Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Регистрирующий орган отказал в государственной регистрации в связи с непредставлением документов, подтверждающих расположение на участках объектов, входящих в состав федеральной энергетической системы газоснабжения, отнесение участков к федеральной собственности.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Дзюбы Д.И.,
при участии в заседании:
- от заявителя: Переплетова К.Ю., доверенность от 12.05.2017;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
- от третьих лиц: от ООО "Газпром трансгаз Москва": Казакова Н.П., доверенность от 26.10.2016; от Администрации городского округа Шаховская Московской области, Администрации Можайского муниципального района Московской области, Государственной компании "Российские автомобильные дороги": представители не явились, извещены;
- рассмотрев 22 июня 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Управления Росреестра по Московской области
на решение от 30 ноября 2016 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
на постановление от 14 марта 2017 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марченковой Н.В., Диаковской Н.В., Иевлевым П.А.,
по делу N А41-50472/16
по заявлению ТУ Росимущества в Московской области
о признании незаконными отказов и об обязании произвести регистрацию права федеральной собственности на земельные участки
к Управлению Росреестра по Московской области,
третьи лица: ООО "Газпром трансгаз Москва", Администрация городского округа Шаховская Московской области, Администрация Можайского муниципального района Московской области, Государственная компания "Российские автомобильные дороги",
установил:
ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области со следующими требованиями:
признать незаконным отказы от 04.05.2016 N 50-50/001-001/001/2016-4330, N 50-50/001001/001/2016-4327, N 50-50/001-50/001/001/2016-6322 Управления Росреестра по Московской области в государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки:
- с кадастровым номером 50:06:0040310:27, с категорией земель - земли поселений, площадью 4 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, район Шаховский, пгт. Шаховская, с разрешенным использование - для размещения объекта транспорта - под свечу ГО ГРС Шаховская;
- с кадастровым номером 50:06:0040404:5, с категорией земель - земли поселений, площадью 57 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, район Шаховский, с разрешенным использованием - для размещения объекта транспорта - под КП ГО ГРС Шаховская N 5/1;
- с кадастровым номером 50:18:0000000:0097, с категорией земель - земли поселений, площадью 117 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, район Можайский, с/о Бородинский, п. Колочь, ул. б/н, с разрешенным использованием - для размещения и эксплуатации газопровода-отвода к ГРС Уваровка 0-34,1 км подключенных на 308 км МГ "Тула-Торжок".
Обязать Управление Росреестра по Московской области произвести регистрацию права федеральной собственности на земельные участки:
- с кадастровым номером 50:06:0040310:27, с категорией земель - земли поселений, площадью 4 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, район Шаховский, пгт. Шаховская, с разрешенным использование - для размещения объекта транспорта - под свечу ГО ГРС Шаховская;
- с кадастровым номером 50:06:0040404:5, с категорией земель - земли поселений, площадью 57 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, район Шаховский, с разрешенным использованием - для размещения объекта транспорта - под КП ГО ГРС Шаховская N 5/1;
- с кадастровым номером 50:18:0000000:0097, с категорией земель - земли поселений, площадью 117 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, район Можайский, с/о Бородинский, п. Колочь, ул. б/н, с разрешенным использованием - для размещения и эксплуатации газопровода-отвода к ГРС Уваровка 0-34,1 км подключенных на 308 км МГ "Тула-Торжок".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Газпром трансгаз Москва", Администрация городского округа Шаховская Московской области, Администрация Можайского муниципального района Московской области, Государственная компания "Российские автомобильные дороги".
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 ноября 2016 года заявленные требования удовлетворены частично.
Признаны незаконными отказы Управления Росреестра по Московской области в государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки, оформленные сообщениями об отказе в государственной регистрации права от 04.05.2016 N 50-50/001-50/001/001/2016-4327, N 50-50/001-50/001/001/2016-4330, в отношении земельных участков:
- с кадастровым номером 50:06:040310:27, площадью 4 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Шаховской район, пгт. Шаховская;
- с кадастровым номером 50:06:0040404:5, площадью 57 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир около д. Зденежье, почтовый адрес ориентира: Московская область, Шаховской район.
