Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - администрации городского округа Подольск Московской области - Синицыной Е.Б. (представителя по доверенности от 31.12.2015),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области - Фирсова А.В. (представителя по доверенности от 16.12.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 19.02.2016 по делу N А41-95263/15, принятое судьей Фаньян Ю.А.,
установил:
администрация города Подольск Московской области Подольского муниципального района Московской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области (далее - управление) со следующими требованиями:
- - признать незаконным отказ управления от 30.10.2015 N 027/008/2015-4910 в государственной регистрации за муниципальным образованием "Городской округ Подольск" (далее - муниципальное образование) права собственности на сооружение - магистральный коллектор системы ливневой канализации с выпуском в р. Моча, протяженностью 726 м, кадастровый номер 50:00:0000000:743, расположенный по адресу: Московская область, Подольский район, с. п. Дубровицкое;
- - обязать управление зарегистрировать за муниципальным образованием право собственности на данное сооружение.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.02.2016 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение им обстоятельств по делу, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации городского округа Подольск Московской области в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Поскольку после обращения администрации города Подольск Московской области в суд с заявлением по настоящему делу Решением Совета депутатов городского округа Подольск от 30.11.2015 N 7/11 была учреждена администрация городского округа Подольск Московской области, которая согласно пункту 3 данного Решения, является правопреемником упраздненной администрации города Подольск Московской области, последняя подлежит замене на администрацию городского округа Подольск Московской области в порядке процессуального правопреемства на основании статьи 48 АПК РФ.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Между администрацией и ЗАО "МОССТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ-5" был заключен муниципальный контракт от 17.12.2010 N 705, по условиям которого ЗАО "МОССТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ-5" обязалось выполнить работы по разработке проектной рабочей документации на реконструкцию и строительство объектов инженерной инфраструктуры на территории Подольского муниципального района (для микрорайона "Кузнечики", на территории которого ведется строительство жилья для военнослужащих) в полном объеме, необходимом для сдачи объектов в эксплуатацию, передать их администрации, а администрация обязалась принять выполненные работы и оплатить их.
В этих целях администрация 10.06.2011 выдала подрядчику разрешение на строительство магистрального коллектора системы ливневой канализации с выпуском в р. Моча, протяженностью 736 м на участке площадью 16 875 кв. м, расположенного в сельском поселении Дубровицкое Подольского района Московской области, и предоставила подрядчику в безвозмездное срочное пользование по договорам от 12.07.2012 N 123 (сроком действия 12.07.2012 по 23.02.2013) и 124 (сроком действия с 12.07.2012 по 16.02.2013) в целях реализации муниципального контракта от 17.12.2010 N 705 следующие земельные участки:
- земельный участок площадью 7 800 кв. м из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, имеющий 1 адресный ориентир: вблизи п. Кузнечики сельского поселения Дубровицкое Подольского муниципального района Московской области, в границах прилагаемого к договору от 12.07.2012 N 124 плана земельного участка и установленных на местности, с учетом действующих строительных санитарных, природоохранных, противопожарных норм,
- земельный участок площадью 7 746 кв. м, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", расположенный вблизи п. Кузнечики сельского поселения Дубровицкое Подольского муниципального района Московской области,
- земельный участок площадью 2 005 кв. м из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, имеющий адресный ориентир: вблизи п. Кузнечики сельского поселения Дубровицкое Подольского муниципального района Московской области, в границах прилагаемых к договору от 12.07.2012 N 123 планов земельных участков и установленных на местности, с учетом действующих строительных санитарных, природоохранных, противопожарных норм.
По завершению строительства данного муниципального объекта администрация 29.12.2012 выдала разрешение N RU50527000-205 на ввод его в эксплуатацию, указав, что протяженность магистрального коллектора составляет 725,82 кв. м.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области 08.06.2015 внесло в ГКН сведения о данном объекте и 09.06.2015 выдало администрации кадастровый паспорт на этот объект.
Согласно данному паспорту объект расположен в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020331:12, 50:27:0020331:234, 50:27:0020331:39.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.05.2016 муниципальное образование является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020331:12 с 26.10.2012.
