Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.,
при участии:
- от заявителя: представитель Кравцов Д.А. по доверенности от 17.11.2014;
- от заинтересованных лиц: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Главы КФХ Старкова Александра Терентьевича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.11.2015 по делу N А32-45284/2014,
по заявлению индивидуального предпринимателя Главы КФХ Старкова Александра Терентьевича
к заинтересованным лицам - Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Администрации муниципального образования Павловский район Краснодарского края
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,
принятое в составе судьи Назыкова А.Л.,
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства - индивидуальный предприниматель Старков Александр Терентьевич (далее - предприниматель Старков А.Т.) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Администрации муниципального образования Павловский район Краснодарского края о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края, выраженного в письме от 01.10.2014 N 52-14845/14-32.20, об обязании Департамента имущественных отношений Краснодарского края подготовить проект договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 582 400 кв. м с кадастровым номером 23:24:1001000:55, расположенного по адресу: Краснодарский край, Павловский район, с/х кооператив "Родина", секция 1, контур 9, по цене 40 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, направить его в адрес индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Старкова Александра Терентьевича в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением суда от 11.11.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что арендные отношения между администрацией и предпринимателем прекратились и на момент вынесения судебного акта предприниматель утратил статус арендатора, что исключает удовлетворение его требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель Старков А.Т. обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что статус арендодателя утрачен заявителем в апреле 2015 года, после обращения с заявлением о выкупе земельного участка и после возбуждения производства по настоящему арбитражному делу.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя предпринимателя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, между администрацией Павловского района в лице Комитета по управлению имуществом администрации (арендодатель) и КФХ "Старков А.Т." в лице главы КФХ Старкова А.Т. (арендатор) был заключен договор N 2460600237 от 10.12.2003 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, площадью 582 400 кв. м пашни (секция 1 контур 9) с кадастровым номером 23:24:10 01 000:0055, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 6.2 договор действует в течение 5 лет с момента его государственной регистрации. Действие договора прекращается по истечении срока аренды земельного участка (пункт 7.1).
Арендатор после окончания срока действия договора возвращает земельный участок арендодателю согласно акту приема-передачи, который подписывается сторонами (пункт 4.1.25 договора).
Договор аренды земельного участка зарегистрирован филиалом Краснодарского Краевого учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по Павловскому району 29.12.2003.
Указанный земельный участок передан Департаментом имущественных отношений Краснодарского края администрации муниципального образования Павловский район в целях осуществления администрацией государственных полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, в соответствии с Законом Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101 -КЗ (л.д. 93-96 том 1).
18.04.2009 сторонами договора заключено дополнительное соглашение N 3 к договору аренды земельного участка от 10.12.2003 N 2460600237, которым стороны внесли изменения в договор аренды. В соответствии с пунктом 7.2 договор действует до 10.12.2014. В случае, если арендатор продолжает пользоваться участком после истечения срока действия договора при отсутствии письменных возражений арендодателя, направленных до истечения срока действия договора, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (пункт 7.3). Действие договора прекращается по истечении срока аренды участка (пункт 8.1). Данное дополнительное соглашение зарегистрировано в ЕГРП 11.06.2009.
Глава КФХ Старков А.Т. обратился в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 23:24:1001000:55 площадью 582 400 кв. м, находящегося в собственности Краснодарского края.
Письмом от 01.10.2014 N 52-14845/14-32.20 департамент отказал в предоставлении земельного участка в собственность, указав, что заявителем допущено ненадлежащее использование земельного участка, поскольку глава КФХ Старков А.Т. привлекался к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.6 Закона Краснодарского края от 07.06.2004 N 725-КЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края" на основании протокола N 05799 от 23.07.2010, протокола N 7189 от 14.06.2010. Кроме того, департаментом указано, что через земельный участок проходит подземный газопровод высокого давления МГ Александровская - Ленинградская и исключительным правом на приобретение прав на земельный участок, необходимый для эксплуатации подземного газопровода высокого давления в силу закона наделены собственники данных сооружений (л.д. 19-20 том 1).
