Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колесниковой Е.А.,
при участии в заседании представителей:
- от заявителя по делу - ИП Бураева И.В. - Шанхаев С.В. (по доверенности от 12.01.2017 г.), Козлов С.В. (по доверенности от 12.01.2017 г.);
- от заинтересованного лица по делу - Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области - Пономаря В.Е. (по доверенности от 09.01.2017 г.);
- от третьего лица по делу - Министерства имущественных отношений Московской области - не явился, извещен надлежащим образом;
- от третьего лица по делу - Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бураева Игоря Викторовича на решение Арбитражного суда Московской области от 23.03.2017 по делу N А41-5292/17, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению индивидуального предпринимателя Бураева Игоря Викторовича к Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области о признании незаконным решения; обязании, третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области,
установил:
индивидуальный предприниматель Бураев Игорь Викторович (далее - ИП Бураев И.В., заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) со следующими требованиями:
- - признать недействительным решение Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области от 01.11.2016 г. N исх-8/10 об отказе в предоставлении земельного участка Бураеву И.В. площадью 100 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Лосино-Петровский, ул. Октябрьская, уч. N 8а, кадастровый номер 50:14:0060112:177, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины, в собственность незаконным;
- - обязать Администрацию городского округа Лосино-Петровский Московской области подготовить и подписать проект договора купли-продажи земельного участка площадью 100 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Лосино-Петровский, ул. Октябрьская, уч. N 8а, кадастровый номер 50:14:0060112:177, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины и направить его заявителю на подпись в течение 10-ти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, ИП Бураев И.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители индивидуального предпринимателя Бураева Игоря Викторовича в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы. Просили обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы. Просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание проводится в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей Министерства имущественных отношений Московской области, Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Десятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу, отзыва и доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Бураеву Игорю Викторовичу принадлежит на праве собственности торговый павильон, 1-этажный, общей площадью 56,90 кв. м, инв. N 1245, лит. А,а, объект 1, расположенный по адресу: Московская область, г. Лосино-Петровский, ул. Октябрьская, д. 8а, номер объекта: 50:14.1:17:00608:001, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 27.10.2000 г.
Постановлением Администрации муниципального образования городской округ Лосино-Петровский от 12.08.2016 г. N 431 утверждена на кадастровом плане территории схема расположения земельного участка общей площадью 100 кв. м, находящегося по адресу: Московская область, г. Лосино-Петровский, ул. Октябрьская, уч. N 8а, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины, согласно представленной схеме.
21.09.2016 г. сведения о земельном участке внесены в ГКН с присвоением кадастрового номера 50:14:0060112:177.
12.10.2016 г. Бураев И.В. обратился в Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:14:0060112:177 в собственность на основании ст. 39.20 Земельного кодекса РФ.
Письмом от 01.11.2016 г. N Исх-8110 Администрация муниципального образования городской округ Лосино-Петровский отказала в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:14:0060112:177 в связи с расположением указанного земельного участка в границах территории общего пользования в соответствии с Правилами землепользования и застройки части территории городского округа Лосино-Петровский Московской области - Центральный и Северо-восточный планировочные районы, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Лосино-Петровский от 27.03.2014 г. N 16/4.
Посчитав отказ Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:14:0060112:177 в собственность за плату, без проведения торгов, выраженный в письме от 01.11.2016 г. N Исх-8110, незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ИП Бураев И.В. обратился в суд с настоящими требованиями.
Арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ, основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений указанных нормами права следует, что предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 ЗК РФ).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Согласно части 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Так, согласно пункту 6 указанной статьи Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, в случае если указанный в заявлении земельный участок является ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Отказывая предпринимателю в предоставлении земельного участка в собственность, заинтересованное лицо указало, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки части территории городского округа Лосино-Петровский Московской области - Центральный и Северо-восточный планировочные районы, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Лосино-Петровский от 27.03.2014 г. N 16/4 находится на территории земель общего пользования.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что данный вывод подтверждается заключением Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, представленного в материалы дела.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования относятся участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, скверами, бульварами и другими объектами. Эти территории предназначены для удовлетворения общественных интересов населения и приватизации не подлежат.
В ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" указано, что не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов, а также общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие).
Согласно пункту 1 статья 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вышеуказанные нормы закона не допускают приватизацию земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами и другими объектами общего пользования.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что факт того, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земель общего пользования, также подтверждается заключением Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, представленного в материалы дела.
Также правомерным является утверждение, что Решение Совета депутатов городского округа Лосино-Петровский от 27.03.2014 г. N 16/4 "Об утверждении Правил землепользования и застройки части территории городского округа Лосино-Петровский Московской области - Центральный и Северо-восточный планировочные районы" вступило в законную силу (опубликовано 02.04.2014 г. в газете "Городские Вести" N 13-п(999/2)), не оспорено в судебном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорный земельный участок расположен на территории, относящейся к землям общего пользования.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку заявителем не оспаривается, что спорный земельный участок расположен в зоне озеленения (Р-2) карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г.о. Лосино-Петровский.
