Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Ермолаевой Л.П., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.03.2017 по делу N А47-9392/2016 (судья Калашникова А.В.).
В заседании принял участие представитель:
акционерного общества "Газпром газораспределение Оренбург" - Гиндалеева Д.Р. (доверенность от 09.12.2016 N 62).
Акционерное общество "Газпром газораспределение Оренбург" (далее - АО "Газпром газораспределение Оренбург", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Департаменту градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга (далее - Департамент, ответчик) об урегулировании разногласия, возникшего при заключении договора аренды от 15.06.2016 N 16/ц-240юр земельного участка с кадастровым номером 56:44:0441005:90, площадью 32 кв. м, с разрешенным использованием: строительство газопровода к объекту: административное здание г. Оренбург, ул. Гончарная/ пер. Кустарный, д. 22/4, с местоположением: Оренбургская обл., г. Оренбург, ул. Шафеева, а именно раздел: "Расчет арендной платы с 15.06.2016 по 31.12.2016" изложить в следующей редакции: "Расчет арендной платы производится в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Оренбургской области от 24.02.2015 N 110-п "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов".
Кадастровый номер участка 56:44:0441005:90.
Площадь участка 32 кв. м.
Ставка арендной платы: 0,11 руб. за 1 кв. м.
Расчет арендной платы в годовом исчислении:
32 кв. м * 0,11 руб. = 3,52 руб.
Плата за год: 3,52 руб.
Плата за месяц: 0,29 руб.
К оплате за 200 дней - 2 руб.".
Решением арбитражного суда первой инстанции от 22.03.2017 (резолютивная часть объявлена 15.02.2017) урегулировано разногласие, возникшее между обществом и Департаментом при заключении договора аренды земельного участка от 15.06.2016 N 16/ц-240юр: суд изложил раздел договора "Расчет арендной платы с 15.06.2016 по 31.12.2016" в редакции истца.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Департамент (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неверное применение судом норм материального права. Так, податель жалобы указывает, что размер арендной платы 0,11 руб. за 1 кв. м установлен в пункте 4 постановления Правительства Оренбургской области от 24.02.2015 N 110-п "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов" (далее - Порядок N 110-п) именно в отношении земельных участков, предоставленных либо занятых для размещения газопровода, но не для строительства, как в настоящем случае. По мнению Департамента, в рассматриваемом случае подлежит применению подпункт "ж" пункта 3 Порядка N 110-п как в отношении земельного участка, предоставленного для строительства или размещения объектов организаций, оказывающих услуги по тарифам, регулируемым органами государственной власти и органами местного самоуправления, поскольку истец является организацией, оказывающей услуги по регулируемым тарифам.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель ответчика не явился. С учетом мнения представителей истца и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя Департамента.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.06.2016 между Департаментом (арендодатель) и АО "Газпром газораспределение Оренбург" (арендатор) с протоколом разногласий подписан договор аренды земельного участка N 16/ц-240юр, по условиям которого арендодатель сдал, а арендатор принял во временное владение и пользование земельный участок площадью 32 кв. м, с кадастровым номером 56:44:0441005:90, с разрешенным использованием: строительство газопровода к объекту: административное здание г. Оренбург, ул. Гончарная/пер. Кустарный, д. 22/4 (код 3.1 приложения к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", группа 13 приложения N 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области"), с местоположением: Российская Федерация, Оренбургская обл., г. Оренбург, ул. Шафеева (пункт 1.1 договора) (л. д. 13-16).
В силу пункта 1.4 договора земельный участок передается на 11 месяцев.
В приложении к договору "Расчет арендной платы с 15.06.2016 по 31.12.2016" указан размер арендной платы за год, определенный по формуле: 21 013 руб. 12 коп. (кадастровая стоимость земельного участка) х 1,5% (ставка арендной платы) / 100 = 315 руб. 20 коп., соответственно, с 15.06.2016 по 31.12.2016 размер арендной платы 172 руб. 24 коп. (л. д. 17).
Расчет подписан со стороны арендатора с протоколом разногласий от 20.07.2016, в соответствии с которым расчет годовой арендной платы произведен арендатором на основании пункта 4 постановления N 110-п (0,11 руб. за 1 кв. м): 32 кв. м (площадь земельного участка) х 0,11 руб. = 3,52 руб., соответственно, с 15.06.2016 по 31.12.2016 размер арендной платы 2 руб. (л. д. 18).
Департамент направил в адрес арендатора протокол согласования разногласий от 29.08.2016 (л. д. 19), согласно которому арендодатель подтвердил ранее включенный в договор расчет арендной платы на основании подпункта "ж" пункта 3 Порядка N 110-п.