Также Департаментом имущественных отношений главе КФХ Старкову А.Т. направлено письмо от 01.10.2014 N 52-2544ж/14-11.05 об отказе в продлении срока действия договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 10.12.2003 N 2460600237. В письме указано, что главой КФХ допускались просрочки платежей по арендной плате за землю по указанному договору (л.д. 43 том 1).
Письмом от 14.01.2015 N 01-15-02/44 администрация муниципального образования Павловский район уведомила главу КФХ Старкова А.Т. об истечении срока действия договора аренды 10.12.2014, и об отказе от данного договора и необходимости возврата земельного участка в течение трех месяцев со дня получения настоящего уведомления (л.д. 180 том 1).
Считая незаконным отказ Департамента имущественных отношений в предоставлении земельного участка на основании договора купли-продажи, глава КФХ Старков А.Т. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие данных условий незаконности решения Департамента имущественных отношений не подтверждено материалами дела.
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
На основании пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Частью 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Вместе с тем правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные частью 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края, регулируется Законом от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ).
Статьей 21 Закон N 532-КЗ предусмотрена возможность приобретения гражданами и юридическими лицами арендованных ими земельных участков по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего их использования, в том числе земельных участков фонда перераспределения земель.
Из части 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ следует, что обязанность по подтверждению соответствия использования арендуемых земельных участков их назначению, а именно для нужд сельского хозяйства, возлагается на лицо, которое обращается в соответствующий компетентный орган публичной власти с заявлением о приватизации данных участков.
Таким образом, в силу Закона N 101-ФЗ обязательными условиями, при наличии которых допускается возможность приватизации арендуемого земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов, является надлежащее использование арендатором указанного земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
Из положений пункта 4 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" следует, что земельный участок в порядке, определенным указанным пунктом, может быть предоставлен только арендатору, то есть лицу, которое на момент обращения в орган власти с соответствующим заявлением является владельцем и пользователем земельного участка на основании действующего договора аренды.
Суд апелляционной инстанции признает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что в целях удовлетворения требований о выкупе земельного участка заявитель должен обладать статусом арендатора на момент обращения в суд и дату судебного разбирательства по вынесению решения по делу.
С учетом того, что Департамент имущественных отношений отказал предпринимателю Старкову А.Т. в предоставлении земельного участка в собственность письмом от 01.10.2014 N 52-14845/14-32.20 и в продлении срока действия договора Департамент отказал предпринимателю также письмом от 01.10.2014 (л.д. 43 том 1), суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что на момент обращения с соответствующим заявлением в Департамент, предприниматель Старков А.Т. обладал статусом арендатора.
Департаментом имущественных отношений со ссылкой на нормы законодательства не обосновано, каким образом, пролегание под земельным участком части магистрального газопровода, а также примыкание земельного участка к автодороге федерального значения, препятствует приватизации данного земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 6 статьи 26 Закона об автомобильных дорогах установлено, что орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района в месячный срок со дня поступления копии решения об установлении границ придорожных полос автомобильной дороги обязаны уведомить собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в границах придорожных полос автомобильной дороги, об особом режиме использования этих земельных участков.
Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос автомобильной дороги федерального значения, осуществляют хозяйственную деятельность на таких земельных участках, включая возведение объектов, при условии соблюдения требований и условий, установленных настоящим Порядком (пункт 21 указанных Правил).
Как правильно указано судом первой инстанции, Департамент не представил доказательств того, что испрашиваемый земельный участок предоставлен для нужд организаций транспорта и расположен в границах полосы отвода автомобильной дороги.
Примыкание к придорожной полосе в силу закона не является обстоятельством, исключающим возможность предоставления земельного участка предпринимателю.
При этом в материалы дела также не предоставлено доказательств установления границ придорожных полос в установленном порядке (пункт 6 статьи 26 Закона об автомобильных дорогах).
Вместе с тем, предпринимателем Старковым А.Т. не выполнены установленные законом условия предоставления земельных участков в части надлежащего использования земельного участка.