Согласно положениям пункта 2 статьи 44 Правил землепользования и застройки г.о. Лосино-Петровский территориальная зона Р-2 (Зона озеленения общего пользования) установлена для обеспечения условий сохранения существующего озеленения. Градостроительным регламентом указанной зоны вообще не предусматривается возведение в указанной зоне объектов капитального строительства.
Земельные участки, расположенные в Зоне Р-2 (Зона озеленения общего пользования) отнесены к землям, ограниченным в обороте, в связи с чем не могут предоставляться в частную собственность в соответствии с положениями пункта 12 статьи 85 ЗК РФ.
Также необходимо учитывать, что спорный земельный участок (л. д. 43 - 45) расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия регионального значения Церковь Николая Чудотворца, 1822 - 1854 гг. и входит в зону округов горно-санитарной охраны лечебно-минеральных источников (третья зона).
Доводы апелляционной жалобы о том, что Правила землепользования и застройки г.о. Лосино-Петровский не были опубликованы в установленном порядке опровергаются имеющимися в деле доказательствами и основаны на неправильном применении норм материального права
Правила землепользования и застройки г.о. Лосино-Петровский были опубликованы 02.04.2014 в газете "Городские вести" N 13-п (999/2).
Экземпляр газеты "Городские вести" N 13-п (999/2) от 02.04.2014 был представлен Администрацией в материалы дела.
Непредоставление в Российскую книжную палату обязательного экземпляра газеты "Городские вести" N 13-п (999/2) от 02.04.2014 не является доказательством того, что специальный выпуск газеты "Городские вести" N 13-п (999/2) от 02.04.2014, в котором были опубликованы Правила землепользования и застройки г.о. Лосино- Петровский в связи с большим объемом публикации, не издавался и не распространялся.
Решение Совета депутатов г.о. Лосино-Петровский от 27.03.2014 N 16/4 "Об утверждении Правил землепользования и застройки части территории г.о. Лосино-Петровский Московской области - Центральный и Северо- Восточный планировочные районы не было оспорено в судебном порядке.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к признанию Правил землепользования и застройки г.о. Лосино-Петровский недействующим нормативным правовым актом в силу нарушения требований к его опубликованию, что не входит в предмет доказывания по настоящему делу и не относится к компетенции арбитражного суда.
Согласно п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.03.2017 по делу N А41-5292/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.06.2017 N 10АП-5558/2017 ПО ДЕЛУ N А41-5292/17
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2017 г. по делу N А41-5292/17
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колесниковой Е.А.,
при участии в заседании представителей:
- от заявителя по делу - ИП Бураева И.В. - Шанхаев С.В. (по доверенности от 12.01.2017 г.), Козлов С.В. (по доверенности от 12.01.2017 г.);
- от заинтересованного лица по делу - Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области - Пономаря В.Е. (по доверенности от 09.01.2017 г.);
- от третьего лица по делу - Министерства имущественных отношений Московской области - не явился, извещен надлежащим образом;
- от третьего лица по делу - Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бураева Игоря Викторовича на решение Арбитражного суда Московской области от 23.03.2017 по делу N А41-5292/17, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению индивидуального предпринимателя Бураева Игоря Викторовича к Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области о признании незаконным решения; обязании, третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области,
установил:
индивидуальный предприниматель Бураев Игорь Викторович (далее - ИП Бураев И.В., заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) со следующими требованиями:
- - признать недействительным решение Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области от 01.11.2016 г. N исх-8/10 об отказе в предоставлении земельного участка Бураеву И.В. площадью 100 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Лосино-Петровский, ул. Октябрьская, уч. N 8а, кадастровый номер 50:14:0060112:177, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины, в собственность незаконным;
- - обязать Администрацию городского округа Лосино-Петровский Московской области подготовить и подписать проект договора купли-продажи земельного участка площадью 100 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Лосино-Петровский, ул. Октябрьская, уч. N 8а, кадастровый номер 50:14:0060112:177, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины и направить его заявителю на подпись в течение 10-ти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, ИП Бураев И.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители индивидуального предпринимателя Бураева Игоря Викторовича в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы. Просили обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы. Просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание проводится в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей Министерства имущественных отношений Московской области, Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Десятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу, отзыва и доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Бураеву Игорю Викторовичу принадлежит на праве собственности торговый павильон, 1-этажный, общей площадью 56,90 кв. м, инв. N 1245, лит. А,а, объект 1, расположенный по адресу: Московская область, г. Лосино-Петровский, ул. Октябрьская, д. 8а, номер объекта: 50:14.1:17:00608:001, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 27.10.2000 г.
Постановлением Администрации муниципального образования городской округ Лосино-Петровский от 12.08.2016 г. N 431 утверждена на кадастровом плане территории схема расположения земельного участка общей площадью 100 кв. м, находящегося по адресу: Московская область, г. Лосино-Петровский, ул. Октябрьская, уч. N 8а, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины, согласно представленной схеме.