Наличие между сторонами разногласий относительно условия договора о размере арендных платежей послужило основанием для обращения истца в суд с указанными ранее требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав объяснения представителя АО "Газпром газораспределение Оренбург", не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подпунктом 4 пункта 2 указанной статьи установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.
В силу пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 названного Кодекса в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Указанные нормы предусматривают право стороны на обращение в суд с иском об урегулировании разногласий по договору на стадии его заключения.
В настоящем случае между сторонами возникли разногласия по спорному договору аренды относительно порядка определения и, соответственно, размера арендной платы.
Так как стороны не достигли соглашения относительно спорного условия договора, возникшие разногласия правомерно были переданы истцом на рассмотрение суда.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (пункт 1 статьи 432 названного Кодекса).
Существенными условиями договора аренды являются условия об объекте аренды (пункт 3 статьи 607 названного Кодекса) и размере арендной платы (статья 614 названного Кодекса).
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (статья 424 названного Кодекса).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, размер арендной платы в настоящем случае является регулируемым.
Поскольку арендная плата за использование спорного земельного участка носит регулируемый характер, определение условий приложения к договору "Расчет арендной платы" необходимо производить на основании Порядка N 110-п.
Согласно пункту 1 названного Порядка настоящий Порядок устанавливает способы определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области, предоставленные в аренду без торгов.
В силу пункта 2 Порядка размер арендной платы за земельные участки в расчете на год определяется уполномоченными на распоряжение земельными участками органами одним из следующих способов: а) на основании кадастровой стоимости земельных участков; б) в соответствии со ставками арендной платы; в) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности; г) на основании нормативных правовых актов Российской Федерации и Оренбургской области.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 3 Порядка арендная плата, определяемая на основании кадастровой стоимости земельного участка, рассчитывается в размере 1,5 процента в отношении земельного участка, предоставленного для строительства или размещения объектов здравоохранения, образования, культуры, финансируемых как из федерального, так из областного или муниципального бюджетов, а также объектов бытового обслуживания (бань, прачечных и т.д.), организаций, оказывающих услуги по тарифам, регулируемым органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В силу пункта 4 Порядка для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется в соответствии со ставками арендной платы в отношении, в том числе, земельного участка, предоставленного (занятого) для размещения объектов Единой системы газоснабжения, газопроводов, нефтепроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, - в размере 0,11 руб. за 1 кв. м.
В настоящем случае земельный участок предоставлен обществу для строительства газопровода к административному зданию.
По мнению Департамента, в рассматриваемом случае подлежит применению подпункт "ж" пункта 3 Порядка N 110-п как в отношении земельного участка, предоставленного для строительства объектов организаций, оказывающих услуги по тарифам, регулируемым органами государственной власти и органами местного самоуправления, поскольку, как указывает Департамент, истец является организацией, оказывающей услуги по регулируемым тарифам.
Между тем, достаточное мотивированное обоснование необходимости применения именно данного пункта ответчик не привел.
При этом арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что в обоснование своей правовой позиции ответчик указывает именно на то, что земельный участок предоставляется истцу под строительство объекта.
Однако, в подпункте "ж" пункта 3 Порядка N 110-п под целевым использованием земельного участка понимается и строительство, и размещение соответствующих объектов.
Между тем, в пункте 4 Порядка, на необходимости применения которого настаивает АО "Газпром газораспределение Оренбург", установлен порядок определения арендной платы специально для земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения объектов системы газоснабжения, что имеет место в настоящем случае.
Кроме того, по мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, пункт 4 Порядка по использованным в нем терминам ("размещение объектов системы газоснабжения") соответствует приведенной ранее норме подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании которой и предоставляется земельный участок истцу в настоящем случае.
Также в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель общества дополнительно пояснил, что обществом ранее уже были заключены в других муниципальных образованиях аналогичные договоры аренды с применением при определении арендной платы именно пункта 4 Порядка N 110-п. Аналогичные договоры аренды заключены истцом и с территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом в отношении федеральных земель с определением арендной платы 0,11 руб. за 1 кв. м на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.01.2011 N 9 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов".
Учитывая изложенное, требования истца обоснованно удовлетворены арбитражным судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты арбитражным судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.03.2017 по делу N А47-9392/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.06.2017 N 18АП-5137/2017 ПО ДЕЛУ N А47-9392/2016
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2017 г. N 18АП-5137/2017
Дело N А47-9392/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Ермолаевой Л.П., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.03.2017 по делу N А47-9392/2016 (судья Калашникова А.В.).