В материалы дела Старков А.Т. представил доказательства использования земельного участка в сельскохозяйственном производстве.
Однако, в материалы дела также представлены протоколы об административных правонарушениях, документы об уплате предпринимателем административных штрафов, подтверждающие привлечение заявителя к административной ответственности в связи с ненадлежащим использованием земельного участка (протоколы об административном правонарушении от 23.07.2010 N 05799, от 14.06.2012 N 7189).
Кроме того, предпринимателем допускалась просрочка уплаты арендных платежей.
Согласно письму Управления муниципальным имуществом Администрации муниципального образования Павловский район от 20.03.2015 N 02-13/289 предпринимателем глава КФХ Старков А.Т. допускалась просрочка платежей по арендной плате, общее количество дней просрочки 75, что подтверждается актом сверки взаимных расчетов за период с 11.07.2009 по 19.03.2015 (л.д. 87 том 1).
Доказательств, опровергающих приведенные обстоятельства ненадлежащего использования земельного участка, предпринимателем не было представлено Департаменту при обращении с заявлением о выкупе земельного участка, как и суду при рассмотрении настоящего арбитражного дела.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции признает законным отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края в предоставлении в собственность предпринимателю за плату земельного участка в порядке статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Как правильно установлено судом первой инстанции, в настоящее время предприниматель Старков А.Т. утратил статус арендатора земельного участка с учетом отказа Департамента от продления срока действия договора аренды (письмо от 01.10.2014 N 52-2544ж/14-11.05) и уведомления письмом от 14.01.2015 N 01-15-02/44 администрацией муниципального образования Павловский район об истечении срока действия договора аренды 10.12.2014.
Таким образом, решение суда от 11.11.2015 об отказе в удовлетворении заявления предпринимателя Старкова А.Т. является законным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы предпринимателя судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2015 по делу N А32-45284/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Р.Р.ИЛЮШИН
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.02.2016 N 15АП-22859/2015 ПО ДЕЛУ N А32-45284/2014
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2016 г. N 15АП-22859/2015
Дело N А32-45284/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.,
при участии:
- от заявителя: представитель Кравцов Д.А. по доверенности от 17.11.2014;
- от заинтересованных лиц: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Главы КФХ Старкова Александра Терентьевича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.11.2015 по делу N А32-45284/2014,
по заявлению индивидуального предпринимателя Главы КФХ Старкова Александра Терентьевича
к заинтересованным лицам - Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Администрации муниципального образования Павловский район Краснодарского края
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,
принятое в составе судьи Назыкова А.Л.,
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства - индивидуальный предприниматель Старков Александр Терентьевич (далее - предприниматель Старков А.Т.) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Администрации муниципального образования Павловский район Краснодарского края о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края, выраженного в письме от 01.10.2014 N 52-14845/14-32.20, об обязании Департамента имущественных отношений Краснодарского края подготовить проект договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 582 400 кв. м с кадастровым номером 23:24:1001000:55, расположенного по адресу: Краснодарский край, Павловский район, с/х кооператив "Родина", секция 1, контур 9, по цене 40 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, направить его в адрес индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Старкова Александра Терентьевича в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением суда от 11.11.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что арендные отношения между администрацией и предпринимателем прекратились и на момент вынесения судебного акта предприниматель утратил статус арендатора, что исключает удовлетворение его требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель Старков А.Т. обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что статус арендодателя утрачен заявителем в апреле 2015 года, после обращения с заявлением о выкупе земельного участка и после возбуждения производства по настоящему арбитражному делу.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя предпринимателя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, между администрацией Павловского района в лице Комитета по управлению имуществом администрации (арендодатель) и КФХ "Старков А.Т." в лице главы КФХ Старкова А.Т. (арендатор) был заключен договор N 2460600237 от 10.12.2003 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, площадью 582 400 кв. м пашни (секция 1 контур 9) с кадастровым номером 23:24:10 01 000:0055, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 6.2 договор действует в течение 5 лет с момента его государственной регистрации. Действие договора прекращается по истечении срока аренды земельного участка (пункт 7.1).