21.09.2016 г. сведения о земельном участке внесены в ГКН с присвоением кадастрового номера 50:14:0060112:177.
12.10.2016 г. Бураев И.В. обратился в Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:14:0060112:177 в собственность на основании ст. 39.20 Земельного кодекса РФ.
Письмом от 01.11.2016 г. N Исх-8110 Администрация муниципального образования городской округ Лосино-Петровский отказала в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:14:0060112:177 в связи с расположением указанного земельного участка в границах территории общего пользования в соответствии с Правилами землепользования и застройки части территории городского округа Лосино-Петровский Московской области - Центральный и Северо-восточный планировочные районы, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Лосино-Петровский от 27.03.2014 г. N 16/4.
Посчитав отказ Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:14:0060112:177 в собственность за плату, без проведения торгов, выраженный в письме от 01.11.2016 г. N Исх-8110, незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ИП Бураев И.В. обратился в суд с настоящими требованиями.
Арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ, основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений указанных нормами права следует, что предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 ЗК РФ).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Согласно части 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Так, согласно пункту 6 указанной статьи Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, в случае если указанный в заявлении земельный участок является ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Отказывая предпринимателю в предоставлении земельного участка в собственность, заинтересованное лицо указало, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки части территории городского округа Лосино-Петровский Московской области - Центральный и Северо-восточный планировочные районы, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Лосино-Петровский от 27.03.2014 г. N 16/4 находится на территории земель общего пользования.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что данный вывод подтверждается заключением Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, представленного в материалы дела.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования относятся участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, скверами, бульварами и другими объектами. Эти территории предназначены для удовлетворения общественных интересов населения и приватизации не подлежат.
В ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" указано, что не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов, а также общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие).
Согласно пункту 1 статья 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вышеуказанные нормы закона не допускают приватизацию земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами и другими объектами общего пользования.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что факт того, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земель общего пользования, также подтверждается заключением Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, представленного в материалы дела.
Также правомерным является утверждение, что Решение Совета депутатов городского округа Лосино-Петровский от 27.03.2014 г. N 16/4 "Об утверждении Правил землепользования и застройки части территории городского округа Лосино-Петровский Московской области - Центральный и Северо-восточный планировочные районы" вступило в законную силу (опубликовано 02.04.2014 г. в газете "Городские Вести" N 13-п(999/2)), не оспорено в судебном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорный земельный участок расположен на территории, относящейся к землям общего пользования.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку заявителем не оспаривается, что спорный земельный участок расположен в зоне озеленения (Р-2) карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г.о. Лосино-Петровский.
Согласно положениям пункта 2 статьи 44 Правил землепользования и застройки г.о. Лосино-Петровский территориальная зона Р-2 (Зона озеленения общего пользования) установлена для обеспечения условий сохранения существующего озеленения. Градостроительным регламентом указанной зоны вообще не предусматривается возведение в указанной зоне объектов капитального строительства.
Земельные участки, расположенные в Зоне Р-2 (Зона озеленения общего пользования) отнесены к землям, ограниченным в обороте, в связи с чем не могут предоставляться в частную собственность в соответствии с положениями пункта 12 статьи 85 ЗК РФ.
Также необходимо учитывать, что спорный земельный участок (л. д. 43 - 45) расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия регионального значения Церковь Николая Чудотворца, 1822 - 1854 гг. и входит в зону округов горно-санитарной охраны лечебно-минеральных источников (третья зона).
Доводы апелляционной жалобы о том, что Правила землепользования и застройки г.о. Лосино-Петровский не были опубликованы в установленном порядке опровергаются имеющимися в деле доказательствами и основаны на неправильном применении норм материального права
Правила землепользования и застройки г.о. Лосино-Петровский были опубликованы 02.04.2014 в газете "Городские вести" N 13-п (999/2).
Экземпляр газеты "Городские вести" N 13-п (999/2) от 02.04.2014 был представлен Администрацией в материалы дела.
Непредоставление в Российскую книжную палату обязательного экземпляра газеты "Городские вести" N 13-п (999/2) от 02.04.2014 не является доказательством того, что специальный выпуск газеты "Городские вести" N 13-п (999/2) от 02.04.2014, в котором были опубликованы Правила землепользования и застройки г.о. Лосино- Петровский в связи с большим объемом публикации, не издавался и не распространялся.
Решение Совета депутатов г.о. Лосино-Петровский от 27.03.2014 N 16/4 "Об утверждении Правил землепользования и застройки части территории г.о. Лосино-Петровский Московской области - Центральный и Северо- Восточный планировочные районы не было оспорено в судебном порядке.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к признанию Правил землепользования и застройки г.о. Лосино-Петровский недействующим нормативным правовым актом в силу нарушения требований к его опубликованию, что не входит в предмет доказывания по настоящему делу и не относится к компетенции арбитражного суда.
Согласно п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.03.2017 по делу N А41-5292/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
П.А.ИЕВЛЕВ
Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Н.В.МАРЧЕНКОВА
П.А.ИЕВЛЕВ
Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Н.В.МАРЧЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)