Суд обязал Управление Росреестра по Московской области произвести государственную регистрацию права федеральной собственности на земельные участки:
- с кадастровым номером 50:06:040310:27, площадью 4 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Шаховской район, пгт. Шаховская;
- с кадастровым номером 50:06:0040404:5, площадью 57 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир около д. Зденежье, почтовый адрес ориентира: Московская область, Шаховской район.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо и третьи лица - Администрация городского округа Шаховская Московской области, Администрация Можайского муниципального района Московской области, Государственная компания "Российские автомобильные дороги", извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Представители заявителя и третьего лица - ООО "Газпром трансгаз Москва" возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ОАО "Газпром" на праве собственности принадлежат следующие объекты: газопровод-отвод к п. Уваровка, в состав которого входят: Газопровод-отвод к п. Уваровка (лит. 1Т) протяженностью 34.111 м; КЛС пос. Уваровка (лит. 1Л) протяженностью 38.000 м; здание ГРС Уваровка (лит. А), общей площадью 129,2 кв. м, назначение: нефтяные и газовые сооружения, инвентаризационный номер 41-2921, кадастровый (или условный) номер: 50-50-18/020/2007-267, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.06.2007, а также выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 20.09.2016.
Сооружение, наименование: газопровод - отвод к ГРС "Шаховская", назначение: газоснабжение, протяженность 18.800 м, инвентаризационный номер 096-1004, лит. 1Г, 1Б, 2Б, 3Б, 2Л, 3Л, 4Л, 5Л, 6Л, 7Л, адрес объекта: Московская область, Волоколамский район, Шаховской район, с кадастровым (или условным) номером: 50-50-06/018/2010-163, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.09.2010, а также выпиской из ЕГРП от 20.09.2016.
Указанные объекты недвижимого имущества расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 50:06:0040310:27, 50:06:0040404:5 и 50:18:0000000:0097.
Факт расположения данных объектов недвижимости на спорных земельных участках подтверждается кадастровыми выписками формы КВ.1 - КВ.6 в отношении земельных участков.
22.03.2016 ТУ Росимущества в Московской области обратилось к Управлению Росреестра по Московской области с заявлениями N 50-50/00150/001/001/2016-4327, N 50-50/001-50/001/001/2016-4330, N 50-50/001-50/001/001/20166322 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении спорных земельных участков, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию.
04.05.2016 Управление Росреестра по Московской области сообщениями N 50-50/001-50/001/001/2016-4327, N 50-50/001-50/001/001/2016-4330, N 50-50/00150/001/001/2016-6322 отказало в государственной регистрации права собственности Российской Федерации, в связи с непредставлением документов, подтверждающих, что на указанных земельных участках расположены объекты, входящие в состав федеральной энергетической системы газоснабжения, и что указанные земельные участки относятся к федеральной собственности.
Сообщения об отказе в государственной регистрации от 04.05.2016 N 50-50/00150/001/001/2016-4327, N 50-50/001-50/001/001/2016-4330, N 50-50/001-50/001/001/20166322 получены заявителем 11.05.2016.
Полагая, что отказы в государственной регистрации права собственности на земельные участки нарушают права и законные интересы Российской Федерации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ТУ Росимущества в Московской области обратилось в суд с настоящими требованиями.
Согласно пункту 1 Положения о реорганизации территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 66 (далее - Положение N 66), ТУ Росимущества в Московской области (далее - Территориальное управление) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Пунктом 4.1.24 Положения N 66 предусмотрено, что территориальный орган самостоятельно выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации:
а) права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, в том числе составляющее государственную казну Российской Федерации, и сделок с ним;
б) права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы. При этом регистрационным округом согласно статье 1 указанного Закона является территория, на которой осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с положениями статей 16 - 18 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требованиям к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
Пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации предусмотрены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В пункте 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации указаны основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 указанной статьи).