Предметом упомянутых договоров безвозмездного срочного пользования от 12.07.2012 N 123 и 124 являются части земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020331:12, 50:27:0020331:234, 50:27:0020331:39.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона в регистрирующий орган был предоставлен полный пакет документов, необходимый для государственной регистрации права собственности, в том числе документ, подтверждающий основание для регистрации права собственности на спорный, объект, а именно разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 29.12.2012 N RU50527000-205, договоры безвозмездного срочного пользования земельными участками от 12.07.2012 N 123, от 12.07.2012 N 124, предметами которых являются:
Администрация 26.08.2015 подала на государственную регистрацию заявление о государственной регистрации права собственности муниципального образования на магистральный коллектор системы ливневой канализации с выпуском в р. Моча, протяженностью 726 м, кадастровый номер 50:00:0000000:743, расположенный по адресу: Московская область, Подольский район, с. п. Дубровицкое, приложив к заявлению пакет документов, необходимый для государственной регистрации права собственности, в том числе документ, подтверждающий основание для регистрации права собственности на спорный, объект, а именно: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 29.12.2012 N RU50527000-205, а также договоры безвозмездного срочного пользования от 12.07.2012 N 123 и 124.
Сообщением от 30.10.2015 N 027/008/2015-4910 государственный регистратор отказал в государственной регистрации права на это сооружение, указав следующее:
- - непредставление правоустанавливающих документов на земельные участки с кадастровыми номерами 50:27:0020331:12, 50:27:0020331:234, 50:27:0020331:39;
- - отсутствие продления договора безвозмездного срочного пользования земельным участком на момент выдачи разрешения на строительство;
- - несоответствие площади земельного участка в разрешении на строительство общей площади земельных участков, переданного по договорам;
- - несоответствие протяженности коллектора в разрешении на строительство и в разрешении на ввод в эксплуатацию;
- Не согласившись с данным отказом от 30.10.2015, администрация 23.11.2015 оспорила его в судебном порядке.
Удовлетворяя требования администрации, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав) для регистрации права собственности на созданный объект необходимо предоставить правоустанавливающие документы на земельный участок и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно пункту 2.1. договора от 12.07.2012 N 124 срок действия договора с 12.07.2012 по 16.02.2013.
Согласно пункту 2.1. договора от 12.07.2012 N 123 срок действия договора с 12.07.2012 по 23.02.2013.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU50527000-205 выдано 29.12.2012.
Таким образом, на момент ввода объекта в эксплуатацию договоры безвозмездного срочного пользования земельными участками действовали.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Тем самым, разрешение на строительство от 10.06.2011 N RU50527000-123 не должно исследоваться при принятии решения о регистрации права собственности на созданный объект: документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции линейного объекта, его соответствие проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
В связи с этим ссылки государственного регистратора, касающиеся разрешения на строительство, в обоснование отказа в государственной регистрации права неправомерны.
Мнение администрации о том, что государственный регистратор превысил свои полномочия, устанавливая соответствия в документах, которые не требуются для регистрации права собственности на созданный объект, является правомерным.
При этом апелляционный суд принимает во внимание указания в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.05.2016 по делу N А41-37277/15 по сходному правовому вопросу ("указывая на несоразмерность площади земельного участка находящегося на нем объекта недвижимого имущества, используемого для 17 эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, суды не учли, что Закон о государственной регистрации прав не предусматривает такого основания для отказа в государственной регистрации права").
Кроме того, согласно части 10 статьи 55 Градостроительного кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Тем самым, кадастровый учет недвижимости подтверждает факт существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона о кадастре кадастровый паспорт объекта недвижимости подтверждает сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.
В данном случае сведения о заявленном к государственной регистрации объекте внесены в ГКН, на этот объект выдан кадастровый паспорт.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона основанием для регистрации права собственности на созданный объект являются правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Указание государственного регистратора на непредставление на государственную регистрацию правоустанавливающих документов на земельные участки, в границах расположен спорный объект, также несостоятельно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) объектом земельных отношений являются не только земельные участки, но и части земельных участков.
