Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 05.09.2017 N 33А-19551/2017 ПО ДЕЛУ N 2А-5026/2017

Требование: О признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец обратился в уполномоченный орган исполнительной власти с заявлением о предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование участка из земель государственного лесного фонда в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности и утверждении схемы расположения земельного участка, однако в утверждении схемы ему было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 сентября 2017 г. N 33а-19551/2017


Судья: Карсакова Н.Г.

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Чуфистова И.В.
судей Головкиной Л.А., Ивановой Ю.В.
при секретаре З.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2а-5026/2017 по апелляционной жалобе Е. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 28 марта 2017 года по административному иску Е. к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения административного истца Е.; представителя административного ответчика Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - К. (по доверенности), судебная коллегия
установила:

Е. обратился в Приморский районный суд с административным иском, в котором просила признать незаконным отказ Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель лесного фонда.
В обоснование поданного в суд иска Е. ссылался на то обстоятельство, что обратился в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему в безвозмездное пользование земельного участка из земель государственного лесного фонда в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности и утверждении схемы расположения земельного участка из состава земель лесного фонда в соответствии со статьей 39.15 ЗК Российской Федерации, однако в утверждении схемы расположения земельного участка истцу было отказано.
По мнению истца, решение Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия противоречит пункту 8 статьи 39.15 ЗК Российской Федерации, которым установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 28 марта 2017 года в удовлетворении требований Е. отказано.
В апелляционной жалобе Е. просит решение суда отменить, полагая, что выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, а решение вынесено с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия, выслушав объяснения административного истца, представителя ответчика, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции в ходе разбирательства по делу установлены следующие обстоятельства.
08 ноября 2016 года Е. обратился в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия с заявлением о предварительном согласовании предоставления на праве безвозмездного пользования земельного участка из земель государственного лесного фонда в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности для собственных нужд в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.10 ЗК Российской Федерации, а также просил утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. К заявлению Е. приложил схему расположения земельного участка, на которой обозначил границы земельного участка, требующего предварительного согласования предоставления (л.д. <...>).
Письмом Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 17 ноября 2016 года Е. проинформирован о результатах рассмотрения его заявления - истцу разъяснено, что для рассмотрения Министерством заявки о предоставлении земельного участка Е. надлежит указать конкретный вид планируемой сельскохозяйственной деятельности, точное местоположение лесного участка (наименование участкового лесничества, лесничества по лесоустройству, номер квартала, выдел) с приложением схемы или плана лесного участка, для чего необходимо обратиться в ГКУ Республики Карелия "Лахденпохское центральное лесничество". В отношении вопроса утверждения схемы расположения земельного участка руководителем Министерства заявителю даны пояснения, что образование земельных участков из земель лесного фонда для последующего предоставления их в пользование осуществляется в соответствии с проектной документацией лесных участков (пункт 2 части 1 статьи 11.3 ЗК Российской Федерации), которая оформляется на основании выписок из государственного лесного реестра (л.д. <...>).
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ права и законные интересы Е. не нарушает; образование земельных участков из земель лесного фонда, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектной документацией о местоположении, границах и площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, в связи с чем у ответчика имелись основания для отказа в утверждении предложенной истцом схемы расположения земельного участка.
Выводы суда следует признать обоснованными.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения) регулируются земельным законодательством.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно статье 39.1 ЗК Российской Федерации одним из оснований предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности является договор безвозмездного пользования земельным участком.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.10 ЗК Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд на лесных участках на срок не более чем пять лет.
Статьей 39.14 ЗК Российской Федерации установлен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусматривает, в частности, следующие этапы:
- подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
- подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
- принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК Российской Федерации, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно пункту 2 статьи 39.15 ЗК Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
- документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
- схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
- проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка.
Согласно пункту 3 статьи 39.15 ЗК Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 этой же статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В случае принятия заявления для рассмотрения по существу, в соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК Российской Федерации, уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления должен проверить наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК Российской Федерации, по результатам проверки совершить одно из следующих действий: подготовить проект договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах, подписать их и направить подписанный проект договора купли-продажи истцу для подписания; принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направить истцу принятое решение с указанием всех оснований отказа.
В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка (пункт 11 статьи 39.15 ЗК Российской Федерации).
Из содержания приведенных выше норм права следует, что орган, уполномоченный на рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, возвращает заявление гражданину в случае несоответствия представленного заявления и документов требованиям действующего законодательства, при этом схема расположения земельного участка подлежит утверждению при принятии положительного решения о предварительном согласовании предоставления участка.
Обращаясь в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, Е. совместно с заявлением направил в Министерство схему расположения земельного участка из состава земель лесного фонда с указанием координат местности, при этом проектная документация лесного участка в нарушение положений пункта 2 статьи 39.15 ЗК Российской Федерации и статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации Е. не была представлена.
Статьей 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков.
В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии со статьями 87 и 91 настоящего Кодекса, с земельным законодательством.
Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков.
В силу пункта 6 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации при предоставлении лесных участков в безвозмездное пользование выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом.
Проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса.
Приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54 утверждены Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка и порядку ее подготовки (далее - Требования).
В соответствии с пунктами 3, 6 Требований, проектная документация лесного участка подготавливается в виде единого документа, состоящего из текстовой части и графической части - схемы расположения проектируемого лесного участка.
Схема расположения проектируемого лесного участка должна содержать сведения о местоположении и границах проектируемого лесного участка на территории лесничества (лесопарка).
Подготовка схемы осуществляется с учетом данных государственного лесного реестра, картографических материалов лесоустройства и иных документов, на которых указываются местоположение и границы проектируемого лесного участка, границы лесничеств (лесопарков), участковых лесничеств, лесных кварталов, частей лесотаксационных выделов, ранее образованных лесных участков, номера лесных кварталов и лесотаксационных выделов (в зависимости от выбранного масштаба), используемый численный масштаб, а также геоданные и каталог координат характерных точек границ проектируемого лесного участка в системе координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости.
Пунктом 12 Требований предусмотрено, что выполнение работ по подготовке проектной документации лесного участка при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса), безвозмездное пользование должно быть обеспечено заинтересованным лицом.
Проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, если образование земельных участков осуществлено в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации, является основанием для последующего государственного кадастрового учета и регистрации права на образуемый объект недвижимости (пункт 4 части 11 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Учитывая изложенное, следует прийти к выводу, что предоставление гражданином проектной документации земельного участка государственного лесного фонда при обращении в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка является обязательным, однако данное условие Е. выполнено не было.
Из содержания ответа Министерства на заявление Е. следует, что решение об отказе в утверждении схемы земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктом 16 статьи 11.10 ЗК Российской Федерации, а также решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в соответствии со статьей 39.16 ЗК Российской Федерации, ответчиком не принималось.
Оспариваемым ответом Е. указано лишь на необходимость представить полный перечень документов, необходимых для принятия заявления к рассмотрению и разрешения вопроса о возможности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, что согласуется с пунктом 3 статьи 39.15 ЗК Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы административного истца, не лишает его права на повторное обращение в Министерство и рассмотрения по существу заявления после исправления недостатков.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм земельного права и содержания оспариваемого решения ответчика.
Таким образом, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 28 марта 2017 года по делу N 2а-5026/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Е. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)