Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.06.2016 N 08АП-5345/2016 ПО ДЕЛУ N А70-136/2016

Разделы:
Земли особо охраняемых территорий и их объектов; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2016 г. N 08АП-5345/2016

Дело N А70-136/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2016 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5345/2016) Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.03.2016 по делу N А70-136/2016 (судья Бадрызлова М.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сиббурвод" к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании недействительным отказа в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка с кадастровым номером 72:16:1442003:48 из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель "земли особо охраняемых территорий и объектов", выраженного в письме от 18.12.2015 N 151218008/14-2,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента имущественных отношений Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от общества с ограниченной ответственностью "Сиббурвод" - Низамова А.В. (личность удостоверена паспортом, по доверенности от 06.04.2016 сроком действия 2 года).

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Сиббурвод" (далее - заявитель, Общество, ООО "Сиббурвод") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным отказа в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка с кадастровым номером 72:16:1442003:48 из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель "земли особо охраняемых территорий и объектов", выраженного в письме от 18.12.2015 N 151218008/14-2.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 24.03.2016 по делу N А70-136/2016 заявленные требования удовлетворены. Признан недействительным отказ Департамента имущественных отношений Тюменской области в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка с кадастровым номером 72:16:1442003:48 из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель "земли особо охраняемых территорий и объектов", выраженный в письме от 18.12.2015 N 151218008/14-2.
Суд обязал Департамент имущественных отношений Тюменской области после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Сиббурвод" путем повторного рассмотрения ходатайства от 19.11.2015 о переводе земельного участка с кадастровым номером 72:16:1442003:48 из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель "земли особо охраняемых территорий и объектов".
Этим же решением с Департамента имущественных отношений Тюменской области в пользу ООО "Сиббурвод" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что судом необоснованно не принят во внимание довод Департамента, что ходатайство может быть рассмотрено уполномоченным органом только при наличии полного и достаточного пакета документов, перечень которых определен законодательством. Так, абзацем 7 пункта 7.1 Постановления Правительства Тюменской области от 23.05.2005 N 36-п определен пакет документов, прилагаемых к ходатайству, по желанию заявителя, но при этом необходимый для рассмотрения ходатайства.
Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайств об отложении слушания по делу не заявил, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель ООО "Сиббурвод" возразил на доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившегося в судебное заседание представителя ООО "Сиббурвод", установил следующие обстоятельства.
19.11.2015 Общество обратилось в Департамент имущественных отношений Тюменской области с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 72:16:1442003:48 площадью 47000 кв. м, расположенного по адресу: Тюменская область, Тобольский район, в районе д. Шестакова, из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли особо охраняемых территорий и объектов".
В качестве обоснования необходимости перевода земельных участков из одной категории в другую Общество указало "в связи с работами по обустройству горячего источника".
Письмом от 18.12.2015 N 151218008/14-2 Департамент отказал в рассмотрении ходатайства в связи с несоответствием состава, формы и содержания документов, прилагаемых к ходатайству, требованиям земельного законодательства.
Несогласие с отказом в рассмотрении ходатайства послужило основанием для обращения Общества с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
24.03.2016 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Данные обстоятельства должны быть установлены арбитражным судом в совокупности.
Как было указано выше, Общество оспаривает действия Департамента по отказу в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка с кадастровым номером 72:16:1442003:48 из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель "земли особо охраняемых территорий и объектов".
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования Общества являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции. При этом, апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли особо охраняемых территорий и объектов.
В соответствии подпунктом 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Перечень документов, которые необходимо приложить к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, установлен пунктом 4 статьи 2 Закона N 172-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона N 172-ФЗ в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если: с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства. Данный перечень является закрытым.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Тюменской области от 23.05.2005 N 36-п "О процедуре перевода земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - постановление N 36-п) в ходатайстве о переводе земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию земель, в том числе, указываются: обоснование перевода земельного участка в другую категорию земель, включающее цель перевода земельного участка в другую категорию и обоснование необходимости использования земельного участка в составе испрашиваемой категории земель, несовместимого с нахождением в составе земель сельскохозяйственного назначения; обоснование отсутствия иных вариантов использования земельных участков из других категорий земель для испрашиваемых целей.
Пункт 7.1 постановления N 36-п устанавливает перечень документов, прилагаемых к ходатайству:
- - копия документа, удостоверяющего личность заявителя, - физического лица;
- - документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (в случае если с ходатайством обращается представитель заявителя);
- - согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию земель (за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка);
- - утвержденный в установленном порядке проект рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов (при переводе земельного участка согласно пункту 6 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ);
- - утвержденный в установленном порядке проект рекультивации земель в связи с добычей полезных ископаемых (при переводе земельного участка согласно пункту 8 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ).
К ходатайству о переводе земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию земель по желанию заявителя прилагаются следующие документы:
- - кадастровая выписка о земельном участке или кадастровый паспорт такого земельного участка;
- - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого предполагается осуществить;
- - заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено законодательством;
- - решение о предварительном согласовании места размещения объекта, принятое до 1 марта 2015 года, либо решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, или если земельный участок, в отношении которого поступило ходатайство о переводе, находится в частной собственности (в случае перевода земельного участка в целях строительства);
- - копия решения о консервации земель (в случае перевода земельного участка на основании пункта 1 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ);
- - копия решения о резервировании земель (в случае перевода земельного участка на основании пункта 2 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ);
- - сведения, подтверждающие нахождение или отсутствие на земельном участке объекта историко-культурного наследия (в случае перевода земельного участка на основании пункт 2 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ);
- - заключение, иной документ или сведения органа местного самоуправления, на территории которого осуществляется перевод, подтверждающий отсутствие иных вариантов размещения соответствующих объектов (в случае перевода земельного участка на основании пунктов 4, 7, 9 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ);
- - заключение, иной документ или сведения органа местного самоуправления о наличии прав на земельный участок, возникших до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- - заключение, иной документ или сведения органа местного самоуправления, иного уполномоченного органа о соответствии испрашиваемого целевого назначения земель или земельного участка документам территориального планирования и документации по планировке территории;
- - документ, подтверждающий создание особо охраняемых природных территорий или отнесение земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения (в случае перевода земельного участка на основании пункт 2 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ);
- - выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления.
В случае направления ходатайства без приложения документов, которые предоставляются по желанию заявителя, такие документы запрашиваются в рамках межведомственного взаимодействия у государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых они находятся в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тюменской области.
Согласно информации представленной уполномоченным органами в порядке межведомственного взаимодействия на земельном участке с кадастровым номером 72:16:1442003:48, расположенного по адресу: Тюменская область, Тобольский район, в районе д. Шестакова, особо охраняемые природные территории федерального, регионального значения отсутствуют. Сведения об отнесении указанного земельного участка к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения также отсутствуют.
Из письма Администрации Тобольского муниципального района от 07.05.2015 N 1255/06-05 следует, что решение о резервировании земель не принималось. Документы, подтверждающие отнесение земель к землям природоохранного, рекреационного и иного особо ценного назначения отсутствуют.
По сведениям Комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области объектов культурного наследия федерального, регионального, местного (муниципального) значения на земельном участке нет.
Между тем, в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", земли могут быть признаны землями особо охраняемых территорий и объектов только при одновременном наличии следующих условий: земли должны иметь особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение; земли должны быть изъяты в соответствии с решениями уполномоченных органов власти полностью или частично из хозяйственного использования и оборота; для земель должен быть установлен особый правовой режим.
Департаментом по результатам анализа ответов уполномоченных органов в ходе межведомственного взаимодействия совокупность условий, перечисленных в Федеральном законе от 14.03.1995 N 33-ФЗ, не установлена.
Также Департамент ссылается на отсутствие сведений о том, что спорному земельному участку установлен статус особо охраняемой территории с объектами рекреационного назначения с определением ему особого правового режима. Доказательств, свидетельствующих о наличии предусмотренных законом оснований для изменения целевого назначения спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения, также не представлено.
Отказывая в рассмотрении ходатайства заявителя, Департамент указал, что представленные Обществом документы не соответствуют требованиям земельного законодательства по составу, форме и содержанию.
Из пояснений Департамента следует, что заявитель не представил документы, свидетельствующие о том, что спорному земельному участку присвоен статус особо охраняемой территории с объектами рекреационного назначения с определением ему особого правового режима, что свидетельствует о несоответствии представленных заявителем документов по составу требованиям земельного законодательства.
Однако, как верно отмечено судом первой инстанции, предоставление документов, подтверждающих указанные обстоятельства, в соответствии со статьей 7.1 Постановления N 36-п отнесены к перечню документов, предоставляемых по желанию заявителя.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Обществом представлен полный пакет документов, необходимый для рассмотрения заявленного ходатайства.
Следовательно, у Департамента отсутствовали основания для отказа в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка от 19.11.2015 в связи с тем, что представленные заявителем документы по составу не соответствуют требованиям земельного законодательства.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что отказ Департамента имущественных отношений Тюменской области в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка с кадастровым номером 72:16:1442003:48 из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель "земли особо охраняемых территорий и объектов", выраженный в письме от 18.12.2015 N 151218008/14-2 является незаконным.
Принимая во внимание обстоятельства настоящего спора и учитывая, что оспариваемый отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции избран верный способ восстановления нарушенного права в виде возложения на Департамент обязанности после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Сиббурвод" путем повторного рассмотрения ходатайства от 19.11.2015 о переводе земельного участка с кадастровым номером 72:16:1442003:48 из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель "земли особо охраняемых территорий и объектов".
В целом, доводы апелляционной жалобы Департамента повторяют доводы, сформулированные и заявлявшиеся последним в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Департамента в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате Департаментом, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.03.2016 по делу N А70-136/2016 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
О.А.СИДОРЕНКО

Судьи
Н.А.ШИНДЛЕР
Л.А.ЗОЛОТОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)