Линейные объекты в силу их технических особенностей и, как правило, большой протяженности размещаются на значительном количестве земельных участков (в том числе под их поверхностью), которые принадлежат разным лицам, относятся к различным категориям земель и имеют различные виды разрешенного использования. Действовавшее на момент заключения договоров аренды земельных участков земельное законодательство в полной мере не учитывало особенности линейных объектов. Указание всех земельных участков, через которые проходят линейные объекты законом не требовалось.
В данном случае идет речь о подземном линейном объекте - магистральном коллекторе системы ливневой канализации.
В соответствии с положениями статьями. 23, 78, 89, 90 Земельного кодекса нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках, не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2016 по делу N А41-30551/15, оставленное без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10.05.2016 по тому же делу).
.Кроме того, на момент обращения администрации за государственной регистрацией права на указанный коллектор ливневой канализации в земельное законодательство были внесены изменения, согласно которым использование земель или земельных участков может осуществляться без их предоставления (статья 39.33 Земельного кодекса, введенная в действие Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", Постановление Правительства Московской области от 08.04.2015 N 229/13 "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов").
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации прав документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В силу пункта 2 статьи 17 Закона о регистрации прав истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17, пунктах 1, 2 статьи 26 Закона о регистрации, не допускается.
При исследовании доказательств, представленных в материалы дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрацией представлены все документы, отражающие информацию, необходимую для регистрации права собственности на указанный объект недвижимости, в связи с чем обоснованно признал незаконным оспариваемый отказ в государственной регистрации права.
Поскольку обстоятельств, которые могли бы препятствовать осуществлению государственной регистрации права, отсутствуют, суд также обоснованно обязал управление произвести такую регистрацию.
Из доводов управления, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 48, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
произвести замену администрации Подольского муниципального района Московской области на администрацию городского округа Подольск Московской области в порядке процессуального правопреемства.
Решение Арбитражного суда Московской области от 19.02.2016 по делу N А41-95263/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Н.В.ДИАКОВСКОЙ
Е.А.МИЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.06.2016 N 10АП-3648/2016 ПО ДЕЛУ N А41-95263/15
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2016 г. по делу N А41-95263/15
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - администрации городского округа Подольск Московской области - Синицыной Е.Б. (представителя по доверенности от 31.12.2015),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области - Фирсова А.В. (представителя по доверенности от 16.12.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 19.02.2016 по делу N А41-95263/15, принятое судьей Фаньян Ю.А.,
установил:
администрация города Подольск Московской области Подольского муниципального района Московской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области (далее - управление) со следующими требованиями:
- - признать незаконным отказ управления от 30.10.2015 N 027/008/2015-4910 в государственной регистрации за муниципальным образованием "Городской округ Подольск" (далее - муниципальное образование) права собственности на сооружение - магистральный коллектор системы ливневой канализации с выпуском в р. Моча, протяженностью 726 м, кадастровый номер 50:00:0000000:743, расположенный по адресу: Московская область, Подольский район, с. п. Дубровицкое;
- - обязать управление зарегистрировать за муниципальным образованием право собственности на данное сооружение.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.02.2016 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение им обстоятельств по делу, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации городского округа Подольск Московской области в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Поскольку после обращения администрации города Подольск Московской области в суд с заявлением по настоящему делу Решением Совета депутатов городского округа Подольск от 30.11.2015 N 7/11 была учреждена администрация городского округа Подольск Московской области, которая согласно пункту 3 данного Решения, является правопреемником упраздненной администрации города Подольск Московской области, последняя подлежит замене на администрацию городского округа Подольск Московской области в порядке процессуального правопреемства на основании статьи 48 АПК РФ.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Между администрацией и ЗАО "МОССТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ-5" был заключен муниципальный контракт от 17.12.2010 N 705, по условиям которого ЗАО "МОССТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ-5" обязалось выполнить работы по разработке проектной рабочей документации на реконструкцию и строительство объектов инженерной инфраструктуры на территории Подольского муниципального района (для микрорайона "Кузнечики", на территории которого ведется строительство жилья для военнослужащих) в полном объеме, необходимом для сдачи объектов в эксплуатацию, передать их администрации, а администрация обязалась принять выполненные работы и оплатить их.