В заседании принял участие представитель:
акционерного общества "Газпром газораспределение Оренбург" - Гиндалеева Д.Р. (доверенность от 09.12.2016 N 62).
Акционерное общество "Газпром газораспределение Оренбург" (далее - АО "Газпром газораспределение Оренбург", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Департаменту градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга (далее - Департамент, ответчик) об урегулировании разногласия, возникшего при заключении договора аренды от 15.06.2016 N 16/ц-240юр земельного участка с кадастровым номером 56:44:0441005:90, площадью 32 кв. м, с разрешенным использованием: строительство газопровода к объекту: административное здание г. Оренбург, ул. Гончарная/ пер. Кустарный, д. 22/4, с местоположением: Оренбургская обл., г. Оренбург, ул. Шафеева, а именно раздел: "Расчет арендной платы с 15.06.2016 по 31.12.2016" изложить в следующей редакции: "Расчет арендной платы производится в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Оренбургской области от 24.02.2015 N 110-п "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов".
Кадастровый номер участка 56:44:0441005:90.
Площадь участка 32 кв. м.
Ставка арендной платы: 0,11 руб. за 1 кв. м.
Расчет арендной платы в годовом исчислении:
32 кв. м * 0,11 руб. = 3,52 руб.
Плата за год: 3,52 руб.
Плата за месяц: 0,29 руб.
К оплате за 200 дней - 2 руб.".
Решением арбитражного суда первой инстанции от 22.03.2017 (резолютивная часть объявлена 15.02.2017) урегулировано разногласие, возникшее между обществом и Департаментом при заключении договора аренды земельного участка от 15.06.2016 N 16/ц-240юр: суд изложил раздел договора "Расчет арендной платы с 15.06.2016 по 31.12.2016" в редакции истца.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Департамент (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неверное применение судом норм материального права. Так, податель жалобы указывает, что размер арендной платы 0,11 руб. за 1 кв. м установлен в пункте 4 постановления Правительства Оренбургской области от 24.02.2015 N 110-п "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов" (далее - Порядок N 110-п) именно в отношении земельных участков, предоставленных либо занятых для размещения газопровода, но не для строительства, как в настоящем случае. По мнению Департамента, в рассматриваемом случае подлежит применению подпункт "ж" пункта 3 Порядка N 110-п как в отношении земельного участка, предоставленного для строительства или размещения объектов организаций, оказывающих услуги по тарифам, регулируемым органами государственной власти и органами местного самоуправления, поскольку истец является организацией, оказывающей услуги по регулируемым тарифам.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель ответчика не явился. С учетом мнения представителей истца и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя Департамента.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.06.2016 между Департаментом (арендодатель) и АО "Газпром газораспределение Оренбург" (арендатор) с протоколом разногласий подписан договор аренды земельного участка N 16/ц-240юр, по условиям которого арендодатель сдал, а арендатор принял во временное владение и пользование земельный участок площадью 32 кв. м, с кадастровым номером 56:44:0441005:90, с разрешенным использованием: строительство газопровода к объекту: административное здание г. Оренбург, ул. Гончарная/пер. Кустарный, д. 22/4 (код 3.1 приложения к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", группа 13 приложения N 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области"), с местоположением: Российская Федерация, Оренбургская обл., г. Оренбург, ул. Шафеева (пункт 1.1 договора) (л. д. 13-16).
В силу пункта 1.4 договора земельный участок передается на 11 месяцев.
В приложении к договору "Расчет арендной платы с 15.06.2016 по 31.12.2016" указан размер арендной платы за год, определенный по формуле: 21 013 руб. 12 коп. (кадастровая стоимость земельного участка) х 1,5% (ставка арендной платы) / 100 = 315 руб. 20 коп., соответственно, с 15.06.2016 по 31.12.2016 размер арендной платы 172 руб. 24 коп. (л. д. 17).
Расчет подписан со стороны арендатора с протоколом разногласий от 20.07.2016, в соответствии с которым расчет годовой арендной платы произведен арендатором на основании пункта 4 постановления N 110-п (0,11 руб. за 1 кв. м): 32 кв. м (площадь земельного участка) х 0,11 руб. = 3,52 руб., соответственно, с 15.06.2016 по 31.12.2016 размер арендной платы 2 руб. (л. д. 18).
Департамент направил в адрес арендатора протокол согласования разногласий от 29.08.2016 (л. д. 19), согласно которому арендодатель подтвердил ранее включенный в договор расчет арендной платы на основании подпункта "ж" пункта 3 Порядка N 110-п.