Пунктом 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав содержится в статье 20 Закона о государственной регистрации.
Отказы Управления Росреестра по Московской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки мотивированы тем, что доказательств, подтверждающих факт принадлежности спорных земельных участков к федеральной собственности, а также доказательств того, что расположенные на указанных земельных участках объекты входят в состав федеральной энергетической системы газоснабжения, не предоставлено.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации, в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Согласно статье 5 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ), федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Закона N 69-ФЗ, единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Следовательно, в соответствии с положениями статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона N 69-ФЗ, земельные участки, на которых располагаются объекты, составляющие единую систему газоснабжения, должны находиться в федеральной собственности.
Суды установили, что на спорных участках располагаются объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ОАО "Газпром" и ООО "Газпром трансгаз Москва", а сами земельные участки имеют вид разрешенного использования, свидетельствующий о размещении на них объектов единой системы газоснабжения.
Из кадастровой выписки от 23.09.2016 N МО-16/3В-2698457 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:06:0040404:5, площадью 57 кв. м, следует, что земельный участок имеет вид разрешенного использования: для размещения объекта транспорта - под КП ГО ГРС Шаховская N 5/1, категория земель: земли населенных пунктов.
Из кадастровой выписки от 23.09.2016 N МО-16/3В-2697964 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:06:0040310:27, площадью 4 кв. м следует, что земельный участок имеет вид разрешенного использования: для размещения объекта транспорта - под свечу ГО ГРС Шаховская, категория земель: земли населенных пунктов.
Сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 50:06:0040310:27 отражены в кадастровом плане на данный земельный участок, а также в актах установления и согласования границ земельных участков.
Основываясь на изложенном, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что суды пришли к правомерному выводу о необоснованности отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации, поскольку установлено, что на спорных земельных участках с кадастровыми номерами 50:06:0040404:5, 50:06:0040310:27 расположены объекты недвижимости, которые принадлежат субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, в связи с чем, спорные земельные участки относятся к землям, занятым федеральными энергетическими системами и в силу прямого указания закона являются федеральной собственностью.
При этом, исходя из взаимосвязанных положений Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе положений статей 17, 35 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона N 69-ФЗ следует, что право собственности Российской Федерации на земельные участки, на которых располагаются объекты единой системы газоснабжения, возникает в отношении той части земельного участка, на которой указанные объекты расположены и которая необходима для их использования.
Ссылка на то, что документы подтверждающие, что на земельном участке расположены объекты, входящие в состав федеральной энергетической системы газоснабжения, на государственную регистрацию не представлены, судами обоснованно отклонена, поскольку соответствующие доказательства в рамках заявленных доводов обосновывающих правомерность отказа, необходимо исходя из бремени доказывания представлять заинтересованному лицу в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу о том, что на государственную регистрацию заявителем представлены необходимые документы, предусмотренные Законом о государственной регистрации, которые позволяли осуществить внесение записи в ЕГРП о государственной регистрации права собственности Российской Федерации (федеральной собственности) на земельные участки с кадастровыми номерами 50:06:0040404:5, 50:06:0040310:27.
Суды правомерно признали необоснованными причины для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации (федеральной собственности) на земельные участки с кадастровыми номерами 50:06:0040404:5, 50:06:0040310:27.