В этих целях администрация 10.06.2011 выдала подрядчику разрешение на строительство магистрального коллектора системы ливневой канализации с выпуском в р. Моча, протяженностью 736 м на участке площадью 16 875 кв. м, расположенного в сельском поселении Дубровицкое Подольского района Московской области, и предоставила подрядчику в безвозмездное срочное пользование по договорам от 12.07.2012 N 123 (сроком действия 12.07.2012 по 23.02.2013) и 124 (сроком действия с 12.07.2012 по 16.02.2013) в целях реализации муниципального контракта от 17.12.2010 N 705 следующие земельные участки:
- земельный участок площадью 7 800 кв. м из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, имеющий 1 адресный ориентир: вблизи п. Кузнечики сельского поселения Дубровицкое Подольского муниципального района Московской области, в границах прилагаемого к договору от 12.07.2012 N 124 плана земельного участка и установленных на местности, с учетом действующих строительных санитарных, природоохранных, противопожарных норм,
- земельный участок площадью 7 746 кв. м, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", расположенный вблизи п. Кузнечики сельского поселения Дубровицкое Подольского муниципального района Московской области,
- земельный участок площадью 2 005 кв. м из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, имеющий адресный ориентир: вблизи п. Кузнечики сельского поселения Дубровицкое Подольского муниципального района Московской области, в границах прилагаемых к договору от 12.07.2012 N 123 планов земельных участков и установленных на местности, с учетом действующих строительных санитарных, природоохранных, противопожарных норм.
По завершению строительства данного муниципального объекта администрация 29.12.2012 выдала разрешение N RU50527000-205 на ввод его в эксплуатацию, указав, что протяженность магистрального коллектора составляет 725,82 кв. м.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области 08.06.2015 внесло в ГКН сведения о данном объекте и 09.06.2015 выдало администрации кадастровый паспорт на этот объект.
Согласно данному паспорту объект расположен в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020331:12, 50:27:0020331:234, 50:27:0020331:39.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.05.2016 муниципальное образование является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020331:12 с 26.10.2012.
Предметом упомянутых договоров безвозмездного срочного пользования от 12.07.2012 N 123 и 124 являются части земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020331:12, 50:27:0020331:234, 50:27:0020331:39.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона в регистрирующий орган был предоставлен полный пакет документов, необходимый для государственной регистрации права собственности, в том числе документ, подтверждающий основание для регистрации права собственности на спорный, объект, а именно разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 29.12.2012 N RU50527000-205, договоры безвозмездного срочного пользования земельными участками от 12.07.2012 N 123, от 12.07.2012 N 124, предметами которых являются:
Администрация 26.08.2015 подала на государственную регистрацию заявление о государственной регистрации права собственности муниципального образования на магистральный коллектор системы ливневой канализации с выпуском в р. Моча, протяженностью 726 м, кадастровый номер 50:00:0000000:743, расположенный по адресу: Московская область, Подольский район, с. п. Дубровицкое, приложив к заявлению пакет документов, необходимый для государственной регистрации права собственности, в том числе документ, подтверждающий основание для регистрации права собственности на спорный, объект, а именно: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 29.12.2012 N RU50527000-205, а также договоры безвозмездного срочного пользования от 12.07.2012 N 123 и 124.
Сообщением от 30.10.2015 N 027/008/2015-4910 государственный регистратор отказал в государственной регистрации права на это сооружение, указав следующее:
- - непредставление правоустанавливающих документов на земельные участки с кадастровыми номерами 50:27:0020331:12, 50:27:0020331:234, 50:27:0020331:39;
- - отсутствие продления договора безвозмездного срочного пользования земельным участком на момент выдачи разрешения на строительство;
- - несоответствие площади земельного участка в разрешении на строительство общей площади земельных участков, переданного по договорам;
- - несоответствие протяженности коллектора в разрешении на строительство и в разрешении на ввод в эксплуатацию;
- Не согласившись с данным отказом от 30.10.2015, администрация 23.11.2015 оспорила его в судебном порядке.
