Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.08.2017 N 33А-12460/2017

Требование: О признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации договора аренды земельного участка.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Регистрации договора аренды приостановлена в связи с непредоставлением сведений о публикации извещения о предоставлении земельного участка в официальном печатном издании.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 августа 2017 г. N 33а-12460/2017


Судья Клевакина И.М.

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Шумкова Е.С.,
судей Колпаковой А.В.,
Жейновой С.И.
при секретаре П., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Г.Н. к Межмуниципальному отделу по Артемовскому, Режевскому городским округам Управления Росреестра по Свердловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании незаконными решения о приостановлении государственной регистрации договора аренды земельного участка
по апелляционной жалобе административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
на решение Режевского городского суда Свердловской области от 10 мая 2017 года.
Заслушав доклад судьи Колпаковой А.В., объяснения представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя административного истца Г.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:

29.12.2016 Г.Н. обратился в Межмуниципальный отдел по Алапаевскому, Артемовскому, Режевскому городским округам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в целях государственной регистрации договора аренды земельного участка заключенного на основании аукциона.
30.12.2016 Межмуниципальный отдел по Алапаевскому, Артемовскому, Режевскому городским округам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закон N 122-ФЗ) в адрес Г.Н. было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации со ссылкой на пункт 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с непредоставлением сведений о публикации извещения о предоставлении земельного участка в официальном печатном издании (газете). Заявителю предоставлен срок для устранения причин, препятствующих проведению государственной регистрации до 11.01.2017, указано о необходимости предоставления извещения о проведении торгов, опубликованного в официальном печатном издании (газете).
Полагая, что приостановление государственной регистрации договора аренды является незаконным и нарушает его права, Г.Н. обратился в суд с настоящим иском о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации аренды земельного участка.
Решением Режевского городского суда Свердловской области от 10 мая 2017 года решение от 30.12.2016 N 66/027/300/2016-6289 о приостановлении государственной регистрации аренды земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, площадью 1200 кв. м, КН/УН N, расположенного по адресу: Россия, <...>, признано незаконным. На Межмуниципальный отдел по Алапаевскому, Артемовскому, Режевскому городским округам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области возложена обязанность произвести государственную регистрацию аренды земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, площадью 1200 кв. м, КН/УН N, расположенный по адресу: Россия, <...>, на основании представленных Г.Н. документов.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области просит судебное решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, поскольку регистратором правомерно были истребованы доказательства публикации извещения о предоставлении земельного участка в официальном печатном издании (газете), так как нормы статьи 39.11 и статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации содержат идентичные требования о соблюдении порядка извещения о предстоящих торгах в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов городского округа.
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Л. поддержала доводы апелляционной жалобы по заявленным в ней основаниям. Суду пояснила, что при подаче истцом заявления о регистрации права аренды и необходимых документов отсутствовали сведения о соблюдении организатором аукциона порядка публикации извещения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в официальном печатном издании по месту нахождения земельного участка, а именно в газете "Режевская весть". Указала дополнительно, что после вынесения оспариваемого решения Режевским городским прокурором подано исковое заявление к Администрации Режевского городского округа и Г.Н. о признании недействительными торгов по предоставлению права аренды спорного земельного участка.
Представитель административного истца Г.А., возражал против доводов апелляционной жалобы, указывая на то, что Г.Н. приобрел право аренды земельного участка посредством заключения договора по итогам аукциона. Договор был заключен с публичным органом. Порядок заключения был соблюден. Права Г.Н. оспариваемыми действиями государственного регистратора были нарушены, так как договор был заключен на законных основаниях. Управлением муниципальным имуществом Администрации Режевского городского округа 08.11.2016 было размещено извещение о проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка по адресу: <...> на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом земельный участок для продажи на него права аренды был образован самим уполномоченным органом, заявления Г.Н. о предоставлении участка не имелось.
Заинтересованное лицо Администрация Режевского городского округа в настоящее судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке была извещена надлежащим образом. Кроме того, информация о рассмотрении дела была размещена на официальном сайте Свердловского областного суда (www.ekboblsud.ru) в сети "Интернет" в соответствии с частью 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что заинтересованное лицо, участвующее в деле, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие указанного лица.

Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы административного дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции установил необходимую совокупность обстоятельств требующихся для удовлетворения административного иска, усмотрел противоречие приостановления государственной регистрации нормам действующего земельного законодательства, а также выявил нарушение прав и законных интересов административного истца Г.Н.
Судебная коллегия соглашается с наличием оснований для удовлетворения иска в связи со следующими обстоятельствами.
Предметом оспаривания в настоящем деле является уведомление (решение) Режевского отдела Управления Росреестра от 30.12.2016 о приостановлении государственной регистрации договора аренды земельного участка, заключенного между Администрацией Режевского городского округа и Г.Н. по результатам аукциона.
Как следует из статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения права на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный статьей 17 указанного Закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии со статьей 26 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества (пункт 1); с заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества (пункт 2).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ).
Как следует из материалов дела и не опровергнуто регистрирующим органом 29.12.2016 административным истцом Г.Н. на государственную регистрацию были представлены заявление, договор аренды N 119 от 26.12.2016, протокол аукциона от 12.12.2016, согласие супруги, платежные документы по уплате государственной пошлины.
Объектом договора аренды являлся земельный участок с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство, площадью 1200 кв. м, КН/УН. N, расположенный по адресу: Россия, <...>. Срок действия договора аренды составлял 20 лет. Стоимость аренды согласно договору определена в 20000 рублей.
Как установлено в суде апелляционной инстанции и следует из пояснений административного ответчика на момент рассмотрения дела заключенный Г.Н. договор аренды земельного участка недействительным не признан. Данный договор соответствует требованиям к письменной форме заключения и содержит существенные условия, предъявляемые к договорам аренды, установленные главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации "Аренда". Договор содержит все данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. В нем предусмотрены - срок действия, размер арендной платы, наименования сторон, обязанности арендатора и арендодателя. Договор подлежит государственной регистрации как заключенный на срок более одного года (статья 609, пункт 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Приостанавливая государственную регистрацию права собственности на договор аренды земельного участка с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство, площадью 1200 кв. м, КН/УН. N, расположенного по адресу: Россия, <...>, государственный регистратор руководствовался пунктом 1 статьи 19 Закона N 122-ФЗ, согласно которого государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.
Как следует из материалов регистрационного дела, какие-либо выводы о наличии сомнений в основаниях для государственной регистрации прав государственным регистратором в оспариваемом уведомлении не указаны. Из представленных документов следует, что земельный участок, о регистрации договора аренды которого подано заявление, свободен от прав и притязаний третьих лиц. Протокол аукциона и договор аренды представлены арендатором в подлинниках.
Таким образом, достоверность и подлинность документов представленных на регистрацию сомнений не вызывает.
Какие-то иные документы, помимо извещения в газете согласно пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, которые необходимо было представить Г.Н. для государственной регистрации договора аренды, регистратор в уведомлении не указал.
При этом, государственным регистратором в оспариваемом уведомлении не приведено никаких правовых обоснований необходимости предоставления при регистрации арендных отношений дополнительных документов в виде извещения в газете о предоставлении земельного участка в порядке предварительного согласования согласно пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, а также не указаны причины распространения на спорные правоотношения по аренде земельного участка в порядке проведения аукциона правил статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирующей иные правоотношения (отношения по предварительному согласованию или предоставлению земельного участка в заявительном порядке).
Каких-либо иных оснований для приостановления государственной регистрации, помимо указанных в обжалуемом решении о приостановлении (отсутствия извещения в печатном издании публикуемого в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации), регистрирующим органом не приведено.
Так как согласно пункту 2 статьи 17 Закона N 122-ФЗ, прав не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, то истребование административным ответчиком у Г.Н. дополнительных доказательств по соблюдению порядка предварительного согласования является необоснованным, поскольку административный ответчик при решении вопроса о регистрации связан требованиями статей 16, 17, 26 Закона N 122-ФЗ и не может произвольно определять, какие документы необходимы для регистрации арендных правоотношений.
Таким образом, по настоящему делу при проверке законности приостановления от 30.12.2016, исходя из его оснований, изложенных регистратором, судебной коллегией было установлено, что требования об обязательности предоставления сведений о публикации извещения в официальном печатном издании (газете) закону не соответствовали, в то время как представленные Г.Н. на регистрацию документы (договор аренды и протокол аукциона) отвечали установленным законом требованиям и содержали достаточную информацию для внесения записей в реестр о государственной регистрации прав.
Доводы, изложенные административным ответчиком при апелляционном рассмотрении о том, что заключенный Г.Н. договор аренды был основан на результатах торгов, которые могут быть признаны недействительными по иску Прокурора Режевского городского округа не подлежат оценке судом апелляционной инстанции в данном споре. Указанные доводы не являлись и не могли являться основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды, поскольку они входят в предмет самостоятельного судебного оспаривания по иному гражданско-правовому спору.
Таким образом, поскольку судебная коллегия установила, что оспариваемые в настоящем деле административным истцом Г.Н. действия регистрирующего органа по приостановлению государственной регистрации по состоянию на 30.12.2016 не соответствовали положениям действующего в период оспариваемых отношений Закона N 122-ФЗ и нарушали права административного истца, то оснований для отмены или изменения правильного по существу решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

решение Режевского городского суда Свердловской области от 10 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.С.ШУМКОВ
Судьи
А.В.КОЛПАКОВА
С.И.ЖЕЙНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)