Таким образом, отказы Управления Росреестра по Московской области от 04.05.2016 в государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 50:06:0040404:5 и 50:06:0040310:27, оформленные сообщениями об отказе в государственной регистрации N 50-50/001-50/001/001/20164327 и N 50-50/001-50/001/001/2016-4330, являются незаконными.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30 ноября 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2017 года по делу N А41-50472/16 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 29.06.2017 N Ф05-7926/2017 ПО ДЕЛУ N А41-50472/16
Требование: О признании незаконными отказов в государственной регистрации права собственности РФ на земельные участки, обязании произвести государственную регистрацию.Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Регистрирующий орган отказал в государственной регистрации в связи с непредставлением документов, подтверждающих расположение на участках объектов, входящих в состав федеральной энергетической системы газоснабжения, отнесение участков к федеральной собственности.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2017 г. по делу N А41-50472/16
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Дзюбы Д.И.,
при участии в заседании:
- от заявителя: Переплетова К.Ю., доверенность от 12.05.2017;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
- от третьих лиц: от ООО "Газпром трансгаз Москва": Казакова Н.П., доверенность от 26.10.2016; от Администрации городского округа Шаховская Московской области, Администрации Можайского муниципального района Московской области, Государственной компании "Российские автомобильные дороги": представители не явились, извещены;
- рассмотрев 22 июня 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Управления Росреестра по Московской области
на решение от 30 ноября 2016 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
на постановление от 14 марта 2017 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марченковой Н.В., Диаковской Н.В., Иевлевым П.А.,
по делу N А41-50472/16
по заявлению ТУ Росимущества в Московской области
о признании незаконными отказов и об обязании произвести регистрацию права федеральной собственности на земельные участки
к Управлению Росреестра по Московской области,
третьи лица: ООО "Газпром трансгаз Москва", Администрация городского округа Шаховская Московской области, Администрация Можайского муниципального района Московской области, Государственная компания "Российские автомобильные дороги",
установил:
ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области со следующими требованиями:
признать незаконным отказы от 04.05.2016 N 50-50/001-001/001/2016-4330, N 50-50/001001/001/2016-4327, N 50-50/001-50/001/001/2016-6322 Управления Росреестра по Московской области в государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки:
- с кадастровым номером 50:06:0040310:27, с категорией земель - земли поселений, площадью 4 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, район Шаховский, пгт. Шаховская, с разрешенным использование - для размещения объекта транспорта - под свечу ГО ГРС Шаховская;
- с кадастровым номером 50:06:0040404:5, с категорией земель - земли поселений, площадью 57 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, район Шаховский, с разрешенным использованием - для размещения объекта транспорта - под КП ГО ГРС Шаховская N 5/1;
- с кадастровым номером 50:18:0000000:0097, с категорией земель - земли поселений, площадью 117 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, район Можайский, с/о Бородинский, п. Колочь, ул. б/н, с разрешенным использованием - для размещения и эксплуатации газопровода-отвода к ГРС Уваровка 0-34,1 км подключенных на 308 км МГ "Тула-Торжок".
Обязать Управление Росреестра по Московской области произвести регистрацию права федеральной собственности на земельные участки:
- с кадастровым номером 50:06:0040310:27, с категорией земель - земли поселений, площадью 4 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, район Шаховский, пгт. Шаховская, с разрешенным использование - для размещения объекта транспорта - под свечу ГО ГРС Шаховская;
- с кадастровым номером 50:06:0040404:5, с категорией земель - земли поселений, площадью 57 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, район Шаховский, с разрешенным использованием - для размещения объекта транспорта - под КП ГО ГРС Шаховская N 5/1;
- с кадастровым номером 50:18:0000000:0097, с категорией земель - земли поселений, площадью 117 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, район Можайский, с/о Бородинский, п. Колочь, ул. б/н, с разрешенным использованием - для размещения и эксплуатации газопровода-отвода к ГРС Уваровка 0-34,1 км подключенных на 308 км МГ "Тула-Торжок".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Газпром трансгаз Москва", Администрация городского округа Шаховская Московской области, Администрация Можайского муниципального района Московской области, Государственная компания "Российские автомобильные дороги".
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 ноября 2016 года заявленные требования удовлетворены частично.
