Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 04.04.2017 ПО ДЕЛУ N А60-3345/2017

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 апреля 2017 г. по делу N А60-3345/2017


Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 04 апреля 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.Ю. Абдрахмановой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А. Данченко, рассмотрев в судебном заседании дело N А60-3345/2017 по заявлению индивидуального предпринимателя Жиронкиной Татьяны Александровны (ИНН 663000374020, ОГРН 307663002900024) к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН 6670073005, ОГРН 1046603570386), третьи лица: Юсупова Р.А., Администрация городского округа Город Лесной, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", о признании незаконным решения УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ N 66/034/300/2016-6536 от 25.11.2016 г. об отказе в государственной регистрации о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: А.В. Плевако - представитель по доверенности от 28.08.2015 г. N 66 АА 3002777, предъявлен паспорт;
- от заинтересованного лица: И.И. Нафиков - представитель по доверенности от 02.02.2017 г. N 0817/476, предъявлено удостоверение;
- от ФГБУ ФКП Росреестра: не явился, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
От Юсуповой Р.А. и Администрации городского округа Город Лесной: не явились, извещены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Индивидуальный предприниматель Жиронкина Татьяна Александровна обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, третьи лица: Юсупова Р.А., Администрация городского округа Город Лесной, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", о признании незаконным решения УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ N 66/034/300/2016-6536 от 25.11.2016 г. об отказе в государственной регистрации о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Заинтересованное лицо в предварительное судебное заседание представило отзыв, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в отзыве.
В настоящее судебное заседание заявитель представил возражения на отзыв заинтересованного лица, кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 66:54:01010921:50, выписку из базы государственного кадастра земельных участков по состоянию на 01.01.2015 г., ответ от 13.08.2015 г. N 01-12/1104, которые приобщены к материалам дела.
Заинтересованное лицо поддерживает ранее заявленные доводы.
Третьи лица отзывы не представили.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд
установил:

По договору купли-продажи от 02.08.2005 г. заявителем у Юсуповой Румии Абдулкадировны было приобретено нежилое здание литер А, расположенное в городе Лесном Свердловской области по улице Чапаева, дом 1, на земельном участке, предоставленном Юсуповой Р.А. на праве постоянного (бессрочного) пользования согласно постановлению главы администрации города Лесного от 21.10.1998 г. N 1037 с изменениями, внесенными постановлением главы МО "Город Лесной" от 07.07.2005 N 926, и свидетельству N 14658 от 21.10.1998 г.
15 октября 2016 года заявитель обратилась в межмуниципальный отдел по Лесному, Нижнетуринскому городскому округу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области (Управления Росреестра по Свердловской области) о государственной регистрации на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
25 ноября 2016 года ответом N 66/034/300/2016-6536 заявителю было отказано в регистрации права на земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участок.
Полагая, что отказ N 66/034/300/2016-6536 является незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, последний обратился с настоящим заявлением в суд.
Заинтересованное лицо просит отказать в удовлетворении заявленных требований, полагая, что его отказ является законным.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 данного Кодекса).
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений, неся, в противном случае бремя негативных для себя последствий.
Как следует из материалов дела, установлено вступившим в законную силу судебным актом по делу N А60-23327/2015 (ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), постановлением Главы Администрации города Свердловск-45 от 24.09.1992 N 600 за комбинатом коммунальных предприятий в бессрочное (постоянное) пользование закреплены земельные участки общей площадью 2,07 га для размещения гостиницы, бань NN 1, 2, 3, прачечных NN 1, 2, 3 в закрепленных границах.
Решением Комитета по управлению имуществом г. Свердловск-45 от 23.12.1992 N 53 муниципальное предприятие комбинат коммунальных предприятий преобразовано в акционерное общество открытого типа "Мерком".
