению подателя жалобы, у него на основании протоколов N 1 и 2 заседания ликвидационной комиссии от 27.06.2014 возникло право собственности на имущество, которое подлежит судебной защите, кроме того, собственник имеет право требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения. По мнению истца, он владеет долей имущества на законном основании, а бездействием ответчиков в части отказа от государственной регистрации своей доли имущества создается реальная угроза нарушения его права собственности, т.е. истец намерен продать свою долю. Ликвидационная комиссия при разделе имущества общества действовала в рамках полномочий, делегированных ей общим собранием участников общества. Положение о ликвидационной комиссии никем не оспорено и не отменено, а в соответствии со статей 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Ответчики злоупотребляют своими правами по причине неприязненных отношений с истцом.
От ответчиков поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят оставить судебный акт без изменения, ссылаясь также на признание судом в рамках дела А47-9182/2016 недействительным протокола N 1 от 27.06.2014.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена судом в отсутствие неявившихся лиц.
Как следует из материалов дела, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права N 56-АБ 773361 от 26.07.2013 за обществом зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 28 198 кв. м с кадастровым номером 56:17:0501007:250, расположенный по адресу: Оренбургская обл., Матвеевский р-н, с. Матвеевка, ул. Комсомольская, д. 1 (далее по тексту - земельный участок).
Протоколом N 1 внеочередного общего собрания участников от 27.06.2014, принято решение о ликвидации общества и назначена ликвидационная комиссия в составе председателя Гадулханова Г.Ф., секретаря комиссии Агзамовой С.З. и члена комиссии Агапова А.Н.
В соответствии с протоколом N 1 заседания ликвидационной комиссии от 27.06.2014 принято решение о разделении земельного участка на два земельных участка: площадью 22 462 кв. м и 5 736 кв. м и о постановке вновь образованных земельных участков на кадастровый учет, а также о передаче их в собственность участникам Общества согласно размерам их долей в уставном капитале. При этом участок площадью 22 462 кв. м передан в собственность истцу, а участок площадью 5 736 кв. м в собственность других участников.
Вновь образованным земельным участкам присвоены кадастровые номера 56:17:0501007:338 и 56:17:0501007:339.
На основании протокола N 2 заседания ликвидационной комиссии от 27.06.2014 принято решение о передаче истцу в собственность 2-х зданий площадью 154 кв. м и 880,8 кв. м, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 56:17:0501007:339.
Истец обратился в отдел по Матвеевскому, Пономаревскому, Шарлыкскому району Управления Росреестра по Оренбургской области за государственной регистрацией перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 56:17:0501007:339 и указанные выше здания.
Письмами от 15.06.2016 N 56/021/201/2016-762, от 01.07.2016 N 56/021/201/2016-914 и N 56/021/201/2016-915 Гадулханову Г.Ф. отказано в государственной регистрации перехода права собственности. Отказ мотивирован необходимостью одновременного обращения за государственной регистрацией на все образованные земельные участки.
Ссылаясь на то, что ответчики препятствуют ему в осуществлении государственной регистрации перехода права собственности, чем нарушают его права на государственную регистрацию и права владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом, истец обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым иском.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для регистрации перехода права собственности в связи с нарушением ликвидационной комиссией порядка ликвидации и преждевременности передачи имущества участнику общества.
Так, согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Способы защиты гражданских прав определены в статье 12 Гражданского кодекса РФ, которой установлено, что защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Исходя из смысла названных правовых норм, способы защиты подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения, а нарушено или оспорено может быть только существующее право. Не возникшее право не может быть нарушено по причине его отсутствия.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61 - 65 Гражданского кодекса РФ.
Так, пунктами 1, 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ установлено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 статьи 62 Гражданского кодекса РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
Согласно пунктов 1, 2, 5, 6 статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса РФ закреплено, что оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено Гражданским кодексом РФ или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в следующей очередности:
- - в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли;
- - во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества.
Порядок государственной регистрации юридических лиц, в том числе, государственной регистрации, связанной с ликвидацией юридических лиц, установлен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Закон N 129-ФЗ).
