Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.10.2017 N 17АП-13869/2017-ГК ПО ДЕЛУ N А50-16685/2017

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2017 г. N 17АП-13869/2017-ГК

Дело N А50-16685/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Дюкина В.Ю., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Габовой Е.А.,
при участии:
- от заявителя, ООО "ПМД-Квартал" - Гильмутдинова К.И., доверенность от 14.07.2017 N 06, паспорт;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Департаменту земельных отношений администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края от 31 июля 2017 года
по делу N А50-16685/2017,
принятое судьей Гусельниковой Н.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПМД-Квартал" (ОГРН 1155958106017, ИНН 5904323766)
к Департаменту земельных отношений Администрации города Перми
заинтересованное лицо: Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми
о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ПМД-Квартал" (далее ООО "ПМД-Квартал", заявитель) обратилось в суд в порядке главы 24 АПК РФ к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (далее Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 19.05.2017 N 21-01-06-И-4507 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 31 июля 2017 года требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, заинтересованное лицо, Департамент земельных отношений администрации города Перми обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Ссылаясь на предостережение прокуратуры о недопустимости нарушения требований земельного законодательства, полагает необоснованным вывод суда, мотивированный п. 13 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, об отсутствии оснований для отказа в согласовании соглашения о перераспределении земель после постановки земельного участка на кадастровый учет.
До начала судебного заседания от ООО "ПМД-Квартал" и Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми поступили отзывы на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель ООО "ПМД-Квартал" против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации г. Перми от 20.01.2017 N 41 утверждена документация по планировке территории, ограниченной улицами Танкистов, Снайперов, проспект Декабристов, ул. Кавалерийской в Индустриальном районе г. Перми (л.д. 9-10).
Проектом межевания предложено проектное решение в отношении земельного участка N 6, его образование путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4410659:5, 59:01:4410659:1094, 59:01:4410659:9 и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в целях приведения границ земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Из проекта межевания следует, что земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410659:5 является сформированным, права на участок не зарегистрированы, отсутствует доступ с территории общего пользования; земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410659:1094 находится в аренде у ООО "ПМД-Квартал", отсутствует доступ с территории общего пользования, обременен охранными зонами от существующих коммуникаций (ТП-трансформаторная подстанция, ЦТП-центральный тепловой пункт); в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410659:9 проводится процедура по предоставлению в собственность за плату собственнику здания, расположенного на нем. Перераспределение возможно при условии выкупа земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410659:9 в собственность и при условии расторжения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410659:1094 (л.д. 11-12).
На дату обращения заявителя в суд с настоящим заявлением в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410659:5 площадью 5 340 кв. м, зарегистрировано право собственности заявителя 19.07.2016 (л.д. 25), в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410659:1094 зарегистрировано право аренды заявителя по договору аренды N 025-14И от 09.02.2015 (л.д. 26-35).
Департаментом земельных отношений администрации города Перми в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано, по основаниям указанным в письме от 19.05.2017 N 21-01-06-И-4507.
Полагая отказ заинтересованного лица не соответствующим закону, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из необоснованности оспариваемого отказа, поскольку департамент не доказал, что из земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в публичной собственности, невозможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Юридическая природа перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, заключается в возможности изменения местоположения границ земельных участков, в том числе с увеличением площади таких земельных участков за счет земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статьей 39.28 Земельного кодекса.
Так, перераспределение допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 2 пункта 1 названной статьи).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункт 2 статьи 39.28 Земельного кодекса).
В силу пункта 3 статьи 39.28 Кодекса перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном нормативно (пункт 5 статьи 39.28 Земельного кодекса).
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления такого заявления уполномоченный орган по результатам его рассмотрения обязан направить заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо принять решение об отказе в его заключении при наличии оснований, исчерпывающий перечень которых предусмотрен пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса.
Отказ в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410659:9 с земельными участками с кадастровыми номерами 59:01:4410659:5, 59:01:4410659:1094 и с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности мотивирован заинтересованным лицом пп. 9 п. 9 ст. 32.29 ЗК РФ.
В соответствии с пп. 9 п. 9 ст. 32.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
В соответствии с правовой позицией, изложенной определении Конституционного Суда РФ от 27.06.2017 N 1266-О, указанное законоположение ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки).
Материалами дела подтверждается утверждение постановлением администрации г. Перми от 20.01.2017 N 41 документация по планировке территории. В соответствии с проектом межевания предусмотрено образование земельного участка N 6 (кадастровый номер59:01:4410659:1114) площадью 8517 кв. м за счет земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4410659:5, 59:01:4410659:1094, 59:01:4410659:9.
