Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.09.2017 N 33-11062/2017

Требование: О признании права собственности на земельный участок.

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками
Обстоятельства: Истец обратился с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Орган местного самоуправления отказал истцу в предоставлении земельного участка ввиду отсутствия у него права на приобретение в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2017 г. N 33-11062/2017


Судья: Медьникова О.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Емелина А.В.,
судей - Никоновой О.И., Самчелеевой И.А.,
при секретаре - А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Л.А. на решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 30 мая 2017 г., которым постановлено:
"Исковые требования Л.А. к Администрации городского округа Самара о признании права собственности на земельный участок, оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного Никоновой О.И., объяснения Л.А. и его представителя Б., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Л.А. обратился в суд с иском к администрации г.о. Самара о признании права собственности на земельный участок. В обоснование своих требований указал, что 01.12.2011 г. отец истца ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 626 кв. м, <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>. Испрашиваемый земельный участок прилегает к принадлежащим Л.С. земельным участкам площадью 262 кв. м, под приусадебный участок, и площадью 50 кв. м <данные изъяты>, расположенных по адресу: <адрес>, а также земельных участков площадью 150 кв. м - <данные изъяты>, 350 кв. м - <данные изъяты>, 232 кв. м - <данные изъяты>, расположенных по адресу: <адрес>. Впоследствии ФИО1 подал в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление, в котором не возражал против предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность сына Л.А.
01.08.2013 г. Л.А. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей не связанных со строительством, площадью 626 кв. м под огородничество, расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии со ст. 9 Закона Самарской области "О земле". Министерство имущественных отношений Самарской области направило документы в Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. 27.02.2015 г. истцом получено распоряжение N РД-216 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, <данные изъяты>. 29.08.2016 г. данные о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости с присвоением кадастрового номера N. 17.02.2017 г. истцу отказано в предоставлении земельного участка. Данный отказ, по мнению истца, является необоснованным, поскольку на момент обращения ФИО1, а затем и Л.А., с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, действующая редакция Закона Самарской области "О земле" не предусматривала ограничений, явившихся основанием для отказа.
На основании изложенного, Л.А. просил суд признать за ним право собственности на земельный участок, площадью 626 кв. м, с кадастровым номером N, категория земель - <данные изъяты>, вид разрешенного использования: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Л.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Вывод суда о том, что в установленном законом порядке и сроки истец отказ администрации г.о. Самара не оспаривал, не может являться основанием к отказу в удовлетворении исковых требований. Истец просил признать право собственности в соответствии со ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле" (в редакции до 22.12.2014 г.). Судом неверно применены нормы материального права.
Л.А. и его представитель Б. в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям.
Иные, участвующие в деле лица в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
В соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения истца и его представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
- Согласно подп. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
- В силу ч. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка.
В соответствии с п. 1 ч. 7 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ положения настоящей статьи не применяются в случае предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии со ст. 39.19 настоящего кодекса.
В соответствии с подп. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 01.08.2013 г. Л.А. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством предполагаемой площадью 626 кв. м, предполагаемое местоположение земельного участка: <адрес>, предполагаемая цель использования земельного участка огородничество (л.д. 16).
Из материалов дела также следует и не оспаривалось сторонами по делу, что испрашиваемый истцом земельный участок прилегает к земельным участкам, принадлежащим на праве собственности ФИО1 (отец истца), а именно: земельные участки площадью 262 кв. м, предоставленный <данные изъяты>, площадью 500 кв. м, предоставленному <данные изъяты>, расположенным по адресу: <адрес>, а также земельным участкам площадью 150 кв. м- <данные изъяты>, 350 кв. м - для садоводства. 232 кв. м - <данные изъяты>, расположенным по адресу: <адрес>.
Установлено, что ранее 01.12.2011 г. ФИО1 также обращался за предоставлением спорного участка, впоследствии не возражал против оформления участка в собственность Л.А.
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 27.02.2015 N РД-218 утверждена схема расположения земельного участка а кадастровом плане территории площадью 626 кв. м (в том числе земельный участок площадью 7 кв. м, находящийся в охранной зоне инженерных коммуникаций), находящегося частично в водоохранной зоне водного объекта (<адрес>) по адресу: <адрес>, относящегося к <данные изъяты>, в пределах территории зоны малоэтажной жилой застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в г. Самара, утв. Постановлением Самарской Губернской Думы от 26.04.2001 N 61, с видом разрешенного использования "<данные изъяты> (л.д. 17-20).
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N, категория земель: <данные изъяты>, разрешенное использование: <данные изъяты>. Сведения об объекте недвижимости имеют статус временные. В подтверждение указанных обстоятельств в материалы дела представлен кадастровый паспорт земельного участка (л.д. 21).
17.02.2017 г. Департамент градостроительства г.о. Самара отказал Л.А. в предоставлении земельного участка, о чем направил в его адрес сообщение N СЛ-9/1443-О-Т5. Основанием к отказу явилось отсутствие у истца права на приобретение в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка (л.д. 27-29).
Данный отказ истец в установленном законом порядке не обжаловал, обратился в суд с настоящими требованиями.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Л.А.
В п. 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Установлено, что испрашиваемый земельный участок сформирован на основании распоряжения Департамента строительства и архитектуры 27.02.2015 г.
Статья 34 Земельного кодекса РФ (в редакции до 01.03.2015 г.) предусматривала порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 34 Земельного кодекса (в редакции от Федерального закона N 72 от 28.12.2013 г.) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Установлено, что 01.08.2013 г. истец обратился соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для огородничества на основании Закона Самарской области "О земле".
В соответствии с частью 2 Закон Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" (в редакции, действующей на момент обращения) земельные участки предоставляются в собственность граждан и юридических лиц бесплатно в порядке и при наличии оснований, предусмотренных частями 3, 4, 8, 10, 12, 13 и 14 настоящей статьи.
С 1 сентября 2013 года вступила в силу часть 4 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", согласно которой в муниципальных районах (городских округах) с численностью населения от 100 тысяч человек земельные участки предоставляются инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны, которые постоянно проживают на территории данных муниципальных районов (городских округов). Земельные участки в соответствии с настоящей частью предоставляются для целей ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, установлено, что на момент обращения истца в суд о признании права собственности на земельный участок бесплатно под огородничество истец не относился к категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность испрашиваемого земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Закон Самарской области "О земле", в редакции до 22.12.2014 г., не предусматривал каких-либо ограничений, не могут являться основанием для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными ст. 12 ГК РФ, в частности путем признания права, а также иными способами, предусмотренными законом.
Признание права как способ защиты возможно, когда само право уже существует, однако оно кем-либо оспаривается или не признается. Поэтому лицо, требующее применения такого способа защиты, должно представить доказательства возникновения у него по каким-либо законным основаниям права собственности на спорный земельный участок.
Между тем как следует из материалов дела и не оспаривается истцом, каким-либо правом в отношении спорного земельного участка истец не обладает и в рамках заявленного иска фактически ставится вопрос о новом предоставлении земельного участка.
Предоставление земельных участков в собственность производится в административном порядке и предметом судебного разбирательства может являться лишь соответствие порядка и процедуры предоставления земельного участка, установленным действующим законодательством. Решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно истец не оспаривал.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловных оснований к отмене решения суда первой инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 30.05.2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Л.А. - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)