Арендатор после окончания срока действия договора возвращает земельный участок арендодателю согласно акту приема-передачи, который подписывается сторонами (пункт 4.1.25 договора).
Договор аренды земельного участка зарегистрирован филиалом Краснодарского Краевого учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по Павловскому району 29.12.2003.
Указанный земельный участок передан Департаментом имущественных отношений Краснодарского края администрации муниципального образования Павловский район в целях осуществления администрацией государственных полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, в соответствии с Законом Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101 -КЗ (л.д. 93-96 том 1).
18.04.2009 сторонами договора заключено дополнительное соглашение N 3 к договору аренды земельного участка от 10.12.2003 N 2460600237, которым стороны внесли изменения в договор аренды. В соответствии с пунктом 7.2 договор действует до 10.12.2014. В случае, если арендатор продолжает пользоваться участком после истечения срока действия договора при отсутствии письменных возражений арендодателя, направленных до истечения срока действия договора, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (пункт 7.3). Действие договора прекращается по истечении срока аренды участка (пункт 8.1). Данное дополнительное соглашение зарегистрировано в ЕГРП 11.06.2009.
Глава КФХ Старков А.Т. обратился в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 23:24:1001000:55 площадью 582 400 кв. м, находящегося в собственности Краснодарского края.
Письмом от 01.10.2014 N 52-14845/14-32.20 департамент отказал в предоставлении земельного участка в собственность, указав, что заявителем допущено ненадлежащее использование земельного участка, поскольку глава КФХ Старков А.Т. привлекался к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.6 Закона Краснодарского края от 07.06.2004 N 725-КЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края" на основании протокола N 05799 от 23.07.2010, протокола N 7189 от 14.06.2010. Кроме того, департаментом указано, что через земельный участок проходит подземный газопровод высокого давления МГ Александровская - Ленинградская и исключительным правом на приобретение прав на земельный участок, необходимый для эксплуатации подземного газопровода высокого давления в силу закона наделены собственники данных сооружений (л.д. 19-20 том 1).
Также Департаментом имущественных отношений главе КФХ Старкову А.Т. направлено письмо от 01.10.2014 N 52-2544ж/14-11.05 об отказе в продлении срока действия договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 10.12.2003 N 2460600237. В письме указано, что главой КФХ допускались просрочки платежей по арендной плате за землю по указанному договору (л.д. 43 том 1).
Письмом от 14.01.2015 N 01-15-02/44 администрация муниципального образования Павловский район уведомила главу КФХ Старкова А.Т. об истечении срока действия договора аренды 10.12.2014, и об отказе от данного договора и необходимости возврата земельного участка в течение трех месяцев со дня получения настоящего уведомления (л.д. 180 том 1).
Считая незаконным отказ Департамента имущественных отношений в предоставлении земельного участка на основании договора купли-продажи, глава КФХ Старков А.Т. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие данных условий незаконности решения Департамента имущественных отношений не подтверждено материалами дела.
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
На основании пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Частью 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Вместе с тем правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные частью 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края, регулируется Законом от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ).
Статьей 21 Закон N 532-КЗ предусмотрена возможность приобретения гражданами и юридическими лицами арендованных ими земельных участков по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего их использования, в том числе земельных участков фонда перераспределения земель.
Из части 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ следует, что обязанность по подтверждению соответствия использования арендуемых земельных участков их назначению, а именно для нужд сельского хозяйства, возлагается на лицо, которое обращается в соответствующий компетентный орган публичной власти с заявлением о приватизации данных участков.
Таким образом, в силу Закона N 101-ФЗ обязательными условиями, при наличии которых допускается возможность приватизации арендуемого земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов, является надлежащее использование арендатором указанного земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
Из положений пункта 4 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" следует, что земельный участок в порядке, определенным указанным пунктом, может быть предоставлен только арендатору, то есть лицу, которое на момент обращения в орган власти с соответствующим заявлением является владельцем и пользователем земельного участка на основании действующего договора аренды.