В частности, пунктами 1 - 3 статьи 20 Закона N 129-ФЗ закреплено, что сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.
Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица может быть осуществлено только после представления сообщения об этом в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ.
Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
При этом согласно подпункту "а" пункта 4 статьи 20 Закона N 129-ФЗ ранее срока установленного для предъявления требований кредиторами, уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21, пунктами 2, 3, 6 статьи 22 Закона N 129-ФЗ ликвидационный баланс является одним из документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
Документы, предусмотренные статьей 21 Закона N 129-ФЗ, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
Несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации юридического лица, а также иных требований, установленных Законом N 129-ФЗ в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации, является одним из оснований для отказа в государственной регистрации (пп. "х" п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ).
Из приведенных положений действующего законодательства в их совокупности и взаимосвязи следует, что процедура ликвидации юридического лица включает в себя ряд действий, совершаемых в определенной последовательности и в закрепленные приведенными выше нормами права, сроки.
Так, о принятом решении о ликвидации юридического лица в трехдневный срок в письменной форме уведомляется регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, после чего сведения об этом, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами, публикуются в средствах массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица ("Вестник государственной регистрации").
По истечении двухмесячного срока с момента опубликования указанного сообщения, установленного для предъявления требований кредиторами, ликвидационной комиссией составляется промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о чем также уведомляется регистрирующий орган.
Промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
На основании указанного промежуточного баланса производятся расчеты с кредиторами ликвидируемого юридического лица, после чего ликвидационной комиссией составляется ликвидационный баланс, который также утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), а при наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому его следует передать, оно продается ликвидационной комиссией с торгов.
О завершении процесса ликвидации уведомляется регистрирующий орган (с приложением установленного перечня документов, в том числе - ликвидационного баланса), который вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись о ликвидации юридического лица.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, в силу императивных предписаний приведенных выше норм действующего законодательства, передача имущества ликвидируемого юридического лица осуществляется после соблюдения процедур извещения кредиторов о предстоящей ликвидации, составления в установленные сроки промежуточного ликвидационного баланса, проведения расчетов с кредиторами и составления ликвидационного баланса.
В рассматриваемом случае решение о ликвидации общества принято общим собранием участников, оформленным протоколом N 1 от 27.06.2014.
08.07.2014 регистрирующим органом (Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области) на основании поступившего уведомления о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 2145658273176 о том, что общество находится в стадии ликвидации.
Сообщение о ликвидации Общества с указанием срока и адреса предъявления требований кредиторов опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" за N 28 (488) от 16.07.2014.
Соответственно, промежуточный ликвидационный баланс, а впоследствии - ликвидационный баланс должны быть составлены не ранее 16.09.2014 и лишь после этого оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого юридического лица может быть передано его учредителям (участникам).
При этом, как следует из приведенных выше положений статьи 63 Гражданского кодекса РФ, в ходе ликвидации юридического лица именно промежуточный ликвидационный баланс, а после удовлетворения требований кредиторов - ликвидационный баланс являются теми документами, которыми определяется состав имущества ликвидируемого юридического лица, подлежащего распределению между участниками.
Соответственно, без составления указанных балансов процедура ликвидации не может быть завершена, а имущество, оставшееся после ликвидации юридического лица, не может быть в достаточной степени определено и распределено между участниками.
В обоснование исковых требований истец ссылается на принятие решения ликвидационной комиссии о распределении недвижимого имущества между участниками, оформленные протоколами N 1 и N 2 от 27.06.2014, в день принятия решения о ликвидации, то есть до внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о предстоящей ликвидации, публикации сведений в "Вестнике государственной регистрации" и без составления промежуточного и ликвидационного балансов.
