Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.08.2016 N 17АП-8761/2016-АКУ ПО ДЕЛУ N А71-2123/2016

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2016 г. N 17АП-8761/2016-АКу

Дело N А71-2123/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 августа 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.,
при участии:
- от заявителя - открытого акционерного общества "Удмуртнефть" (ОГРН 1021801147774, ИНН 1831034040): не явились;
- от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (ОГРН 1041800269928, ИНН 1831099255): не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - открытого акционерного общества "Удмуртнефть"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 мая 2016 года
по делу N А71-2123/2016,
принятое судьей Кудрявцевым М.Н.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению открытого акционерного общества "Удмуртнефть"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике
о привлечении к административной ответственности,

установил:

открытое акционерное общество "Удмуртнефть" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 09.02.2016 N 04-08-2016 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.05.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы общество приводит доводы об отсутствии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения. Ссылается на нарушение административным органом положений Федерального закона N 294-ФЗ.
Заинтересованное лицо по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Как следует из материалов дела, 19 января 2016 года государственным инспектором Игринского, Балезинского и Красногорского районов Бушмакиным В.Г. проведено административное обследование в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Игринский район, Чутырское месторождение нефти, муниципальное образование "Лонки-Ворцинское" д. Малые Мазьги, 800-1000 м на юг и необходимого для обслуживания и содержания тепловых сетей (кадастровый номер 18:09:000000:4239), принадлежащих на праве собственности ОАО "Удмуртнефть" (выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.01.2016), и установлено, что по данным публичной кадастровой карты (http://maps.rosreestr.ru/PortaIOnline) с использованием электронного образа, ортофотоплана М 1:3000, а также согласно сведениям государственного кадастра недвижимости (кадастровая выписка от 15.01.2016 N 1800/501/16-6687), на Чутырском месторождении нефти между земельными участками с кадастровыми номерами 18:09:007001:366 и 18:09:007001:365 проходит тепловая сеть, протяженностью 6430 м.
Согласно ситуационному плану кадастрового паспорта объекта недвижимого имущества теплотрасса от котельной, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 18:09:007001:366 проходит по землям не разграниченной собственности до объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 10:09:007001:365.
Земельный участок категории земель промышленности, энергетики, транспорта площадью 28754 кв. м, с кадастровым номером 18:09:007001:366, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Игринский район, д. Малые Мазьги, 750 м на юг, предоставлен в аренду ОАО "Удмуртнефть". Проведена его государственная регистрация, запись регистрации от 19.06.2006 N 18-18-08/003/2006-182.
Земельный участок категории земель промышленности, энергетики, транспорта площадью 226623 кв. м, с кадастровым номером 18:09:007001:365, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Игринский район, д. Малые Мазьги, 1300 м на юго-восток, предоставлен в аренду ОАО "Удмуртнефть". Проведена его государственная регистрация, запись регистрации от 19.06.2006 N 18-18-08/003/2006-182.
Согласно сведениям из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним объект: тепловые сети, назначение: передаточное устройство, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Игринский район, Чутырское месторождение нефти, принадлежит на праве собственности открытому акционерному обществу "Удмуртнефть" (выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.01.2016 N 18/005/002/2016-7)/ Сведений о зарегистрированных правах на земельный участок, необходимый для содержания и обслуживания тепловых сетей, нет.
Осмотр территории и теплотрассы произведен 19.01.2016 в период времени с 10 час. 50 мин. по 11 час. 20 мин., с применением видеозаписи на фотоаппарат. В результате осмотра установлено следующее.
От котельной, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 18:09:007001:366 до объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 18:09:007001:365 проведена теплотрасса, состоящая из 3-х рядов металлических труб, закрытых теплоизоляционным материалом. Теплотрасса проходит по землям не разграниченной собственности по направлению на северо-восток, вдоль дороги к нефтяным кустам, от земельного участка с кадастровым номером 18:09:007001:366 на расстоянии около 2000 м, затем 4000 м по землям сельскохозяйственного назначения в юго-восточном направлении до земельного участка с кадастровым номером 18:09:007001:365. По всей длине теплотрасса лежит на высоте около 1 м от земли на П-образных стойках из труб, вбитых в землю. Стойки шириной около 2-х метров расположены на расстоянии примерно 3 м друг от друга. Таким образом, при длине теплотрассы 6000 м и ширине 2 м, площадь земельного участка, занятой теплотрассой составляет около 12000 кв. м (фототаблица от 19.01.2016).
Самовольно занятый ОАО "Удмуртнефть земельный участок не сформирован, сведения о нем в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, кадастровая стоимость его не определена.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте обследования объекта земельных отношений N 05/01/1-2016 от 19.01.2016.
По данному факту в отношении общества 02.02.2016 составлен протокол об административном правонарушении, 09.02.2016 рассмотрены материалы административного дела от 09.02.2016 N 04-08-2016 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Полагая, что данное постановление является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда.
В соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом или не противоречащих ему, из решений собраний, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, из судебного решения, а также в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
В силу ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