Таким образом, вопрос о перераспределении земельных участков касается трех земельных участков, а именно:
- - земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410659:9 площадью 5340 кв. м, разрешенное использование - объекты бытового обслуживания населения, принадлежащего Обществу на праве собственности с 19.07.2016;
- - земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410659:1094 площадью 1453 кв. м, разрешенное использование - для размещения объектов, характерных для населенных пунктов (под надземные гаражи), находящегося в публичной собственности и предоставленного обществу на праве аренды по договору от 09.02.2015 N 025-14И для целей не связанных со строительством;
- - земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410659:5 площадью 1043 кв. м, разрешенное использование - для объектов жилой застройки (под существующее здание общежития), находящегося в публичной собственности.
Из анализа подпункт 2 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ следует, что законодатель установил возможность перераспределения земель и земельных участков, находящихся в публичной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории и исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.
В соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Статьей 52.3 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143 (ред. от 22.08.2017) установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также максимальные и минимальные размеры земельных участков. Минимальный размер земельного участка для всех видов разрешенного использования земельных участков - 1 кв. м, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, максимальный размер земельного участка для всех видов разрешенного использования земельных участков - 10000000 кв. м, за исключением случаев, установленных настоящей статьей. В частности для целей строительства многоквартирного жилого дома минимальный размер земельного участка должен составлять 1200 кв. м.
Принимая во внимание разрешенное использование земельных участков, вовлекаемых в процедуру перераспределения земель, установленные Правилами землепользования и застройки города Перми максимальные и минимальные размеры земельных участков, оснований полагать, что соглашение о перераспределении земли обусловлено утверждением постановлением администрации г. Перми от 20.01.2017 N 41 проекта межевания территории, направлено на исключение нерационального использования земли применительно к положениям п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает. Вовлекаемые в процедуру перераспределения земель земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4410659:5, 59:01:4410659:1094, 59:01:4410659:9 могут быть использованы самостоятельно в соответствии с их разрешенным использованием, учитывая возможность урегулирования вопроса доступа к этим участкам с использованием сервитута. Суд констатирует, что заявителем не опровергнута возможность формирования самостоятельных земельных участков без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ.
В результате перераспределения земель не образуются земельные участки, поступающие в муниципальную собственность, при этом площадь земельного участка заявителя, принадлежащего ему на праве собственности, увеличивается на 37,3%.
В рассматриваемом случае, заявитель просит по существу путем перераспределения образовать новый земельный участок за счет участка с кадастровым номером 59:01:4410659:9, находящегося в его собственности, двух сформированных находящихся в муниципальной собственности участков (кадастровые номера 59:01:4410659:5, 59:01:4410659:1094), включая арендованный заявителем земельный участок, а также иных земель, что усматривается из чертежа межевания территории (л.д. 58).
С учетом изложенного отказ заинтересованного лица в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, мотивированный пп. 9 п. 9 ст. 32.29 ЗК РФ, представляется обоснованным.
Кроме того, по общим правилам продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ).
Из пояснения представителя заявителя в судебном заседании следует отсутствие принадлежащих последнему на праве собственности объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410659:1094, в связи с их сносом. Таким образом, право заявителя на приобретение земельного участка, находящегося в аренде, не является безусловным.
В силу подпункта 1 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Поскольку земельное законодательство не содержит норм допускающих предоставление земельных участков для целей строительства без проведения торгов, в результате перераспределения земель не образуются земельные участки, поступающие в муниципальную собственность, площадь земельного участка заявителя, принадлежащего ему на праве собственности, увеличивается на 37,3%, сама необходимость перераспределения земель не доказана, суд апелляционной инстанции полагает основания для подачи заявления о перераспределении земельных участков отсутствующими, в связи с чем отказ заинтересованного лица в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является правомерным. Тот факт, что постановление администрации г. Перми от 20.01.2017 N 41 об утверждении проекта межевания территории не отменено, не признано недействительным не имеет правового значения в целях разрешения вопроса обоснованности перераспределения земель.
В данном случае заявитель не лишен возможности получить права на земельный участок на конкурсной основе, которая обеспечивает справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2012 года N 1584-О, от 17 июля 2014 года N 1685-О и от 19 июля 2016 года N 1549-О).
Оснований для удовлетворения заявленных требований суд апелляционной инстанции не усматривает.
При названных обстоятельствах решение Арбитражного суда Пермского края от 31 июля 2017 года подлежит отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 31 июля 2017 года по делу N А50-16685/2017 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "ПМД-Квартал" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
М.А.ПОЛЯКОВА
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)