Удовлетворяя требования администрации, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав) для регистрации права собственности на созданный объект необходимо предоставить правоустанавливающие документы на земельный участок и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно пункту 2.1. договора от 12.07.2012 N 124 срок действия договора с 12.07.2012 по 16.02.2013.
Согласно пункту 2.1. договора от 12.07.2012 N 123 срок действия договора с 12.07.2012 по 23.02.2013.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU50527000-205 выдано 29.12.2012.
Таким образом, на момент ввода объекта в эксплуатацию договоры безвозмездного срочного пользования земельными участками действовали.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Тем самым, разрешение на строительство от 10.06.2011 N RU50527000-123 не должно исследоваться при принятии решения о регистрации права собственности на созданный объект: документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции линейного объекта, его соответствие проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
В связи с этим ссылки государственного регистратора, касающиеся разрешения на строительство, в обоснование отказа в государственной регистрации права неправомерны.
Мнение администрации о том, что государственный регистратор превысил свои полномочия, устанавливая соответствия в документах, которые не требуются для регистрации права собственности на созданный объект, является правомерным.
При этом апелляционный суд принимает во внимание указания в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.05.2016 по делу N А41-37277/15 по сходному правовому вопросу ("указывая на несоразмерность площади земельного участка находящегося на нем объекта недвижимого имущества, используемого для 17 эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, суды не учли, что Закон о государственной регистрации прав не предусматривает такого основания для отказа в государственной регистрации права").
Кроме того, согласно части 10 статьи 55 Градостроительного кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Тем самым, кадастровый учет недвижимости подтверждает факт существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона о кадастре кадастровый паспорт объекта недвижимости подтверждает сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.
В данном случае сведения о заявленном к государственной регистрации объекте внесены в ГКН, на этот объект выдан кадастровый паспорт.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона основанием для регистрации права собственности на созданный объект являются правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Указание государственного регистратора на непредставление на государственную регистрацию правоустанавливающих документов на земельные участки, в границах расположен спорный объект, также несостоятельно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) объектом земельных отношений являются не только земельные участки, но и части земельных участков.
Линейные объекты в силу их технических особенностей и, как правило, большой протяженности размещаются на значительном количестве земельных участков (в том числе под их поверхностью), которые принадлежат разным лицам, относятся к различным категориям земель и имеют различные виды разрешенного использования. Действовавшее на момент заключения договоров аренды земельных участков земельное законодательство в полной мере не учитывало особенности линейных объектов. Указание всех земельных участков, через которые проходят линейные объекты законом не требовалось.
В данном случае идет речь о подземном линейном объекте - магистральном коллекторе системы ливневой канализации.
В соответствии с положениями статьями. 23, 78, 89, 90 Земельного кодекса нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках, не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2016 по делу N А41-30551/15, оставленное без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10.05.2016 по тому же делу).
.Кроме того, на момент обращения администрации за государственной регистрацией права на указанный коллектор ливневой канализации в земельное законодательство были внесены изменения, согласно которым использование земель или земельных участков может осуществляться без их предоставления (статья 39.33 Земельного кодекса, введенная в действие Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", Постановление Правительства Московской области от 08.04.2015 N 229/13 "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов").
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации прав документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В силу пункта 2 статьи 17 Закона о регистрации прав истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17, пунктах 1, 2 статьи 26 Закона о регистрации, не допускается.
При исследовании доказательств, представленных в материалы дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрацией представлены все документы, отражающие информацию, необходимую для регистрации права собственности на указанный объект недвижимости, в связи с чем обоснованно признал незаконным оспариваемый отказ в государственной регистрации права.
Поскольку обстоятельств, которые могли бы препятствовать осуществлению государственной регистрации права, отсутствуют, суд также обоснованно обязал управление произвести такую регистрацию.
Из доводов управления, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 48, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
произвести замену администрации Подольского муниципального района Московской области на администрацию городского округа Подольск Московской области в порядке процессуального правопреемства.
Решение Арбитражного суда Московской области от 19.02.2016 по делу N А41-95263/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Н.В.ДИАКОВСКОЙ
Е.А.МИЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)