Наличие между сторонами разногласий относительно условия договора о размере арендных платежей послужило основанием для обращения истца в суд с указанными ранее требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав объяснения представителя АО "Газпром газораспределение Оренбург", не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подпунктом 4 пункта 2 указанной статьи установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.
В силу пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 названного Кодекса в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Указанные нормы предусматривают право стороны на обращение в суд с иском об урегулировании разногласий по договору на стадии его заключения.
В настоящем случае между сторонами возникли разногласия по спорному договору аренды относительно порядка определения и, соответственно, размера арендной платы.
Так как стороны не достигли соглашения относительно спорного условия договора, возникшие разногласия правомерно были переданы истцом на рассмотрение суда.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (пункт 1 статьи 432 названного Кодекса).
Существенными условиями договора аренды являются условия об объекте аренды (пункт 3 статьи 607 названного Кодекса) и размере арендной платы (статья 614 названного Кодекса).
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (статья 424 названного Кодекса).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, размер арендной платы в настоящем случае является регулируемым.
Поскольку арендная плата за использование спорного земельного участка носит регулируемый характер, определение условий приложения к договору "Расчет арендной платы" необходимо производить на основании Порядка N 110-п.
Согласно пункту 1 названного Порядка настоящий Порядок устанавливает способы определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области, предоставленные в аренду без торгов.
В силу пункта 2 Порядка размер арендной платы за земельные участки в расчете на год определяется уполномоченными на распоряжение земельными участками органами одним из следующих способов: а) на основании кадастровой стоимости земельных участков; б) в соответствии со ставками арендной платы; в) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности; г) на основании нормативных правовых актов Российской Федерации и Оренбургской области.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 3 Порядка арендная плата, определяемая на основании кадастровой стоимости земельного участка, рассчитывается в размере 1,5 процента в отношении земельного участка, предоставленного для строительства или размещения объектов здравоохранения, образования, культуры, финансируемых как из федерального, так из областного или муниципального бюджетов, а также объектов бытового обслуживания (бань, прачечных и т.д.), организаций, оказывающих услуги по тарифам, регулируемым органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В силу пункта 4 Порядка для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется в соответствии со ставками арендной платы в отношении, в том числе, земельного участка, предоставленного (занятого) для размещения объектов Единой системы газоснабжения, газопроводов, нефтепроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, - в размере 0,11 руб. за 1 кв. м.
В настоящем случае земельный участок предоставлен обществу для строительства газопровода к административному зданию.
По мнению Департамента, в рассматриваемом случае подлежит применению подпункт "ж" пункта 3 Порядка N 110-п как в отношении земельного участка, предоставленного для строительства объектов организаций, оказывающих услуги по тарифам, регулируемым органами государственной власти и органами местного самоуправления, поскольку, как указывает Департамент, истец является организацией, оказывающей услуги по регулируемым тарифам.
Между тем, достаточное мотивированное обоснование необходимости применения именно данного пункта ответчик не привел.
При этом арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что в обоснование своей правовой позиции ответчик указывает именно на то, что земельный участок предоставляется истцу под строительство объекта.
Однако, в подпункте "ж" пункта 3 Порядка N 110-п под целевым использованием земельного участка понимается и строительство, и размещение соответствующих объектов.
Между тем, в пункте 4 Порядка, на необходимости применения которого настаивает АО "Газпром газораспределение Оренбург", установлен порядок определения арендной платы специально для земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения объектов системы газоснабжения, что имеет место в настоящем случае.
Кроме того, по мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, пункт 4 Порядка по использованным в нем терминам ("размещение объектов системы газоснабжения") соответствует приведенной ранее норме подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании которой и предоставляется земельный участок истцу в настоящем случае.
Также в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель общества дополнительно пояснил, что обществом ранее уже были заключены в других муниципальных образованиях аналогичные договоры аренды с применением при определении арендной платы именно пункта 4 Порядка N 110-п. Аналогичные договоры аренды заключены истцом и с территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом в отношении федеральных земель с определением арендной платы 0,11 руб. за 1 кв. м на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.01.2011 N 9 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов".
Учитывая изложенное, требования истца обоснованно удовлетворены арбитражным судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты арбитражным судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.03.2017 по делу N А47-9392/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.В.ПИВОВАРОВА
Л.В.ПИВОВАРОВА
Судьи
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Л.А.СУСПИЦИНА
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Л.А.СУСПИЦИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)