Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.05.2017 N 19АП-2291/2017 ПО ДЕЛУ N А35-9665/2016

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2017 г. по делу N А35-9665/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 мая 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Семенюта Е.А.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.,
при участии:
- от Гаражно-строительного кооператива "Химик": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Комитета архитектуры и градостроительства города Курска: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев апелляционную жалобу Гаражно-строительного кооператива "Химик" на решение Арбитражного суда Курской области от 22.02.2017 по делу N А35-9665/2016 (судья Морозова М.Н.) по заявлению Гаражно-строительного кооператива "Химик" о признании незаконными действий Комитета архитектуры и градостроительства города Курска по отказу в согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Курск, 4-й Промышленный переулок; об обязании Комитета устранить допущенные нарушения прав заявителя,

установил:

- Гаражно-строительный кооператив "Химик" (далее - ГСК "Химик", заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Комитета архитектуры и градостроительства города Курска (Комитет, заинтересованное лицо) по отказу в согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Курск, 4-й Промышленный переулок, выраженные в возврате пакета документов письмом Комитета архитектуры г. Курска N 4021/03.1.01-11 от 11.07.2016;
- об обязании Комитета устранить допущенные нарушения прав заявителя и рассмотреть схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Курск, 4-й Промышленный переулок, площадью 515 кв. м.
Решением Арбитражного суда Курской области от 22.02.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции ГСК "Химик" обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что строительство на спорном земельном участке осуществлялось с разрешения, уполномоченного на то органа, что подтверждается схемой застройки гаражей по адресу: г. Курск, 4-й Промышленный переулок, 13, утвержденной Председателем Исполнительного комитета Промышленного райсовета депутатов трудящихся города Курска, а ненадлежащее документальное оформление в 1973 году органами исполнительной власти вопроса о выделении земельного участка и предоставлении его для строительства и эксплуатации гаражей в нарушение существовавшего порядка, допущенное по вине органа исполнительной власти, не должно являться основанием для нарушения прав и законных интересов добросовестных членов ГСК.
В отсутствие сформированного земельного участка, у членов Кооператива отсутствует возможность для получения разрешения органов местного самоуправления на ввод объекта в эксплуатацию, и как следствие для получения правоустанавливающих документов на возведенные объекты недвижимости.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ГСК "Химик" является правопреемником Гаражно-строительного кооператива в поселке комбината химического волокна (ГСК "Волокно"), образованного в 1973 году.
Гаражно-строительный кооператив "Химик" зарегистрирован в качестве юридического лица 22.12.2011 (ИНН 4632160126, ОГРН).
Между ГСК "Химик" и земельным комитетом города Курска заключен договор аренды N 148569ю земельного участка в городе Курске от 25.12.2014 из земель - земли населенного пункта, с кадастровым номером 46:29:103118:290 площадью 4479 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, 4-й Промышленный переулок для размещения гаражей легкового автотранспорта.
05.05.2016 ГСК "Химик" обратился с заявлением к Администрации города Курска об утверждении схемы расположения земельного участка расположенного по адресу: г. Курск, 4-й Промышленный переулок, площадью 515 кв. м для размещения гаражей легкового автотранспорта.
24.05.2016 письмом N 2873/031.01-11 Комитет архитектуры и градостроительства города Курска возвратил пакет документов ГСК "Химик".
Основанием возврата было несоответствие цели использования формируемого земельного участка "для размещения гаражей легкового автотранспорта" приказу Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", а также отсутствие документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные соответствующим перечнем документов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 (п. п. 1 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ).
28.06.2016 заявитель обратился к председателю Комитета архитектуры и градостроительства города Курска с письмом (обращением), в котором пояснил, что предоставить запрашиваемее документы ГСК "Химик" возможности не имеет, просит рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка расположенного по адресу: г. Курск, 4-й Промышленный переулок, площадью 515 кв. м по представленным ранее документам.
11.07.2016 Комитет повторно ответил заявителю, что земельный участок должен формироваться в порядке ст. 39.15 ЗК РФ по процедуре предварительного согласования предоставления земельного участка, вместе с тем в представленных документах отсутствуют документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные соответствующим перечнем документы, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 г. N 1 (п. п. 1 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ).
Не согласившись с действиями Комитета архитектуры и градостроительства города Курска, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ).