На основании п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании (1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; (2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; (3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; (4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе актом административного обследования, протоколом об административном правонарушении подтверждается, что от котельной ОАО "Удмуртнефть", расположенной на земельном участке с кадастровым номером 18:09:007001:366 до объектов недвижимости ОАО "Удмуртнефть", расположенных на земельном участке с кадастровым номером 18:09:007001:365 проведена теплотрасса, состоящая из 3-х рядов металлических труб, закрытых теплоизоляционным материалом. Теплотрасса проходит по землям не разграниченной собственности по направлению на северо-восток, вдоль дороги к нефтяным кустам, от земельного участка с кадастровым номером 18:09:007001:366 на расстоянии около 2000 м, затем 4000 м по землям сельскохозяйственного назначения в юго-восточном направлении до земельного участка с кадастровым номером 18:09:007001:365. По всей длине теплотрасса лежит на высоте около 1 м от земли на П-образных стойках из труб, вбитых в землю. Стойки шириной около 2-х метров расположены на расстоянии примерно 3 м друг от друга. Таким образом, при длине теплотрассы 6000 м и ширине 2 м, площадь земельного участка, занятого теплотрассой заявителя, составляет около 12000 кв. м.
Правоустанавливающие документы на указанный земельный участок у ОАО "Удмуртнефть" отсутствуют. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.
Доводы апеллятора об отсутствии обязанности оформления правоустанавливающих документов на занимаемый земельный участок со ссылкой на ст. 39.36 Земельного кодекса РФ подлежат отклонению.
Пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 03.12.2014 N 1300 утвердило Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В данный Перечень включены тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 7 Перечня).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.08.2015 N 417 утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В соответствии с п. 2 данного Положения размещение объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из материалов дела не усматривается, что спорный объект недвижимости - теплотрасса - относится к объектам, размещение которого может осуществляться на землях либо земельных участках, без их предоставления.
Доводы апелляционной жалобы свидетельствуют и материалами дела не опровергаются, что для строительства теплотрассы необходимо получение разрешения на строительство, что в силу пункта 7 Перечня исключает спорный объект из числа объектов, размещение которых на землях или земельных участках осуществляется без предоставления земельных участков.
При этом следует отметить, что законодатель не связывает наступление ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ с формированием спорного (занимаемого обществом) земельного участка как объекта земельных правоотношений, с определением границ земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве". Для привлечения к административной ответственности достаточно установление уполномоченным органом факта незаконного пользования землей либо земельным участком.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив материалы дела по правилам ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что вина общества административным органом доказана.
Доказательств принятия всех зависящих мер, направленных на соблюдение требований земельного законодательства, либо наличия обстоятельств, объективно препятствующих заявителю исполнить требования действующего законодательства, в материалах дела не имеется, судам не представлено.
Вопрос вины юридического лица в совершении вменяемого правонарушения в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ исследован и отражен в оспариваемом постановлении.
С учетом изложенного, состав вменяемого административного правонарушения доказан.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Ссылка апеллятора на нарушение административным органом положений Федерального закона N 294-ФЗ не подлежит принятию.
В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 71 Земельного кодекса должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом.
Под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами (ч. 2 ст. 71.2 Земельного кодекса).
В случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений (ч. 3 ст. 71.2 Земельного кодекса).
Порядок проведения административного обследования объекта земельных отношений регламентирован Правилами проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 года N 251 (далее - Правила).
Правилами предусмотрено оформление акта административного обследования объекта земельных отношений в случае выявления по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (п. 8 Правил).
Вместе с тем, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является самостоятельным поводом к возбуждению дела об административном правонарушении (пп. 1 п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ), ввиду чего применительно к особенностям рассматриваемого состава правонарушения, наличие этих данных после проведенного соответствующим должностным лицом административного обследования может исключать необходимость проведения внеплановой проверки на основании п. 2 ч. 6 ст. 71.1 Земельного кодекса.
Исходя из п. 2 ч. 6 ст. 71.1 Земельного кодекса РФ, выявление по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, может служить одним из оснований для проведения внеплановой проверки.
В силу положений ст. 28.1 КоАП РФ право уполномоченного должностного лица административного органа на возбуждение дела об административном правонарушении не обусловлено обязательным проведением проверки и не исключает возможность возбуждения дела без проведения проверки.
Таким образом, доказательства Управлением Росреестра по УР получены в соответствии с требованиями законодательства.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ. Наказание назначено в минимальном размере санкции ст. 7.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции с учетом характера совершенного правонарушения, степени его общественной опасности и ущерба, причиненного охраняемым государством интересам, соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания совершенного заявителем административного правонарушения малозначительным и применении положений статьи 2.9 КоАП РФ. Применение либо неприменение названной нормы материального права является правом суда, а не обязанностью, с учетом обстоятельств конкретного дела.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 мая 2016 года по делу N А71-2123/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Удмуртнефть" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)