Признаны незаконными отказы Управления Росреестра по Московской области в государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки, оформленные сообщениями об отказе в государственной регистрации права от 04.05.2016 N 50-50/001-50/001/001/2016-4327, N 50-50/001-50/001/001/2016-4330, в отношении земельных участков:
- с кадастровым номером 50:06:040310:27, площадью 4 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Шаховской район, пгт. Шаховская;
- с кадастровым номером 50:06:0040404:5, площадью 57 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир около д. Зденежье, почтовый адрес ориентира: Московская область, Шаховской район.
Суд обязал Управление Росреестра по Московской области произвести государственную регистрацию права федеральной собственности на земельные участки:
- с кадастровым номером 50:06:040310:27, площадью 4 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Шаховской район, пгт. Шаховская;
- с кадастровым номером 50:06:0040404:5, площадью 57 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир около д. Зденежье, почтовый адрес ориентира: Московская область, Шаховской район.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо и третьи лица - Администрация городского округа Шаховская Московской области, Администрация Можайского муниципального района Московской области, Государственная компания "Российские автомобильные дороги", извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Представители заявителя и третьего лица - ООО "Газпром трансгаз Москва" возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ОАО "Газпром" на праве собственности принадлежат следующие объекты: газопровод-отвод к п. Уваровка, в состав которого входят: Газопровод-отвод к п. Уваровка (лит. 1Т) протяженностью 34.111 м; КЛС пос. Уваровка (лит. 1Л) протяженностью 38.000 м; здание ГРС Уваровка (лит. А), общей площадью 129,2 кв. м, назначение: нефтяные и газовые сооружения, инвентаризационный номер 41-2921, кадастровый (или условный) номер: 50-50-18/020/2007-267, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.06.2007, а также выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 20.09.2016.
Сооружение, наименование: газопровод - отвод к ГРС "Шаховская", назначение: газоснабжение, протяженность 18.800 м, инвентаризационный номер 096-1004, лит. 1Г, 1Б, 2Б, 3Б, 2Л, 3Л, 4Л, 5Л, 6Л, 7Л, адрес объекта: Московская область, Волоколамский район, Шаховской район, с кадастровым (или условным) номером: 50-50-06/018/2010-163, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.09.2010, а также выпиской из ЕГРП от 20.09.2016.
Указанные объекты недвижимого имущества расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 50:06:0040310:27, 50:06:0040404:5 и 50:18:0000000:0097.
Факт расположения данных объектов недвижимости на спорных земельных участках подтверждается кадастровыми выписками формы КВ.1 - КВ.6 в отношении земельных участков.
22.03.2016 ТУ Росимущества в Московской области обратилось к Управлению Росреестра по Московской области с заявлениями N 50-50/00150/001/001/2016-4327, N 50-50/001-50/001/001/2016-4330, N 50-50/001-50/001/001/20166322 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении спорных земельных участков, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию.
04.05.2016 Управление Росреестра по Московской области сообщениями N 50-50/001-50/001/001/2016-4327, N 50-50/001-50/001/001/2016-4330, N 50-50/00150/001/001/2016-6322 отказало в государственной регистрации права собственности Российской Федерации, в связи с непредставлением документов, подтверждающих, что на указанных земельных участках расположены объекты, входящие в состав федеральной энергетической системы газоснабжения, и что указанные земельные участки относятся к федеральной собственности.
Сообщения об отказе в государственной регистрации от 04.05.2016 N 50-50/00150/001/001/2016-4327, N 50-50/001-50/001/001/2016-4330, N 50-50/001-50/001/001/20166322 получены заявителем 11.05.2016.
Полагая, что отказы в государственной регистрации права собственности на земельные участки нарушают права и законные интересы Российской Федерации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ТУ Росимущества в Московской области обратилось в суд с настоящими требованиями.
Согласно пункту 1 Положения о реорганизации территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 66 (далее - Положение N 66), ТУ Росимущества в Московской области (далее - Территориальное управление) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Пунктом 4.1.24 Положения N 66 предусмотрено, что территориальный орган самостоятельно выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации:
а) права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, в том числе составляющее государственную казну Российской Федерации, и сделок с ним;
б) права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы. При этом регистрационным округом согласно статье 1 указанного Закона является территория, на которой осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с положениями статей 16 - 18 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требованиям к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
Пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации предусмотрены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В пункте 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации указаны основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 указанной статьи).