Суд апелляционной инстанции признает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что в целях удовлетворения требований о выкупе земельного участка заявитель должен обладать статусом арендатора на момент обращения в суд и дату судебного разбирательства по вынесению решения по делу.
С учетом того, что Департамент имущественных отношений отказал предпринимателю Старкову А.Т. в предоставлении земельного участка в собственность письмом от 01.10.2014 N 52-14845/14-32.20 и в продлении срока действия договора Департамент отказал предпринимателю также письмом от 01.10.2014 (л.д. 43 том 1), суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что на момент обращения с соответствующим заявлением в Департамент, предприниматель Старков А.Т. обладал статусом арендатора.
Департаментом имущественных отношений со ссылкой на нормы законодательства не обосновано, каким образом, пролегание под земельным участком части магистрального газопровода, а также примыкание земельного участка к автодороге федерального значения, препятствует приватизации данного земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 6 статьи 26 Закона об автомобильных дорогах установлено, что орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района в месячный срок со дня поступления копии решения об установлении границ придорожных полос автомобильной дороги обязаны уведомить собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в границах придорожных полос автомобильной дороги, об особом режиме использования этих земельных участков.
Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос автомобильной дороги федерального значения, осуществляют хозяйственную деятельность на таких земельных участках, включая возведение объектов, при условии соблюдения требований и условий, установленных настоящим Порядком (пункт 21 указанных Правил).
Как правильно указано судом первой инстанции, Департамент не представил доказательств того, что испрашиваемый земельный участок предоставлен для нужд организаций транспорта и расположен в границах полосы отвода автомобильной дороги.
Примыкание к придорожной полосе в силу закона не является обстоятельством, исключающим возможность предоставления земельного участка предпринимателю.
При этом в материалы дела также не предоставлено доказательств установления границ придорожных полос в установленном порядке (пункт 6 статьи 26 Закона об автомобильных дорогах).
Вместе с тем, предпринимателем Старковым А.Т. не выполнены установленные законом условия предоставления земельных участков в части надлежащего использования земельного участка.
В материалы дела Старков А.Т. представил доказательства использования земельного участка в сельскохозяйственном производстве.
Однако, в материалы дела также представлены протоколы об административных правонарушениях, документы об уплате предпринимателем административных штрафов, подтверждающие привлечение заявителя к административной ответственности в связи с ненадлежащим использованием земельного участка (протоколы об административном правонарушении от 23.07.2010 N 05799, от 14.06.2012 N 7189).
Кроме того, предпринимателем допускалась просрочка уплаты арендных платежей.
Согласно письму Управления муниципальным имуществом Администрации муниципального образования Павловский район от 20.03.2015 N 02-13/289 предпринимателем глава КФХ Старков А.Т. допускалась просрочка платежей по арендной плате, общее количество дней просрочки 75, что подтверждается актом сверки взаимных расчетов за период с 11.07.2009 по 19.03.2015 (л.д. 87 том 1).
Доказательств, опровергающих приведенные обстоятельства ненадлежащего использования земельного участка, предпринимателем не было представлено Департаменту при обращении с заявлением о выкупе земельного участка, как и суду при рассмотрении настоящего арбитражного дела.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции признает законным отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края в предоставлении в собственность предпринимателю за плату земельного участка в порядке статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Как правильно установлено судом первой инстанции, в настоящее время предприниматель Старков А.Т. утратил статус арендатора земельного участка с учетом отказа Департамента от продления срока действия договора аренды (письмо от 01.10.2014 N 52-2544ж/14-11.05) и уведомления письмом от 14.01.2015 N 01-15-02/44 администрацией муниципального образования Павловский район об истечении срока действия договора аренды 10.12.2014.
Таким образом, решение суда от 11.11.2015 об отказе в удовлетворении заявления предпринимателя Старкова А.Т. является законным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы предпринимателя судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2015 по делу N А32-45284/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Р.Р.ИЛЮШИН
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)