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен статьей 39.14 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка урегулирован нормами статьи 39.15 ЗК РФ.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем документов утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.15 ЗК РФ в случае, если заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, уполномоченный орган возвращает заявление заявителю в течение десяти дней со дня поступления заявления. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Таким образом, законодательство связывает рассмотрение заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка только предоставлением документов, подтверждающих соответствующее право на объекты недвижимости.
В данном случае, Комитет вернул заявителю пакет документов на том основании, что заявителем не были представлены документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные соответствующим перечнем документы.
В соответствии с п. "а" и "е" § 8 Приказа Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21.02.1968 г. N 83 "Об утверждении Инструкции о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР" одними из основных документов, устанавливающих право собственности на строения, являлись акты о предоставлении земельных участков в бессрочное пользование для капитального строительства и последующей эксплуатации либо договоры о праве застройки, либо договоры о предоставлении земельных участков под строительство жилых домов на праве личной собственности.
Как следует из материалов дела в отношении капитальных строений - гаражей легкового автотранспорта, указанных заявителем, в нарушение приведенных норм права не был применен действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним. Отсутствуют сведения об инвентаризация указанных объектов. Какие-либо иные правоустанавливающие (правоподтверждающие) документы, кроме Решения исполкома Промышленного райсовета депутатов трудящихся города Курска N 148 от 11.06.1973 "Об утверждении правления гаражно-строительного кооператива по строительству индивидуальных гаражей по 4-му Промышленному переулку, в 5-ом квартале поселка комбината химического волокна", которым был утвержден состав правления кооператива по строительству индивидуальных гаражей, Решения исполкома Промышленного райсовета депутатов трудящихся города Курска было принято решение от 11.06.1973 "О компетенции гаражно-строительных кооператива по 4-му Промышленному переулку, 13", которым был утвержден состав членов гаражно-строительного кооператива владельцев индивидуального автотранспорта.
Между ГСК "Химик" и земельным комитетом города Курска договор аренды N 148569ю земельного участка в городе Курске от 25.12.2014 из земель - земли населенного пункта, с кадастровым номером 46:29:103118:290 площадью 4479 кв. м расположенного по адресу: г. Курск, 4-й Промышленный переулок для размещения гаражей легкового автотранспорта, а также представленная в материалы дела копия схемы расположения земельного участка площадью 4479 кв. м от 14.01.2014.
Кроме того, в материалы дела заинтересованным лицом представлена архивная справка Государственного архива Курской области от 08.02.2012, из которой следует, что сведения о выделении дополнительного земельного участка под строительство гаражей в ГСК "Химик" по адресу: г. Курск, 4-й Промышленный переулок отсутствуют.
Ссылка заявителя на заключенный между ГСК "Химик" и земельным комитетом города Курска договор аренды N 148569ю земельного участка в городе Курске от 25.12.2014 из земель - земли населенного пункта, с кадастровым номером 46:29:103118:290 площадью 4479 кв. м расположенного по адресу: г. Курск, 4-й Промышленный переулок для размещения гаражей легкового автотранспорта, а также представленная в материалы дела копия схемы расположения земельного участка площадью 4479 кв. м от 14.01.2014 не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела, так как спорный земельный участок является смежным по отношению к земельному участку, в отношении которого была утверждена схема и заключен договор N 14869ю аренды земельного участка от 25.12.2014.
Правила, позволяющие формировать дополнительные земельные участки по основаниям и в порядке предоставления земельных участков по процедуре предварительного согласования, Земельный кодекс Российской Федерации не содержит.
Также, заявителем не представлены доказательства наличия права собственности на объекты капитального строительства, располагающиеся на земельном участке на которые претендует заявитель, у Комитета архитектуры и землеустройства города Курска отсутствовали законные основания для удовлетворения заявления ГСК "Химик" об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 515 кв. м.
Следовательно, действия Комитета архитектуры и градостроительства города Курска по отказу в согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Курск, 4-й Промышленный переулок, выраженные в возврате пакета документов письмом Комитета архитектуры г. Курска N 4021/03.1.01-11 от 11.07.2016 не противоречат закону и не нарушают прав заявителя.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте.
Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Гаражно-строительному кооперативу "Химик" подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная госпошлина по платежному поручению N 21 от 15.03.2017 в размере 1500 руб., поскольку в соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса РФ госпошлина при подаче апелляционной жалобы для юридических лиц составляет не 3000 рублей, а 1500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 22.02.2017 по делу N А35-9665/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА

Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
А.И.ПРОТАСОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)