Пунктом 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав содержится в статье 20 Закона о государственной регистрации.
Отказы Управления Росреестра по Московской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки мотивированы тем, что доказательств, подтверждающих факт принадлежности спорных земельных участков к федеральной собственности, а также доказательств того, что расположенные на указанных земельных участках объекты входят в состав федеральной энергетической системы газоснабжения, не предоставлено.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации, в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Согласно статье 5 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ), федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Закона N 69-ФЗ, единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Следовательно, в соответствии с положениями статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона N 69-ФЗ, земельные участки, на которых располагаются объекты, составляющие единую систему газоснабжения, должны находиться в федеральной собственности.
Суды установили, что на спорных участках располагаются объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ОАО "Газпром" и ООО "Газпром трансгаз Москва", а сами земельные участки имеют вид разрешенного использования, свидетельствующий о размещении на них объектов единой системы газоснабжения.
Из кадастровой выписки от 23.09.2016 N МО-16/3В-2698457 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:06:0040404:5, площадью 57 кв. м, следует, что земельный участок имеет вид разрешенного использования: для размещения объекта транспорта - под КП ГО ГРС Шаховская N 5/1, категория земель: земли населенных пунктов.
Из кадастровой выписки от 23.09.2016 N МО-16/3В-2697964 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:06:0040310:27, площадью 4 кв. м следует, что земельный участок имеет вид разрешенного использования: для размещения объекта транспорта - под свечу ГО ГРС Шаховская, категория земель: земли населенных пунктов.
Сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 50:06:0040310:27 отражены в кадастровом плане на данный земельный участок, а также в актах установления и согласования границ земельных участков.
Основываясь на изложенном, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что суды пришли к правомерному выводу о необоснованности отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации, поскольку установлено, что на спорных земельных участках с кадастровыми номерами 50:06:0040404:5, 50:06:0040310:27 расположены объекты недвижимости, которые принадлежат субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, в связи с чем, спорные земельные участки относятся к землям, занятым федеральными энергетическими системами и в силу прямого указания закона являются федеральной собственностью.
При этом, исходя из взаимосвязанных положений Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе положений статей 17, 35 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона N 69-ФЗ следует, что право собственности Российской Федерации на земельные участки, на которых располагаются объекты единой системы газоснабжения, возникает в отношении той части земельного участка, на которой указанные объекты расположены и которая необходима для их использования.
Ссылка на то, что документы подтверждающие, что на земельном участке расположены объекты, входящие в состав федеральной энергетической системы газоснабжения, на государственную регистрацию не представлены, судами обоснованно отклонена, поскольку соответствующие доказательства в рамках заявленных доводов обосновывающих правомерность отказа, необходимо исходя из бремени доказывания представлять заинтересованному лицу в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу о том, что на государственную регистрацию заявителем представлены необходимые документы, предусмотренные Законом о государственной регистрации, которые позволяли осуществить внесение записи в ЕГРП о государственной регистрации права собственности Российской Федерации (федеральной собственности) на земельные участки с кадастровыми номерами 50:06:0040404:5, 50:06:0040310:27.
Суды правомерно признали необоснованными причины для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации (федеральной собственности) на земельные участки с кадастровыми номерами 50:06:0040404:5, 50:06:0040310:27.
Таким образом, отказы Управления Росреестра по Московской области от 04.05.2016 в государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 50:06:0040404:5 и 50:06:0040310:27, оформленные сообщениями об отказе в государственной регистрации N 50-50/001-50/001/001/20164327 и N 50-50/001-50/001/001/2016-4330, являются незаконными.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30 ноября 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2017 года по делу N А41-50472/16 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
Д.И.ДЗЮБА
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
Д.И.ДЗЮБА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)