В ходе судебного заседания представитель истца пояснил, что на дату принятия решения о ликвидации у общества не имелось долгов, ввиду чего в соответствии с п. 2.7 Положения о ликвидационной комиссии ООО МПМК "Матвеевская", утвержденного протоколом внеочередного общего собрания от 20.04.2014, составление промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса не требовалось. Также представитель истца пояснил, что до настоящего времени промежуточный ликвидационный баланс не составлялся.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом. В случае если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 данной статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены Гражданским кодексом РФ. Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
По смыслу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотребление гражданским правом заключается в превышении пределов дозволенного гражданским правом осуществления своих правомочий путем осуществления их с незаконной целью или незаконными средствами, с нарушением при этом прав и законных интересов других лиц. Под злоупотреблением правом понимается поведение управомоченного лица по осуществлению принадлежащего ему гражданского права, сопряженное с нарушением установленных в статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации пределов осуществления гражданских прав, причиняющее вред третьим лицам или создающее условия для наступления вреда.
В силу статьи 168 указанного Кодекса сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Исходя из общих норм гражданского законодательства, граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Вместе с тем принцип свободы договора не исключает при определении его содержания соблюдение правил разумности и справедливости.
В рассматриваемом случае истец является председателем ликвидационной комиссии, который в нарушение установленного законом порядка проведения ликвидации, направленной в первую очередь на обеспечение гарантий прав кредиторов ликвидируемого юридического лица, которая не может быть изменена и/или отменена по усмотрению и волеизъявлению ликвидируемого лица и/или его ликвидационной комиссии, принимает решение о распределении в свою пользу имущества общества, что не отвечает требованиям добросовестного поведения участника гражданских правоотношений.
Кроме того, между участниками общества имеется спор о распределении имущества, указанного в обжалуемых протоколах, что следует из отзывов ответчика Хамидуллина Ф.К. (т. 4 л.д. 124-125).
Наличие этого спора также подтверждено в ходе судебного разбирательства по иску Гадулханова Г.Ф. к участникам общества, который был предъявлен в Абдулинский районный суд Оренбургской области, определением которого от 29.08.2016 производство по делу было прекращено ввиду неподведомственности спора суду общей юрисдикции (т. 1 л.д. 39-40), а также в связи с инициированием Хамидуллиным Ф.К. иска о признании недействительным протокола N 1 от 27.03.2014 в Арбитражном суде Оренбургской области (дело N А47-9182/2016) (т. 4. л.д. 27-30).
Решением от 24.04.2017 суд признал недействительными решения ликвидационной комиссии общества с ограниченной ответственностью МПМК "Матвеевская", оформленные протоколами N 1 и N 2 заседания ликвидационной комиссии ООО МПМК "Матвеевская" от 27.06.2014 года.
При таких обстоятельствах, в силу пункта 8 статьи 63 Гражданского кодекса РФ спорное имущество подлежит реализации в специальном порядке, предусмотренном статьями 447 - 448 Гражданского кодекса РФ, - на торгах с последующим распределением полученных денежных средств между участниками пропорционально их долям в уставном капитале. Таким образом, у ликвидационной комиссии отсутствовали правомочия для передачи имущества участникам без проведения торгов.
Кроме того, истец, являясь председателем ликвидационной комиссии не мог не знать о том, что распределение недвижимого имущества осуществлено с нарушением процедуры ликвидации общества.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что целью обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском является заведомо недобросовестное понуждение ответчиков в обход установленной законом процедуры распределения имущества ликвидируемого юридического лица зарегистрировать на себя объекты недвижимости, волеизъявление на принятие которых у части ответчиков не имеется, что по смыслу статьи 10 Гражданского кодекса РФ является злоупотреблением правом со стороны истца, влечет отказ в защите этого права и, как следствие - является основанием к отказу в удовлетворении исковых требований.
Кроме того, решения о распределении недвижимого имущества ликвидируемого общества от 27.06.2014 приняты ликвидационной комиссией с нарушением процедуры ликвидации и являются ничтожными.
В этой связи оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта в любом случае, а также иных нарушений процессуального законодательства, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы не подлежит взысканию в федеральный бюджет поскольку истец является инвалидом второй группы и в силу подпункта 2 пункта 2 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.03.2017 по делу N А47-9169/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Гадулханова Гаяза Файзулхановича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.Н.ХОРОНЕКО
Судьи
С.Д.ЕРШОВА
Л.В.ЗАБУТЫРИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)