Постановлением Главы Администрации г. Свердловска-45 от 28.01.1993 N 73 (пункт 1) за АО "Мерком" закреплены в собственности земельные участки общей площадью 1,723 га под размещение, в том числе, прачечной N 1. Также в данном постановлении указано АО "Мерком" получить документы на право пользования землей; постановление от 24.09.1992 N 600 считать недействительным.
07.12.1993 на основании соглашения о передаче здания прачечной N 1 в собственность АО "Конвур" по акту передачи с баланса АО "Мерком" здание прачечной N 1 передано на баланс АО "Конвур".
Постановлением Главы Администрации г. Свердловск-45 от 21.04.1994 N 387 за АО "Мерком" в собственности закреплен земельный участок общей площадью 18046 кв. м, в том числе, под зданиями бани N 1, прачечных NN 1, 2 площадью 5975,5 кв. м; 30.06.1994 выдано свидетельство на право собственности на землю N 524543, согласно которому АО "Мерком" на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок. В постановлении указано, что постановление от 28.01.1993 N 73 п. 1 считать утратившим силу.
Постановлением от 28.08.1997 N 908 в связи с добровольным отказом прекращено право пользования АО "Мерком" земельным участком площадью 757 кв. м под зданием механических мастерских по адресу: ул. Чапаева, 1; ТОО фирме "Конвур-Технология" в постоянное пользование предоставлен земельный участок площадью 757 кв. м. под зданием механических мастерских (бывшая прачечная N 1) по адресу: ул. Чапаева. 1.
Впоследствии по договору купли-продажи от 09.09.1998 ТОО Фирма "Конвур-Технология" продало Юсуповой Р.А. нежилое, шлакоблочное помещение (здание механических мастерских), расположенное в г. Лесном Свердловской области по ул. Чапаева, под номером 1, общей площадью 481,4 кв. м.
На основании постановления Главы Администрации г. Лесной от 21.10.1998 N 1037 Юсуповой Р.А. выдано свидетельство на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 757 кв. м под механические мастерские по Чапаева, 1.
По договору купли-продажи от 02.08.2005 Юсупова Р.А. продала Жиронкиной Т.А. нежилое здание литер А, расположенное в г. Лесном Свердловской области, по ул. Чапаева, 1, общая площадь по внутреннему обмеру 485,3 кв. м, право собственности зарегистрировано 19.09.2005, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 10.11.2014.
Таким образом, заявителю на праве собственности принадлежит нежилое здание литер А, расположенное в г. Лесном Свердловской области, по ул. Чапаева, 1, расположенное на земельном участке, в отношении которого продавцу нежилого здания было выдано свидетельство на право постоянного (бессрочного) (копия свидетельства представлена в материалы дела).
Кроме того, в материалы дела представлены кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 66:54:01010921:50, выписку из базы государственного кадастра земельных участков по состоянию на 01.01.2015 г., ответ от 13.08.2015 г. N 01-12/1104, из содержания которых также следует, что у Юсуповой Р.А. имеется право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком под механические мастерские по Чапаева, 1.
При этом указанному земельному участку присвоен кадастровый номер 66:54:01010921:50, его площадь 717 кв. м.
Таким образом, принадлежащее заявителю здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 66:54:01010921:50, в отношении которого установлено право постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В силу п. 3 ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
Таким образом, в силу указанного выше к заявителю как покупателю объекта недвижимости с момента государственной регистрации права собственности на него в силу закона перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на условиях и в объеме, существовавшем у продавца недвижимости.
Иного заинтересованным лицом не доказано, из материалов дела не следует.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в силу ч. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 3 ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования.
В связи с этим заявитель и обратился к заинтересованному лицу.
Управление Росреестра по Свердловской области, отказывая в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, мотивировало свой отказ тем, что в настоящие время земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования физическим лицам не предоставляется.
Действительно, в соответствии со статьей 20 Земельного кодекса в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия Президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.
Таким образом, если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (п. 2 ст. 268, п. 1 ст. 271 Гражданского кодекса Российской Федерации), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 01.01.2015 по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 Закона N 137-ФЗ.
Вместе с тем заявитель после приобретения объекта недвижимости в собственность не оформило право на земельный участок (путем заключения договора аренды или приобретения его в собственность).
Тем не менее пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ (далее Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации...
Согласно п. 1 ст. 16 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (п. 4 ст. 16 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В соответствии с п. п. 2 ст. 16 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Из п. 1 ст. 18 данного Закона о государственной регистрации следует, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Основания отказа в государственной регистрации прав установлены ст. 20 данного Закона:
- в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
- - право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- - с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
- - документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- - акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
- - лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
- - лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
- - правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
- - правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
- - не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
- - имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
- - осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона;
- - ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Проанализировав материалы дела, суд полагает, что для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком заявителем представлены необходимые и предусмотренные Законом о государственной регистрации документы.
Пункт 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации предусматривает что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества...
Согласно п. 2 ст. 4 Закона о государственной регистрации обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие названного Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие названного Федерального закона.
Поскольку, как уже было указано выше, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом, является единственным доказательством существования зарегистрированного права (ст. 2 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), покупатель недвижимости как обладатель вещного права на земельный участок вправе требовать государственной регистрации этого; право постоянного (бессрочного) пользования перешло к заявителю в силу п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25.12.2003 N 512-О, указание в п. 2 ст. 3 Вводного закона на возможность для юридического лица по своему желанию приобрести земельный участок в собственность или использовать его на правах арендатора (после соответствующего переоформления), притом, что в соответствии с п. 3 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации за ним сохраняется право постоянного (бессрочного) пользования этим участком, свидетельствует о предоставлении права выбора самому юридическому лицу и отсутствии какого-либо произвольного ограничения свободы в заключении договора.
Таким образом, Пункт 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривает необходимость в установленный законом срок изменения титула на землю и возможность выбора этого титула землепользователем, но не свидетельствуют о невозможности государственной регистрации имеющегося права постоянного (бессрочного) пользования.
Иное противоречило бы смыслу вышеуказанных норм материального права и сущности Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним как реестра, отражающего действительное состояние правового режима объекта недвижимого имущества.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что к заявителю как покупателю объектов недвижимости с момента государственной регистрации права собственности на них в силу закона перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на условиях и в объеме, существовавшем у продавца недвижимости - Юсуповой Р.А., а действия Управления Росреестра по Свердловской области в данном случае нарушают права заявителя, не соответствуют действующему законодательству, у Управления Росреестра отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования заявителя в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:54:01010921:50, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Лесной, ул. Чапаева, дом N 1.
В связи с этим заявленные требования подлежат удовлетворению.
При вынесении решения суд руководствовался, в том числе правовой позицией, изложенной в Постановлении ФАС Уральского округа от 18.12.2013 N Ф09-13510/13 по делу N А60-15658/2013
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
С учетом изложенного суд обязывает УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ устранить нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Жиронкиной Татьяны Александровны путем регистрации за ней права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 66:54:01010921:50, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Лесной, ул. Чапаева, дом N 1.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы заявителя по госпошлине подлежат возмещению за счет заинтересованного лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным решение УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ N 66/034/300/2016-6536 от 25.11.2016 г. об отказе в государственной регистрации о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Обязать УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН 6670073005, ОГРН 1046603570386) устранить нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Жиронкиной Татьяны Александровны (ИНН 663000374020, ОГРН 307663002900024) путем регистрации за ней права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 66:54:01010921:50, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Лесной, ул. Чапаева, дом N 1.
3. Взыскать с УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН 6670073005, ОГРН 1046603570386) в пользу индивидуального предпринимателя Жиронкиной Татьяны Александровны (ИНН 663000374020, ОГРН 307663002900024) 300 (триста) руб. в возмещение расходов по госпошлине по заявлению.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Е.Ю.АБДРАХМАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)